ОБДОРСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ПРИ ЦЕРКОВНО-МИССИОНЕРСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ *).
[* См. «Православный Благовѣстникъ» 1907, т. ІІІ, № 22, ноябрь, кн. 2-ая, статья настоятеля обдорской миссии игумена Иринарха о деятельности обдорского Братства св. Гурия.]
Существующее уже четвертый год обдорское миссионерское Братство св. Гурия, — исходя из того положения, что, «для успеха своих действий в инородческой среде», оно должно было «стать не только церковно-миссионерским учреждением, но и культурным», «должно было сделаться... маяком для всего населения Обдорского края без различия народностей, будь то остяки, самоеды, зырянские самоеды, татары», — открыло церковно-миссионерскую библиотеку, в которой «одним из главных отделов, между прочим, считается отдел о севере России вообще и тобольском севере в частности». Этот отдел содержит в себе литературу об инородцах названных местностей, знакомство с которою, по мысли Братства, должно было помочь его членам в деле изучения быта и жизни инородцев, без чего невозможно приобрести влияние на инородческое население. Находя, что литература эта страдает крупными недостатками, Братство, для облегчения изучения жизни и быта инородцев, открыло при библиотеке музей под названием «хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского севера». В журнальном постановлении Братства об открытии музея в следующих выраженияхъ рисуется ожидаемая от него польза: «Коллекции из жизни и быта инородцев Тобольского севера будут обрисовывать аборигенов во всех отношениях. Они будут давать возможность всем непосвященным в тайны инородческой жизни приподнимать завесу религиозных убеждений инородцев, проникать в сущность их заветных пожеланий; эти коллекции будут обрисовывать ум и сметку инородцев, давать сведения о сумме их знаний, добытых в вековой борьбе съ суровой природой крайнего севера. Хранилище коллекций будет обрисовывать инородцев, как людей, возбуждать к ним жалость в одном отношении, уважение в другом, будет пробуждать у колонистов человечность к ним, расположение, желание помочь и т. д.» Со своей стороны, пожелаем дальнейшего развития учреждению, преследующему, кроме научных, и столь категорически выраженные гуманные цели по отношению к инородцам нашего севера.
Э. П.
/Сибирскіе Вопросы. № 11. 23 марта. С.-Петербургъ. 1908. С. 25-26./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)