ОБДОРСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ПРИ ЦЕРКОВНО-МИССИОНЕРСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ *).
[* См. «Православный Благовѣстникъ» 1907, т. ІІІ, № 22, ноябрь, кн. 2-ая, статья настоятеля обдорской миссии игумена Иринарха о деятельности обдорского Братства св. Гурия.]
Существующее уже четвертый год обдорское миссионерское Братство св. Гурия, — исходя из того положения, что, «для успеха своих действий в инородческой среде», оно должно было «стать не только церковно-миссионерским учреждением, но и культурным», «должно было сделаться... маяком для всего населения Обдорского края без различия народностей, будь то остяки, самоеды, зырянские самоеды, татары», — открыло церковно-миссионерскую библиотеку, в которой «одним из главных отделов, между прочим, считается отдел о севере России вообще и тобольском севере в частности». Этот отдел содержит в себе литературу об инородцах названных местностей, знакомство с которою, по мысли Братства, должно было помочь его членам в деле изучения быта и жизни инородцев, без чего невозможно приобрести влияние на инородческое население. Находя, что литература эта страдает крупными недостатками, Братство, для облегчения изучения жизни и быта инородцев, открыло при библиотеке музей под названием «хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского севера». В журнальном постановлении Братства об открытии музея в следующих выраженияхъ рисуется ожидаемая от него польза: «Коллекции из жизни и быта инородцев Тобольского севера будут обрисовывать аборигенов во всех отношениях. Они будут давать возможность всем непосвященным в тайны инородческой жизни приподнимать завесу религиозных убеждений инородцев, проникать в сущность их заветных пожеланий; эти коллекции будут обрисовывать ум и сметку инородцев, давать сведения о сумме их знаний, добытых в вековой борьбе съ суровой природой крайнего севера. Хранилище коллекций будет обрисовывать инородцев, как людей, возбуждать к ним жалость в одном отношении, уважение в другом, будет пробуждать у колонистов человечность к ним, расположение, желание помочь и т. д.» Со своей стороны, пожелаем дальнейшего развития учреждению, преследующему, кроме научных, и столь категорически выраженные гуманные цели по отношению к инородцам нашего севера.
Э. П.
/Сибирскіе Вопросы. № 11. 23 марта. С.-Петербургъ. 1908. С. 25-26./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава