niedziela, 2 października 2022

ЎЎЎ 1. Эдуард Пякарскі. Абдорскі этнаграфічны музэй. Койданава. "Кальвіна". 2022.



 

                                         ОБДОРСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

                                  ПРИ ЦЕРКОВНО-МИССИОНЕРСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ *).

    [* См. «Православный Благовѣстникъ» 1907, т. ІІІ, № 22, ноябрь, кн. 2-ая, статья настоятеля обдорской миссии игумена Иринарха о деятельности обдорского Братства св. Гурия.]

    Существующее уже четвертый год обдорское миссионерское Братство св. Гурия, — исходя из того положения, что, «для успеха своих действий в инородческой среде», оно должно было «стать не только церковно-миссионерским учреждением, но и культурным», «должно было сделаться... маяком для всего населения Обдорского края без различия народностей, будь то остяки, самоеды, зырянские самоеды, татары», — открыло церковно-миссионерскую библиотеку, в которой «одним из главных отделов, между прочим, считается отдел о севере России вообще и тобольском севере в частности». Этот отдел содержит в себе литературу об инородцах названных местностей, знакомство с которою, по мысли Братства, должно было помочь его членам в деле изучения быта и жизни инородцев, без чего невозможно приобрести влияние на инородческое население. Находя, что литература эта страдает крупными недостатками, Братство, для облегчения изучения жизни и быта инородцев, открыло при библиотеке музей под названием «хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского севера». В журнальном постановлении Братства об открытии музея в следующих выраженияхъ рисуется ожидаемая от него польза: «Коллекции из жизни и быта инородцев Тобольского севера будут обрисовывать аборигенов во всех отношениях. Они будут давать возможность всем непосвященным в тайны инородческой жизни приподнимать завесу религиозных убеждений инородцев, проникать в сущность их заветных пожеланий; эти коллекции будут обрисовывать ум и сметку инородцев, давать сведения о сумме их знаний, добытых в вековой борьбе съ суровой природой крайнего севера. Хранилище коллекций будет обрисовывать инородцев, как людей, возбуждать к ним жалость в одном отношении, уважение в другом, будет пробуждать у колонистов человечность к ним, расположение, желание помочь и т. д.» Со своей стороны, пожелаем дальнейшего развития учреждению, преследующему, кроме научных, и столь категорически выраженные гуманные цели по отношению к инородцам нашего севера.

    Э. П.

    /Сибирскіе Вопросы. № 11. 23 марта. С.-Петербургъ. 1908. С. 25-26./

 









 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 


 







sobota, 1 października 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Т. О. Б. Бѣлоусовъ... Койданава. "Кальвіна". 2022.

 

                                                                   БИБЛИОГРАФИЯ

    Т. О. Б. Бѣлоусовъ. «Что такое земство и какая отъ него польза народу». Общедоступное изложеніе сущности самоуправленія примѣнительно къ условіямъ жизни сибирскаго населенія. Изд. С. Ф. Михалевича. Спб. 1906. Стр. 48. Ц. 10 коп.

    Только на днях, можно сказать, появилась на книжном рынке брошюра г. Белоусова, отпечатанная в издании г. Михалевича еще в 1906 г. Написанная в высшей степени популярно и хорошим русским языком, книжка г. Белоусова заслуживает самого широкого распространения не только среди сибиряков, но и среди населения Европейской России, особенно тех губерний, в которых, как и в Сибири, еще не введено земское самоуправление и где о последнем имеют смутное представление. По сравнению с иркутским изданием 1905 г., премированным Восточно-Сибирским Отделом Императ. Русск. Геогр. Общества, настоящее издание является несколько дополненным и исправленным. Цена — более, чем умеренная.

    Своевременность выпуска в свет данного издания доказывается хотя бы тем, что 600 экземпляров его уже приобретено сибирской парламентской группой «для рассылки на места в Сибирь» и что «сибирские депутаты приобрели некоторое количество этого издания за свой личный счет для той же цели» (см. «Сибирские вопросы» 1906, № 10).

    Э. П.

    /Якутская жизнь. Якутскъ. № 19. 24 апрѣля 1908. С. 5./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

   Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава.

 

 

    Терентий Осипович Белоусов род. в 1874 г. в д. Бирюса Нижнеудинского уезда Иркутской губернии Российской империи, в крестьянской семье. Окончил приходское училище, затем городское училище в Нижнеудинске, а в 1892 г. Иркутскую учительскую семинарию. Один из организаторов Иркутского отделения Всероссийского учительского союза. В 1905 г. принял участие в конкурсе на составление общедоступной брошюры о земстве и его брошюра получила первую премию. Также состоял в меньшевистском крыле РСДРП. Принимал участие в избирательных кампаниях по выборам депутатов I-й, II й и III-й Государственных дум от Балаганского уезда Иркутской губернии. В Думе вошел во фракцию социал-демократов, от имени которой выступал по вопросам народного образования, финансов и бюджета. После окончания работы III-й Государственной Думы вернулся в Иркутскую губернию. Умер в 1921 г.

    Шурка Балаган-Радная,

    Койданава

 




 



ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Е. П. Поповъ. Нѣкоторыя данныя по изученію быта русскихъ на Колымѣ. Койданава. "Кальвина". 2022.




 

    Е. П. Поповъ. Нѣкоторыя данныя по изученію быта русскихъ на Колымѣ („Этнографическое Обозрѣніе” 1907, № 1-2).

    Если не ошибаюсь, еще в 1894 году В. Ф. Миллер, — узнав об организации в г. Якутске так называемой Сибиряковской Экспедиции, задавшейся, между прочим, целью исследовать быт населения отдаленного Колымского округа, — писал в Якутск о необходимости возможно полного собирания сохранившихся в этом округе памятников русского народного творчества, которые, по мнению г. Миллера, должны были там подвергнуться меньшему искажению, чем это имело место на их прародине. И г. Попов, автор статьи, заголовок которой выписан нами выше, подтверждает, что «для этнографа колымчане представляют большой интерес во многих отношениях», так как «здесь, в особенности в северной части округа, успели в полной неприкосновенности сохраниться формы, обороты и даже фонетика древнерусского наречия, сохранились в изустной передаче с ХVІ столетия (а может быть и раньше) былины, исторические песни, мотивы их и т. д.». Редакция журнала прибавляет от себя, что автор, к сожалению, «не дал фонетической записи образцов колымского творчества» (стр. 160). Если это так, то собранный автором материал теряет значительную долю той ценности, какую он мог бы иметь при соблюдении указанного редакцией условия. Тем не менее, записанные автором образцы колымского творчества и в теперешнем своем виде не лишены интереса: в них мы находим не мало чисто местных слов, выражений и грамматических форм. Весь свой материал автор систематизировал по четырем (а не по трем, как сказано у автора) отделам: 1) старинные песни, 2) местные любовные песни, 3) сатирические песни и 4) рассказы и сказки (стр. 163-181). Собрание образцов не велико по размерам, но «в ряде других исследований — по справедливому замечанию автора — и эти отрывочные данные могут иметь некоторое значение в смысле пополнения имеющегося в литературе материала» (стр. 159), — очень скудного, прибавим от себя.

    Заслуживает внимания подтверждение автором наблюденного ранее факта, что русские колымчане северной части округа, несмотря на продолжительное общение с инородческими племенами, «в отношении родного языка оказались настолько стойкими, что даже совершенно русифицировали обитающих вместе с ними... якутов І-го Мятюжского наслега», тогда как в остальной части округа якуты не только не поддаются влиянию русских, но, наоборот, «наблюдается... процесс «объякучивания» казаков и мещан, живущих по Колыме выше т. наз. заимки Крестов» (стр. 160). Процесс объякучивания, как известно, констатирован не только в Колымском, но и во всех остальных округах Якутской области. Тем любопытнее этот чуть ли не единственный пример «стойкости», проявленной на крайнем севере русскими-колымчанами хотя бы в одной области родного языка.

    Эд. Пекарский

    /Живая Старина. Періодическое изданіе отдѣленія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. III. С.-Петербургъ. 1907. С. 37-38./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава