sobota, 17 grudnia 2022

ЎЎЎ 4. Эдуард Пякарскі. З якуцкай даўніны. 4. Да артыкулу В. П. Трашчанскага. Койданава. "Кальвіна". 2022.





 

                                                             ИЗ ЯКУТСКОЙ СТАРИНЫ

                                       К статье В. Ф. Трощанского: «Любовь и брак у якутов).

    Печатаемую в настоящем выпуске «Живой Старины» статью покойного Трощанского считаю не бесполезным дополнить имеющимся у меня материалом об исконных якутских обычаях, возникших на почве брачных отношений. Материалы эти относятся к 20-м годам прошлого столетия и представляют собою часть тех «Якутских показаний», в их первоначальной редакции, которые в несколько измененном, а иногда и в искаженном виде напечатаны в известном «Сборнике обычного права сибирских инородцев» Д. Я. Самоквасова (Варшава. 1876), в отделе: «Обычаи Якутов» (стр. 199-248). В этот «Сборник», притом, вошли лишь данные, доставленные «головами якутских пяти улусов и двух волостей» Якутского округа, мы же имеем возможность не только восстановить первоначальный текст соответственных глав по копии с «Объяснения якутов Якутской области о законах и обычаях их», представленного головами в 1823 году, через Якутское Областное Правление, Иркутскому Гражданскому Губернатору, но и дополнить его: 1) «сведениями, составленными... Олекминского ведомства якутских 5-ти волостей князцами и лучшими родовичами о законах и обычаях инородцев, собранными частью из ясашной выписки и частью из преданий» и 2) «сведениями, составленными... Верхоянского... ведомства и округи якутскими улусными головами и поверенными верхоянским, элге(т)ским и устьянским со старостами некоторых родовых управлений и лучшими родовичами о законах и обычаях инородцев оных, собранными из сведений по делам и из устных преданий». Весь этот материал извлечен нами из «Дела по предложению г. Якутского Областного начальника с приложением отношения Губернского правительства о доставлении в Губернский Совет нужных сведений о оседлых, кочующих и бродячих иноверцах. Нач. 10 генв. 1823 г.»

    Предлагаемое извлечение состоит из следующих рубрик: а) Многоженство (у Самоквасова — гл. XIII), b) Калым (у Самоквасова — гл. XIV), с) Наследство (у Самоквасова — гл. ХХIV), d) Блуд, насилие и прелюбодеяние (у Самоквасова — гл. XVIII) и, наконец, е) Несогласия между мужем и женою — рубрика, не имеющая соответственной в «Сборнике» Самоквасова.

    В необходимых случаях мы делаем сравнение с текстом этого последнего.

                                                          «3-е. Многоженство.

    Многоженство исстари существовало у большого числа якутов, однако ж более пяти жен в одно время не имели; а со времени принятия якутами христианской веры, по строгим надзорам и изысканиям (взысканиям?) духовных пастырей, стало умаляться [* Ныне оно вовсе не встречается, так как все якуты теперь христиане. Ср. Самокв., стр. 221: «Однакож, со времени восприятия Якутами христианской веры и по мере просвещения их строгими надзорами, а иногда и снисходительными увещеваниями епархиальных священников, постепенно уничтожается» и пр. Э. П.]. Многоженство делалось от разных причин и более предполагая пользы от того проистекающей, как то:

    1-е. Якуты сговаривают своих детей в малых летах, кои, по пришествии в возраст, не станут [* Самокв. 220: перестают. Э. П.] любить друг друга, а от сего выходит вторая жена.

    2-е. Живя несколько лет с женою и не имея от нее детей, берет другую и третью единственно для того, дабы иметь детей.

    3-е. Богатые якуты имели многих жен для призрения обыкновенно состоящих в разных местах домов и скотоводств, ибо жены усерднее управляют имением, нежели сторонние лица, чрез что улучшается хозяйство и сберегается состояние.

    4-е. Бросая одних, берут других жен, по открывшимся порочным поступкам первых, либо по беснованию никогда не прекращающемуся, либо потому, что жена, по какой-либо болезни или вдруг лишась глаз, языка, рук и ног, делается совершенно неспособною заниматься домом и скотоводством, ибо у якутов весь дом и все скотоводство состоит на попечении жен.

    5-е. И другие многоразличные случаи доводят якутов до многоженства, но все оные есть причиною желания добра, призрения дома, обзаводства [* Самокв. 220: «до многоженства, коего главною причиною есть желание доброго призрения домообзаводства»... Э. П.] и умножения скотоводства. А законности ж или незаконности детей не привыкли рассчитывать.

                                                                    4-е. Калымы.

    Якуты женятся за калым, отдавая условное количество скота, почему тяжбы в калымах происходят оттого, что муж бросит жену, или жена отойдет от мужа, будучи невенчанные, причины ж сему многоразличны, и если оные произошли не от естественных причин, то бывают еще многочисленные; но известные и главные есть следующие:

    1-е. Живя несколько лет жена с мужем, вдруг оная оставляет, говоря, что он не может удовлетворить естественной нужды; сие иногда бывает справедливо, а иногда ложно; когда ж справедливо женка невиновата и обвиняется муж, то калым по расчету обращается, не считая ни приплоду, ни удою; когда же ложно, то женка либо виновата, либо нет, ибо находит причины отойти по неимению сердечного расположения, или по жестокостям мужа.

    2-е. Женки убегают по подговорам других, и в таком случае калым и все убытки платят подговорщики и наказываются они телесно, во всех таковых случаях разводят сии союзы, рассчитывая обоюдные убытки, а если из оных один превышает, то присуждают платеж, но всех оных предопределить и поставить не можно, ибо иногда платить по большей бедности бывает нечем.

    3-е. Попавшиеся в малолетстве и потом по возрасте разведшиеся по расчету обращают калыма половину в то ж время, т.-е. при разводе, а другую половину по выходе женки замуж за другого.

    4-е. Бросивший жену без всяких побудительных причин не обращает калыма, а напротив отдает приданое платье и все приданные уборы и вещи.

    5-е. За жену, отошедшую без побудительных причин, обращает отец ее весь калым.

    6-е. За женок, коих мужья, по выходе их, умрут, то родственники мужа не в праве ее во второй раз выдавать замуж, а если таковую выдает замуж отец или ближние ее родственники, то оные по расчету платят излишнее причитавшееся, и таковая жена удерживает у себя от первого мужа свою лошадь с прибором и свое платье; впрочем женка таковая и сама свободна выходить замуж без калыма.

    7-е. Если ж жена, по сговоре, живя у отца, умрет и не было совокупления с женихом, то обращается калым весь, а если по совокуплении умрет, то обращается половина калыма.

    8-е. Да и калымы в настоящем существе своем не значат никакого убытка, ибо по уплате калыма получается приданое скотом и платьем в половину калыма, да зять от родственников жены берет за каждую подаренную штуку по десяти, и так зять получит иногда более или вдвое против калыма. Что ж касается до употребляемого в пищу скота, то оной едят многие пришлые гости, следовательно оного и в платеж поставляться нельзя, ибо бедной, расподчивав оным гостей без остатка, если будет платить, то должен разориться, а другому и платить нечем. Если ж одна сторона угощала, а другая нет, то не угощавшая сторона платит половину убытков» [* Этого абзаца у Самоквасова вовсе нет, зато прибавлены новые пункты (см. стр. 223 и 224). Э. П.].

    Олекминские «сведения» составлены в июне 1828 г. и, несомненно, были в руках у составителей верхоянских «сведений», которые помечены 30 декабря 1823 г., и вошли в последние почти целиком и почти буквально. Поэтому, нижеследующий отдел, касающийся калыма, приводим из верхоянских сведений, как более полных.

                                             Разбор о калымах и решение о том же.

    1. Если отец или мать просватанной за калым невесты, получив оного часть или и все количество, а невеста, не обвенчавшись, сбежит за другого, то взятый ее отцом за дочь свою калым взыскивается с нового ее мужа весь без остатку, рогатой скот с приплодом и удоем, а конный с телами [* «Тело» коня или быка, по местному, значить: плата за временное пользование конем или быком. Э. П.], а сверх того виновные на сходке народа наказываются и лозами.

    2. Если, по сделанному о замужестве договору, тесть или теща, получив от зятя своего некоторую часть калыма и не сдержав своего слова, выдадут свою дочь замуж за другого, тогда с них взыскивается, по вышеописанному, скот с приплодом, удоем и телами и за бесчестье и убытки, какие от сего произойти могут.

    3. Если жених, сговорись взять себе невесту, и отдав часть за нее калыму, оставит оную и женится на другой, тогда уже отданный им калым остается в пользу засватанной им невесты, без всякого взыскания, и притом при собрании общества делается ему выговор.

    4. Ежели холостой и незамужняя окажутся в незаконном по общему согласию сожитии и, по дошедшей о том в управу жалобе, по точном удостоверении, предоставляется оным вступить в брак, после коего зять платит калыму родителям жены своей по положению инородной управы; не пожелавшие же вступить в брак отсылаются к Суду к поступлению по законам.

    5. Разрушающий законный брак между мужем и женою, при трех свидетелях обличенный, отсылается к Суду для взыскания по законам, подозреваемых же в сем случае без явных доказов остается на решении инородной управы.

    6. Если муж с женою обвенчавшись и пожив несколько времени, хотя до 10-ти лет и более, первой из них помрет, и оставшаяся после него жена вздумает выйти замуж за другого, (по древним нашим обычаям), обязан отдать свекру, (свекрови) или братьям первого ее мужа половину калыма, отданного за нее первоначально, в вознаграждение убытка, ими тогда понесенного; ныне же сие обыкновение парохиальными священниками [* Здесь в подлиннике очевидный пропуск: прекращено? Э. П.] назад тому лет 15 и более, чрез что якуты в калымных своих договорах чувствуют не малые убытки [* Слова и выражения этого абзаца, заключенные в скобки, имеются только в олекминских «сведениях» о калыме, состоящих всего из четырех приведенных пунктов (1, 2, 3 и 6). Следующие пункты, 7 и 8, носят в олекминских «сведениях» особое заглавие: «О воспитанных детях». Э. П.].

    7. В обыкновении у якутов бывает принимать с младенчества детей родственников своих или сторонних людей, коих воспитываемый отец одевает и обувает, и если в ревизии мужчина, то платит за него ясак и подати, за что он у него должен быть в совершенном повиновении и жить безотлучно до 25 лет, по прошествии же сего времени считается он свободных и в праве от отца своего отойти или жить у него по договору за наем.

    8. Если же ранее 25-ти лет отец воспитанника своего пожелает женить и возьмет за него невесту за калым, а сын его, женясь, не захочет у него жить и с женою своею отойдет, тогда отец отданной за жену его калым взыскивает с сына своего без остатка.

    9. Принявший на воспитание женского полу младенца по совершенном возрасте отдает в замужество и получает калым по условию в пользу свою, хотя бы отец и мать дочери были живы.

    10. Буде отец и мать, без воли сына своего, высватают за калым невесту и заплатят из оного часть при договоре, но после, по несогласию жениха ко вступлению в законный с этою сговоренною отцом и матерью его невестою брак, тогда заданный калым остается в пользу невесты, отцу же и матери жениха делается строгий выговор и подтверждение впредь того не делать.

    11. Напротив того, если отец и мать просватают дочь свою за жениха с получением какой-либо части из калыма, а после того, по нежеланию дочери их, отказано будет оною от брака, то отец и мать жениха получают отданный калым рогатого скота с приплодом и удоем, а конного с телами и убытками, от сего понесенными; сверх того делается отцу и матери невесты за неосмотрительность в договоре выговор.

    12. Ежели просватанная до обвенчания с мужем умрет, тогда отданной женихом в калым скот обращается ему, только не с прибылью, а тем, чем отдан; также и жених ежели умрет, то и в оном случае обращается уже родственнику».

    В непосредственной связи с вопросом о калыме находится вопрос о наследстве, которому в «Объяснении» посвящено 5 пунктов, соответствующих пп. 2, 3, 4 и 7 гл. XXIV «Сборника» Самоквасова.

                                                                      «27-е Наследство.

    1-е. Наследство женатые сыновья, как обжененные при жизни отца их капиталом и обзаведшиеся особым домом, при холостых братьях и незамужних сестрах, не получают никакого удела, ибо в свою очередь купил жену за калым и пользуется приданым скотом жены.

    2-е. Оставшиеся необжененными сыновья или дочери незамужние получают частя поровну, и последние при выходе в замужество должны заменить сию часть в приданое.

    3-е. Жена, хотя и есть купленная калымом, но получает от всего примерно 4 части [* У Самоквасова: четвертую часть.], а иногда и все наследство, если была на то воля мужа при смерти; но оной не в праве завещать имения такого, которое есть наследственное, а распоряжает только собственно приобретенным, и родственники искать не в праве, но обязана она сыновей обженить, а дочерей выдать замуж.

    4-е. Не в праве же, однако ж, из капитала передавать в род свой ничего, кроме разве той жены, коей приданое по расчету будет превышать заплаченный за нее калым, а таковая жена разумеется имеющая приданое, следовательно она получает из мужнина капиталу сверх приданого еще часть, если сам умерший особенного не сделал распоряжения.

    5-е. Если из сыновей один при жизни отца обженен и имеет капитал, а прочие сыновья остаются в бедности, то первой последних обязан обженить, а промотавшим отцовской капитал таковой помощи не делает».

    Глава «о блуде, прелюбодеянии и изнасиловании» в нашем экземпляре исчерпывается следующими пунктами «Объяснения» голов Якутского округа:

    «14. Насилие женскому полу, девице или женщине делаемое, по делам не бывает гласно, а более оставляется в тайне.

    «17-е. Прелюбодеяние судится духовным начальством, а блуд или любодеяние разбирается просто якутами и наказывается телесно; а если просватанная или замужняя, разумея, однако ж, невенчальная, и муж не согласится взять, то разводится и получает от отца дочери, если со сведения его она сделала блудодеяние с другим, по расчету калыма вдвое, а иначе платят таковое тот, кто с нею имел дело, и получает женку лишивший девства, равным образом и мужу, если таковой проступок произведен в его уже доме по взятии жены от отца».

    Относительно обыкновенных „несогласий мужа с женою» одекминские и верхоянские «сведения» гласят следующее:

    «Несогласия между мужем и женою и бывшие чрез то ссоры прекращаются чрез родоначальников и избранных посредников примирением, берется с них о невчинании друг на друга впредь подписка, а иногда отдаются таковые благонадежным людям под присмотр и доводится до сведения парохиальных священников, так как сие более до их должности относится, а сими делается о дружелюбном их друг с другом примирении и житии увещание».

    Само собою разумеется, что многие положения приведенных „сведений были составлены специально для представления по начальству и не всегда отражают действительное отношение якутов к тому или другому жизненному явлению, но очищение материала от таких несвойственных якутскому обычному праву элементов — дело критики, в которой можно будет приступить лишь после тщательного исследования на месте брачных обычаев якутского племени.

    Эд. Пекарский.

    /Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. II-III. С.-Петербургъ. 1909. С. 27-34.

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 




















 

    Василий Филиппович Трощанский – род. 7 марта 1843 г. в уездном городе Оргеев Бессарабской губернии Российской империи, в семье дворянина. Окончил Кишиневскую гимназию, обучался в Петербургском технологическом институте. Арестован в 1878 г. за принадлежность к террористической деятельности и приговорен к 10 годам каторги, которую отбывал в Карийской тюрьме. На вечное поселение отправлен в 1886 г. в селение Черкех Ботурусского улуса Якутского округа Якутской области где изучал якутский язык, занимался исследованием экономики, культуры, истории населения. Издавал нелегальный журнал «Улусный сборник», обучал якутов столярному, кузнечному ремеслу, учил грамоте якутских детей, занимался огородничеством. Женился на якутке, имел от нее 2 детей. Умер 25 февраля 1898 г.

    Пассионария Эксамадура,

    Койданава

 

 










































 

    Дмитрий Яковлевич Самоквасов – род. 27 мая (8 июня) 1843 г. на хутор Самоквасов (с. Стахорщина) Новгород-Северского уезда Черниговской губернии Российской империи, в семье мелкопоместного дворянина. В 1868 г. окончил с отличием юридический факультет Петербургского университета, получив степень кандидата. Был ординарным профессором истории русского права в Варшавском (с 1873 по 1892 год) и экстраординарным профессором истории русского права в Московском (c 1894 по 1911 год) университетах, заслуженный профессор Московского университета (1900), преподавал также в Московском императорском лицее, читал открытые лекции по археологии и истории. В 1892-1911 гг. являлся директором Московского архива Министерства юстиции. Был монархистом и входил в Союз русского народа. Умер 16 (29) августа 1911 года в Москве.

    Гнаша Самагонка,

    Койданава