poniedziałek, 1 grudnia 2025

ЎЎЎ 13. Мінадора Пілігрымка. Паўстанец 1863 году Яська Чэрскі ды Якуцкая вобласьць. Ч. 13. Алесь Сімакоў ды Чэрскі. Койданава. "Кальвіна". 2025.










 

                                                                   Неру Вед

                                                              23 января 2024

                                   Древние «чульманцы» могут быть предками

                                                    коренных жителей Аляски!

    Народный депутат Республики Саха (Якутия) Александр Кошуков обратился с запросом к ректору Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Анатолию Николаеву с просьбой предоставить всю имеющуюся информацию об археологических раскопках, которые проводились в 1978 году в окрестностях поселка Чульман в Нерюнгринском районе Якутии.

    Исследовательская работа проводится народным депутатом в рамках создания летописи Нерюнгринского района, начиная с самых древних времен. В 2018 году Александр Кошуков организовал историко-краеведческую экспедицию, которая побывала, в том числе, на месте двух древних стоянок, обнаруженных в Чульмане Южным отрядом экспедиции Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР во главе с выдающимся археологом Сергеем Павловичем Кистеневым (1949 – 2003).

    В 1974 году, практически одновременно с началом строительства БАМа и принятием решения о создании Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса, на нашу землю пришли ученые. Южный отряд экспедиции Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР вёл разведки в Южной Якутии и на северном участке трассы БАМ в Амурской области. До 1978 года отряд Кистенева нашел на этой территории в общей сложности шесть древних стоянок, относящихся к сумнагинской культуре.

    Сумнагинская культура — мезолитическая археологическая культура Восточной Сибири, она получила название по стоянке Сумнагин в верховьях реки Алдан. Она датируется десятым-шестым тысячелетиями до нашей эры. Распространялась с юга вплоть до Сибирского Заполярья: от бассейнов Алдана, среднего течения Лены и Вилюя на юге до полуострова Таймыр и низовий Колымы на севере. Считается, что после того, как на территорию сумнагинцев на рубеже пятого-четвертого тысячелетия до нашей эры с юга стали мигрировать представители новой культуры, часть сумнагинцев покинула свой ареал и ушла на Аляску. Там они стали одним из этнических компонентов протоэскимосов и протоалеутов. Другими словами, древних людей, живших на территории нынешнего Чульмана, можно считать дальними предками нынешних коренных жителей Аляски.

    Как показывают результаты археологических раскопок, носители сумнагинской культуры жили в легких круглых жилищах (современное название - чум). На остатках поселений на территории Чульмана найдены костяные наконечники дротиков и шильев, что свидетельствует о существовании у носителей культуры тёплой одежды из шкур убитых животных.

    Стоянка Большой Нимныр обнаружена на 6-метровой надпойменной террасе левого берега реки Большой Нимныр (правый приток Алдана), в 500 м от одноимённого посёлка. Находки, представленные ножевидными пластинами, залегали под дерном в обожжённой супеси над толщей крупнозернистого песка и речной гальки.

    В окрестностях поселка Чульман в устье реки Локучакит, левого притока реки Чульман, на 17-метровой цокольной террасе собраны призматические нуклеусы, угловые и срединные резцы, ножевидные пластины, отщепы сумнагинской культуры. Эта стоянка имеет научное название «Локучакит».

    Стоянка «Чульман» расположена па изгибе левого берега одноименной реки, в 400 м западнее стоянки Локучакит. Ножевидные пластины и отщепы лежали па краю 8-метровой цокольной террасы, местами под дёрном, на глубине 5-7 см.

    Река Чульман – левый приток Тимптона. Длина реки составляет 109 км. Притоки Чульмана (начиная от устья, где он впадает в Тимптон) – ручей Семеновский, Локучакит, Кабакта, Амнуннакта, Нижняя Нерюнгри, Малый Беркакит, Верхняя Нерюнгри, Беркакит, Самокит, Малый Чульман и Правый Чульман. Практически на каждом притоке Чульмана, особенно на близких к устью, возможны новые археологические открытия, которыми пока еще не занимались ученые. Они могли бы прояснить много нового о древней истории нерюнгринской земли

    Река Чульман древней впадает в Тимптон в 362 км от его устья. Река Тимптон берёт начало с северного склона Станового хребта, протекает по Алданскому нагорью и впадает в реку Лена.

    Древние люди (как и современные) организовывали свои поселения (стоянки), как правило, около рек. Поэтому эти места являются наиболее вероятными для будущих археологических поисков.

    Чульманские старожилы называют ручей Локучакит (левый приток реки Чульман) «Шахтинский» или «Больничный». Ручей, где была обнаружена древняя стоянка, протекает вдоль железной дороги у подошвы сопки, называемой жителями Чульмана «Акулькин пуп». Река делает в этом месте резкий поворот на восток, а левый берег, где расположились известные каждому нерюнгринцу (благодаря дороге в аэропорт) скалы на левом берегу Чульмана, защищает поселок от северного ветра.

    Археолог Сергей Павлович Кистенев, открывший две первобытные стоянки на берегу реки Чульман работал в Якутском отделении Академии наук СССР, изучая, в основном. Якутию. Он стал автором более 20 научных статей – таких, как «Первая археологическая разведка в верховьях Малого Анюя», «Исследования Заполярной Колымы», «Новые археологические памятники бассейна Колымы», «Родинкское погребение в низовьях Колымы». Он ушел из жизни 9 марта 2003 года.

    Сегодня участники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова обратились к ученым, в том числе коллегам Сергея Кистенева, чтобы с их помощью узнать больше о тех, как минимум, шести древних стоянках, которые в 70-е годы ХХ века были обнаружены в Южной Якутии

 




 

    Комментарии 1

 

    михаил  недовесов

    Вообще-то, Тимптон впадает в Алдан в 60 км ниже Томмота, а не в Лену... А чукчи - не потомки чульманцев? Тоже на «Чу». Чего они на Аляску поперлись? Не на Байкал или Амур... То у нас якуты - предки американских индейцев, теперь чульманцы - предки эскимосов...

    28 янв 2024 Ответить

 



ЎЎЎ Варвара Кулічкіна. "Анабарская рапсодыя" на "Славянскім базары" у Віцебску. Койданава. "Кальвіна". 2025.



























piątek, 28 listopada 2025

ЎЎЎ Іван Ласкоў. Ішлі на старт караблёў капітаны. Койданава. "Кальвіна". 2025.




 

    Іван Антонавіч Ласкоў нарадзіўся 19 чэрвеня 1941 года ў абласным горадзе Гомель Беларускай ССР ў сям’і рабочага. Бацька, Ласкавы Антон Іванавіч, украінец з Палтаўшчыны, які уцёк адтуль у 1933 годзе ў Гомель, ратуючыся ад галадамору, працаваў на гомельскай цукеркавай фабрыцы “Спартак”, у чэрвені 1941 году пайшоў на фронт і прапаў без зьвестак. Маці, Юлія Апанасаўна, якая нарадзілася ў былой Мінскай губэрні і да вайны працавала тэлеграфісткай у Гомелі, неўзабаве з маленькім дзіцем пераехала да сваякоў ў вёску Беразякі Краснапольскага раёну Магілёўскай вобласьці, дзе працавала у калгасе, памерла ў 1963 годзе. З Беразякоў, у якіх жыў да 1952 года, Ваня Ласкоў дасылаў свае допісы ў піянэрскія газэты, пачаў спрабаваць сябе ў паэзіі. З 1953 года Ласкоў выхоўваўся ў Магілёўскім спэцыяльным дзіцячым доме. Пасьля заканчэньня з залатым мэдалём сярэдняй школы, ён у 1958 годзе паступіў на хімічны факультэт Беларускага дзяржаўнага ўнівэрсытэта, а ў 1966 годзе на аддзяленьне перакладу ў Літаратурны інстытут імя М. Горкага ў Маскве, які скончыў у 1971 годзе з чырвоным дыплёмам. Ад 1971 года па 1978 год працаваў у аддзеле лістоў, потым загадчыкам аддзела рабочай моладзі рэдакцыі газэты “Молодежь Якутии”, старшым рэдактарам аддзела масава-палітычнай літаратуры Якуцкага кніжнага выдавецтва (1972-1977). З 1977 году ён старшы літаратурны рэдактар часопіса “Полярная звезда”; у 1993 г. загадвае аддзелам крытыкі і навукі. Узнагароджаны Ганаровай Граматай Прэзыдыюму Вярхоўнага Савета ЯАССР. Сябра СП СССР з 1973 г. Памёр пры загадкавых абставінах 29 чэрвеня 1994 г. у прыгарадзе Якуцка.

    Юстына Ленская,

    Койданава