Заір Ісакавіч Азгу́р – нар. 2 (15) студзеня 1908 г. у в. Маўчаны Сеньненскага павету Магілёўскай губэрні Расійскай імпэрыі (цяпер у складзе вёскі Застадольле Сеньненскага раёну Віцебскай вобласьці Рэспублікі Беларусь), у габрэйскай сям’і біндзюжніка.
У 1921-1922 гг. вучыўся ў прыватнай студыі Ю. Пэна, у 1925 г. скончыў Віцебскі мастацка-практычны інстытут, у 1928- 1929 гг. вучыўся ў Акадэміі мастацтваў у Ленінградзе, у 1928-1929 гг. у Мастацкім інстытуце ў Кіеве, у 1929 г. у Тбіліскай акадэміі мастацтваў. Ад 1930 г. працуе ў Менску. Заслужаны дзяяч мастацтваў БССР (1939).
Пасьля нападу Вэрмахту на СССР працаваў у Гомелі ілюстратарам плякату-газэты “Раздавім фашысцкую гадзіну”, затым пры Цэнтральным штабе партызанскага руху ў Маскве. Ад 1943 г. чалец УКП(б). У 1944 г. вярнуўся ў Мінск, дзе пачаў працаваць галоўным мастаком Дома Ўраду. Народны мастак БССР (1944).
Падчас акупацыі фашысты жывой закапалі ў зямлю яго маці. Ягоная першая жонка, актрыса БДТ Маргарыта Шашалевіч, загінула падчас крушэньня цягніка ў 1944 г., калі трупа вярталася ў Мінск з эвакуацыі. У 1945 г. ён пабраўся шлюбам з дачкой акадэміка, мастачкай Галінай Гарэлавай.
Ляўрэат Сталінскай прэміі другой ступені (1946; 1948). Дзейсны сябар Акадэміі мастацтваў СССР (1958). Заслужаны Дзеяч мастацтваў Дагестанскай АССР (1960), Народны мастак СССР (1973), Герой Сацыялістычнай Працы (1978). Ад 1980 кіраўнік Творчай майстэрні скульптуры ў Мінску. Узнагароджаны шматлікімі арэнамі ды мэдалямі.
Памёр 18 лютага 1995 году ў Мінску ды пахаваны на Ўсходніх могілках.
Ася Ільвоўная,
Койданава
Но выявилось следующее:
[Семен Афанасьевич Егоров (1931-1974) – скульптор из якутов. Родился в Качикатском наслеге. В 1955 г. окончил Якутское художественное училище, где его мастером была Елена Посядо. В 1964 г. окончил скульптурный факультет Московского государственного института имени В. И. Сурикова, где учился у М. Г. Манизера и Д. Е. Шварца. В 1964-1966 гг. преподавал в Якутском художественном училище на прикладном отделении. Приехав в Якутск, наткнулся на стену непонимания, не было своей мастерской и своего жилья, поэтому вынужден был с семьей уехать в Читу, где работал в области монументальной скульптуры. В 1972 г. возвращается тяжело больным в ЯАССР.]
Только не совсем понятно, почему вся эта история всплыла по пришествие многих лет... Да и соответствует ли это правде? Ибо т. н. «белорусские музейщики» могут соврать и за это дорого не взять...
Бюст Михаила Габышева был установлен в Олекминске у здания 8-летней школы № 1 имени профессора М. Ф. Габышева. Затем при проведении работ по благоустройству бюст был демонтирован и некоторое время валялся бесхозным, пока земляки М. Габышева не увезли его и не установили в Юнкоре.
УДК 63(092)
А. Л. Габышева,
Музей изобразительного искусства им. М.Ф. Габышева
БЕСЦЕННЫЙ ДАР М. Ф. ГАБЫШЕВА
Доктор экономических наук, профессор М. Ф. Габышев известен как знаток и коллекционер в области изобразительного искусства. Он был удивительным человеком! Занятия серьезной научной работой не мешали Михаилу Федоровичу увлеченно заниматься коллекционированием, к которому он питал страсть с самого детства. Занимался гербарием из цветов и трав, редких жуков и бабочек, марками, репродукциями с картин русских художников. Маленький Миша хорошо рисовал: объектом его внимания был журнал «Нива», черно-белые репродукции которого он нередко раскрашивал цветными карандашами или срисовывал. Впоследствии Михаил Федорович с благодарностью вспоминал своего учителя рисования по Реальному училищу Иоакима Дмитриевича Аркушу, выпускника Высшего художественного училища при Академии художеств в Санкт-Петербурге, заложившего любовь к искусству. В дальнейшем интерес к живописи укрепила дружба с первыми якутскими художниками П. П. Романовым (1902-1952), Г. М. Туралысовым (1903-1970), скульптором П. И. Добрыниным (1909-1966), с известным московским художником-реставратором А. Д. Кориным, скульптором З. И. Азгуром, коллекционером Ф. Е. Вишневским. У него были свои маленькие «секреты» успешного коллекционирования и главный из них - умение постоянно общаться с людьми. Михаил Федорович хорошо знал три языка: русский, якутский и немецкий. В оригинале читал Гейне и Шиллера, любил Толстого, Шекспира, Боккаччо, Сервантеса, преклонялся перед Чайковским, Бетховеном, имел все экземпляры пластинок Федора Шаляпина, сам пел приятным баритоном, внимательно изучал литературу по изобразительному искусству. Сильный характер и воля, огромное трудолюбие и умение вдохновлять других, упорство в достижении поставленной цели притягивали к нему людей.
Четверть века отдал Михаил Федорович своему увлечению, своей страсти собирателя. Большое количество произведений прошло через его руки, прежде чем он научился среди многих картин и гравюр отбирать именно то, что было близко его сердцу, поднимало престиж коллекции. Все начиналось с увлечения «малыми голландцами»: пейзажи, портреты, натюрморты, картины с незатейливыми сюжетами - крестьяне за трапезой, сценки в кабачках, курильщики. В дальнейшем приобретались произведения разных европейских школ, но предпочтение отдавалось итальянским художникам. В его собрании они составляли интересную по художественному достоинству группу. При формировании коллекции он всегда следовал советам специалистов, придерживаясь системы: эпоха, школа, мастер. Широкая эрудиция, особое чутье коллекционера позволили собрать достаточно качественные работы старых мастеров. Профессор не раз повторял: «В моем собрании должны быть все школы европейского искусства».
Переехав в Москву, Михаил Федорович не пропускал ни одной художественной выставки. Много труда вкладывал в поиски новых произведений, их изучение и реставрацию. Порой работы поступали в его коллекцию совершенно неожиданно.
Как-то ему сообщили о том, что у потомков старинной купеческой семьи Гусевых имеются доставшиеся в наследство картины, которые хозяйка намеревается продать. Несмотря на позднее время Габышев, разумеется, тут же поехал к ней. Дело было зимой, и профессор изрядно замерз, разыскивая по кривым улочкам Замоскворечья нужный адрес. Каково же было его разочарование, когда перед его взором предстали плохонькие копии в золоченых рамах. Уходя, он нечаянно споткнулся обо что-то лежащее под кроватью. Наклонившись, профессор увидел ослепительно белый кусок мрамора, его охватило волнение - это была прекрасная голова Аполлона, бога покровителя искусств. Замечательный, старой работы бюст мерцал матовым блеском... Теперь неожиданную находку можно увидеть в собрании Национального художественного музея.
По воспоминаниям сыновей Льва и Густава, отец вставал очень рано, питался скромно, каждая минута была расписана, но, несмотря на огромную занятость, он всегда находил время для любимого детища. В одной из своих заметок профессор писал: «... художественные творения нас всегда волнуют сильно, будоражат, радуют ... Глядишь на такие картины и все забываешь: и досаду свою, и грусть, стоишь, как бы зачарованный, и не жаль, что на это тратятся месяцы или даже годы кропотливого труда и поисков». Искусство давало ему радость и покой. Для него всегда был более важен не горизонтальный вектор жизни, отмечающий сроки, даты, а вертикальный вектор гармонии и красоты.
В кругу друзей и семьи М. Ф. Габышев высказывал пожелания передать коллекцию на родину, своим землякам, чтобы и там, далеко на Севере, не выезжая за пределы Якутии, можно было изучать и приобщаться к мировому художественному наследию.
В 1962 г. коллекция западноевропейского искусства в составе 250 экспонатов была передана семьей профессора в дар родной республике. Сегодня благодаря этому гражданскому, высоко патриотичному поступку собрание Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) включает картины итальянских, французских, голландских, фламандских мастеров ХУ1-Х1Х вв. и отдельные работы художников других европейских стран - Нидерландов, Испании, Англии, Германии, а также предметы прикладного искусства, что ставит его в один ряд со многими известными музеями России.
В фондах музея, до поступления дара, находилось несколько картин, гравюр и мелкой пластики из кости и фарфора, поступивших в разное время через Министерство культуры РСФСР. Эти произведения органично дополнили собрание Габышева. И на основе дара в 1970 г. в старинном, небольшом здании Якутского уездного казначейства открылся филиал - Музей западноевропейского искусства, преобразованный в 1995 г. в Галерею зарубежного искусства им. профессора М.Ф. Габышева.
В коллекции самыми ранними по времени являются две живописные доски XVI в.: «Сон Венеры» нидерландского мастера и «Мадонна с колодцем» неизвестного итальянского художника, композиция которой повторяет с небольшими изменениями в пейзаже работу Франчабиджо, с тем же названием из галереи в Уффици.
Большой интерес представляют такие картины, как «Натюрморт с фруктами, корзиной винограда и стеклянной вазой с цветами» (первая четверть XVII в.) круга знаменитого Караваджо; большое эффектное полотно «Святая Цецилия» Никколо Реньери (ок. 1590-1667); «Диана и Каллисто» художника второй половины XVII в. (Антонио Беллуччи?); аллегорическую композицию «Кронос открывает Истину» Джованни Батиста Питтони (1687-1767). Произведения принадлежат к числу тех мастеров, которые отразили в своем творчестве различные тенденции развития итальянского искусства своего времени. Один из ценных разделов коллекции - венецианская живопись. Картина «Святая Цецилия» (покровительница музыки) в собрании Габышева считалась работой Доменикино. На самом деле она принадлежит кисти Никколо Реньери, фламандца по происхождению, и характеризует поздний венецианский период его творчества, отмеченный тяготением к академизму. Полотно выполнено в период между 1650-1660 гг. Выразительная лепка пластической формы, исполненное сдержанного пафоса движение, взгляд передают устремленность святой в небесные сферы. Ярко-синяя накидка на золотисто-коричневом тоне платья, ритмы цветовых оттенков в складках пышных рукавов создают впечатление гармонии и красоты. Известно, что в городском музее Падуи находится слабое повторение данной композиции, выполненное его дочерью, также в Художественном музее Воронежа можно увидеть копию XIX в. с нашей картины.
С иными гранями венецианской живописи знакомит эффектное декоративное полотно, где изображен широко распространенный мифологический сюжет «Диана и Каллисто», восходящий к «Метаморфозам» Овидия. Работа, возможно, выполнена художником второй половины XVII в. Антонио Беллуччи. В спокойной пластике движений крупных фигур нимф и Дианы, в мягкой манере передачи форм проступает любование чувственной прелестью обнаженных тел. Окружающий пейзаж тонет в зеленоватом сумраке, создавая ощущение естественной полноты жизни среди природы. Полотно до революции находилось в известном собрании Павла Деларова, затем у академика архитектуры Ильина (Ленинград), оттуда поступает к Ф. Е. Вишневскому, а впоследствии в коллекцию М. Ф. Габышева в обмен на картину Тенирса.
Фламандская школа представлена парными парадными портретами «Эрцгерцога Альберта VII (1559-1621) - правителя Фландрии» и «Инфанты Клары Изабеллы Еухении (1566-1633)», числящимися в коллекции профессора как мужской и женский портреты мастерской Рубенса. Их композиция с небольшими изменениями повторяет изображения правителей южных Нидерландов из Музея истории искусств в Вене, выполненные знаменитым художником в 1610 г. В этих же костюмах и позах они изображены на картине Виллема ван Хайхта (1593-1623) «Визит эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в картинную галерею Корнелиса ван дер Хейста в 1615 г.», исходя из датировок вышеупомянутых картин, можно предположить, что наши портреты могли быть выполнены между 1610-1615 гг. Колорит построен на градации серовато-жемчужных, коричневых с золотом (платье инфанты), черном с серебром (костюм Альберта) тонов, отдельных пятен приглушенного красного. Живопись - плотная, темная, в инкарнате лиц и рук проступают голубоватые тени, тщательно воспроизведены декоративные детали одежды, ювелирные украшения. Портреты отличает высокое художественное качество, свидетельствующее об авторстве незаурядного мастера придворного круга художников.
В основном составе коллекции - произведения мастеров ХVII-ХIХ вв., привлекающие разнообразием творческих индивидуальностей. Среди них можно отметить полотна «Жертвоприношение Авраама» итальянского художника XVII в., «Кухонный натюрморт» монограммиста G.D.V., «Обращение блудного сына» венецианского мастера XVII в., «Натюрморт с глиняным кувшином и битой дичью» Александра Адриансена (1587-1661), «Пейзаж с речкой» Фредерико де Мушерона (1633-1686), «Портрет девочки» Жанны Фелиберты Леду (1767-1840), «Пейзаж с рыболовами» круга Франсуа Буше (Лепренс?), «Вид Таллина» Карла Кюгельгена (1772-1831) и др.
Раздел графики состоит в основном из печатной гравюры ХVI-ХIХ вв., где имеются оттиски с досок Дюрера, Рембрандта, Остаде, Калло, мастеров других европейских школ, а также рисунки, из которых наибольший интерес представляют «Крещение» северо-итальянского художника конца XVI в., «Песнь царя Соломона» итальянского мастера XVII в., «Развалины в Римской Кампанье» голландского художника А. Бегейна (1637-1697), «Отдых на пути в Египет» монограммиста «L», выполненные в технике сепии. Скульптура из мрамора и бронзы, резная деревянная мебель, предметы прикладного искусства ХVII-ХIХ вв. дополняют коллекцию.
Сегодня Национальный художественный музей Республики Саха является бесценной национальной сокровищницей, где имеются шедевры мирового искусства. В этом огромная заслуга кропотливого труда, таланта, знаний и любви к своему народу профессора Михаила Федоровича Габышева, человека высокого гражданского долга.
[С. 39-44.]