poniedziałek, 4 kwietnia 2022

ЎЎЎ Ася Ільвоўная. Разьбяр Заір Азгур ды Якутыя. Койданава. "Кальвіна". 2022.

 

    Заір Ісакавіч Азгу́р – нар. 2 (15) студзеня 1908 г. у в. Маўчаны Сеньненскага павету Магілёўскай губэрні Расійскай імпэрыі (цяпер у складзе вёскі Застадольле Сеньненскага раёну Віцебскай вобласьці Рэспублікі Беларусь), у габрэйскай сям’і біндзюжніка.

    У 1921-1922 гг. вучыўся ў прыватнай студыі Ю. Пэна, у 1925 г. скончыў Віцебскі мастацка-практычны інстытут, у 1928- 1929 гг. вучыўся ў Акадэміі мастацтваў у Ленінградзе, у 1928-1929 гг. у Мастацкім інстытуце ў Кіеве, у 1929 г. у Тбіліскай акадэміі мастацтваў. Ад 1930 г. працуе ў Менску. Заслужаны дзяяч мастацтваў БССР (1939).

    Пасьля нападу Вэрмахту на СССР працаваў у Гомелі ілюстратарам плякату-газэты “Раздавім фашысцкую гадзіну”, затым пры Цэнтральным штабе партызанскага руху ў Маскве. Ад 1943 г. чалец УКП(б). У 1944 г. вярнуўся ў Мінск, дзе пачаў працаваць галоўным мастаком Дома Ўраду. Народны мастак БССР (1944).

    Падчас акупацыі фашысты жывой закапалі ў зямлю яго маці. Ягоная першая жонка, актрыса БДТ Маргарыта Шашалевіч, загінула падчас крушэньня цягніка ў 1944 г., калі трупа вярталася ў Мінск з эвакуацыі. У 1945 г. ён пабраўся шлюбам з дачкой акадэміка, мастачкай Галінай Гарэлавай.

    Ляўрэат Сталінскай прэміі другой ступені (1946; 1948). Дзейсны сябар Акадэміі мастацтваў СССР (1958). Заслужаны Дзеяч мастацтваў Дагестанскай АССР (1960), Народны мастак СССР (1973), Герой Сацыялістычнай Працы (1978). Ад 1980 кіраўнік Творчай майстэрні скульптуры ў Мінску. Узнагароджаны шматлікімі арэнамі ды мэдалямі.

    Памёр 18 лютага 1995 году ў Мінску ды пахаваны на Ўсходніх могілках.

    Ася Ільвоўная,

    Койданава

 

















































 

    Но выявилось следующее:

 


 

    [Семен Афанасьевич Егоров (1931-1974) – скульптор из якутов. Родился в Качикатском наслеге. В 1955 г. окончил Якутское художественное училище, где его мастером была Елена Посядо. В 1964 г. окончил скульптурный факультет Московского государственного института имени В. И. Сурикова, где учился у М. Г. Манизера и Д. Е. Шварца. В 1964-1966 гг. преподавал в Якутском художественном училище на прикладном отделении. Приехав в Якутск, наткнулся на стену непонимания, не было своей мастерской и своего жилья, поэтому вынужден был с семьей уехать в Читу, где работал в области монументальной скульптуры. В 1972 г. возвращается тяжело больным в ЯАССР.]

    Только не совсем понятно, почему вся эта история всплыла по пришествие многих лет... Да и соответствует ли это правде? Ибо т. н. «белорусские музейщики» могут соврать и за это дорого не взять...

 

 

    Бюст Михаила Габышева был установлен в Олекминске у здания 8-летней школы № 1 имени профессора М. Ф. Габышева. Затем при проведении работ по благоустройству бюст был демонтирован и некоторое время валялся бесхозным, пока земляки М. Габышева не увезли его и не установили в Юнкоре.

 


 

        УДК 63(092)

    А. Л. Габышева,

    Музей изобразительного искусства им. М.Ф. Габышева

                                                      БЕСЦЕННЫЙ ДАР М. Ф. ГАБЫШЕВА

    Доктор экономических наук, профессор М. Ф. Габышев известен как знаток и коллекционер в области изобразительного искусства. Он был удивительным человеком! Занятия серьезной научной работой не мешали Михаилу Федоровичу увлеченно заниматься коллекционированием, к которому он питал страсть с самого детства. Занимался гербарием из цветов и трав, редких жуков и бабочек, марками, репродукциями с картин русских художников. Маленький Миша хорошо рисовал: объектом его внимания был журнал «Нива», черно-белые репродукции которого он нередко раскрашивал цветными карандашами или срисовывал. Впоследствии Михаил Федорович с благодарностью вспоминал своего учителя рисования по Реальному училищу Иоакима Дмитриевича Аркушу, выпускника Высшего художественного училища при Академии художеств в Санкт-Петербурге, заложившего любовь к искусству. В дальнейшем интерес к живописи укрепила дружба с первыми якутскими художниками П. П. Романовым (1902-1952), Г. М. Туралысовым (1903-1970), скульптором П. И. Добрыниным (1909-1966), с известным московским художником-реставратором А. Д. Кориным, скульптором З. И. Азгуром, коллекционером Ф. Е. Вишневским. У него были свои маленькие «секреты» успешного коллекционирования и главный из них - умение постоянно общаться с людьми. Михаил Федорович хорошо знал три языка: русский, якутский и немецкий. В оригинале читал Гейне и Шиллера, любил Толстого, Шекспира, Боккаччо, Сервантеса, преклонялся перед Чайковским, Бетховеном, имел все экземпляры пластинок Федора Шаляпина, сам пел приятным баритоном, внимательно изучал литературу по изобразительному искусству. Сильный характер и воля, огромное трудолюбие и умение вдохновлять других, упорство в достижении поставленной цели притягивали к нему людей.

    Четверть века отдал Михаил Федорович своему увлечению, своей страсти собирателя. Большое количество произведений прошло через его руки, прежде чем он научился среди многих картин и гравюр отбирать именно то, что было близко его сердцу, поднимало престиж коллекции. Все начиналось с увлечения «малыми голландцами»: пейзажи, портреты, натюрморты, картины с незатейливыми сюжетами - крестьяне за трапезой, сценки в кабачках, курильщики. В дальнейшем приобретались произведения разных европейских школ, но предпочтение отдавалось итальянским художникам. В его собрании они составляли интересную по художественному достоинству группу. При формировании коллекции он всегда следовал советам специалистов, придерживаясь системы: эпоха, школа, мастер. Широкая эрудиция, особое чутье коллекционера позволили собрать достаточно качественные работы старых мастеров. Профессор не раз повторял: «В моем собрании должны быть все школы европейского искусства».

    Переехав в Москву, Михаил Федорович не пропускал ни одной художественной выставки. Много труда вкладывал в поиски новых произведений, их изучение и реставрацию. Порой работы поступали в его коллекцию совершенно неожиданно.

    Как-то ему сообщили о том, что у потомков старинной купеческой семьи Гусевых имеются доставшиеся в наследство картины, которые хозяйка намеревается продать. Несмотря на позднее время Габышев, разумеется, тут же поехал к ней. Дело было зимой, и профессор изрядно замерз, разыскивая по кривым улочкам Замоскворечья нужный адрес. Каково же было его разочарование, когда перед его взором предстали плохонькие копии в золоченых рамах. Уходя, он нечаянно споткнулся обо что-то лежащее под кроватью. Наклонившись, профессор увидел ослепительно белый кусок мрамора, его охватило волнение - это была прекрасная голова Аполлона, бога покровителя искусств. Замечательный, старой работы бюст мерцал матовым блеском... Теперь неожиданную находку можно увидеть в собрании Национального художественного музея.

    По воспоминаниям сыновей Льва и Густава, отец вставал очень рано, питался скромно, каждая минута была расписана, но, несмотря на огромную занятость, он всегда находил время для любимого детища. В одной из своих заметок профессор писал: «... художественные творения нас всегда волнуют сильно, будоражат, радуют ... Глядишь на такие картины и все забываешь: и досаду свою, и грусть, стоишь, как бы зачарованный, и не жаль, что на это тратятся месяцы или даже годы кропотливого труда и поисков». Искусство давало ему радость и покой. Для него всегда был более важен не горизонтальный вектор жизни, отмечающий сроки, даты, а вертикальный вектор гармонии и красоты.

    В кругу друзей и семьи М. Ф. Габышев высказывал пожелания передать коллекцию на родину, своим землякам, чтобы и там, далеко на Севере, не выезжая за пределы Якутии, можно было изучать и приобщаться к мировому художественному наследию.

    В 1962 г. коллекция западноевропейского искусства в составе 250 экспонатов была передана семьей профессора в дар родной республике. Сегодня благодаря этому гражданскому, высоко патриотичному поступку собрание Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) включает картины итальянских, французских, голландских, фламандских мастеров ХУ1-Х1Х вв. и отдельные работы художников других европейских стран - Нидерландов, Испании, Англии, Германии, а также предметы прикладного искусства, что ставит его в один ряд со многими известными музеями России.

    В фондах музея, до поступления дара, находилось несколько картин, гравюр и мелкой пластики из кости и фарфора, поступивших в разное время через Министерство культуры РСФСР. Эти произведения органично дополнили собрание Габышева. И на основе дара в 1970 г. в старинном, небольшом здании Якутского уездного казначейства открылся филиал - Музей западноевропейского искусства, преобразованный в 1995 г. в Галерею зарубежного искусства им. профессора М.Ф. Габышева.

    В коллекции самыми ранними по времени являются две живописные доски XVI в.: «Сон Венеры» нидерландского мастера и «Мадонна с колодцем» неизвестного итальянского художника, композиция которой повторяет с небольшими изменениями в пейзаже работу Франчабиджо, с тем же названием из галереи в Уффици.

    Большой интерес представляют такие картины, как «Натюрморт с фруктами, корзиной винограда и стеклянной вазой с цветами» (первая четверть XVII в.) круга знаменитого Караваджо; большое эффектное полотно «Святая Цецилия» Никколо Реньери (ок. 1590-1667); «Диана и Каллисто» художника второй половины XVII в. (Антонио Беллуччи?); аллегорическую композицию «Кронос открывает Истину» Джованни Батиста Питтони (1687-1767). Произведения принадлежат к числу тех мастеров, которые отразили в своем творчестве различные тенденции развития итальянского искусства своего времени. Один из ценных разделов коллекции - венецианская живопись. Картина «Святая Цецилия» (покровительница музыки) в собрании Габышева считалась работой Доменикино. На самом деле она принадлежит кисти Никколо Реньери, фламандца по происхождению, и характеризует поздний венецианский период его творчества, отмеченный тяготением к академизму. Полотно выполнено в период между 1650-1660 гг. Выразительная лепка пластической формы, исполненное сдержанного пафоса движение, взгляд передают устремленность святой в небесные сферы. Ярко-синяя накидка на золотисто-коричневом тоне платья, ритмы цветовых оттенков в складках пышных рукавов создают впечатление гармонии и красоты. Известно, что в городском музее Падуи находится слабое повторение данной композиции, выполненное его дочерью, также в Художественном музее Воронежа можно увидеть копию XIX в. с нашей картины.

    С иными гранями венецианской живописи знакомит эффектное декоративное полотно, где изображен широко распространенный мифологический сюжет «Диана и Каллисто», восходящий к «Метаморфозам» Овидия. Работа, возможно, выполнена художником второй половины XVII в. Антонио Беллуччи. В спокойной пластике движений крупных фигур нимф и Дианы, в мягкой манере передачи форм проступает любование чувственной прелестью обнаженных тел. Окружающий пейзаж тонет в зеленоватом сумраке, создавая ощущение естественной полноты жизни среди природы. Полотно до революции находилось в известном собрании Павла Деларова, затем у академика архитектуры Ильина (Ленинград), оттуда поступает к Ф. Е. Вишневскому, а впоследствии в коллекцию М. Ф. Габышева в обмен на картину Тенирса.

    Фламандская школа представлена парными парадными портретами «Эрцгерцога Альберта VII (1559-1621) - правителя Фландрии» и «Инфанты Клары Изабеллы Еухении (1566-1633)», числящимися в коллекции профессора как мужской и женский портреты мастерской Рубенса. Их композиция с небольшими изменениями повторяет изображения правителей южных Нидерландов из Музея истории искусств в Вене, выполненные знаменитым художником в 1610 г. В этих же костюмах и позах они изображены на картине Виллема ван Хайхта (1593-1623) «Визит эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в картинную галерею Корнелиса ван дер Хейста в 1615 г.», исходя из датировок вышеупомянутых картин, можно предположить, что наши портреты могли быть выполнены между 1610-1615 гг. Колорит построен на градации серовато-жемчужных, коричневых с золотом (платье инфанты), черном с серебром (костюм Альберта) тонов, отдельных пятен приглушенного красного. Живопись - плотная, темная, в инкарнате лиц и рук проступают голубоватые тени, тщательно воспроизведены декоративные детали одежды, ювелирные украшения. Портреты отличает высокое художественное качество, свидетельствующее об авторстве незаурядного мастера придворного круга художников.

    В основном составе коллекции - произведения мастеров ХVIIIХ вв., привлекающие разнообразием творческих индивидуальностей. Среди них можно отметить полотна «Жертвоприношение Авраама» итальянского художника XVII в., «Кухонный натюрморт» монограммиста G.D.V., «Обращение блудного сына» венецианского мастера XVII в., «Натюрморт с глиняным кувшином и битой дичью» Александра Адриансена (1587-1661), «Пейзаж с речкой» Фредерико де Мушерона (1633-1686), «Портрет девочки» Жанны Фелиберты Леду (1767-1840), «Пейзаж с рыболовами» круга Франсуа Буше (Лепренс?), «Вид Таллина» Карла Кюгельгена (1772-1831) и др.

    Раздел графики состоит в основном из печатной гравюры ХVIIХ вв., где имеются оттиски с досок Дюрера, Рембрандта, Остаде, Калло, мастеров других европейских школ, а также рисунки, из которых наибольший интерес представляют «Крещение» северо-итальянского художника конца XVI в., «Песнь царя Соломона» итальянского мастера XVII в., «Развалины в Римской Кампанье» голландского художника А. Бегейна (1637-1697), «Отдых на пути в Египет» монограммиста «L», выполненные в технике сепии. Скульптура из мрамора и бронзы, резная деревянная мебель, предметы прикладного искусства ХVIIIХ вв. дополняют коллекцию.

    Сегодня Национальный художественный музей Республики Саха является бесценной национальной сокровищницей, где имеются шедевры мирового искусства. В этом огромная заслуга кропотливого труда, таланта, знаний и любви к своему народу профессора Михаила Федоровича Габышева, человека высокого гражданского долга.

    [С. 39-44.]

 

 

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz