poniedziałek, 10 października 2022

ЎЎЎ 1. Эдуард Пякарскі. Работнік Пятрусь Аляксееў. Ч. 1. Койданава. "Кальвіна". 2022.



 

                                                      Памяти рабочего Петра Алексеева

                                                               († 16 августа 1891 г.)

    В годовщину смерти пользовавшегося в свое время громкою известностью «рабочего Петра Алексеева», в год великой русской революции, для дела которой он сам немало поработал, вполне уместно  и даже должно напомнить в общих чертах облик человека, одинаково близкого как рабочим, так и интеллигенции. Это тем более необходимо, что сведения о нем мало распространены среди современной читающей публики и революционной демократии.

    В 1877 году, имея 28 лет от роду, Алексеев был осужден особым присутствием правительствующего сената на 10 лет каторжных работ по так называемому «процессу 50-ти», т. е. 50 лиц, обвинявшихся в социально-революционной пропаганде среди фабричных рабочих. Сначала он содержался в Новобелгородской центральной каторжной тюрьме, затем на Каре и наконец, с 1881 года был водворен в одном из глухих наслегов Якутского округа в качестве ссыльнопоселенца.

    В 1881 году мне пришлось ехать до Иркутска в той же «партии», в которой был Алексеев и другие «централисты», а потом жить по соседству с Алексеевым до самой его смерти в смежном якутском наслеге и все время поддерживать с ним товарищеские отношения.

    Но мое духовное знакомство с «рабочим Петром Алексеевым» восходит ко времени его процесса, когда я вместе с другими студентами Харьковского ветеринарного института и университета, с упоением, даже с благоговением читал отпечатанную, конечно нелегально, «речь» Алексеева. Она произвела колоссальное впечатление не только своим содержанием, но и главным образом, тем, что была сказана простым рабочим, — одним из тех рабочих, над политическим  революционным воспитанием которых наша передовая интеллигенция поработала немало. Речь Алексеева служила наглядным доказательством того, что пропаганда среди рабочих не прошла бесследно, а, напротив, дала столь солидные результаты, что Алексеев счел себя в праве заключить свою речь настоящим похвальным словом по адресу интеллигентной молодежи, — словом, какого можно ожидать только от истинного друга, вполне оценивающего ее заслуги перед народом.

    В своей защитительной (вернее, обвинительной) речи Алексеев призывал русский рабочий народ надеяться лишь на самих себя и ни от кого не ожидать помощи, кроме как от этой молодежи. Председатель  сенатор Петерс вскочил с места и крикнул: «Молчите! Замолчите!» Но Алексеев, возвысив голос, продолжал восхвалять тогдашнюю молодежь, которая, по его словам, «одна откликнулась, подала свой голос на все слышанные крестьянские стоны Российской империи» и не опустит своих рук до тех пор, пока не сделает рабочих «самостоятельными проводниками к общему благу народа». Не взирая на повторное приказание председателя «молчать!» — Алексеев закончил свою речь следующими знаменательными словами: «И она одна неразлучно пойдет с нами до тех пор, пока (тут Алексеев поднял руку) подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!..»

    Прошу читателя представить себе мысленно, как ободряюще должна была подействовать на тогдашнее молодое поколение эта высокая сценка и признание заслуг и будущей роли нашей интеллигенции со стороны истинного сына народа — крестьянина-рабочего, который сторицею возвращал ей свою любовь и бескорыстное отношение. Молодежь гордилась своим «рабочим Петром Алексеевым», который для многих остался на всю жизнь нелицеприятным другом, благословившим их на ратный подвиг и вызывавшим самые светлые воспоминания. Никто сильнее Алексеева, не показал в кратких, но, высокой степени выразительных словах, что крестьяне, несмотря на «дарованную» реформу 19 февраля 1861 года, оставались по-прежнему крепостными. Это место в речп Алексеева столь прочно запечатлелось, в умах тогдашней молодежи, что не потеряло свежести своей силы в памяти всех тех, кому посчастливилось дожить до настоящего момента. Я отлично помню, какое впечатление производила на читателей неизбежно вытекавшая из целого ряда приведенных Алексеевым соображений заключительные слова: «значитони (крестьяне и рабочие) все крепостные!» Не один юноша, под влиянием этих, служивших как бы откровением, слов Алексеева, дал в глубине своей души торжественный обет посвятить своя силы на действительное, в духе Алексеева, а не мнимое раскрепощение русского народа.

    В обыкновенной жизни Алексеев ничем особенным не выдавался среди своих товарищей, даже многим и во многом, казалось, уступал по своим качествам. По крайней мере, такое мнение могло составится о нем в период его политической бездеятельности: во время следования в Сибирь, пребывания на каторге и в ссылке. Мне неизвестно даже, чтобы Алексеев был с кем-либо особенно близок, и меня, признаюсь, удивляла видимая холодность в отношениях товарищей по несчастию: в то время как «партия» была разбита на более или менее крупные группы, Алексеев держался маленькой группы, в которой, кроме него, были еще И. Н. Мышкин и Ян Ребицкий. За время пребывания в Якутской области, Алексеев хотя не сторонился товарищей по ссылке, но особенного взаимного тяготения их друг к другу я не замечал. Что касается меня лично, то я всегда относился к нему с неизменным вниманием и уважением. Я всегда помнил, что Алексеев — автор замечательнейшей из известных мне речей революционеров, и меня приводили в большое смущение попытки некоторых товарищей лишить Алексеева прав автора ссылкою на то, что речь эта была, будто бы, составлена кем-то другим, а Алексеев-де только произнес готовую речь. При мне покойный Алексеев вполне категорически заявил одному из товарищей: «Речь составил я сам, и этой чести я никому не уступлю». Правда, Алексеев не блистал даром слова в обыкновенном разговоре, но в момент подъема он возвышался по силе и выразительности своей речи до степени настоящего народного трибуна, о чем свидетельствует его товарищ по процессу, покойный И. С. Джабадари («Былое» 1917, X, 1913-194).

    Отсутствие соответствующей призванию работы, оторванность от русской жизни, несомненно, тяготила Алексеева, и в последние свои годы, желая найти хоть какое-нибудь приложение своим силам, он занялся хозяйством на отведенном ему наслежным обществом земельном участке, ограничиваясь, впрочем, если память мне не изменяет, только сенокошением. Чувствовал он некоторую неудовлетворенность в личной жизни: в нем стало проявляться стремление к семейному уюту, — по крайней мере, такой уют среди его товарищей по ссылке ему нравился, чего он и не скрывал. Тусклая политическая жизнь России на протяжении 80-х годов не манила его к осуществлению побега из Якутской области, с проектом которого носились многие из его ближайших по этому конспиративному делу товарищей.

    Последнее мое свидание с Алексеевым происходило недели за две до его смерти. Откосившись, Алексеев приехал ко мне, чтобы узнать о времени окончания мною полевых работ, и застал меня как раз на покосе. Он взял у меня косу и прошел с нею несколько шагов, желая показать, как он косит. Я тотчас заметил громадную разницу между его косьбой и моею, а впоследствии всегда старался приблизиться по возможности к его манере косить, неизмеримо более продуктивной, чем моя. Дождавшись дневного отдыха, во время которого я и работавший у меня молодой татарин подкреплялись чаем с ячменной лепешкой и маслом, и сам разделивши с нами нашу скромную трапезу, Алексеев пригласил меня приехать к нему, чтобы отпраздновать вместе с ним окончание работ, сообщив для соблазна, что им припасена даже бутылка хорошей водки. Сев на коня, Алексеев на прощание счел почему-то нужным сказать мне: «Работайте! Работайте!» В этих его словах, обращенных ко мне, почувствовалось что-то жуткое, как если бы это было прощанье навсегда, — особенно в связи с его жалобами на то, как ему надоели своими ухаживаниями и предложениями своих услуг ближайшие ею соседи-якуты: один — старшина, а другой — кандидат в старшины. Но я, конечно, был далек от мысли, что именно эти якуты, которые по своему административному и социальному положению должны бы быть «лучшими людьми» в наслеге, окажутся низкими убийцами-грабителями, позарившимися на сотню с небольшим рублей, имевшихся у Алексеева. Они заманили его в безлюдное место, в глухую тайгу, под предлогом показать ему ближайшую дорогу к селению Чурапча, где жила целая колония наших товарищей, и предательски убили, нанеся ему 22 ножевых раны, в том числе последнюю — в области сердца. Это было ровно 26 лет тому назад, когда незабвенный «Петруха», как его звали обыкновенно в товарищеской среде, употреблял нечеловеческая усилия, чтобы, будучи безоружным, защитить свою жизнь от посягательства вооруженных разбойников. Может быть, мне удастся рассказать подробно историю этого преступления, в раскрытии которого мне же суждено было принимать, вместе с товарищем М. Э. Новицким. ближайшее участие. Только мы двое из товарищей и присутствовали на печальных похоронах. Помню, что я, едва удерживаясь от слез, сказал по-якутски надгробное слово, чтобы запечатлеть в душе окружавших могилу якутов краткую характеристику человека. которого погубили столь безвременно их преступные сородичи. Похоронен Алексеев в ограде наслежной часовни; на могиле положен камень с вырезанною мною датою убийства и затем построен деревянный навес для защиты камня от дождя. В таком виде впоследствии могила была сфотографирована специально приехавшим для этого из т. Якутска товарищем Н. А. Виташевским.

    В годовщину смерти Петра Алексеева запомним твердо его последние слова: «Работайте! Работайте!» Товарищи-рабочие, не забывайте Алексеева, ибо он был вашим и другом, и защитником, и учителем в одно и тоже время. Интеллигентная молодежь со своей стороны должна оправдать до конца возлагавшиеся на нее покойным Алексеевым надежды. Вечная ему память!

    Эд. Пекарский

    /Воля Народа. Петроградъ. № 93. 16 августа 1917. С. 1./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава.

 




 

    4) Алексеев, Петр Алексеевич; сс.-посел. (1885-1891), из крестьян Смоленской губ., слесарь, 35-36 л. Один из первых рабочих-революционеров. Первоначальное знакомство с социалистическими идеями получил в кружке С. Перовской. В 1875 г. был арестован, в 1877 г. судился по процессу «50», обвиняясь в пропаганде среди московских рабочих. На суде Алексеев, произнес блестящую речь, впоследствии отпечатанную за границей и долгое время служившую революционерам в качестве агитационной брошюрки. Присужденный к 10 год. каторжных работ, по отбытии их в Ново-Белгородской и Мценской тюрьмах и на Каре, он был сослан на поселение в Сасыльский насл. Баягантайск. ул. Якутского окр. — низкую болотистую местность, неудобную для хлебопашества и с вредным для здоровья климатом. Здесь прожил он год: пробовал заниматься хлебопашеством, но из-за скудости почвы и друг. условий труды его пропали даром. В след. году перевелся в Батурусский улус. В сентябре 1891 г. Алексеев куда-то исчез; начались розыски; предполагая бегство, сообщили в д-т полиции, но вскоре нашли его в тайге убитым. Как выяснилось из следствия, он был убит якутами с целью ограбления... Департамент полиции, получив уведомление о «бегстве» А., разослал по России циркуляр (28/ХI 1891 г. № 4898), в котором дал ему такую характеристику: «Алексеев, происходя из простого звания, обладая природным умом и бесспорным даром слова, представляет собой вполне законченный тип революционера-рабочего, закоренелого и стойкого в своих убеждениях, и едва ли после побега удовольствуется пассивной ролью, а, напротив, воспользуется обаянием своего имени в революционной среде и несомненно перейдет к активной деятельности, которая может оказаться, в особенности же в пределах империи, весьма вредною для общественного порядка и безопасности» [Дд. 169 и 284].

    [С. 164.]

 


 

    АЛЕКСЕЕВ, Петр Алексеевич (1849-91), ткач, известный революционер 70-х гг., родился в дер. Новинской Сычевского у. Смоленской губ. В раннем детстве ему пришлось искать работы на ткацкой фабрике. В возрасте 16-17 л. А. самоучкою выучился читать и писать и 20 лет примкнул к кружку московских пропагандистов (Здановича, Бардиной и др.). А. переходил с одной фабрики на другую, был арестован и после двух лет тюрьмы был, вместе с другими членами кружка, предан в 1877 суду особого присутствия Сената (см. «Процесс 50»). В своей речи на суде А. обрисовал те ужасные условия, в к-рых жил тогда рабочий класс, дал оценку «крестьянской реформы» 1861 и закончил: «Русскому рабочему народу остается только надеяться на себя и не от кого ждать помощи, кроме от нашей интеллигентной молодежи... Она одна... неразлучно пойдет с нами до тех пор, пока подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах»... За эту речь А. получил 10 лет каторги, отбыв которую он был поселен в глухом улусе Якутской области. Летом 1891 по дороге в Якутск он был убит якутами с целью грабежа. Речь А. на суде, по словам очевидца, произвела огромное впечатление не только на публику, но и на часовых-жандармов и судей. Она была напечатана в революционном издании «Вперед» (1877, т. 5) и много раз перепечатывалась революционными группами.

    [Стлб. 188-189.]

 



 

    А. Израэльсон

                                             СКОРБНЫЕ СТРАНИЦЫ ЯКУТСКОЙ ССЫЛКИ

                                                       (Памяти погибших в Якутской области)

                                                                         80-е и 90-е годы

    4. Алексеев, Петр Алексеевич, сс.-пос. (1885-1891 гг.). Судился по процессу «50», после десяти лет каторги на Каре сослан в Якутскую обл. (Баягантанский улус). Убит в сентябре 1891 г. якутами с целью ограбления.

    [С. 204.]

 



 

    И. Жуковский-Жук.

                                           МАРТИРОЛОГ НЕРЧИНСКОЙ КАТОРГИ

    Алексеев, Петр Алексеевич — род. 14 января 1849 г. (по официальным документам в 1851 г.), в семье бедного крест. в деревне Новинской, Сычевского у., Смолен, губ. По профессии — ткач. Один из первых народников-пропагандистов. Арест. 4 апреля 1875 г. в Москве, в доме Корсак, вместе с Бардиной, Джабадари и др. Судился 21 февраля 1877 г. по «процессу 50-ти». На суде 10 марта произнес знамен, историч. речь. Пригов. к 10 годам кат. Заключ. отбывал в Печенежской и Новобелгор. центр, тюрьмах, а весной 1881 г. перев. на Кару. Срок окончил в 1884 г. и отправлен на посел. в Якут. обл., где убит якутами с целью грабежа в августе 1891 г.

    /Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги. Сборник воспоминаний, документов и материалов. Москва. 1927. С. 228./

 




 

    АЛЕКСЕЕВ, Петр Александрович (1849-91) — рабочий-ткач, известный революционер 70-х гг. В 1877 по процессу «50» был приговорен за речь на суде к 10 годам каторжных работ и, отбыв часть их в России, в 1882 был привезен на Кару (см.) и в 1884 вышел на поселение в отдаленный улус Якут. обл. Летом 1891 по дороге в Якутск А. был убит с целью грабежа.

    Лит.: Кон, Ф. На поселении в Якутской обл., «Кат и Сс», 1928, 12 (49); Пекарский, Э. Рабочий Петр Алексеев, «Былое», 1922, 19; Грешении, Г. О Петре Алексееве, «Красная Летопись», Пгр., 1924, 2 (11); Кротов, М. Убийство Петра Алексеева, «Кат. и Сс.», 1928, 10 (47).

    [Cтлб. 58.]

 




 

    АЛЕКСЕЕВ, Пётр Алексеевич (1849-91) — выдающийся русский рабочий-революционер, занимавший, наряду с Халтуриным, «виднейшее место» среди революционных деятелей 60 - 70-х гг. 19 в. (см. Ленин, Соч., 4 изд., т. 20, стр. 224). Сын крестьянина, А. родился в деревне Новинской Сычевского уезда Смоленской губ. Образования не получил, грамоте научился, будучи взрослым. В начале 70-х гг., работая на суконной фабрике Торнтона в Петербурге, участвовал в революционном рабочем кружке. В квартире А. происходили сходки рабочих. В конце 1874 А. переехал в Москву, где сблизился с кружком революционеров, создавших «Всероссийскую социально-революционную организацию». А. принимал участие в выработке устава этой организации. Он вёл деятельную революционную пропаганду среди московских рабочих. В апреле 1875 был арестован. Судился по «процессу 50-ти».

    На суде 10 марта 1877 А. произнёс замечательную речь, в к-рой обрисовал тяжёлое положение русского рабочего люда. Он говорил, что при настоящих условиях жизни работников невозможно удовлетворить самые необходимейшие потребности человека. Свою речь он закончил выводом, что «русскому рабочему народу остаётся только надеяться самому на себя и не от кого ожидать помощи, кроме от одной нашей интеллигентной молодёжи». А., прерываемый председателем суда, к-рый пытался помешать ему говорить, закончил речь словами, к-рые Ленин назвал «великим пророчеством русского рабочего-революдионера»: «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!» (см. Ленин, Соч., 4 изд., т. 4, стр. 346). В марте 1877 А. был приговорён к каторжным работам на 10 лет. Каторгу отбывал в Ново-Белгородской каторжной тюрьме, а с 1882 — в Сибири на Каре. В 1884 вышел на поселение в Якутскую область. В 1891 убит бандитами с целью грабежа.

    Лит.: Государственные преступлении в России в XIX веке. Сборник, сост. под ред. Б. Базилевского (В. Богучарского), т. 2 (1877 год), СПБ, 1906 (документальный материал процесса); Пекарский Э. К.. Рабочий Пётр Алексеев, «Былое», 1922, № 19; Майнов И. И., Пётр Алексеевич Алексеев, 1849-1891, М., 1924; Неопубликованные письма Петра Алексеева, «Каторга и ссылка», 1927, № 5 (34).

    [С. 90-91.]

 



 

    АЛЕКСЕЕВ, Петр Алексеевич (14. I. 1849 - 16. VIII. 1891) - рус. рабочий-революционер. Род. в дер. Новинской Смоленской губ. С детства работал на ткацких ф-ках в Москве и Петербурге. В нач. 70-х гг. сблизился с революц. народниками. Вел пропаганду и распространял лит-ру среди рабочих. С кон. 1874 в Москве был активным членом орг-ции, оформившейся в 1875 под назв. «Всероссийской социально-революц. организации». 4 апр. 1875 был арестован и судился по «Процессу 50-ти» (1877). 9 марта 1877 произнес на суде яркую речь, в к-рой обрисовал тяжелое и бесправное положение рабочих, подверг критике грабительскую реформу 1861 и выразил уверенность в том, что революц. интеллигенция пойдет неразлучно с народом, что «...поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». В. И. Ленин назвал последние слова А. «великим пророчеством русского рабочего- революционера» (Соч., т. 4, с. 346). Речь А., отпечатанная (1877) в тайной типографии в Петербурге, широко распространялась и произвела огромное впечатление. А. был приговорен к 10 годам каторги, которую отбывал в Ново-Белгородской каторжной тюрьме, с 1882 - на Каре, с 1885 - на поселении в Якутии. В 1891 убит бандитами.

    Лит.: Гос. преступления в России в XIX в., Сб. под ред. Б. Базилевского, т. 2, (б. м., 1906); Рабочее движение в России в XIX в. Сб. док-тов и мат-лов, под ред. А. М. Панкратовой, т. 2, ч. 2, (M.), 1950; Каржанский Н. С., Московский ткач Петр Алексеев, М., 1954; Майнов И. И., Петр Алексеевич Алексеев. 1849-91, М., 1924; Струминский М. Я., Петр Алексеев в Якутской ссылке, Якутск, 1940; Пекарский Э. К., Рабочий П. Алексеев, «Былое», 1922, № 19.

    [Стлб. 380-381.]

 



 

    АЛЕКСЕЕВ Пётр Алексеевич [14 (26). 1. 1849, дер. Новинская Смоленской губ., — 16 (28). 8. 1891], первый русский рабочий-революционер. С детства работал на ткацких ф-ках в Москве и Петербурге. В нач. 70-х гг. сблизился с революц. народниками. Вёл пропаганду и распространял лит-ру среди рабочих. С кон. 1874 в Москве — активный член орг-ции, оформившейся в 1875 под назв. «Всероссийской социально революц. организации». 4 (16) апр. 1875 арестован и судим по «процессу 50-ти» (1877). 9 (21) марта 1877 произнес на суде яркую речь, в к-рой говорил о тяжёлом и бесправном положении рабочих, о грабительском характере реформы 1861 и выразил уверенность в том, что революц. интеллигенция пойдёт неразлучно с народом, что «...подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». В. И. Ленин назвал последние слова А. «...великим пророчеством русского рабочего-революционера...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 377). Речь А., отпечатанная (1877) в тайной типографии в Петербурге, произвела огромное впечатление. В том же году речь А. напечатали неск. типографий рус. революц. эмиграции. А. был приговорён к 10 годам каторги, к-рую отбывал в Новобелгородской каторжной тюрьме, с 1882 — на Каре, с 1884 — на поселении в Якутии. В ссылке А. сохранил верность революц. идеям. В 1891 трагически погиб (убит бандитом). В голы Сов. власти в Якутске и честь А. установлен пятиметровый обелиск. В юрте, где он жил, открыт музей. На родине А. воздвигнут памятник.

    Лит.: Рожин П. М., Корифей рабочего движения, М., 1961; Панухина Н. Б., К истории речи П. Алексеева, «Вестник Московского университета, История». 1965, № 5.

    Н. М. Пирумова

    [С. 416-417. Стлб. 1224-1225.]

 



 

    АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (14. 01. 1849 - 17. 08. 1891) — один из первых русских рабочих-революционеров, ссыльнопоселенец.

    Род. в д. Новинской Сычевского уезда Смоленской губернии. С детства работал на ткацких фабриках в Москве и Петербурге. В начале 1870-х гг. сблизился с революционными народниками. Вел пропаганду и распространял литературу среди рабочих. Арестованный в Москве в апреле 1875 г., в Петербургском окружном суде в марте 1877 г. произнес знаменитую речь, которую в последствии отпечатали в Женеве, надолго сделав карманным революционным пособием. А. был приговорен к 10 годам каторги, которую отбывал вначале в Ново-Белгородской каторжной тюрьме, с 1882 г. — на Каре. В 1885 г. был препровожден на поселение в Якутию, где поселен в Сасыльском наслеге Баягантайского улуса, а осенью 1886 г. переведен в Жулейский наслег Ботурусского улуса. Здесь с помощью якутов построил себе юрту, завел лошадь и корову, получил от наслега пахотную землю и покосный участок. Устроил А. жизнь так, чтобы не испытать материальных лишении, успешно занимаясь хлебопашеством и огородничеством. Часто встречался с политссыльными Э. Пекарским, И. Майновым В. Ионовым, В. Трощанским и другими, проживавшими в том же улусе. Немалое время проводил с ними в беседах. Был зверски убит с целью ограбления двумя соседями якутами — старшиной Ег. Абрамовым и «инородцем» Федотом Сидоровым.

    Якутский народ глубоко чтит память славного рабочего-революционера.

    Таттинский улус, где он жил и погиб в 1963-1991 г. носил его имя (Алексеевский р-он). Сохраняется и оберегается как памятник республиканского значения (РСФСР) юрта в местности Булгунняхтах, в которой он жил. Бюст А. установлен в с. Усть-Татта. В г. Якутске имеется улица им. Петра Алексеева.

    Лит.: Пекарский Э. Рабочий П. Алексеев. — Былое, 1922, № 19; Майнов И. И. Петр Алексеевич Алексеев. 1849-1891. М., 1924; Кротов М. Якутская ссылка 70 - 80-х годов. М., 1924; Струминский М. Я. Петр Алексеев в якутской ссылке. Якутск, 1940.

    [С. 288.]

 



 

    Алексеев Петр Алексеевич — один из первых русских рабочих-революционеров. Родился 14 января 1849 г. в деревне Новинская Сычевского уезда Смоленской губернии, по нынешнему — Гжатский район. Отец Петра Алексеева был московским ткачом шерстяного производства. Петр с 9-ти лет начал работать с отцом. Проработав более 10 лет на фабриках Москвы, переезжает в Петербург и устраивается на фабрику Торнтона. Несмотря на изнурительную продолжительность рабочего дня, находит время для самообразования, посещения политических кружков рабочих.

    В годы работы на фабрике, ведя революционно-пропагандистскую деятельность, приобрел черты руководителя.

    В апреле 1875 г. девять руководителей московской организации рабочих во главе с Петром Алексеевым были арестованы. На суде 10 марта 1877 г. Алексеев произнес свою знаменитую речь. 14 марта 1877 г. был осужден к лишению всех прав и ссылке на каторжные работы в крепостях сроком на 10 лет. В сентябре 1877 г. был отправлен в Новобелгородскую тюрьму, где просидел в одиночной камере 3 года. Департамент полиции в 1880 г. переводит его в Мценскую пересыльную тюрьму для отправки в Сибирь.

    Весной 1881 г. отправлен в Сибирь и прибыл в Кару в феврале 1882 г. В марте 1885 г. прибыл в Якутскую область, в глухой Сасыльский наслег Баягантайского улуса. Петру было 36 лет. В год прибытия в Сасыльский наслег в местность Дьэкэ в 200 метрах от его юрты была единственная хижина, где жили вместе бедные семьи Степановых и Тарабукиных. Благодаря постоянному общению и дружбе с местными, он начал изучать быт и нравы якутов. В 1886 г. переведен в Жулейский наслег Ботурусского улуса. Здесь Петр Алексеев с помощью якутов построил себе юрту, ему по решению родового собрания выделили для покоса небольшой участок земли.

    С каждым днем, годом у него расширялся круг знакомых, друзей. Местные с большим уважением относились к Петру Алексееву за простоту, доброту и за то, что он щедро угощал их табаком, чаем, сахаром, иногда хлебом. Для местного населения появление стеклянных окон, русской печи, квашеного хлеба было новым явлением. Большим событием для них стало то, когда они увидели, как он косил сено русской литовкой. Якуты начали приучаться к литовке.

    В годы отбывания ссылки он часто встречался с политическими ссыльными.

    Получив разрешение от якутского окружного полицейского управления в г. Якутске, Петр Алексеев поехал верхом на своем коне в сторону с. Чурапча и пропал без вести. Как потом выяснилось, он был убит в аласе Тимэтэй состоятельными якутами Федотом Сидоровым и Егором Абрамовым-Тобох.

    Могила П. А. Алексеева находится на кладбище в аласе Булгунньахтаах.

    Таттинский улус, где он жил и погиб, в 1963-1991 гг. носил его имя. Сохраняется и оберегается его юрта в местности Булгунньахтаах. Бюст его установлен в поселке Усть-Татта. В Якутске в январе 1949 г. его именем названа бывшая Лагерная улица.

                                                  Литература о жизни и деятельности

    Андросов Н. Х. Петр Алексеев Тааттаҕа. — Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1960. — 41 с.

                                                                           ***

    Алексеев Петр Алексеевич. // Энциклопедия Якутии / Гл. ред. Ф. Г. Сафронов. — М., 2000. — Т. 1 — С. 288.

    Охлопков В. Е. Выдающийся рабочий-революционер П. А. Алексеев в якутской ссылке // Охлопков В. Е. История политической ссылки в Якутии. — Якутск, 1982. — Кн.1. — С. 277-303.

    Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Алексеев Петр Алексеевич // Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Черкехский мемориальный музей: Историко-этногр. комплекс: Путеводитель. — Якутск, 1999. С 60-61.

    Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Юрта рабочего-революционера -Петра Алексеева // Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Черкехский мемориальный музей: Историко-этногр. комплекс: Путеводитель. — Якутск, 1999. - С. 97-99.

    [С. 11-13.]

 



 

    АЛЕКСЕЕВ Пётр Алексеевич [14 (26). 1. 1849, дер. Новинская Сычёвского у. Смоленской губ., ныне Смоленской обл. – 16 (28). 8. 1891, Жулейский наслег Ботурусского улуса Якутской обл., ныне Таттинского улуса, Якутия], один из первых в России рабочих-революционеров. Из крестьян. В 1860-х - сер. 1870-х гг. работал на предприятиях Москвы, С.-Петербурга, уезжал на родину. Сблизился с «чайковцами». В 1875 в Москве участвовал в выработке устава и создании Всерос. социально-революционной орг-ции, арестован. Стал известен своей речью на «процессе 50-ти» 9 (21). 3. 1877, в которой говорил о бедственном положении крестьян и рабочих (связывал его с крестьянской реформой 1861), о неизбежности революции: «...подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах». Речь А. в 1877 опубликована в ж. «Вперёд», неоднократно переиздавалась вольной рус. печатью и использовалась для революц. пропаганды. А. был приговорён к 10 годам каторги; наказание отбывал в Новоборисоглебской тюрьме, с 1882 на Карийской каторге, с 1884 находился на поселении. Убит грабителями.

    [С. 461.]

 



 

     АЛЕКСЕЕВ Пётр Алексеевич (1849-91), ссыльнопоселенец, один из 1-х рус. рабочих-революционеров. Род. в д. Новинской Сычевского у. Смоленской губ. В нач. 1870-х сблизился с революционерами-народниками. Вел пропаганду и распространял лит-ру среди рабочих. Арестованный в Москве в апр. 1875, в Петерб. окружном суде в марте 1877 произнес знаменитую речь, к-рую впоследствии опубликовали в Женеве, надолго сделав карманным рев. пособием. А. был приговорен к 10 годам каторги, к-рую отбывал вначале в Ново-Белгородской каторжной тюрьме, с 1882 на Каре. В 1885 препровожден в Якутию, где на поселении в Сасыльском наслеге Баягантайского улуса, а осенью 1886 переведен в Жулейский наслег Батурусского улуса. Убит с целью ограбления двумя соседями-якутами старшиной Егором Абрамовым и «инородцем» Федотом Сидоровым.

    [C. 25.]

 

 

 

ЎЎЎ Мальпіньня Гной. Сычоўскі бабздыр Пятрусь Аляксееў у якуцкай ссылцы. Койданава. "Кальвіна". 2022.

 

    Пятро Аляксеевіч Аляксееў - нар. 14 (26) студзеня 1849 г. у в. Навінская Сычоўскаго павету Смаленскай губэрні Расейскай імпэрыі, у сялянскай сям’і.

    З дзяцінства працаваў на ткацкіх фабрыках у Маскве ды Пецярбургу. Бываў у Смаленску. У 1873 г. зблізіўся з народнікамі, ад 1874 г. чалец народніцкага гуртка “масквічоў”. Вёў прапаганду і распаўсюджваў літаратуру сярод працоўных.

    4 (16) красавіка 1875 г. быў арыштаваны і затым асуджаны па “працэсе 50-ці”, на судзе 9 (21) сакавіка 1877 г. прамовіў знакамітую прамову пра будучую рэвалюцыю, у якой утрымоўваліся словы, сталыя хрэстаматыйнымі: “…Уздымецца мускулістая рука мільёнаў працоўнага люду і ярмо дэспатызму, агароджанае салдацкімі штыхамі, разьляціцца ў прах”. Гэтая прамова, аддрукаваная ў таемнай друкарні ў Пецярбургу і ў некалькіх друкарнях рускай эміграцыі, вырабіла вялікае ўражаньне на “прагрэсіўную” расейскую грамадзкасьць. У прыватнасьці, У. І. Ленін назваў прамову Аляксеева “вялікім вяшчунствам рускага працоўнага-рэвалюцыянэра”.

    Аляксееў быў прысуджаны да 10 гадоў катаргі, якую адбываў у Новабелгародзкай катаржнай турме, ад 1882 г. на Кары ў Забайкальскай вобласьці, у 1884 г. накіраваны на паселішча ў Якуцкую вобласьць.

     9 сакавіка 1885 г. Аляксееў быў дастаўлены ў Якуцк ды ўселены ў Сасыльскі насьлег Баягантайскага вулусу Якуцкай акругі, а ў кастрычніку 1886 г. пераведзены ў Жулейскі насьлег Батурускага вулусу Якуцкай акругі, дзе пражыў пяць гадоў. Тут ён з дапамогай якутаў пабудаваў юрту, займеў каня ды карову, атрымаў ад насьлега ральлю і сенажаць ды пачаў займацца агародніцтвам і земляробствам. Па чутках, ён быў вельмі неабыякавы да выдатнай паловы чалавецтва і мужчыны тых жанчын, што былі неабыякавыя да самога Аляксеева, вельмі яго недалюблівалі.


 

    Якуцкая юрта, - піша ён у лісьце ад 25 сакавіка 1885 г., - складаецца з дзьвюх палоў, перагароджаных тонкімі жэрдкамі і дзьвярамі, а часам так прама ні тым, ні іншым. Першая, куды вы ўваходзіце, прызначаная для саміх гаспадароў, а другая - для іх скаціны... Хатон - так завецца быдлячая палова - захутаны вакол наглуха, абкладзены гноем, асьвятляецца дзьвюма-трыма ледзянымі вузенькімі вокнамі... Вы не можаце сабе прадставіць, да чаго брудныя самі якуты і наколькі сьмярдзяць іхнія юрты! Я - чалавек, які прызвычаіўся да ўсяго, - і тое ў мяне перш рабілася галавакружэньне. Малако, масла і ўся ежа прасякнутая хатонным пахам да таго, што толькі моцны голад прымушае абвыкаць да ўсяго”. /Каторга и Ссылка. № 6. 1924 С. 173-174./

    16 (28) жніўня 1891 г. Аляксееў быў забіты, па афіцыйнай вэрсіі, “багацеямі-якутамі” Яўгенам Абрамавым ды Хвядотам Сідаравым “з мэтаю рабаўніцтва”.

    У Якуцку ў гонар Пятра Аляксеева ў 1949 г. названая адна з цэнтральных вуліцаў гораду, былая Лягерная. Намаганьні якутаў у 90-я гады мінулага стагодзьдзя зьмяніць назоў вуліцы Пятра Аляксеева на іншы быў марным.

 

 

    У 1963-1991 гг. існаваў Аляксееўскі раён ў Якуцкай АССР (былы Жулейскі насьлег), але пасьля Пастановы Прэзыдыюму Вярхоўнай Рады Якуцкай АССР ад 19 сакавіка 1990 г. ён ператварыўся ў Татцінскі вулус. Гэтае рашэньне было зацьверджанае Ўказам Прэзыдыюму Вярхоўнай Рады РСФСР ад 6 жніўня 1990 г. за № 125-I.

    Пятру Аляксееву ў пас. Вусьць-Тата (1972) пастаўлены бюст (скульптар Ксенафонт Пшэньнікаў).

    У Расіі ад 2004 г. існуе левы акцыянісцкі Рух супраціву імя Пятра Аляксеева.

    Літаратура:

*    Пекарский Э.  Рабочий П. Алексеев. // Былое. № 19. Петроград. 1922. С. 80-118.

*    Майнов И. И.  Петр Алексеевич Алексеев. 1849-1891. Москва. 1924. 48 с.

*    Стеклов Ю. М.  Борцы за социализм. Очерки из истории общественных и революционных движений в России. В двух частях. Добролюбов. – Герцен. – Чернышевский. – Бакунин. – П. Алексеев. – С. Халтурин. – Народничество. – Народная Воля. – Черный Передел. – Социал-демократия. – Якутская ссылка. – Эмиграция. – Свердлов. – Рачковский и Меншиков. - Витте. Ч. II. 2-е изд. Москва – Ленинград. 1924. С. 5-13.

*    Лещинская С.  Ткач Петр Алексеев. Харьков. 1924. 14 с.

*    Алексеев Петр Алексеевич. // Кротов М. А.  Якутская ссылка 70 - 80-х годов. Исторический очерк по неизданным архивным материалам. Москва. 1925. С. 164.

*    Израэльсон А. Скорбные страницы якутской ссылки. (Памяти погибшим в Якутской области). // В якутской неволе. Из истории политической ссылки в Якутскую область. Сборник материалов и воспоминаний. Москва. 1927. С. 204.

*    Жуковский-Жук.  Мартиролог Нерчинской каторги. // Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги. Сборник воспоминаний, документов и материалов. Москва. 1927. С. 228.

*    Цвиленев Н.  Революционер-рабочий Петр Алексеев. Москва. (1927) 1928. 28 с.

*    Кротов М.  Убийство Петра Алексеева. (По архивным материалам). // Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. Кн. 47. № 10. Москва. 1928. С. 44-61.

*    Кон Ф.  На поселении в Якутской области. // Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. Кн. 45-46. № 8-9. Москва. 1928. С. 81-83.

*    Алексеев Петр Алексеевич. // Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. ІІ. Семидесятые годы. Вып. 1. Москва. 1929. Стлб. 25-27.

*    Струминский М. Я.  Петр Алексеев в якутской ссылке. Якутск. 1940. 76 с.

*    Каржанский Н. С.  Московский ткач Петр Алексеев. Москва. 1954. 159 с.

*    Попов П. В.  Из воспоминаний о Петре Алексееве в последние дни его жизни в якутской ссылке. // Сборник научных статей. Якутский республиканский краеведческий музей имени Емельяна Ярославского. Вып. II. Якутск. 1957. С. 94-95, 110-115.

*    Аляксееў Пётр Аляксеевіч. // Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. І. Мінск. 1969. С. 285.

    Ленин В. И.. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 4. Москва. 1969. С. 377.

*    П. А. Алексеев – П. С. Ивановской.  Письма политических ссыльных в Восточной Сибири (конец XVIII - начало XX в.). Иркутск. 1978. С. 145-153, 316.

*    Алексеев Петр Алексеевич (1849-1891). // Имена в Истории. Краткий Биографический справочник. Авторы-составители Бригадин П. И, Ильящук Г. И., Казаков Ю. Л., Медяник В. И., Романовский И. Ф. Минск. 1993. С. 17-19.

*    Алексеев Петр Алексеевич. // Энциклопедия Якутии. Т. 1. Москва. 2000. С. 288.

*    Макаров И. Г.  Уголовная, религиозная и политическая ссылка в Якутии. Вторая половина XIX в. Новосибирск. 2005. С. 182-183, 208-110.

*    Белорус на краю света. Эдуард Пекарский (1856-1934). // Рублевская Л.  Рыцари и дамы Беларуси. Исторические очерки. Минск. 2013. С. 241.

    Мальпіньня Гной,

    Койданава

 












 

    Алексеев, Петр Алексеевич, крестьянин д. Новинской (Сычевск. у. Смоленск, губ.). Род. 14 янв. 1849 г. В нач. 1870-х г.г. работал ткачом на петерб. фабрике Торнтона и в 1873 г. входил в пропаг. кружок за Невск. заставой, организованный С. Синегубом. В марте 1874 г. на его квартире в Измайловск. полку происходили сходки рабочих, на которых главную роль играл студ. Низовкин. В конце т. г. был членом воздвиженск. рабочей артели в Петербурге и в ноябре т. г. переехал в Москву. В февр. 1875 г. принимал участие в выработке устава «Всеросс. социально-револ. организации». Арестован вместе с другими 4 апр. т. г. в Москве, в доме Корсак. Привлечен к дознанию по обвинению в участии в кружке В. Ивановского и Ионова, но по выс. пов. 18 ноября 1876 г., в виду привлечения его по процессу 50-ти, дело это прекращено. 30 ноября 1876 г. предан суду ос. прис. Сената по обвинению в составлен. и участии в противозак. сообщ-ве и в распростр. книг, имевш. целью возбужд. к бунту (процесс 50-ти). На суде произнес свою знаменитую речь. Приговором суда, объявленном 14 марта 1877 г., присужден к лиш. всех прав и к ссылке в каторжн. работы в крепостях на 10 лет. Наказание отбывал сначала в Ново-Белгородск. кат. тюрьме, где 3 июля 1878 г. начал с товарищами голодовку. В окт. 1880 г. переведен в Харьк. губ. тюрьму, откуда — в Мценскую пересыльн. тюрьму. Весною 1881 г. отправлен в Сибирь и прибыл на Кару в февр. 1882 г. В 1884 г. вышел на поселение в Якутск. обл.; жил в Сасылском наслеге Баягантайск. улуса (Якутск. окр.) в 1888 г. переведен в Жулейский наслег Ботурусск. улуса. 16 августа 1891 г. убит якутами с целью грабежа.

    Сообщение Э. К. Пекарского. — ... — И. И. Майнов, П. А. Алексеев. 1849-1891. М. Изд. «Красн. Новь». 1924. — Э. Пекарский, «Воля Народа» 1917, № 93 (Памяти рабочего П. Алексеева). — В. Фигнер, «Воля Нар.» 1917, № 100 (Дополнения). — Э. К. Пекарский, «Был.» XIX (1922), 80-118 (Рабочий П. Алексеев). — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Под редакцией Феликса Кона, А. А. Шилова, Б. П. Козьмина и В. И. Невского. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 1. А – Е. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1929. Стлб. 25-27./

    *

    Алексеев, Влас Алексеевич, крестьянин Смоленск, губ., брат Петра Алексеева, рабочий в Москве на фабрике Емельянова. Род. ок. 1847 г. Привлекался к трем дознаниям по обвинению в противоправит. пропаганде (получение, чтение и распростр. запрещ. сочинений) и за участие в моек, кружке, организованном В. Ивановским и Ионовым. За недостатком улик по выс. повел. 19 февр., 11 и 18 ноября 1876 г. дела о нем прекращены. В 1881 г. принадлежал к московск. народовольч. организации, которая через него завела связи с рабочими Даниловой. мануфактуры, где вел пропаганду А. В. Кирхнер.

    Сообщение И. И. Майнова. — Справка (В. Алексеев). — Справ, листок. — Доклады 1876, I, 34; II, 331-339, 345-350. — Госуд. преступления, II, 166 (135).

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. ІІ. Семидесятые годы. Вып. 1. Москва. 1929. Стлб. 24./

    *

    Алексеев, Никифор Алексеевич, крестьянин Смоленск, губ., брат Петра Алексеева. Род. ок.1855 г. Работал в Москве на фабриках Емельянова и Рошфора. Привлекался по двум дознаниям по обвинению в пропаганде среди моск. рабочих. По выс. пов. 19 февр. и 11 ноября 1876 г. дела о нем прекращены за недостатком улик; По агент. сведениям, в июне 1875 г. вел пропаганду вместе с А. Миртовым и А. Квятковским, проживая на станц. Ефремово (Ряжско-Вяземск. жел. дор.). В третий раз привлечен к дознанию в 1876 г. по обвинению в близк. сношениях с В. Ивановским и Ионовым, в получении от них денег для устройства портерной в целях пропаганды, в распространении среди рабочих Богородско-Глуховск. мануфактуры револ. книг. По выс. пов. 18 ноября 1876 г. дело о нем разрешено в административном порядке, а сам он подвергнут восьмимес. тюремн. заключению с учреждением потом строг. надзора полиции.

    Справки (Н. Алексеев, А. Миртов, В. Павлов, К. Покровский, И. Смирнов). — Справ. листок. — Доклады 1876, I, 34; II, 331-339, 345-350. — Госуд. преступления, II, 166 (135). — И. Джабадари, «Был.» 1907, X, 169 сл. (Процесс 50-ти).

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. ІІ. Семидесятые годы. Вып. 1. Москва. 1929. Стлб. 25./

 


 

    АЛЯКСЕЕЎ Пётр Аляксеевіч [14(26).1.1849, в. Навінская Сычоўскага пав. Смаленскай губ. — 16 (28).8.1891], рускі рабочы-рэвалюцыянер. З сялян. Працаваў на ткацкіх ф-ках у Маскве і Пецярбурзе.

    З пач. 70-х г. звязаны з народніцкім рухам, пазней уваходзіў у т. зв. «Усерасійскую сацыяльна-рэвалюцыйную арганізацыю». У крас. 1875 арыштаваны і пасля 2 год турэмнага зняволення асуджаны па «працэсе 50-і». 9.3.1877 выступіў на судзе з палымянай прамовай пра паліт. і сацыяльны прыгнёт рабочых у Расійскай імперыі, выказаў упэўненасць, што «ўзнімецца мускулістая рука мільёнаў рабочага люду, і ярмо дэспатызму, агароджанае салдацкімі штыкамі, разляціцца ўшчэнт!». Гэтыя словы У. I. Ленін называў вялікім прароцтвам рускага рабочага-рэвалюцыянера (Тв., т. 4, с. 344). А. быў прыгавораны да 10 год катаргі. З 1885 жыў на пасяленні ў Якуціі.

    /Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. І. Мінск. 1969. С. 285/

 


 

                                                     АЛЕКСЕЕВ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ

                                                                        (1849-1891)

                                                         РАБОЧИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР

    Родился в семье бедного государственного крестьянина. Чтобы облегчить тяжелое материальное положение многодетной семьи, ушел на заработки в Москву и поступил на ткацкую фабрику купца Афанасия Трофимова. Работая на фабриках Москвы свыше 10 лет, на себе испытал всю тяжесть эксплуатации. Молодого рабочего волновали причины социальной несправедливости, неравенства между людьми. В 17 лет Петр Алексеев овладевает грамотой. Стремление добиться правды приводит молодого ткача в ряды передовых, революционно настроенных людей. Весной 1872 г. переезжает в Петербург с надеждой найти единомышленников. Там он сблизился с кружком студента В. Ивановского, где познакомился с трудами К. Маркса, произведениями революционеров-демократов. В октябре 1872 г. вступил в кружок, который вела Софья Перовская, впоследствии одна из активных деятелей подпольной революционной организации „Народная воля”, член ее исполнительного комитета. После ареста С. Перовской в 1874 г. связь Петра Алексеева с революционерами-народниками не оборвалась. Он стал слушателем вечерней школы для рабочих фабрики Торнтона. На его квартире проводились многолюдные рабочие сходки.

    П. А. Алексеев проявил себя решительным сторонником идеи „хождения в народ”. В 1874 г. он одним из первых покинул столицу и ушел в родные места. Под видом мелкого торговца-коробейника вел с крестьянами беседы на политические темы, распространял и читал революционную литературу и прокламации. Неудача движения, массовые аресты заставили его вернуться в Петербург.

    В столице Алексеев примыкает к кружку „Воздвиженской артели”, получившей свое название от местонахождения дома около Воздвиженской церкви на Лиговке. Осенью 1874 г. переезжает в Москву. Здесь вокруг него сплачивается революционный рабочий кружок, в который входят И. Союзов, М. Грачевский, братья Бариновы, Ф. Егоров, В. Грязков и другие. С кружком активно сотрудничают В. Фигнер, О. Любатович, Б. Каминская. В феврале 1875 г. принимаются программа и устав кружка, названного „Всероссийская социалистическая революционная организация”. Главной целью его провозглашалась пропаганда социалистических идей среди рабочих. В ночь с 3 на 4 августа 1875 г. Алексеев и другие руководители были арестованы на конспиративной квартире. Организация прекратила свое существование.

    По делу организации в марте 1877 г. состоялся суд по „процессу 50-ти”. 9 (12) марта Петр Алексеев, отказавшийся от защитника, произнес на суде яркую речь. В ней он говорил о тяжелом, бесправном положении рабочих, о грабительском характере реформы 1861 г., выразил уверенность в том, что революционная интеллигенция пойдет неразлучно с народом, что „...поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах”. „Казалось, в лице его... говорит весь пролетариат”,- вспоминала В. Н. Фигнер.

    Петр Алексеев был приговорен к 10 годам каторги, которые отбывал в новобелгородской каторжной тюрьме. С 1884 г. переведен на поселение в Якутию. В ссылке не отрекся от своих революционных убеждений. Помогал беднякам-якутам, защищал их от произвола местных кулаков. Возможно, это стало причиной его трагической гибели от рук местных богатеев Сидорова и Абрамова.

    В память о П. А. Алексееве в Якутии установлен обелиск, а на родине рабочего-революционера воздвигнут памятник.

    /Имена в Истории. Краткий Биографический справочник. Авторы-составители Бригадин П. И, Ильящук Г. И., Казаков Ю. Л., Медяник В. И., Романовский И. Ф. Минск. 1993. С. 17-19./

 












 

                                                                            Глава III

                ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ

                               И ВЛИЯНИЕ ССЫЛЬНЫХ НА МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

    Трижды в якутской ссылке (30. 05 и 27. 08. 1888. 22. 12. 1889) был В. А. Данилов, который говорил о себе, что он социалист по убеждению, «обитатель земного шара» по месту проживания. В первой ссылке он проживал в Батурусском улусе, а в последних — в Колымском округе. На последнем местожительстве в местности Ролчево он женился на инородке А. Сивцевой и на ее средства занимался торговлей. На основе своих наблюдений он написал статью «Особенности психического мира якутов Колымского округа в зависимости от их культуры». В ссылке он стал религиозным человеком. Религиозное мировоззрение В. А. Данилов связывал с географической средой и культурным уровнем человека Он оставил рукописи воспоминаний «Пережитое и переживаемое». «Воспоминания о Петре Алексееве», опубликовал ряд статей о религиозном обновлении человека» (114)...

                                Взаимоотношение государственных ссыльных и инородцев

     Государственные ссыльные Г. В. Белоцветов (срок ссылки: 26. 11. 1883 - 9. 08. 1893) и В. П. Зубрилов (6. 07. 1883 - 13. 07. 1897) относились к инородцам недружелюбно. Первый из них, по его словам, находился в постоянном нервном напряжении вследствие жизни среди якутов, этого «чуждого по культуре и самому расовому развитию народа», и всегда боялся расправы с их стороны. По сообщению якутского окружного исправника, В. П. Зубрилов отличался дерзким характером и невыдержанностью, с инородцами наслега «жил недружно, заводя частые споры и тяжбы (193).

    Так же относился к якутам П. А. Алексеев, что стоило ему жизни. До сего времени причину его убийства исследователи объясняли классовой ненавистью представителей господствующего класса (были ли богатыми убийцы?) к рабочему человеку или желанием завладеть его деньгами (версия Э. К. Пекарского). Однако существует и другая версия, на которую до сих пор никто не обратил внимания. По убеждению государственного ссыльного В. А. Данилова, жившего рядом с П. А. Алексеевым, причиной убийства стали пренебрежительное отношение к якутам и его поступки, унижавшие их человеческое достоинство. В. А. Данилов вспоминал случай, о котором ему рассказал П. А. Алексеев: однажды к Алексееву подошел Е. Абрамов (позднее убивший его) и попросил его отдать участок на покос. Алексеев обещал, но затем, видимо забыв об этом, отдал покосный участок Н. А. Виташевскому. Тогда Е. Абрамов сказал П. А. Алексееву: «Ты политический, а меня обманул. Так политические не делают. Ты поступил нехорошо» (194). Считавший себя выше людей, среди которых жил, ссыльный не ожидал таких смелых слов и упрека в свой адрес. Потрясенный этим, он схватил Е. Абрамова за шиворот и поднял. Впоследствии Данилов писал: «Припоминая выражение лица Петрухи, когда он передавал мне свой поступок по отношению к Абрамову, также жесты и дикцию голоса, я вижу, сколько пренебрежения было в обращении Петра с якутами. Это пренебрежение подновляло чувство оскорбления» (195). Поведением П. А. Алексеева В. А. Данилов и объясняет его убийство. Не влияние какого-либо обстоятельства, а именно постоянное испытание чувства оскорбления заставило пойти Е. Абрамова и Ф. Сидорова на этот крайний шаг. Данилов уточнил это более конкретно: «Ирония судьбы. Рабочий, защищавший личность оскорбленного и угнетенного рабочего, бывший за это “заживо погребенным”, убит за оскорбление личности якута, приниженной в сознании гордой расы — русскими» (196). В воспоминаниях о совместном пребывании с Алексеевым он еще раз подчеркивает, что «главным мотивом убийства Петра Алексеева», было «не воровство, а личное оскорбление». Автор этих слов хорошо знал быт, нравы якутов, среди которых прожил 19 лет, о которых написал в статье «Особенности психического мира якутов Колымского округа в зависимости от их культуры». Мнение В. А Данилова заслуживает внимания и, как нам представляется, проливает свет на подлинные причины загадочного убийства П. А. Алексеева. Гордый и уверенный в своей силе, бывший «первый кулачный боец Москвы», Алексеев признавал значение и особую роль в обществе лишь рабочего класса. Надменно относясь к якутам, он жил в постоянном ожидании грабежа и нападения с их стороны. Об этом говорят строки его письма: «Нет безотраднее состояния, как то, когда ежеминутно являются мысли, что ты не только в полном произволе администрации, но и против якутов должен не иметь никакой гарантии, постоянно должен ожидать грабежа и нападения. И все это остается безнаказанным» (197). На эти факты пора обратить внимание...

                                                                     ПРИМЕЧАНИЯ

                                                                            Глава III

    114. Архив Дома Плеханова, ф. 238, Данилов В., д. 22, л. 3; д. 114, л. 1-10; Данилов В. А. Почему я не могу молиться с людьми // Духовный христианин. – 1908. - № 11. – С. 23-24; Он же. О хлыстах // Там же. – 1910. - № 2. – С. 41-47; и др.

    193. Кротов М. А. Якутская ссылка... С. 168, 186.

    194. Архив Дома Плеханова, ф. 238, Данилов В., д. 114, л. 9.

    195. Там же, л. 10.

    196. Там же, л. 11.

    197. Кротов М. А. Якутская ссылка... С. 92.

    /Макаров И. Г.  Уголовная, религиозная и политическая ссылка в Якутии. Вторая половина XIX в. Новосибирск. 2005. С. 182-183, 208-110./