Памяти рабочего Петра Алексеева
(† 16 августа 1891 г.)
В годовщину смерти пользовавшегося в свое время громкою известностью «рабочего Петра Алексеева», в год великой русской революции, для дела которой он сам немало поработал, вполне уместно и даже должно напомнить в общих чертах облик человека, одинаково близкого как рабочим, так и интеллигенции. Это тем более необходимо, что сведения о нем мало распространены среди современной читающей публики и революционной демократии.
В 1877 году, имея 28 лет от роду, Алексеев был осужден особым присутствием правительствующего сената на 10 лет каторжных работ по так называемому «процессу 50-ти», т. е. 50 лиц, обвинявшихся в социально-революционной пропаганде среди фабричных рабочих. Сначала он содержался в Новобелгородской центральной каторжной тюрьме, затем на Каре и наконец, с 1881 года был водворен в одном из глухих наслегов Якутского округа в качестве ссыльнопоселенца.
В 1881 году мне пришлось ехать до Иркутска в той же «партии», в которой был Алексеев и другие «централисты», а потом жить по соседству с Алексеевым до самой его смерти в смежном якутском наслеге и все время поддерживать с ним товарищеские отношения.
Но мое духовное знакомство с «рабочим Петром Алексеевым» восходит ко времени его процесса, когда я вместе с другими студентами Харьковского ветеринарного института и университета, с упоением, даже с благоговением читал отпечатанную, конечно нелегально, «речь» Алексеева. Она произвела колоссальное впечатление не только своим содержанием, но и главным образом, тем, что была сказана простым рабочим, — одним из тех рабочих, над политическим революционным воспитанием которых наша передовая интеллигенция поработала немало. Речь Алексеева служила наглядным доказательством того, что пропаганда среди рабочих не прошла бесследно, а, напротив, дала столь солидные результаты, что Алексеев счел себя в праве заключить свою речь настоящим похвальным словом по адресу интеллигентной молодежи, — словом, какого можно ожидать только от истинного друга, вполне оценивающего ее заслуги перед народом.
В своей защитительной (вернее, обвинительной) речи Алексеев призывал русский рабочий народ надеяться лишь на самих себя и ни от кого не ожидать помощи, кроме как от этой молодежи. Председатель сенатор Петерс вскочил с места и крикнул: «Молчите! Замолчите!» Но Алексеев, возвысив голос, продолжал восхвалять тогдашнюю молодежь, которая, по его словам, «одна откликнулась, подала свой голос на все слышанные крестьянские стоны Российской империи» и не опустит своих рук до тех пор, пока не сделает рабочих «самостоятельными проводниками к общему благу народа». Не взирая на повторное приказание председателя «молчать!» — Алексеев закончил свою речь следующими знаменательными словами: «И она одна неразлучно пойдет с нами до тех пор, пока (тут Алексеев поднял руку) подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!..»
Прошу читателя представить себе мысленно, как ободряюще должна была подействовать на тогдашнее молодое поколение эта высокая сценка и признание заслуг и будущей роли нашей интеллигенции со стороны истинного сына народа — крестьянина-рабочего, который сторицею возвращал ей свою любовь и бескорыстное отношение. Молодежь гордилась своим «рабочим Петром Алексеевым», который для многих остался на всю жизнь нелицеприятным другом, благословившим их на ратный подвиг и вызывавшим самые светлые воспоминания. Никто сильнее Алексеева, не показал в кратких, но, высокой степени выразительных словах, что крестьяне, несмотря на «дарованную» реформу 19 февраля 1861 года, оставались по-прежнему крепостными. Это место в речп Алексеева столь прочно запечатлелось, в умах тогдашней молодежи, что не потеряло свежести своей силы в памяти всех тех, кому посчастливилось дожить до настоящего момента. Я отлично помню, какое впечатление производила на читателей неизбежно вытекавшая из целого ряда приведенных Алексеевым соображений заключительные слова: «значит — они (крестьяне и рабочие) все крепостные!» Не один юноша, под влиянием этих, служивших как бы откровением, слов Алексеева, дал в глубине своей души торжественный обет посвятить своя силы на действительное, в духе Алексеева, а не мнимое раскрепощение русского народа.
В обыкновенной жизни Алексеев ничем особенным не выдавался среди своих товарищей, даже многим и во многом, казалось, уступал по своим качествам. По крайней мере, такое мнение могло составится о нем в период его политической бездеятельности: во время следования в Сибирь, пребывания на каторге и в ссылке. Мне неизвестно даже, чтобы Алексеев был с кем-либо особенно близок, и меня, признаюсь, удивляла видимая холодность в отношениях товарищей по несчастию: в то время как «партия» была разбита на более или менее крупные группы, Алексеев держался маленькой группы, в которой, кроме него, были еще И. Н. Мышкин и Ян Ребицкий. За время пребывания в Якутской области, Алексеев хотя не сторонился товарищей по ссылке, но особенного взаимного тяготения их друг к другу я не замечал. Что касается меня лично, то я всегда относился к нему с неизменным вниманием и уважением. Я всегда помнил, что Алексеев — автор замечательнейшей из известных мне речей революционеров, и меня приводили в большое смущение попытки некоторых товарищей лишить Алексеева прав автора ссылкою на то, что речь эта была, будто бы, составлена кем-то другим, а Алексеев-де только произнес готовую речь. При мне покойный Алексеев вполне категорически заявил одному из товарищей: «Речь составил я сам, и этой чести я никому не уступлю». Правда, Алексеев не блистал даром слова в обыкновенном разговоре, но в момент подъема он возвышался по силе и выразительности своей речи до степени настоящего народного трибуна, о чем свидетельствует его товарищ по процессу, покойный И. С. Джабадари («Былое» 1917, X, 1913-194).
Отсутствие соответствующей призванию работы, оторванность от русской жизни, несомненно, тяготила Алексеева, и в последние свои годы, желая найти хоть какое-нибудь приложение своим силам, он занялся хозяйством на отведенном ему наслежным обществом земельном участке, ограничиваясь, впрочем, если память мне не изменяет, только сенокошением. Чувствовал он некоторую неудовлетворенность в личной жизни: в нем стало проявляться стремление к семейному уюту, — по крайней мере, такой уют среди его товарищей по ссылке ему нравился, чего он и не скрывал. Тусклая политическая жизнь России на протяжении 80-х годов не манила его к осуществлению побега из Якутской области, с проектом которого носились многие из его ближайших по этому конспиративному делу товарищей.
Последнее мое свидание с Алексеевым происходило недели за две до его смерти. Откосившись, Алексеев приехал ко мне, чтобы узнать о времени окончания мною полевых работ, и застал меня как раз на покосе. Он взял у меня косу и прошел с нею несколько шагов, желая показать, как он косит. Я тотчас заметил громадную разницу между его косьбой и моею, а впоследствии всегда старался приблизиться по возможности к его манере косить, неизмеримо более продуктивной, чем моя. Дождавшись дневного отдыха, во время которого я и работавший у меня молодой татарин подкреплялись чаем с ячменной лепешкой и маслом, и сам разделивши с нами нашу скромную трапезу, Алексеев пригласил меня приехать к нему, чтобы отпраздновать вместе с ним окончание работ, сообщив для соблазна, что им припасена даже бутылка хорошей водки. Сев на коня, Алексеев на прощание счел почему-то нужным сказать мне: «Работайте! Работайте!» В этих его словах, обращенных ко мне, почувствовалось что-то жуткое, как если бы это было прощанье навсегда, — особенно в связи с его жалобами на то, как ему надоели своими ухаживаниями и предложениями своих услуг ближайшие ею соседи-якуты: один — старшина, а другой — кандидат в старшины. Но я, конечно, был далек от мысли, что именно эти якуты, которые по своему административному и социальному положению должны бы быть «лучшими людьми» в наслеге, окажутся низкими убийцами-грабителями, позарившимися на сотню с небольшим рублей, имевшихся у Алексеева. Они заманили его в безлюдное место, в глухую тайгу, под предлогом показать ему ближайшую дорогу к селению Чурапча, где жила целая колония наших товарищей, и предательски убили, нанеся ему 22 ножевых раны, в том числе последнюю — в области сердца. Это было ровно 26 лет тому назад, когда незабвенный «Петруха», как его звали обыкновенно в товарищеской среде, употреблял нечеловеческая усилия, чтобы, будучи безоружным, защитить свою жизнь от посягательства вооруженных разбойников. Может быть, мне удастся рассказать подробно историю этого преступления, в раскрытии которого мне же суждено было принимать, вместе с товарищем М. Э. Новицким. ближайшее участие. Только мы двое из товарищей и присутствовали на печальных похоронах. Помню, что я, едва удерживаясь от слез, сказал по-якутски надгробное слово, чтобы запечатлеть в душе окружавших могилу якутов краткую характеристику человека. которого погубили столь безвременно их преступные сородичи. Похоронен Алексеев в ограде наслежной часовни; на могиле положен камень с вырезанною мною датою убийства и затем построен деревянный навес для защиты камня от дождя. В таком виде впоследствии могила была сфотографирована специально приехавшим для этого из т. Якутска товарищем Н. А. Виташевским.
В годовщину смерти Петра Алексеева запомним твердо его последние слова: «Работайте! Работайте!» Товарищи-рабочие, не забывайте Алексеева, ибо он был вашим и другом, и защитником, и учителем в одно и тоже время. Интеллигентная молодежь со своей стороны должна оправдать до конца возлагавшиеся на нее покойным Алексеевым надежды. Вечная ему память!
Эд. Пекарский
/Воля Народа. Петроградъ. № 93. 16 августа 1917. С. 1./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава.
4) Алексеев, Петр Алексеевич; сс.-посел. (1885-1891), из крестьян Смоленской губ., слесарь, 35-36 л. Один из первых рабочих-революционеров. Первоначальное знакомство с социалистическими идеями получил в кружке С. Перовской. В 1875 г. был арестован, в 1877 г. судился по процессу «50», обвиняясь в пропаганде среди московских рабочих. На суде Алексеев, произнес блестящую речь, впоследствии отпечатанную за границей и долгое время служившую революционерам в качестве агитационной брошюрки. Присужденный к 10 год. каторжных работ, по отбытии их в Ново-Белгородской и Мценской тюрьмах и на Каре, он был сослан на поселение в Сасыльский насл. Баягантайск. ул. Якутского окр. — низкую болотистую местность, неудобную для хлебопашества и с вредным для здоровья климатом. Здесь прожил он год: пробовал заниматься хлебопашеством, но из-за скудости почвы и друг. условий труды его пропали даром. В след. году перевелся в Батурусский улус. В сентябре 1891 г. Алексеев куда-то исчез; начались розыски; предполагая бегство, сообщили в д-т полиции, но вскоре нашли его в тайге убитым. Как выяснилось из следствия, он был убит якутами с целью ограбления... Департамент полиции, получив уведомление о «бегстве» А., разослал по России циркуляр (28/ХI 1891 г. № 4898), в котором дал ему такую характеристику: «Алексеев, происходя из простого звания, обладая природным умом и бесспорным даром слова, представляет собой вполне законченный тип революционера-рабочего, закоренелого и стойкого в своих убеждениях, и едва ли после побега удовольствуется пассивной ролью, а, напротив, воспользуется обаянием своего имени в революционной среде и несомненно перейдет к активной деятельности, которая может оказаться, в особенности же в пределах империи, весьма вредною для общественного порядка и безопасности» [Дд. 169 и 284].
[С. 164.]
АЛЕКСЕЕВ, Петр Алексеевич (1849-91), ткач, известный революционер 70-х гг., родился в дер. Новинской Сычевского у. Смоленской губ. В раннем детстве ему пришлось искать работы на ткацкой фабрике. В возрасте 16-17 л. А. самоучкою выучился читать и писать и 20 лет примкнул к кружку московских пропагандистов (Здановича, Бардиной и др.). А. переходил с одной фабрики на другую, был арестован и после двух лет тюрьмы был, вместе с другими членами кружка, предан в 1877 суду особого присутствия Сената (см. «Процесс 50»). В своей речи на суде А. обрисовал те ужасные условия, в к-рых жил тогда рабочий класс, дал оценку «крестьянской реформы» 1861 и закончил: «Русскому рабочему народу остается только надеяться на себя и не от кого ждать помощи, кроме от нашей интеллигентной молодежи... Она одна... неразлучно пойдет с нами до тех пор, пока подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах»... За эту речь А. получил 10 лет каторги, отбыв которую он был поселен в глухом улусе Якутской области. Летом 1891 по дороге в Якутск он был убит якутами с целью грабежа. Речь А. на суде, по словам очевидца, произвела огромное впечатление не только на публику, но и на часовых-жандармов и судей. Она была напечатана в революционном издании «Вперед» (1877, т. 5) и много раз перепечатывалась революционными группами.
[Стлб. 188-189.]
А. Израэльсон
СКОРБНЫЕ СТРАНИЦЫ ЯКУТСКОЙ ССЫЛКИ
(Памяти погибших в Якутской области)
80-е и 90-е годы
4. Алексеев, Петр Алексеевич, сс.-пос. (1885-1891 гг.). Судился по процессу «50», после десяти лет каторги на Каре сослан в Якутскую обл. (Баягантанский улус). Убит в сентябре 1891 г. якутами с целью ограбления.
[С. 204.]
И. Жуковский-Жук.
МАРТИРОЛОГ НЕРЧИНСКОЙ КАТОРГИ
Алексеев, Петр Алексеевич — род. 14 января 1849 г. (по официальным документам в 1851 г.), в семье бедного крест. в деревне Новинской, Сычевского у., Смолен, губ. По профессии — ткач. Один из первых народников-пропагандистов. Арест. 4 апреля 1875 г. в Москве, в доме Корсак, вместе с Бардиной, Джабадари и др. Судился 21 февраля 1877 г. по «процессу 50-ти». На суде 10 марта произнес знамен, историч. речь. Пригов. к 10 годам кат. Заключ. отбывал в Печенежской и Новобелгор. центр, тюрьмах, а весной 1881 г. перев. на Кару. Срок окончил в 1884 г. и отправлен на посел. в Якут. обл., где убит якутами с целью грабежа в августе 1891 г.
/Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги. Сборник воспоминаний, документов и материалов. Москва. 1927. С. 228./
АЛЕКСЕЕВ, Петр Александрович (1849-91) — рабочий-ткач, известный революционер 70-х гг. В 1877 по процессу «50» был приговорен за речь на суде к 10 годам каторжных работ и, отбыв часть их в России, в 1882 был привезен на Кару (см.) и в 1884 вышел на поселение в отдаленный улус Якут. обл. Летом 1891 по дороге в Якутск А. был убит с целью грабежа.
Лит.: Кон, Ф. На поселении в Якутской обл., «Кат и Сс», 1928, 12 (49); Пекарский, Э. Рабочий Петр Алексеев, «Былое», 1922, 19; Грешении, Г. О Петре Алексееве, «Красная Летопись», Пгр., 1924, 2 (11); Кротов, М. Убийство Петра Алексеева, «Кат. и Сс.», 1928, 10 (47).
[Cтлб. 58.]
АЛЕКСЕЕВ, Пётр Алексеевич (1849-91) — выдающийся русский рабочий-революционер, занимавший, наряду с Халтуриным, «виднейшее место» среди революционных деятелей 60 - 70-х гг. 19 в. (см. Ленин, Соч., 4 изд., т. 20, стр. 224). Сын крестьянина, А. родился в деревне Новинской Сычевского уезда Смоленской губ. Образования не получил, грамоте научился, будучи взрослым. В начале 70-х гг., работая на суконной фабрике Торнтона в Петербурге, участвовал в революционном рабочем кружке. В квартире А. происходили сходки рабочих. В конце 1874 А. переехал в Москву, где сблизился с кружком революционеров, создавших «Всероссийскую социально-революционную организацию». А. принимал участие в выработке устава этой организации. Он вёл деятельную революционную пропаганду среди московских рабочих. В апреле 1875 был арестован. Судился по «процессу 50-ти».
На суде 10 марта 1877 А. произнёс замечательную речь, в к-рой обрисовал тяжёлое положение русского рабочего люда. Он говорил, что при настоящих условиях жизни работников невозможно удовлетворить самые необходимейшие потребности человека. Свою речь он закончил выводом, что «русскому рабочему народу остаётся только надеяться самому на себя и не от кого ожидать помощи, кроме от одной нашей интеллигентной молодёжи». А., прерываемый председателем суда, к-рый пытался помешать ему говорить, закончил речь словами, к-рые Ленин назвал «великим пророчеством русского рабочего-революдионера»: «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!» (см. Ленин, Соч., 4 изд., т. 4, стр. 346). В марте 1877 А. был приговорён к каторжным работам на 10 лет. Каторгу отбывал в Ново-Белгородской каторжной тюрьме, а с 1882 — в Сибири на Каре. В 1884 вышел на поселение в Якутскую область. В 1891 убит бандитами с целью грабежа.
Лит.: Государственные преступлении в России в XIX веке. Сборник, сост. под ред. Б. Базилевского (В. Богучарского), т. 2 (1877 год), СПБ, 1906 (документальный материал процесса); Пекарский Э. К.. Рабочий Пётр Алексеев, «Былое», 1922, № 19; Майнов И. И., Пётр Алексеевич Алексеев, 1849-1891, М., 1924; Неопубликованные письма Петра Алексеева, «Каторга и ссылка», 1927, № 5 (34).
[С. 90-91.]
АЛЕКСЕЕВ, Петр Алексеевич (14. I. 1849 - 16. VIII. 1891) - рус. рабочий-революционер. Род. в дер. Новинской Смоленской губ. С детства работал на ткацких ф-ках в Москве и Петербурге. В нач. 70-х гг. сблизился с революц. народниками. Вел пропаганду и распространял лит-ру среди рабочих. С кон. 1874 в Москве был активным членом орг-ции, оформившейся в 1875 под назв. «Всероссийской социально-революц. организации». 4 апр. 1875 был арестован и судился по «Процессу 50-ти» (1877). 9 марта 1877 произнес на суде яркую речь, в к-рой обрисовал тяжелое и бесправное положение рабочих, подверг критике грабительскую реформу 1861 и выразил уверенность в том, что революц. интеллигенция пойдет неразлучно с народом, что «...поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». В. И. Ленин назвал последние слова А. «великим пророчеством русского рабочего- революционера» (Соч., т. 4, с. 346). Речь А., отпечатанная (1877) в тайной типографии в Петербурге, широко распространялась и произвела огромное впечатление. А. был приговорен к 10 годам каторги, которую отбывал в Ново-Белгородской каторжной тюрьме, с 1882 - на Каре, с 1885 - на поселении в Якутии. В 1891 убит бандитами.
Лит.: Гос. преступления в России в XIX в., Сб. под ред. Б. Базилевского, т. 2, (б. м., 1906); Рабочее движение в России в XIX в. Сб. док-тов и мат-лов, под ред. А. М. Панкратовой, т. 2, ч. 2, (M.), 1950; Каржанский Н. С., Московский ткач Петр Алексеев, М., 1954; Майнов И. И., Петр Алексеевич Алексеев. 1849-91, М., 1924; Струминский М. Я., Петр Алексеев в Якутской ссылке, Якутск, 1940; Пекарский Э. К., Рабочий П. Алексеев, «Былое», 1922, № 19.
[Стлб. 380-381.]
АЛЕКСЕЕВ Пётр Алексеевич [14 (26). 1. 1849, дер. Новинская Смоленской губ., — 16 (28). 8. 1891], первый русский рабочий-революционер. С детства работал на ткацких ф-ках в Москве и Петербурге. В нач. 70-х гг. сблизился с революц. народниками. Вёл пропаганду и распространял лит-ру среди рабочих. С кон. 1874 в Москве — активный член орг-ции, оформившейся в 1875 под назв. «Всероссийской социально революц. организации». 4 (16) апр. 1875 арестован и судим по «процессу 50-ти» (1877). 9 (21) марта 1877 произнес на суде яркую речь, в к-рой говорил о тяжёлом и бесправном положении рабочих, о грабительском характере реформы 1861 и выразил уверенность в том, что революц. интеллигенция пойдёт неразлучно с народом, что «...подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». В. И. Ленин назвал последние слова А. «...великим пророчеством русского рабочего-революционера...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 377). Речь А., отпечатанная (1877) в тайной типографии в Петербурге, произвела огромное впечатление. В том же году речь А. напечатали неск. типографий рус. революц. эмиграции. А. был приговорён к 10 годам каторги, к-рую отбывал в Новобелгородской каторжной тюрьме, с 1882 — на Каре, с 1884 — на поселении в Якутии. В ссылке А. сохранил верность революц. идеям. В 1891 трагически погиб (убит бандитом). В голы Сов. власти в Якутске и честь А. установлен пятиметровый обелиск. В юрте, где он жил, открыт музей. На родине А. воздвигнут памятник.
Лит.: Рожин П. М., Корифей рабочего движения, М., 1961; Панухина Н. Б., К истории речи П. Алексеева, «Вестник Московского университета, История». 1965, № 5.
Н. М. Пирумова
[С. 416-417. Стлб. 1224-1225.]
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (14. 01. 1849 - 17. 08. 1891) — один из первых русских рабочих-революционеров, ссыльнопоселенец.
Род. в д. Новинской Сычевского уезда Смоленской губернии. С детства работал на ткацких фабриках в Москве и Петербурге. В начале 1870-х гг. сблизился с революционными народниками. Вел пропаганду и распространял литературу среди рабочих. Арестованный в Москве в апреле 1875 г., в Петербургском окружном суде в марте 1877 г. произнес знаменитую речь, которую в последствии отпечатали в Женеве, надолго сделав карманным революционным пособием. А. был приговорен к 10 годам каторги, которую отбывал вначале в Ново-Белгородской каторжной тюрьме, с 1882 г. — на Каре. В 1885 г. был препровожден на поселение в Якутию, где поселен в Сасыльском наслеге Баягантайского улуса, а осенью 1886 г. переведен в Жулейский наслег Ботурусского улуса. Здесь с помощью якутов построил себе юрту, завел лошадь и корову, получил от наслега пахотную землю и покосный участок. Устроил А. жизнь так, чтобы не испытать материальных лишении, успешно занимаясь хлебопашеством и огородничеством. Часто встречался с политссыльными Э. Пекарским, И. Майновым В. Ионовым, В. Трощанским и другими, проживавшими в том же улусе. Немалое время проводил с ними в беседах. Был зверски убит с целью ограбления двумя соседями якутами — старшиной Ег. Абрамовым и «инородцем» Федотом Сидоровым.
Якутский народ глубоко чтит память славного рабочего-революционера.
Таттинский улус, где он жил и погиб в 1963-1991 г. носил его имя (Алексеевский р-он). Сохраняется и оберегается как памятник республиканского значения (РСФСР) юрта в местности Булгунняхтах, в которой он жил. Бюст А. установлен в с. Усть-Татта. В г. Якутске имеется улица им. Петра Алексеева.
Лит.: Пекарский Э. Рабочий П. Алексеев. — Былое, 1922, № 19; Майнов И. И. Петр Алексеевич Алексеев. 1849-1891. М., 1924; Кротов М. Якутская ссылка 70 - 80-х годов. М., 1924; Струминский М. Я. Петр Алексеев в якутской ссылке. Якутск, 1940.
[С. 288.]
Алексеев Петр Алексеевич — один из первых русских рабочих-революционеров. Родился 14 января 1849 г. в деревне Новинская Сычевского уезда Смоленской губернии, по нынешнему — Гжатский район. Отец Петра Алексеева был московским ткачом шерстяного производства. Петр с 9-ти лет начал работать с отцом. Проработав более 10 лет на фабриках Москвы, переезжает в Петербург и устраивается на фабрику Торнтона. Несмотря на изнурительную продолжительность рабочего дня, находит время для самообразования, посещения политических кружков рабочих.
В годы работы на фабрике, ведя революционно-пропагандистскую деятельность, приобрел черты руководителя.
В апреле 1875 г. девять руководителей московской организации рабочих во главе с Петром Алексеевым были арестованы. На суде 10 марта 1877 г. Алексеев произнес свою знаменитую речь. 14 марта 1877 г. был осужден к лишению всех прав и ссылке на каторжные работы в крепостях сроком на 10 лет. В сентябре 1877 г. был отправлен в Новобелгородскую тюрьму, где просидел в одиночной камере 3 года. Департамент полиции в 1880 г. переводит его в Мценскую пересыльную тюрьму для отправки в Сибирь.
Весной 1881 г. отправлен в Сибирь и прибыл в Кару в феврале 1882 г. В марте 1885 г. прибыл в Якутскую область, в глухой Сасыльский наслег Баягантайского улуса. Петру было 36 лет. В год прибытия в Сасыльский наслег в местность Дьэкэ в 200 метрах от его юрты была единственная хижина, где жили вместе бедные семьи Степановых и Тарабукиных. Благодаря постоянному общению и дружбе с местными, он начал изучать быт и нравы якутов. В 1886 г. переведен в Жулейский наслег Ботурусского улуса. Здесь Петр Алексеев с помощью якутов построил себе юрту, ему по решению родового собрания выделили для покоса небольшой участок земли.
С каждым днем, годом у него расширялся круг знакомых, друзей. Местные с большим уважением относились к Петру Алексееву за простоту, доброту и за то, что он щедро угощал их табаком, чаем, сахаром, иногда хлебом. Для местного населения появление стеклянных окон, русской печи, квашеного хлеба было новым явлением. Большим событием для них стало то, когда они увидели, как он косил сено русской литовкой. Якуты начали приучаться к литовке.
В годы отбывания ссылки он часто встречался с политическими ссыльными.
Получив разрешение от якутского окружного полицейского управления в г. Якутске, Петр Алексеев поехал верхом на своем коне в сторону с. Чурапча и пропал без вести. Как потом выяснилось, он был убит в аласе Тимэтэй состоятельными якутами Федотом Сидоровым и Егором Абрамовым-Тобох.
Могила П. А. Алексеева находится на кладбище в аласе Булгунньахтаах.
Таттинский улус, где он жил и погиб, в 1963-1991 гг. носил его имя. Сохраняется и оберегается его юрта в местности Булгунньахтаах. Бюст его установлен в поселке Усть-Татта. В Якутске в январе 1949 г. его именем названа бывшая Лагерная улица.
Литература о жизни и деятельности
Андросов Н. Х. Петр Алексеев Тааттаҕа. — Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1960. — 41 с.
***
Алексеев Петр Алексеевич. // Энциклопедия Якутии / Гл. ред. Ф. Г. Сафронов. — М., 2000. — Т. 1 — С. 288.
Охлопков В. Е. Выдающийся рабочий-революционер П. А. Алексеев в якутской ссылке // Охлопков В. Е. История политической ссылки в Якутии. — Якутск, 1982. — Кн.1. — С. 277-303.
Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Алексеев Петр Алексеевич // Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Черкехский мемориальный музей: Историко-этногр. комплекс: Путеводитель. — Якутск, 1999. С 60-61.
Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Юрта рабочего-революционера -Петра Алексеева // Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Черкехский мемориальный музей: Историко-этногр. комплекс: Путеводитель. — Якутск, 1999. - С. 97-99.
[С. 11-13.]
АЛЕКСЕЕВ Пётр Алексеевич [14 (26). 1. 1849, дер. Новинская Сычёвского у. Смоленской губ., ныне Смоленской обл. – 16 (28). 8. 1891, Жулейский наслег Ботурусского улуса Якутской обл., ныне Таттинского улуса, Якутия], один из первых в России рабочих-революционеров. Из крестьян. В 1860-х - сер. 1870-х гг. работал на предприятиях Москвы, С.-Петербурга, уезжал на родину. Сблизился с «чайковцами». В 1875 в Москве участвовал в выработке устава и создании Всерос. социально-революционной орг-ции, арестован. Стал известен своей речью на «процессе 50-ти» 9 (21). 3. 1877, в которой говорил о бедственном положении крестьян и рабочих (связывал его с крестьянской реформой 1861), о неизбежности революции: «...подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах». Речь А. в 1877 опубликована в ж. «Вперёд», неоднократно переиздавалась вольной рус. печатью и использовалась для революц. пропаганды. А. был приговорён к 10 годам каторги; наказание отбывал в Новоборисоглебской тюрьме, с 1882 на Карийской каторге, с 1884 находился на поселении. Убит грабителями.
[С. 461.]
АЛЕКСЕЕВ Пётр Алексеевич (1849-91), ссыльнопоселенец, один из 1-х рус. рабочих-революционеров. Род. в д. Новинской Сычевского у. Смоленской губ. В нач. 1870-х сблизился с революционерами-народниками. Вел пропаганду и распространял лит-ру среди рабочих. Арестованный в Москве в апр. 1875, в Петерб. окружном суде в марте 1877 произнес знаменитую речь, к-рую впоследствии опубликовали в Женеве, надолго сделав карманным рев. пособием. А. был приговорен к 10 годам каторги, к-рую отбывал вначале в Ново-Белгородской каторжной тюрьме, с 1882 на Каре. В 1885 препровожден в Якутию, где на поселении в Сасыльском наслеге Баягантайского улуса, а осенью 1886 переведен в Жулейский наслег Батурусского улуса. Убит с целью ограбления двумя соседями-якутами старшиной Егором Абрамовым и «инородцем» Федотом Сидоровым.
[C. 25.]