.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
Болотина Анисья Давыдовна, еврейка, мещанка г. Мстиславля
(Могилевск. губ.). Род. в 1865 г. Училась в Московск. училище живописи. В пол.
1880-х г.г. входила в Москве в кружек А. Александрова, стоявший вне моск,
народовольческ. организации, но находившийся в сношениях с нею. Участвовала в
гектографировании нелегальн. брошюр в кварт. Губаревой. По выдаче кружка С.
Зубатовым, арестована 31 марта 1886 г., содержалась в Пречист, полиц. части, а
затем в Пугачевск. башне Бутырск. тюрьмы. По выс. пов. 16 июля 1887 г. выслана
под гласн надзор на 8 лет в Вост. Сибирь. Назначена в Колымск. окр. (Якутск,
обл). Участвовала 22 марта 1889 г. в вооруженном сопротивлении ссыльных в
Якутске; была ранена штыком в бок. Заключена 22-го марта т. г. в Якутскую
тюрьму. Судилась военно-судн. комиссией в Якутске 7-13 июня 1889 г. и
приговорена к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжн. работы без
срока, замененные при конфирмации приговора 20 июля т. г. 15 годами каторги.
Каторгу отбывала в Вилюйск. каторжн. тюрьме, откуда отправлена 26 марта 1892 г.
через Якутск на Кару и помещена в Усть-карийск. женск. тюрьму. По выс. указу от
17 апр. 1891 г. срок каторжн. работ сокращен на ⅓.
В сентябре 1893 г. переведена в вольн. команду. С дек. 1893 г. находилась в
вольной команде в Кадае. По выс. пов. 22 февр. 1895 г. по применении манифеста
14 ноября 1894 г. перечислена в разряд сосланных на житье в Сибирь с частичн.
восстановлением в правах и с правом по истечении 8-ми лет со дня вступления
приговора в закон, силу, т. е. 7 авг. 1897 г., вернуться в Европейск. Россию, с
подчинением гласн. надзору на 3 г. в черте еврейской оседлости, вне
университетск. городов. В сент. 1895 г. причислена к мещанам г. Читы. По
манифесту 1896 г. срок обязат. пребывания в Сибири сокращен на год. В окт. 1897
г. выехала из Читы в г. Шклов (Могилевск. губ), где по распоряжению департ.
пол. от 18 ноября 1897 г. подчинена гласн. надзору. В июне 1898 г. выехала по
паспорту за границу. Амнистирована выс. указом 21 окт. 1905 г. За границей
поселилась в Лондоне, где жила и в 1920-х г.г.
МЮ 1886, № 10291 и 10161. — ДП V, 1887, №
7732, ч. 2 б; 1896, № 40, ч. 2 лит. А. — Список (надз.), 1888 г. 123; 1889 г.,
94. — Обзор XII 48, 177. — Бурцев, За сто лет, II, 135. — Больш. энциклопед.,
XXI (Вилюйцы).
Процесс 21-го, 49. — Л. Дейч, 16 лет в
Сибири (Ук). — М. Брагинский, Якутск. драма. Сб. Якутская трагедия 22 марта
1889 г., 50. — М. Брамсон, Якутск. трагедия. Там же 23, 27. — Избиение политич.
ссыльных в Якутске. Там же 32, 33 (тоже в сб. «Социал-Демократ» I (1890), 69,
70, 71). — Документы по Якутск. делу. Там же, 188, 191, 194, 197, 200, 203,
213. — Л. Дейч, Роль евреев в русск. революц. движен. (Ук.). — М. Кротов,
Якутск. ссылка, 131, 133, 138, 169. — Л. Меньщиков, Охрана и революция, I, 19,
385. — М. Брагинский, Политич. каторга в Якутск. обл. Сб. «В Якутской неволе»,
94, 104, 109. — А. Прибылева Корба, Нар. Воля, Воспоминания (Ук). — В. Фигнер.
Сочинения III (Ук). — Участники народовольческ. движения. Сб. «Народовольцы»
III, 292.
Хроника борьбы с самодержавием. «Своб. Россия»
I (1889), 63. — Хроника. «С родины на родину» I (1893), 9; II (1893), 96-97; IV
(1894), 223. — «Летуч. листки фонда Вольн. русск. прессы» 1894, № 10, стр. 2;
1896, 42 35, стр. 12. — М. Гоц, В. Зубатов. «Был.» 1906, IX, 66. — О. Минор,
Якутск. драма 22 .марта 1889. «Был.» 1906, IX, 144. — Г. Осмоловский, Карийцы.
«Мин. Годы» 1908, VII, 124, 153. — Зороастрова-Капгер, Ошибка. «Кат. и Сс.»
1925, V (18), 292-294. — В. Бик, К материалам о Якутской трагедии 22 марта 1889
г. «Кат. и Сс.» 1926 III (24), 200. — М. Костюрина, Молодые годы. «Кат. и Сс.»
1926, III (24), 194. — П. Орлов, Об Акатуе времен Мельшина. «Кат. и Сс.» 1928
XI (48), 114. — К. Терешкович, После каторги в эмиграцию. «Кат. и Сс.» 1928, V
(42), 83. — Л. Фрейфельд, Из прошлого. «Кат. и Сс.» 1928, V (42), 106, 107. —
Д. Махлин, Якутская трагедия 1889 г. и подпольная печать, «Кат. и Сс.» 1929,
III (52), 27.
/Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т.
III. Восьмидесятые годы. Вып. 1. Москва. 1933. Стлб. 373-375./
*
Болотин, Нота (Натан, Игнатий) Давыдович, еврей, мещанин г.
Мстиславля (Могилевск. губ.). Род. ок. 1870 г. Кончил Арбатск. городск. уч-ще в
Москве. В 1887 г. — ученик музыкальн. школы Московск. Филармоническ. общ-ва.
Арестован в Москве в нач. мая 1887 г. и привлечен к дознанию при Московск. ж.
у. по делу московск. народовольческ. кружка (дело К. Терешковича и др.). По
данным наблюдения, перевозил вместе с К. Терешковичем и Г. Аппельбергом к Г. Г.
Гуревич принадлежности тайн, типографии. По выс. пов. 27 июля 1888 г.
подвергнут одиночн. тюремн. заключен., которое отбыл в Петербургск. одиночн.
тюрьме; подчинен по освобождении в авг. 1889 г. негласн. надзору. В т. г. (в
авг.) выслан из Москвы на основ. полож. о гос. охране. Выехал в г. Мстиславль,
где давал уроки музыки. В 1892 г. жил в м. Шклове той же губ. В авг. 1892 г.
эмигрировал. Разыскивался по циркуляру деп. пол. от 28 дек. 1892 г. В 1909 г.
жил в Антверпене, давая уроки музыки, в 1917 г. — по-видимому в Швейцарии.
МЮ 1887, № 10077. — ДП III 1889, циркуляры;
1889, № 984; 1890, № 74, ч. 39; — Обзор, XII, 50, 130.
Л. Меньщиков, Охрана и революция,I, 27. —
В. Фигнер, Сочинения, III (Ук.).
С. Багоцкий, Возвращение в 1917 г. политич.
эмигрантов из Швейцарии в Росисю. «Кат. и Сс.» 1925 I (14) 22, 23.
/Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т.
III. Восьмидесятые годы. Вып. 1. Москва. 1933. Стлб. 373./
БАЛОЦІНА Анісся Давыдаўна (1865, г. Мсціслаў — г.
см. невяд.), удзельніца рэвалюцыйнага руху 80-х г. 19 ст. З мяшчан. У час
навучання ў вучылішчы жывапісу, ваяння і дойлідства ў Маскве ўваходзіла ў
гурток нарадавольцаў, удзельнічала ў друкаванні і распаўсюджванні нелегальнай
л-ры. Арыштавана 31. 3. 1886 па даносе С. В. Зубатава, які выдаў паліцыі
гурток. 16. 7. 1887 выслана на 8 гадоў у Сібір. За ўдзел ва ўзбр. выступленні
ссыльных у Якуцку 22. 3. 1889, дзе была паранена, ваенна-судовая камісія
прыгаварыла яе да пазбаўлення ўсіх правоў і пажыццёвай катаргі. Пакаранне
адбывала ў Вілюйскай катаржнай турме і ў турме для асабліва небяспечных паліт.
злачынцаў на Кары. 3 вер. 1893 па вольным пасяленні. 3 кастр. 1897 жыла ў
Шклове Магілёўскай губ. пад наглядам паліцыі. У чэрв. 1898 выехала за мяжу.
М. В. Біч. Мінск.
/Беларуская
савецкая энцыклапедыя. Т. II. Афіны – Ведрыч. Мінск. 1970. С. 112./
.png)
.png)
Уладзімір Караткевіч
ДЫЯМЕНТАВЫ ГОРАД
Эсэ пра гісторыю і людзей адной зямлі
Разнастайных людзей
нараджаў Мсціслаў. У 1865 годзе ў мяшчанскай сям’і нарадзілася тут нарадаволка
Анісся Давыдаўна Балоціна. Вучылася ў Маскве, у вучылішчы жывапісу, ваяння і
дойлідства. Народніцкі гурток, у які яна ўваходзіла, друкаваў і распаўсюджваў
нелегальную літаратуру. Быў данос і арышты. Быў прысуд (у 1887 годзе): восем
год Сібіры. Праз два гады ўзброеныя ссыльныя ў Якуцку паўсталі. Узброенае супраціўленне
скончылася тым, што шасцёра ссыльных было забіта, сем паранена. Пасля зноў быў
суд і ваенна-судовая камісія, якая прыгаварыла трох чалавек да павешання, а параненую ў перастрэлцы жанчыну да жыццёвай катаргі
і пазбаўлення ўсіх правоў. Спачатку была Вілюйская катаржная турма, пасля — турма
на Кары для асабліва небяспечных палітычных злачынцаў. Пасля было вольнае
пасяленне, пасля — жыццё пад наглядам паліцыі ў Шклове. У 1898 годзе А. Д.
Балоцінай удалося выехаць за мяжу, дзе далейшыя яе сляды губляюцца.
/Святло Кастрычніка. Мсціслаў. 22 студзеня 1985. С. 3./
.png)
.png)
ГОРАД БЕССМЯРОТНАЙ СЛАВЫ
Разнастайных
людзей даваў Радзіме Мсціслаў. У 1865 годзе тут нарадзілася нарадаволка Анісся
Давыдаўна Балоціна. Вучылася ў Маскве, у вучылішчы жывапісу, скульптуры і
дойлідства. Народніцкі гурток, у які яна ўваходзіла, друкаваў і распаўсюджваў
нелегальную літаратуру. Быў данос і арышты. Быў прысуд (у 1887 годзе): 8 год
Сібіры. Праз два гады ўзброеныя ссыльныя ў Якуцку паўсталі. Іхняе ўзброенае
супраціўленне скончылася тым, што шасцёра ссыльных было забіта, сем паранена.
Пасля зноў быў суд і ваенна-судовая камісія, якая прыгаварыла трох чалавек да
павешання, а параненую ў перастрэлцы
жанчыну — да пажыццёвай катаргі і
пазбаўлення ўсіх правоў. Спачатку была Вілюйская катаржная турма, пасля турма
на Кары для асабліва небяспечных палітычных злачынцаў. Пасля было вольнае
пасяленне, пасля — жыццё пад наглядам паліцыі ў Шклове. У 1898 годзе А. Д.
Балоцінай удалося выехаць за мяжу, дзе далейшыя яе сляды загубіліся.
ГОРОД
БЕССМЕРТНОЙ СЛАВЫ
Разносторонних людей давал стране Мстиславль. В 1865 году здесь родилась
народоволка Анисья Давыдовна Болотина. Училась в Москве, в училище живописи,
ваяния и зодчества. Народнический кружок, в который она входила, печатал,
распространял нелегальную литературу. Был донос и аресты. Был приговор (в 1887
году): 8 лет Сибири. Через два года вооруженные ссыльные в Якутске восстали. Их
вооруженное сопротивление окончилось тем, что шестеро ссыльных было убито, семь
ранено. Потом снова был суд и военно-судебная комиссия, которая приговорила
трех человек к повешению, а раненную в перестрелке женщину — к пожизненной
каторге и лишению всех прав. Сначала была Вилюйская каторжная тюрьма, потом
тюрьма на Каре для особо опасных политических преступников. Потом было вольное
поселение, потом жизнь под надзором полиции в Шклове. В 1898 году А. Д.
Болотиной удалось выехать за границу, где дальнейшие ее следы затерялись.
/Уладзімір
Караткевіч. Мсціслаў. Мстиславль. Эсэ
пра гісторыю і людзей адной зямлі. Мінск. 1985. С. 56, 124./
ДЫЯМЕНТАВЬІ ГОРАД
Эсэ пра гісторыю і людзей адной зямлі
Разнастайных людзей
нараджаў Мсціслаў. У 1865 годзе ў мяшчанскай сям’і нарадзілася тут нарадаволка
Анісся Давыдаўна Балоціна. Вучылася ў Маскве, у вучылішчы жывапісу, ваяння і
дойлідства. Народніцкі гурток, у які яна ўваходзіла, друкаваў і распаўсюджваў
нелегальную літаратуру. Быў данос і арышты. Быў прысуд (у 1887 годзе): восем
год Сібіры. Праз два гады ўзброеныя ссыльныя ў
Якуцку паўсталі. Узброенае супраціўленне скончылася тым, што шасцёра
ссыльных было забіта, сем паранена. Пасля зноў быў суд і ваенна-судовая
камісія, якая прыгаварыла трох чалавек да павешання, а параненую ў перастрэлцы
жанчыну да жыццёвай катаргі і пазбаўлення ўсіх правоў. Спачатку была Вілюйская катаржная
турма, пасля — турма на Кары для асабліва небяспечных палітычных злачынцаў.
Пасля было вольнае пасяленне, пасля — жыццё пад наглядам паліцыі ў Шклове. У
1898 годзе А. Д. Балоцінай удалося выехаць за мяжу, дзе далейшыя яе сляды
губляюцца.
КАМЕНТАРЫІ
Дыяментавы горад
Упершыню – мсціслаўская раённая газета “Святло
Кастрычніка”, 1984, 7 лістап. – 1985, 12 лют. (да 850-годдзя Мсціслава).
Друкуецца паводле той жа газеты, дзе тэкст не быў сапсаваны адвольнымі
ўмяшаннямі, якія былі дапушчаны пры рэдагаванні асобнага кніжнага выдання
(Караткевіч У. Мсціслаў. Мн., 1985).
/Уладзімір Караткевіч. Збор твораў у васьмі тамах. Т. 8. Кн.
2. З жыццяпісу. Нарысы. Эсэ. Публіцыстыка. Постаці. Крытыка. Інтэрв'ю. Летапіс
жыцьця і творчасці. Мінск. 1991. С. 234-235, 482./
БАЛОЦІНА Анісся
Давыдаўна (1865, г. Мсціслаў — ?), рэвалюцыянерка-народніца 1880-х г. З мяшчан.
У час навучання ў вучылішчы жывапісу, скульптуры і дойлідства ў Маскве ўваходзіла
ў гурток нарадавольцаў, удзельнічала ў друкаванні і распаўсюджванні нелегальнай
л-ры. Арыштавана 31. 3. 1886 па даносе С. В. Зубатава, які выдаў паліцыі
гурток. У ліп. 1887 выслана на 8 гадоў у Сібір. За ўдзел ва ўзбр. выступленні
ссыльных у Якуцку 22. 3. 1889, дзе была паранена, ваенна-судовая камісія
прыгаварыла яе да пазбаўлення ўсіх правоў і пажыццёвай катаргі. Пакаранне
адбывала ў Вілюйскай катаржнай турме для асабліва
небяспечных паліт. злачынцаў на Кары. 3 вер. 1893 на вольным пасяленні.
3 кастр. 1897 жыла ў Шклове Магілёўскай губ. пад наглядам паліцыі. У чэрв. 1898
выехала за мяжу.
М. В. Біч.
/Энцыклапедыя
гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 1. Мінск. 1993. С. 283./
БАЛОЦІНА Анісся
Давыдаўна (1865, г. Мсціслаў — ?), рэвалюцыянерка-народніца. У час навучання ў
Маскве ўваходзіла ў гурток нарадавольцаў. 31. 3. 1886 арыштавана, у ліп. 1887
саслана на 8 гадоў у Сібір. За ўдзел ва ўзбр. выступленні ссыльных у Якуцку 22.
3. 1889 прыгаворана да пажыццёвай катаргі. Пакаранне
адбывала ў вілюйскай катаржнай турме для асабліва небяспечных паліт. злачынцаў.
З 1893 на вольным пасяленні. 3 кастр. 1897 жыла ў Шклове Магілёўскай губ. пад
наглядам паліцыі. У чэрв 1898 выехала за мяжу.
/Беларуская
энцыклапедыя ў 18 тамах. Т. 2. Мінск. 1996. С. 261./
Марина Кретова
«КРОВЬ — ЛЮБОВЬ»
(Отступление от темы № 3)
В библиотеке я заказывала не только книги, но и рукописи. Вместе с
запахом старых бумаг приходил и оживал век минувший. Тоненькая тетрадь, на
которой старательно было выведено: «Болотина Анисья Давыдовна». И пониже:
«Жизнь (записки) — воспоминания в 2-х частях».
Этой рукописи я не заказывала, но ничего
случайного не бывает, и я решила прочесть эту тетрадку... Это были записки
бывшей нигилистки, которая за свои юношеские проделки успела «посетить» Сибирь,
потом по амнистии освободилась, вернулась домой в Петербург, училась в
академии, обзавелась семьёй и детьми, но молодость такой занозой, видно, засела
в душе Анисьи Давыдовны Болотиной, что она решила описать её.
Вот молодая девушка из хорошей семьи, умная, в меру образованная, как её
могли не коснуться мысли о всеобщем счастье народа? Стала революционеркой.
Сочиняла листовки, конспирировалась до одури, рифмовала «кровь — любовь»,
мечтала о тюрьме, мечтала страдать за народ. Вот её слова: «Я столько раз
репетировала, как буду вести себя на допросах, что жила без страха. Ждала
тюрьмы как блага. Меня будут пытать, рвать ногти, а я ничего не скажу...» Ну
как ей теперь объяснишь, что жила она без страха не потому, что всё
отрепетировала (как можно репетировать вырывание ногтей?), а потому, что все
они тогда были абсолютно непугаными, больше бегали из тюрем, чем сидели в них;
политика, власть была ещё лояльна, не размежевалась окончательно с
нравственностью, вот и ждали они тюрьмы как блага, как новых впечатлений, не
больше.
Посадили её в тюрьму, но вместо вырывания ногтей она вволю надерзила
начальнику Бутырки, который под конец беседы смущённо заметил арестантке: «Вы
надо мной, барышня, смеётесь, а я человек простой, необразованный. Да и
старик». И сам проводил в чистенькую, аккуратную одиночку. Умывальник, стол,
стул, кровать, газовый рожок. Ежедневные прогулки с игрой в мяч для барышень.
Это не я выдумываю тюремную обстановку — это она описывает её так. И ещё свой
стыд ночью за хамское обращение со стариком.
Дальше отправили её с товарищами по этапу. Ехали на телегах. Якутск.
Красноярск. Вилюйск. На ночь выдавали пледы, шерстяные платки, чтобы теплее
спалось на нарах.
Питались как? За пять копеек полагался
молочный поросёнок с картошкой — это на обед, ужинали когда щами, когда кашей.
Вечеряли по молодости вместе с казаками, с конвойными: угощения, песни, смех. А
однажды одного истерического пропагандиста заковали в кандалы за буйство, так
барышни, узнав, тут же попадали в обморок — не смогли на ногах пережить такое
посягательство на человеческое достоинство. «Часто, — пишет Анисья Давыдовна, —
нет сна, аппетита». Представляете себе заключённого, у которого нет аппетита? А
варёные ремни или подмётки не пробовали отведать? с аппетитом? Эх, милая, милая
барышня, уберёг вас Господь, сподобил вовремя родиться, не побывали вы в тех
лагерях, которые построило то светлое будущее, за которое вы так боролись...
/Кретова М.
Баронесса Вревская. Роман-альбом. Москва. 1998. С. 103-106./
БОЛОТИНА Анисья Давыдовна (1865,
Могилевская губ. — после 1920), чл. «Нар. воли», участница Якутской трагедии
1889. Из мещанской семьи, еврейка. В адм. порядке сослана в распоряжение
генерал-губернатора Вост. Сиб. на 10 лет, временно была поселена в Якутском
окр., где 22. 3. 1889 приняла участие в вооруженном выступлении против властей.
Приговорена к каторге на 15 лет, позже срок сокращен на одну треть. Каторгу
отбывала на Каре, в Покровской тюрьме Алгачинского р-на. На жительство вне тюрьмы
отправлена в Кадаю. На каторге по поручению начальства писала иконы для
строящейся тюремной церкви в Акатуе. По окончании срока отправлена на поселение
в Читу. В окт. 1897 выехала в г. Шклов Могилевской губ.
Лит.: Патронова
А. Г. Гос. преступники на Нерчинской каторге (1861-1895 гг.): Материалы к
«Энцикл. Заб.». — Чита, 1998. — Вып. 1.
А. Г. Патронова
/Энциклопедия
Забайкалья. Читинская область. В 4 томах. Т. ІІ. Новосибирск. 2004. С. 129./
БАЛОЦІНА Анісся Давыдаўна [1865, Мсціслаў
Магілёўскай губ., цяпер райцэнтр Магілёўскай вобл. — ?],
рэвалюцыянерка-народніца. Вучылася ў Маскоўскім вучылішчы жывапісу, скульптуры
і дойлідства. Уваходзіла ў гурток нарадавольцаў, удзельнічала ў друкаванні і
распаўсюджванні антыўрадавай літаратуры. Арыштавана 31. 3. 1886 па даносе С. Зубатава,
які выдаў паліцыі гурток. Пасля працяглага следства ў ліп. 1887 саслана на 8
гадоў у Сібір. Удзельнічала ва ўзброеным выступленні ссыльных у Якуцку ў сак.
1889. У час сутычкі з карнікамі паранена.
Ваенна-судовай камісіяй прыгаворана да пазбаўлення ўсіх правоў і пажыццёвай
катаргі. Пакаранне адбывала ў Вілюйскай катаржнай турме, у якой утрымліваліся асабліва небяспечныя паліт. злачынцы.
У вер. 1893 атрымала дазвол на вольнае пасяленне. Восенню 1897 вярнулася на
радзіму, жыла ў Шклове пад наглядам паліцыі. У 1898 выехала за мяжу. Далейшы
лёс невядомы.
Кр. геагр.: Рапановіч. Слоўнік геаграфічных назваў.
Літ.: ЭГБ, т. 1; БЭ, т. 2.
/Леанід Маракоў. Рэпрэсаваныя літаратары, навукоўцы, работнікі
асветы, грамадскія і культурныя дзеячы Беларусі 1794-1991. Энцыклапедычны
даведнік у трох тамах. Т. III. Кн. 1. Мінск. 2004. С. 136-137./
БОЛОТИНА АНИСЬЯ ДАВЫДОВНА
1865 г., Мстиславль
Известная народоволка. Родилась в еврейской
семье. Художница.
Арестована в Москве в середине 80-х годов.
После покушения на императора Александра Третьего её судили вместе с другими
членами «Народной Воли» и приговорили к восьми годам сибирской ссылки. В 1887
г. она была сослана в Якутскую обл. по делу Губаревой.
В середине марта 1889 года якутским
губернатором было дано распоряжение о высылке 16 ссыльных, включая и Болотину,
в Верхоянск и Среднеколымск, куда в первую очередь высылались
революционеры-евреи. Перевозка ссыльных в эти удалённые города должна была
совершаться в тяжёлых условиях суровой зимы, что грозило им большими лишениями
и возможной смертью от голода и холода. Ссыльные направили через полицмейстера
прошения губернатору о приостановке высылки. Полицмейстер принял прошения и на следующий
день потребовал от 33 ссыльных, собравшихся на квартире Ноткина (в доме якута
Монастырёва), где была оборудована библиотека, чтобы они явились в полицейское управление.
Ссыльные отказались выполнить это распоряжение и тогда в дом, где они
собрались, был направлен отряд из 100… 140 солдат с ружьями. Солдаты пытались
арестовать ссыльных, избивали их, применяя штыки и приклады. У некоторых
революционеров были револьверы и они оказали вооруженное сопротивление
солдатам.
Сохранились свидетельства о том, что Анисья
Болотина, прозванная в среде ссыльных «казаком», во
время столкновения с солдатами упорно стреляла из пистолета и закончила
стрельбу лишь тогда, когда исчерпала весь запас имевшихся у неё патронов.
После того, как был ранен в ногу прапорщик, солдаты открыли огонь из ружей и
сопротивление революционеров было подавлено.
При этом 6 ссыльных убито, 9 – тяжело
ранены, остальные жестоко избиты. Это выступление политических ссыльных,
известно в истории под названием «Якутская трагедия» (74).
В период с 6 по 13 июня 1889 года
участников сопротивления судили Якутским военным судом. А. Л. Гаусман, Н. Л.
Зотов, Л. М. Коган-Бернштейн были приговорены к смертной казни, 4 подсудимых –
к вечной (бессрочной) каторге, 16 – к другим различным срокам каторги.
Болотина была приговорена к бессрочной
каторге. После обжалования приговора срок каторжных работ был ей уменьшен до 15
лет.
Есть сведения, что в дальнейшем срок был
сокращён до 12 лет. Первоначально она содержалась в Вилюйске, затем на Каре, а
позже в Кадае. В начале 1894 г. каторга ей была заменена поселением.
Впоследствии Болотина эмигрировала в Лондон
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
74. «Якутская трагедия 22 марта 1889 г.».
Сборник воспоминаний и материалов. М. 1925 г.
/Владимир Цыпин. Евреи в
Мстиславле. Материалы к истории города. Иерусалим. 2006. С. 279-280, 364./
МСЦІСЛАЎСКІ РАЁН
МСЦІСЛАЎ
У
Мсціслаўлі нарадзіліся кнігадрукар Пётр Мсціславец (16 ст.), цаніннік, майстар
паліхромных маёлікавых рэльефаў С. Палубес (2-я пал. 17 ст.),
рэвалюцыянерка-народніца А. Д. Балоціна (1865-?),
бел. гісторык і мастацтвазнавец А. В. Прахаў (1846-1916), бел. пісьменнік
Ю.Таўбін (1911-37), ген.-лейт. У. С. Галушкевіч (1898-1964), бел. археолагі,
грамадска-палітычныя дзеячы, гісторык-медыявіст М. А. Ткачоў (1942-92) і
гісторык архітэктуры А. А. Трусаў (нар. ў 1954). Тут жыў і працаваў бел.
мовазнавец, фалькларыст і этнограф І. І. Насовіч (1788-1877).
/Гарады
і вёскі Беларусі. Т. 7. Кн. ІІІ. Магілёўская вобласьць. Мінск. 2009. С. 13./