poniedziałek, 6 maja 2024

ЎЎЎ Вінарыя Кезаўка. Інакенці Пухаў з ЯАССР на канфэрэнцыі ў БССР. Койданава. 2024.







 

    И. В. Пухов /Москва/

                                          ЯКУТСКИЕ ПРЕДАНИЯ КАК ЖАНР

    1. Якутские предания являются одним из основных источников для изучения быта, языка, истории якутов. Поэтому они очень рано /раньше, чем любой жанр якутского фольклора/ привлекли внимание исследователей — этнографов, историков, филологов, путешественников. О них существует богатая литература. Она в основном посвящена содержанию преданий. Издано также много текстов как на якутском языке, так и в переводе на русский. Но как жанр народного художественного творчества, якутские предания изучались значительно меньше. Некоторые исследователи даже отрицали их художественное значение.

    2. Тематически предания якутов весьма разнообразны и охватывают почти всю историю якутов на их современной территории /якуты много веков назад прибыли на Север из Восточной Сибири/, их социальные отношения и самые разнообразные стороны их жизни и быта.

    3. Полная тематическая классификация якутских исторических преданий дана Г. У. Эргисом во вступительной статье к его двухтомной публикации «Якутские исторические предания и рассказы», изданной в 1960 г. в Ленинграде. В настоящем докладе с некоторыми изменениями принята эта классификация.

    4. Якутские предания могут быть разбиты на следующие две основные группы:

        I. Предания о древней жизни якутов.

        II. Предания о жизни якутов после вхождения их в состав Русского государства.

    5. Первая группа — о древней жизни якутов — в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

        1/ Предания о первопредках якутов и их переселении на Лену /предания об Омогое и Элляе и предания об Улуу-Хоро/.

        2/ Предания о племенах, живших до якутов.

        3/ Предания о расселении якутов по Якутии.

        4/ Предания о межплеменных войнах.

        5/ Предания о прибытии русских на Лену.

    Эти группы преданий относятся к собственно «историческим преданиям» якутов. Наиболее древние из них смыкаются с легендами. Таковы бытующие до сих пор многочисленные предания о предках якутов о богаче Омогой-бае и бедняке Элляе.

    6. Вторая группа преданий особенно многочисленна и разнообразна и по сюжету и по манере повествования. Их можно разделить на следующие подгруппы:

        1/ Местные предания о предках родов и наслегов.

        2/ Предания о баях и шаманах.

        3/ Предания о благородном разбойнике Манчаары.

        4/ Предания о замечательных людях.

        5/ Предания о замечательных лошадях.

        6/ Предания о распространении земледелия.

        7/ Предания об эпидемиях, стихийных бедствиях, голоде.

    Среди них своей экспрессией выделяются предания о благородном разбойнике Манчаары. Якутам удалось создать интересный образ, бунтаря против богачей и внести свой вклад в мировой сюжет о благородном разбойнике.

    В отличие от преданий о Манчаары, события в преданиях о предках якутов, о баях и шаманах рассказываются внешне спокойно и размеренно. В них идет неторопливое повествование о том, что происходило в действительности. Но тем ярче выступает в них чудовищная жестокость баев и шаманов, скрытая ненависть к ним народа.

    Очень ярки и красочны рассказы и предания о силачах, борцах, бегунах, о замечательных лошадях. По этим преданиям можно заметить становление у якутов их героического эпоса олонхо.

    Предания якутов, отражающие их многовековую жизнь, являются исключительно интересным памятником народного творчества.

    [С. 195-197.]

 










 

    Иван Антонович Ласков – род. 19 июня 1941 года в областном городе Гомель Белоруской ССР в семьи рабочего. После окончания с золотой медалью средней школы, он в 1958 г. поступил на химический факультет Белорусского государственного университета, а в 1966 г. на отделение перевода Литературного института им. М. Горького в Москве. С 1971 года по 1978 год работал в отделе писем, потом заведующим отдела рабочей молодежи редакции газеты «Молодежь Якутии», старшим редакторам отдела массово-политической литературы Якутского книжного издательства (1972-1977). С 1977 г. старший литературный редактор журнала «Полярная звезда», заведовал отделам критики и науки. С 1993 г. сотрудник детского журнала «Колокольчик» (Якутск), одновременно работая преподавателем ЯГУ (вне штата) и зав. отделом связей с общественностью Якутского аэрогеодезического предприятия. Награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР. Член СП СССР с 1973 г. Найден мертвым 29 июня 1994 г. в пригороде г. Якутска.

    Юстына Ленская,

    Койданава

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz