niedziela, 11 grudnia 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. У таварыстве вывучэньня Сыбіры. Койданава. "Кальвіна". 2022.

 

                                                 В ОБЩЕСТВЕ ИЗУЧЕНИЯ СИБИРИ

                                            (От нашего петербургского корреспондента)

    Петербургский сибирский клуб — будем надеяться, что на короткое время прекратил свою деятельность; неделю тому назад состоялась последняя его вечеринка. Причиной временного закрытия клуба явилось распоряжение градоначальника, нашедшего помещение, где сходились сибиряки, не безопасным в пожарном отношении.

    В силу этого, речи и доклад, которые по своему характеру относятся, на наш взгляд, к разряду речей и докладов, читаемых обычно в сибирском клубе, перешли в «предметы занятий» заседания общества изучения Сибири 13 февраля с. г.

    Член Государственной Думы Н. В. Некрасов посвятил красивую речь памяти скончавшегося депутата В. А. Караулова; С. П. Швецов яркими штрихами обрисовал личность покойного В. Т. Зимина; наконец, И. И. Майнов прочел интересный, но для ученого общества слишком «сжатый» доклад на тему «сельская община у русских крестьян Якутской области».

    В. А. Караулов, — начал депутат Некрасов, — не был коренным сибиряком, он был «подневольным сыном Сибири». Как ни смотреть на его политические, религиозные и иные воззрения, — одно могут сказать все — и друзья покойного и враги; впечатление, которое слагалось о нес при первом взгляде на его могучую фигуру, не ослабевало ни на йоту и при дальнейшем знакомстве с ним, — впечатление, о человеке несокрушимой силы. физической и духовной. Василий Андреевич ушел теперь туда, откуда нет возврата: мы же, его друзья и единомышленники, — закончил Н. В. Некрасов, — не будем забывать ни на минуту, что только в единении, забвении раздоров можем мы создать условия, необходимые для проведения в жизнь тех идеалов, которые исповедовал отошедший ныне в вечность трибун.

    Скончавшегося недавно сибиряка В. Т. Зимина, завещавшего все свое крупное состояние на дело просвещения, С. П. Швецов характеризовал, как в высшей степени уже знакомую нам русским «метущуюся фигуру».

    Покойный имел твердое намерение привести пользу стране и считал даже, что состояние, которое ему принадлежит, есть не его состояние. Характерным в этом отношении является следующее обстоятельство: будучи очень богатым человеком, В. Т. Зимин составлял себе ежегодную смету, в которой расходы на его личные надобности не превышали «студенческой суммы» — 30 рублей в месяц. И из составленной сметы его не могли вышибить никакие обстоятельства, — будь то несчастия, приключившиеся с наиболее ему близкими людьми, или что-либо иное, подобное. Но имея, как сказано выше, твердое намерение принести пользу стране, В. Т. Зимин не имел ясного представления о путях, какими эта цель может быть достигнута, почему на протяжении всей своей долгой сравнительно жизни (умер около 70 лет от роду) В. Т. переходил от одного дела к другому. Увлекшись первоначально идеей агрономической помощи сибирскому крестьянину, покойный поступает в красноуфимское земледельческое училище и учится там вместе с малышами. Запасшись необходимыми знаниями, он едет в Тобольскую губернию применять их на деле, но тут разочаровывается в своей идее и без сожаления оставляет ее, переходя к другому увлечению — к организации земледельческих артелей, за которыми, в свою очередь, следует переселенческое дело (идея организации переселенческого банка), пастеровская лаборатория в Томске, свободная печать и, наконец, идея рационального воспитания, проведшая его к созданию в Петербурге совместно с П. Ф. Лесгафтом и академ. Бехтеревым известного педологического института. В. Т. Зимин не остыл от последнего увлечения до момента своей смерти; в этом деле покойный не успел разочароваться.

    И. И. Майнов большую часть своего доклада посвятил истории развития сельской общины у русских крестьян Якутской области.

    Колонизируя Якутскую область русскими крестьянами, правительство руководствовалось главным образом мотивами лучшей организации путей сообщения, — в частности тогдашнего охотского тракта. В течение XVIII века якуты много раз настоятельно просили правительство об освобождении их от ямской гоньбы; для отправления последней и были поселены там русские крестьяне. Положение первых русских поселенцев, получавших пропитание от якутов, рисуется даже официальными документами в крайне мрачных красках. С развитием промысла ямской гоньбы и начинает развиваться в Якутском крае русская община. Земледелием русские крестьяне первоначально не занимались, так что предметом общественного пользования является исключительно промысел. Но впоследствии, с начала XIX столетия, правительство производит отвод земель под почтовые станции. Вскоре после этого крестьяне начинают возбуждать вопросы о дополнительном их наделении землею, и в 30-х годах многие из таких ходатайств удовлетворяются. Однако, вопрос пока заходил лишь о землях для сенокоса, но не для пашни. Лишь в конце 40-х годов начинает там развиваться земледелие: как раз к тому времени замечается, во-первых, истощение в Якутск. области сенокосов и, во-вторых, увеличение спроса на хлеб, что, в свою очередь, вызывалось развитием в крае золотопромышленности.

    В прениях к докладу выступали: депутат Н. Л. Скалозубов, С. П. Швецов, г. Пекарский и др.

    Н. Л. Скалозубов указал, что докладчик не осветил вопроса о технической стороне земледельческого хозяйства у русских крестьян Якутской области (существует ли там принудительный севооборот я т. п.).

    С. П. Швецов интересовался вопросом об отношении в Якутской области между площадью земледелия и количеством населения. Только с этими данными в руках, по мнению оратора, можно строить какие либо выводы относительно грядущего развития земледельческого хозяйства.

    В заключение собрание выразило желание прослушать доклад И. И. Майнова, читаный им в географическом обществе, — о землевладении у якутов, на что докладчик дал свое согласие.

    Э. П.

    /Сибирь. Газета ежедневная, кромѣ понедѣльниковъ. Иркутскъ. № 45. 24 февраля 1911. С. 1-2./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 


 

                                                                         II. ИСТОРИЯ

                           1.2. ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯКУТИИ

    121. Пекарский Э. К. В обществе изучения Сибири // Сибирь. 1911. 24 февр. (№ 45).

    Значение доклада И. И. Майнова «Сельская община у русских Якутской области», 13 февр. 1911 г.

    /Грибановский Н. Н.  Библиография Якутии. Ч. VI. Археология. История. Якутск. 2008. С. 26./

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz