poniedziałek, 8 lutego 2021

ЎЎЎ Ізабэль Парсюк-Каніна. Сьвінар з Якутыі Міхаіл Габышаў зьдзіра Беларусі. Койданава. "Кальвіна". 2021.

 

                                КОЛЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА МИХАИЛА ГАБЫШЕВА

    Помню, в детстве смотрела художественный фильм, в котором один делец, имеющий доступ к продовольствию в блокадном Ленинграде, собрал бесценную частную коллекцию произведений искусств. В финале фильма его раскрыли советские соответствующие органы, а коллекцию вернули радостным рабочим и крестьянам. Но это только в кино бывают жулики и бандиты... В жизни же так не бывает... Там все по-честному...

 

 

    Михаил Федорович Габышев родился 15 октября 1902 года, в находящемся на левом берегу реки Лены селе Юнкюр /Юнкюрь/ Мальжегарского наслега Олекминского округа и Олекминского улуса Якутской области Российской империи [теперь в Олекминском улусе, в 7 км от г. Олекминска, Республики Саха (Якутия) Российской Федерации], в семье Федора Семеновича и Варвары Васильевны (1851 года рождения) Габышевых. «Материнство Варвара Васильевна познала неожиданно-негаданно – 15 октября 1902 года, когда на завалинке юрты нашла новорожденного мальчика, завернутого в старое заячье одеяло. 29 октября его окрестили Михаилом в Спасском соборе Олекминска. Варвара Васильевна и ее муж Федор Семенович не могли нарадоваться на сына. Он рос очень серьезным вдумчивым мальчиком, окончил Мальджегарскую церковно-приходскую школу и поступил во вновь открывшуюся высшую 4-классную школу Олекминска. Миша отвечал любовью на любовь родителей, скучал по ним при малейшем расставании, и для него не было милее дома, чем их юрта. Федор Семенович занимался звероловством, рыболовством и торговлей. Он умер в 1926 году, но успел порадоваться внуку Левушке». /Евфросиния Ноговицина. [старший научный сотрудник Национального художественного музея]  «Кинозвезда» из старого Олекминска. // ЛИterra.Я. Якутск. № 8. Июль. 2011. С. 23./

 

    Правда злые языки говорят, что Мишенька был внебрачным сыном стойкого большевика, верного ленинца, Михаила Степановича Александрова (Ольминского), который в 1899-1903 гг. находился в Олекминской ссылке, а в 1920-1924 гг. был директорам Института партии при ЦК ВКП(б).

    В 1918 г. Миша успешно заканчивает Олекминское четырехклассное училище и его посылают на казенный счет учиться в город Якутск, в только что открывшееся низшее сельскохозяйственное училище. В 1919 г. он переходит в Якутское реальное училище, зарабатывая средства на жизнь, как всегда пишут в биографиях советских деятелей, уроками и другими случайными заработками.

    В эти годы он знакомиться с нелегальной литературой и сближается с большевиками-подпольщиками. Под их руководством Михаил Габышев (конспиративная кличка Пресненский) принимает активное участие в борьбе с колчаковщиной. С установлением Советской власти в Якутске (декабрь 1919 г.) Михаил поддерживает связь с местными большевиками и в марте 1920 года вступает в ряды РКП(б). В июле этого же года Якутская парторганизация командирует Михаила Габышева в Москву, для учебы в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. «28 февраля 1921 года слушатель Коммунистического университета М. Ф. Габышев оказался в числе приглашенных на пленум Моссовета, проходивший в Большом театре. Там и увидел он В. И. Ленина. Владимир Ильич говорил о международном положении республики, об умении расчетливо хозяйствовать, о необходимости улучшения продовольственного дела. В тот день молодой якут дал себе клятву: делом его жизни будет работа ради того, чтобы люди не знали беспокойства о хлебе насущном, пусть будет всегда он у них на столе. Это не было минутным порывом». /В. Ряшин. [Спец. корр. «Правда»]  Хотелось бы пожать руку... // Правда. Москва. 13 декабря 1982. С. 7./

    В апреле 1921 года М. Габышева направляют на работу в Олекминский округ, где его избирают членом Олекминского уездного ревкома и утверждают заведующим отделом советского управления. На ІІІ-м уездным съезде Советов Габышева избирают членом уездного исполкома. Затем он был назначен заведующим отделом народного образования. В феврале 1922 года, в порядке особого задания, Габышев был назначен уполномоченным по передвижению воинских частей Н. А. Каландаришвили.

    [Анархист Нестор Александрович Каландаришвили /Каландарашвили/ (1876-1922), уроженец с. Шемаклиди Азургетского уезда Тифлисской губернии 6 декабря 1921 г. был назначен командующим Вооруженными силами Якутской губернии и Северного края. Отряд, который получил название «2-й Северный отряд имени дедушки Каландаришвили», отбыл из Иркутска в конце декабря 1921 г. - начала января 1922 г. шестью эшелонами. 2 мая 1922 г., совершив трехтысячекилометровый путь в условиях суровой зимы, головной отряд Каландаришвили, под командованием Яна /Ивана/ Строда (1894-1938), уроженца г. Люцина Витебской губернии, прибыл в Якутск, а штаб с командующим остановился в с. Техтюр. Утром 6 марта 1922 г. эшелон штаба выступил в Якутск и в Хахсытской протоке, в 3 км от Техтюра и в 33 км от Якутска был уничтожен (около 50 человек) из засады вместе из Каландаришвили.]

    Все это время М. Габышев энергично проводит работу по установлению и укреплению Советской власти на местах, по ликвидации остатков белогвардейских банд.

    В 1922 г. он избирается делегатом от Олекминского округа на 1-ю Якутскую областную партийную конференцию и 1-й Всеякутский учредительный съезд Советов, в которых принимает самое деятельное участие. С образованием 27 апреля 1922 года Якутской АССР директивные органы республики отзывают М. Ф. Габышава в Якутск на работу в организованный Наркомат торговли и промышленности.

    1 апреля 1923 г. в Якутске, от жены Ксении Николаевны, 1904 года рождения, у него родился сын Лев.

    В 1923 году М. Габышев направляется в Москву на учебу в Институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова.

 


 

    В 1924 году Габышева снова отзывают в Якутию и выдвигают ответственным секретарем ЯЦИК. На III-м Всеякутском съезде Советов [декабрь 1924 г.] Габышев избирается членом и секретарем ЯЦИК.

    В 1925 г. Габышев - исполняющий обязанности Народного комиссара внутренних дел ЯАССР. С 1925 г. по май 1928 г. находиться на хозяйственной работе в потребительской кооперации ЯАССР.

 

    В июне 1928 г. Михаил Габышев выдвигается Народным комиссаром земледелия ЯАССР, участвует 8 ноября 1928 г. в открытии Картинного зала при Республиканском краеведческом музее в Якутске, созданной на основе небольшой коллекции картин русских художников ХVIII - начала ХХ ст., переданных Третьяковской галереей в дар Якутии, а также нескольких холстов местных и сибирских живописцев. «На акте открытия подпись наркома земледелия Габышева стоит второй, после председателя ЯЦИК Бубякина». /Евфросиния Ноговицина. [старший научный сотрудник Национального художественного музея]  «Кинозвезда» из старого Олекминска. // ЛИterra.Я. Якутск. № 8. Июль. 2011. С. 23./ Правда злые языки говорят, что уже тогда Михаил навещал склады с конфискованными художественными ценностями и кое-что брал себе. На VI Всеякутском съезде Советов [февраль-март 1929 г.] им был прочитан доклад «О земельной реформе в Якутии», в котором была изложенная программа ее осуществления. «Во время чистки партии, Михаила Федоровича обвинили в кулачестве. Он вынужден был выехать в Москву. До этого пришлось пережить нападки на М. К. Аммосова, П. А. Ойунского, с которыми он работал несколько лет назад... В Москве в первое время Михаил Федорович работал в Якутском постпредстве, потом поступил в аспирантуру». /Евфросиния Ноговицина. [старший научный сотрудник Национального художественного музея] «Кинозвезда» из старого Олекминска. // ЛИterra.Я. Якутск. № 8. Июль. 2011. С. 23./

 

 

    «В 1930 году Варвара Васильевна сама с внуками добиралась до Москвы. Во время долгого плавания вверх по Лене ей пришлось устроиться матросом, чтобы обеспечить хоть какие-то удобства для малолетних внуков». /Евфросиния Ноговицина. [старший научный сотрудник Национального художественного музея] «Кинозвезда» из старого Олекминска. // ЛИterra.Я. Якутск. № 8. Июль. 2011. С. 23./ «Ехала из Якутии с внучатами. Сперва – лошадьми, потом – пароходом. До станции, к поезду. Дорога долгая, работы нет. Начала помогать матросам. Помою, почищу, трап приберу. Спрашивают: чья ты? Отвечаю: Варвара Васильевна Габышева, мать якутского наркома. Смеются мужики, не верят. Не стала им дальше говорить, что Миша мой, нарком-то, в Москве сейчас учится, да скучно ему и жене его Ксении без детишек». /В. Ряшин. [Спец. корр. «Правда»]  Хотелось бы пожать руку... // Правда. Москва. 13 декабря 1982. С. 7./

    В 1931-1934 годах Михаил Габышев аспирант Московского научно-исследовательского совхозного института. По окончании аспирантуры он был оставлен работать в институте, сначала на должности младшего научного сотрудника, а позже руководителя научного отдела.

    В июне 1937 г. Габышевым была защищена диссертация и квалификационная комиссия Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина утвердила его кандидатам сельскохозяйственных наук. Он становится старшим ученым сотрудникам Всесоюзного НИИ экономики сельского хозяйства, а с 1938 года начальникам технического отдела Народного комиссариата совхозов СССР.

    В эти годы Михаил Габышев написал работу «Экономические и организационные основы свиносовхозов», которую представил в качестве диссертации и 7-го июня 1939 года. Ученый совет Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева единодушно присвоил ему ученую степень доктора экономических наук. Он получает кафедру Экономики и организации социалистического сельскохозяйственного производства в Московском зоотехническом (пушно-меховом) институте, которой он заведовал в течение 15 лет. В 1940 году Габышеву присваивается звание профессора.

 

    «Моя Миисэ докторка, Моя Миисэ профессорка!..». Значит, Варвара Васильевна исполнила упомянутую в начале статьи песню собственного сочинения летом 1940-го, в тот день, когда ее сын стал профессором. И эта была песня материнского торжества! А ее любимый внук Левушка тогда уже был хорошо известен среди московской молодежи – печатался в «Комсомольской правде», «Пионерской правде», участвовал во всероссийских и международных художественных выставках». /Евфросиния Ноговицина. [старший научный сотрудник Национального художественного музея] «Кинозвезда» из старого Олекминска. // ЛИterra.Я. Якутск. № 8. Июль. 2011. С. 23./

 


    В Москве Варвара Васильевна Габышева на киностудии «Союздетфильм» снялась в киноповести режиссера Марка Донского /работал одно время ассистентом по монтажу на киностудии «Белдзяржкіно»/ «Романтики» (1941), по сценарию Т. Семушкина и Ф. Кнорре. Киношники, якобы, ее заприметили во время гуляния Варвары с внуками по ВДНХ СССР в Москве и пригласили на роль старухи-чукчанки. «Когда снимались сцены с ее участием, сбегалась вся студия – так это было всем удивительно. А она, кажется, и не замечала ни софитов, ни камеры, ни любопытных взглядов: благодаря врожденной артистичности она умела, как говорят на театре, наполнятся образом, жить внутри предполагаемых обстоятельств и событий. Хотелось бы, чтобы вспомнили о моей бабушке, когда зайдет речь об истоках якутского кинематографа. Она была первой якутской киноактрисой!», - вспоминал Лев Габышев. Правда злые языки говорят, что в фильме «Романтики» снимали жену Никиты Спиридоновича Григорьева, автора фразеологического словаря якутского языка, с дочерьми. В то время Григорьев учился в Москве и жил здесь с семьей. Сам он был сунтарский, а вот жена его была из Олекминска.

    В 1941 г. Варвара Васильевна с внуком Львом и снохой Ксенией Николаевной, вернулась в Юнкюр. В том же году Михаил с младшим сыном Густавом был эвакуирован в Среднюю Азию вместе со своим институтом, где им там велись исследовательские работы по каракулеводству Узбекской ССР.

    С 1945 г. по 1947 г. М. Ф. Габышевым была проведена комплексная экспедиция по изучению табунного коневодства и кормовых ресурсов ЯАССР.

 


    За заслуги в области науки 4 ноября 1947 г. Михаилу Федоровичу Габышеву, одному из первых в республике было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки ЯАССР. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1947 г. и 1951 г. он избирался депутатом Верховного Совета ЯАССР.

 


    В Москве Варвара Васильевна Габышева снова на Московской киностудии имени Горького снялась в эпизодической роли в фильме режиссера М. Донского «Алитет уходить в горы» (1949), по одноименному роману Т. Семушкина.

    «Неторопливо катит автомашина по нешумной Москве 1949 года. Шофер поглядывает на пассажирку:

    - Чему улыбаешься, бабуся?

   - А тому: верят или не верят?

    - Почему же не поверят? Сейчас подкатим к твоему дому и я крикну: вот кто снимается у нас на студии в фильме «Алитет уходит в горы» Вместе со Свердлиным, Тениным, Абрикосовым.

    - Ты о кино, а я не о том, - возражает старуха. – Давно, до войны , это было. Ехала из Якутии с внучатами...

    - Постой, постой, - говорит водитель. – Рассказывай по порядку. А то я думал, что ты и вправду чукчанка: сидишь перед камерой в чуме у огонька...

    - А что рассказывать... Сын наркомом был якутским, а потом московским профессором стал. Говорила я это сегодня артистам и смотрела: верят или не верят? Да тут позвали всех переодеваться, а потом снимать стали: голову – так, глаза – так. Кино про Чукотку, про старую жизнь. А я сижу у разожженного жирника и о молодых годах своих якутских думаю и думаю. Вижу, будто снова русские ссыльные приехали в наше бедное село, учат меня и Федю, мужа покойного, грамоте, потом сынишку нашего Мишу. Революция пришла. Ссыльные уехали, Миши тоже нет. В Якутск послан за особые способности к грамоте. Там большевиком и стал. Наркомом, понятно, не сразу назначили. Однако везде старался.

    Дома – радость, оба внука приехали. Левушка, молодой художник, вернулся с этюдов. Густаву, офицеру-артиллеристу, тоже вышел случай заглянуть в Москву.

   Что ж, у Варвары Васильевны есть повод выкурить трубочку. Струйка дыма поднимается вверх, к абажуру.

    - Бабушка, - прищуривает глаз Густав, - а вдруг из киноленты – чик-чик! – и вырежут твой эпизодик. А мы не увидим тебя.

    - Все равно интересно, - отвечает Варвара Васильевна, попыхивая трубочкой»./В. Ряшин. [Спец. корр. «Правда»]  Хотелось бы пожать руку... // Правда. Москва. 13 декабря 1982. С. 7./

 



    «С юных лет будущий ученый увлекся коллекционированием. Собирал коллекции бабочек, жуков, растений, марок. Затем занялся составлением библиотеки и, наконец, начал коллекционировать картины. Будучи аспирантом. М. Ф. Габышев наряду с изучением научных дисциплин, проявлял живой интерес к литературе, музыке, изобразительному искусству. Вначале в коллекции были небольшие работы русских художников, затем появились картины голландских мастеров: пейзажи и натюрморты. С годами увлечение западноевропейским искусствам росло. Появились большие полотна художников итальянской, испанской, фламандской, нидерландской школ. Специалист в области конкретной экономики мало-помалу становился большим знатоком и ценителем искусства Западной Европы. Собранная им коллекция получает высокую оценку». /Л. Габышев. [заслуженный деятель искусств Якутской АССР]  Судьба коллекции профессора М. Ф. Габышева. // Социалистическая Якутия. 20 февраля 1962. С. 4./ «Габышев невольно вызывал интерес к себе. Профессор любил декламировать Пушкина и читал в подлиннике, на немецком, Гете, был знатоком московских музеев и обладателем собрания пластинок с записью голоса Шаляпина... А потом Михаила Федоровича завертела, закрутила новая страсть: коллекционирование. Первой причиной был Левушка. В нем рано проснулся одаренный художник. Пейзажи, натюрморты мальчика демонстрируются на выставках в Москве, за рубежом. Отец боясь, что юная слава спугнет еще не окрепший талант, задумывается так: пусть сын растет рядом с великими мастерами! Пусть их полотна смотрят на него со стен квартиры и утром, и днем, и вечером! Левушка закончил училище, а отцовская страсть не угасла... Всегда ли была гармония в его жизни, не раздваивалась ли она, не мешало ли увлечение призванию? А может быть, порой к нему приходило ощущение неясной вины, а в сны являлась старуха, у которой он торговал однажды картину, - дочь бывшего купца первой гильдии, провинциального мецената?

    – Нет, нет, - возражает художник Борис Михайлович Неменский, - профессору Габышеву нечего было стыдиться. - Его коллекционирование - это суровый аскетизм, взрослое самоотречение. Я учился в свое время вместе с сыном Михаила Федоровича - Львом - в Суриковском институте. Мы студенты, знали: у Габышевых разносолов не бывает. Все съедают картины». /В. Ряшин. [Спец. корр. «Правда»]  Хотелось бы пожать руку... // Правда. Москва. 13 декабря 1982. С. 7./ «Каким человеком был Михаил Габышев?» - интересуется у аксакала якутской живописи Виктора Петрова Игорь Саввинов. – «Это был большой эконом. Прихожу к нему и думаю – сейчас у профессора подкреплюсь на славу. А он мне по-якутски: «Нохо [парень]! Ешь хлеб, масло, разносолов у меня ничего нет». Надо помнить, что подпись этого человека стоит под Конституцией Якутии 1924 года. Михаил Габышев из Москвы летал в Минск на заработки, чтобы покупать картины. С нескрываемым сожалением рассказывал о «тратах» - ходил гулять в Парк Горького и кружку пива купил! Он был настоящим коллекционером». /По всей видимости, картины скупались у «освободителей Европы», которые, начиная от маршала Жукова, тырыли всё./

    В декабре 1949 г. в Минске в системе АН БССР был основан Институт животноводства. Первым директором этого Института был назначен доктор ветеринарных наук Х. С. Горегляд.

 

    В 1954 г. директорам института был назначен доктор экономичных наук, профессор М. Ф. Габышев. «Ольга Анатольевна Вербич много лет работала в этом институте и знала Михаила Федоровича. А ее муж – Федор Иванович Салтыков - много лет заведовал в институте отделам физиологии питания сельскохозяйственных животных. Добавлю к сказанному, что Федор Иванович в 1928-1932 годах работал заведующим отделом животноводства Якутской областной сельскохозяйственной опытной станции и в те годы знал Михаила Федоровича, работавшего наркомом земледелия Якутской АССР. В своем письме Ольга Анатольевна вспоминает: «Лично я не раз разговаривала с Михаилом Федоровичем. Была очарована его интеллигентностью и эрудицией, а мой муж Федор Иванович, знавший его еще в годы работы в Якутии, очень уважал и любил его. Мы с Федором Ивановичем бывали у Михаила Федоровича дома, знакомились с его замечательной коллекцией произведений живописи западноевропейских мастеров XVI-XVII веков. Федор Иванович и Михаил Федорович были большими друзьями и неожиданная смерть Михаила Федоровича была для моего мужа и для меня большим потрясением». /В. Алексеев.  Благодарная людская память. // Советы Якутии. Якутск. 31 октября 1992. С. 5./

 

    Институт занимался решением наиболее актуальных вопросов кормления и разведения сельскохозяйственных животных, изучения и усовершенствования местных пород и породных групп крупного рогатого скота, белоруской черно-пестрой породы свиней, белорусских упряжных лошадей, изучением эффективности скрещения местных грубошерстных овец с баранами породы прекос. В марте 1956 г. Институт животноводства Академии наук БССР был переименован в Белорусский научно-исследовательский институт животноводства и передан в подчинение Министерству сельского хозяйства БССР (с 1961 г. переведен в г.п. Жодино Смолевичского района Минской области, с 2006 г. Научно-практичный центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству). В институте был создан отдел свиноводства. Для экспериментальной базы институту был передан совхоз «Заречье» Смолевичского района. В сентябре 1958 г. директором института был назначен В. А. Барковский.

    В Минске Михаил Федорович Габышев жил на проспекте имени Сталина.


    «Мало ли о каких научных находках он мог мечтать! Поэтому пятнадцать лет и оставалась неизвестной огромная работа, поглощающая все свободное от научной деятельности время этого скромного труженика и почти все его средства. Михаил Федорович полтора десятка лет собирает и реставрирует старинные картины, гравюры скульптуры и мебель. Он посетил изрядное число квартир любителей-собирателей, во многих городах, расположенных в разных концах нашей необъятной Родины. В его адрес ежедневно прибывают десятки писем, и многие из их касаются выявления художественных ценностей, находящихся в личном пользовании трудящихся. Мы попросили у ученого разрешения побывать у него дома и осмотреть собранные коллекции.

    - В якутов издавна существует обычай не отказывать в просьбе желающим посетить их жилище, - ответил Михаил Федорович, - приезжайте через полчаса.

    Дверь нам открыла жена ученого Ксения Николаевна. Навстречу сразу же вышел хозяин этой, необычной на вид, четырехкомнатной квартиры, которая ничем не отличалась от художественного музея. Мы попали в мир искусства. По нему повел нас ученый-коллекционер, прекрасно изучивший историю живописи.

    Искусство Нидерландов, Фландрии и Голландии ХVI-XVII веков предоставлено полотнами, в той или иной степени связанными с именами почти тридцати известнейших художников того времени. Среди старинных картин, быть может, повторов, вариантов и фрагментов, писанных не только подражателями, но, возможно, и учениками гениальных живописцев и часто, вероятно, ими самими поправленных, встречаются изумительные по исполнению работы, которые заставляющие думать о возможном присутствии среди них оригиналов крупных мастеров.

    - Разгадать автора художественного произведения не легче, чем обнаружить картину, - говорит Михаил Федорович. - И здесь уже начинается область квалифицированного исследователя. Мы можем лишь любоваться этими творениями, сопоставлять их сюжеты с известными по каталогам произведениями живописи различных собраний, классифицировать их по манере письма, по начертанным инициалам и подписям художников...

    Таинственность каждого полотна обостряет внимание, воскрешает в памяти все известные творения художников различных школ, заставляет анализировать. И мы подолгу задерживаемся у каждой картины, так много путешествовавшей по антикварным лавкам и частным рукам любителей живописи различных стран. Не расставаясь с лупами, пытаемся проникнуть в то, что сокрыто от невооруженного глаза.

    Хороши полотна с условными названиями: «На рынке», «Менялы», «Спящая Венера», «Фавн», «На кухне», «Урок музыки», «Сусанна со старцами», «В готическом храме», «Дочь фараона», «У камина», «Суета сует», «Гуляки», «Кающаяся Венера», «Поклонение пастухов», этюды, картины детской вакханалии и другие. С именем крупного мастера крестьянского жанра А. ван Остаде связаны тепло и как-то задушевно написанные старинные картины «Завтрак», «У таверны», «Сапожник», «Пряха», «Крестьянин». Школа П. Артсена, а возможно, и кисть его самого видны в картине, названной «Поклонение пастухов». Некоторые картины воскрешают в памяти творения Рубенса, Ван Дейка.

    В ряде пейзажей подчас проступает мастерство К. Берхема, П. Поттера, блестяще изображавших не только природу, но и животных, К. Пуленбурга, Я. Веникса. А вот пейзажи, живо напоминающие работы замечательного художника-реалиста XVI века П. Брэйгеля Старшего, выводившего в своих картинах народную массу в качестве основного героя и с большой реалистической выразительностью отображавшего величие и красоту природы.

    Обращают на себя внимание большая серия портретов. Портрет служанки, например, выписан настолько натурально и динамично, что кажется, будто она вот-вот заговорит с кем-то стоявшим за пределами рамы, продолжая свой прерванный художником отчет о покупках.

    Итальянская и испанская живопись предоставлена рядом хороших полотен. В отдельной комнате выделены произведения, связанные с именами французских живописцев.

    В собрании М. Ф. Габышева насчитывается около трехсот картин, портретов, гравюр и скульптур». /М. Морозов.  Ценная коллекция. // Советская Белоруссия. Минск. 12 января 1957. С. 4./

 


    «В коллекции ученого оказались некоторые картины художников школ Рембрандта, Ван Дейка, Мурильо, Флориса, а также прекрасные полотна «Портрет ученого» Ф. Боля, «Выезд царицы Савской» П. Бриля, «Горный пейзаж» Я. Брэйгеля (Бархатного), «Геракл и Эриманфский кабан» Л. Джардано и другие.

    Коллекцию живописи дополняют в собрании прекрасные гравюры, офорты и рисунки.

    В собрание профессора вошли произведения прикладного искусства, созданные в Италии, Голландии, Англии, Франции и Германии выдающимися мастерами этих стран. В число скульптурных произведений входят и работы античных мастеров».

    В письме на имя директора Олекминского районного краеведческого музея в апреле 1957 г. Михаил Габышев писал: «Имеющееся в меня собрание памятников мирового искусства, которое пополняется (в пределах моих скромных средств), предназначается для создания специального музея. Эта очень большая работа, которую я веду дополнительно к своим занятиям». /В. Ряшин. [Спец. корр. «Правда»]  Хотелось бы пожать руку... // Правда. Москва. 13 декабря 1982. С. 7./

 




 

    1 сентября 1958 года Михаил Федорович Габышев умер от тяжелой болезни (после операции) и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (в 2006 г. могила была благоустроена правительствам РС(Я).).

 


    Варвара Васильевна Габышева - первая якутская актриса, или «драгоценная бабушка» - так называли ее в семье, продолжала жить в Минске. «Статью о ней [«Кини сүүс аҕыhын туолар»] в первый и единственный раз напечатали в газете «Кыым» 15 февраля 1959 г. (Олунньу 15 к. 1959 с. № 39). Скорей всего, текст подготовил любимый внук Лев Михайлович, директор Якутского республиканского музея изобразительных искусств, чтобы поднять ее дух. Бабушка очень страдала после смерти единственного сына профессора Михаила Федоровича, последовавшей в сентябре1958 года. Варвара Васильевна жила в его квартире в Минске, она ослепла, да еще повредила ногу. В таком состоянии ей пришлось пережить и смерть снохи Ксении Николаевны. Сама Варвара Васильевна умерла в 1960 году там же, в Белоруссии, где и остался ее прах». Существует семейное предание: «Иногда, заходя в послевоенную квартиру Габышевых в Минске, люди удивлялись ее пустоте. Но они невольно вздрагивали, когда из-под кровати вдруг высовывалась голова с седыми волосами, с трубкой во рту и спрашивала: «Кто здесь?» Это была Варвара Васильевна. Она таким экзотическим образом спасалась от жары, под кроватью, где лежала на медвежьей шкуре и, наверное, вспоминала свою далекую северную родину, скучая по ней...» /Евфросиния Ноговицина. [старший научный сотрудник Национального художественного музея] «Кинозвезда» из старого Олекминска. // ЛИterra.Я. Якутск. № 8. Июль. 2011. С. 23./

                                                                        «Выписка

                из постановлений Совета Министров Якутской АССР от 19 февраля 1960 года № 69.

    Заслуженный деятель наук Якутской АССР, доктор экономичных наук, профессор Михаил Федорович Габышев - один из активных организаторов Советской власти в Якутии, десятки лет занимался коллекционированием произведений Западно-Европейской живописи XVI-XVII вв. /эпоха Возрождения/. Собрано им около 300 картин, гравюр и скульптур, которые находятся на его квартире в гор. Минске. Перед кончиной /август 1958 г./ профессор М. Ф. Габышев завещал свой многолетний собирательский труд принести в дар трудящимся Якутии. Супруга М. Ф. Габышева - К. Н. Габышева, сыновья Л. М. Габышев и Г. М. Габышев в письменном виде заявили в правительство Якутской АССР о готовности сдать коллекцию трудящимся Якутии.

    Отмечая благородный поступок профессора М. Ф. Габышева Совет Министров Якутской АССР постановляет:

    1. Обязать Министерство культуры ЯАССР /т. Попова/ вначале IV квартала 1960 года открыть в г. Якутске музей Западно-Европейского изобразительного искусства XVI-XIХ вв. на основе коллекций, собранных покойным профессором М. Ф. Габышевым.

    2. Для размещения музея передать бывшее здание казначейства по ул. Петровского  г. Якутска, ныне занимаемое радиостудией Комитета радиовещания при Совете Министров ЯАССР. До освобождения этого здания, музей разместить в кирпичном здании, строящегося Якутским горисполкомом по улице Кирова.

    3. …Обязать Якутский горисполком /т. Терешкина/ в течение 1960 года в целях создания условий для творческой и дальнейшей собирательской работы т. Габышеву Л. М. дать квартиру в одном из строящихся кирпичных жилых домов.

    4. Обязать Министерство культуры ЯАССР /т. Попова/ и Министерство финансов /т. Хиневич/ внести предложение в Совет Министров ЯАССР об источниках покрытия расходов по доставке коллекции музея из г. Минска до г. Якутска.

    5. Обязать Министерство культуры ЯАССР /т. Попова/ во втором квартале 1961 года издать каталог музея, подготовленный покойным профессором М. Ф. Габышевым.

    6. В целях увековечивания памяти заслуженного деятеля науки Якутской АССР, доктора экономичных наук, профессора, одного из активных организаторов Советской власти в Якутии, Михаила Федоровича Габышева, просить Совет Министров РСФСР:

    1/ Присвоить имя М. Ф. Габышева Олекминской городской восьмилетней школе № 1 и впредь именовать ее «Олекминская городская восьмилетняя школа имени М. Ф. Габышева».

    2/ Разрешить открытие в июле 1960 года в городе Якутске музея Западно-Европейского изобразительного искусства XVI-XVII веков на основе коллекций, собранных профессором М. Ф. Габышевым.

    8. Поручить Министерству культуры и Научно-исследовательскому институту сельского хозяйства ЯАССР рассмотреть вопрос о возможном изменении в 1962 году к 60-ти летию со дня рождения М. Ф. Габышева, собрание его ученых трудов.

    9. Поставить бюст М. Ф. Габышева в гор. Олекминске и в музее Западно-Европейского изобразительного искусства в г. Якутске.

    Установить мемориальную доску с барельефом на доме № 33 по Октябрьской улице гор. Якутска.

    Установить памятник-надгробие на Ваганьковском кладбище в гор. Москве.

    Министерству культуры ЯАССР /т. Попову/ профинансировать за счет средств по мероприятиям вышеуказанные работы.

                     Печать

        Протокольная группа

         Управления делами

     при Совете Министров ЯАССР

    Зам. председателя Совета

    Министров Якутской АССР                                         В. Кононов.

    Управляющий делами

    Совета Министров Якутской АССР                             Р. Аржаков».

 


 

    «Смерть ученого была неожиданной, и он не оставил завещания. Однако при жизни в кругу своих родных и близких друзей ученый делился своей мечтой - передать труд многих лет жизни по собиранию и реставрации произведений мирового искусства в дар трудящимся Якутии». /Л. Габышев. [заслуженный деятель искусств Якутской АССР] Судьба коллекции профессора М. Ф. Габышева. // Социалистическая Якутия. 20 февраля 1962. С. 4./ «Эту благородную мечту профессора осуществила перед смертью его жена Ксения Николаевна и полностью завершили сыновья – заслуженный деятель искусств Якутской АССР Лев Михайлович и слесарь-механик Густав Михайлович. Свыше 250 произведений из коллекции Михаила Федоровича недавно [в августе 1960 г.] доставлено специальным рейсом на самолете из Минска в Якутск. Правительство Якутской АССР с большой благодарностью приняло дар ученого-земляка, который был одним из активных организаторов Советской власти в Якутии. В Якутске создается филиал Республиканского музея с произведениями коллекции М. Ф. Габышева. Действительный член Академии художеств СССР, народный художник БССР Заир Исаакович Азгур сейчас работает над скульптурным портретом своего якутского друга. Отлитые в бронзе бюсты М. Ф. Габышева будут установлены на его родине в г. Олекминске и перед зданием филиала музея в городе Якутске.

    Вторая часть коллекции, як сообщил нам заслуженный деятель искусств Якутской АССР Лев Михайлович Габышев, вскоре поступит в фонд Государственного музея БССР. В нее входит ряд ценнейших произведений. Среди них два больших полотна известного голландского художника XVII века Томаса Геереманса «Лето» и «Зима». Они подписаны художником и датированы 1678 годом. Из картин школы Рембрандта передается «Портрет мужчины в чалме». Поступят также «Рождество» художника Питера Артсена, «Пейзаж с путниками» художника Ф. Мушерона, «Рыбы» Я. Желли и др.

    Таким образом, все, что было собрано Михаилом Федоровичем Габышевым и оценено теперь специалистами в сто тысяч рублей в масштабе новых денег, стало достоянием трудящихся Якутии и Белоруссии». /М. Морозов.  Судьба ценной коллекции. // Советская Белоруссия. Минск. 11 февраля. 1961. С. 4./

    Правда злые языки говорят, что семья Габышевых была бы рада продать произведения искусства, но низяя... В СССР все принадлежит народу...

    «Когда Михаил Габышев скоропостижно скончался в Минске, где жил последние годы, семья решила исполнить его волю и не распылять коллекцию. Хотя родственники были недовольны, ведь Густав жил бедно, да и Лев Михайлович роскошью избалован не был, «ел консервы», как вспоминает аксакал якутской живописи Виктор Петров.

    «...Одному из знакомых семьи Габышевы-сыновья в погашение отцовского долга предложили картину из коллекции на выбор. «Никогда! - затряс человек седою своей головой. - Никогда! Я бы обидел и память, и дело Михаила Федоровича. А с деньгами подожду, не к спеху. Ведь он рубль не в оборот пускал, не превращал живопись в сберкнижку... Дом стоит у Октябрьской площади, возле трамвайного круга. И, наверное, от доносящихся оттуда в квартиру звонков Густав Михайлович делает долгие паузы:

    - Словно вчера мы с Левушкой сидели... Помню, я ему сказал: все по отцовской воле сделаем, отправим картины в Якутск в подарок республике. А ты при них как бы хранителем будешь... Мы однажды разговор вели – я и мои товарищи по былой работе. Один спрашивает: не жалеешь, мол, Густав, сейчас на машине, глядишь, разъезжал бы, ведь состояние в руках держал. Нет, отвечаю, не жалею. Он снова ко мне: а брат твой, дескать, как?.. И брат мой тоже так. А мать? И мать тоже, как мы, не жалела». / В. Ряшин. [Спец. корр. «Правда»]  Хотелось бы пожать руку... // Правда. Москва. 13 декабря 1982. С. 7./

    Из письма, от 30 июля 1992 года, директора Государственного художественного музея БССР Ю. А. Карачуна:

 



    «Коллекция была доставлена на самолете из Минска в Якутск и Правительство Якутской АССР с благодарностью приняло этот дар». В соответствии с постановлением Совета министров ЯАССР был издан приказ Министерства культуры «О организации с 22 марта 1960 г. в г. Якутске филиала Якутского республиканского музея изобразительных искусств «Коллекция профессора М. Ф. Габышева».

    17 февраля 1962 г. в «Якутском республиканском музее изобразительных искусств открылась выставка произведений западноевропейского искусства XVI-XIX вв, из коллекций профессора М. Ф. Габышева, переданных в дар трудящимся Якутии.

    В залах Якутского художественного музея экспонируется 250 произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства. Здесь предоставлены произведения итальянской, испанской, голландской, нидерландской, фламандской, французской, английской, немецкой школ живописи. Коллекцию живописи дополняют гравюры, офорты и рисунки. Тут экспонируются предметы прикладного искусства, созданные в Италии, Франции, Англии, Голландии и Польше.

    Пожалуй, самое значительное место на выставке занимают произведения итальянских художников XVI-XVII веков. Особенно замечательно полотно выдающегося итальянского художника XVII века Луки Джордано «Геракл и эриманфский кабан» на сюжет, заимствованный из античной мифологии.

    ...На темном фоне неба величественно выситься фигура Геракла, а рядом страшный кабан. Геракл выполнил данное ему Эвриофеем поручение - поймал чудовищного кабана, жившего на горе Эриманфе и опустошавшего окрестности города Псофиса. После долгого преследования Геракл настиг грозного кабана, связал и живым отнес в Микены. С такой необычной пластической силой решен образ Геракла в картине!

    Другим выдающимся произведением из коллекции является произведение известного итальянского художника XVII века Пьетро Либери «Диана и Каллисто». Сюжет заимствован из «Метаморфоз» Овидия. На картине мифологические персонажи изображены в образах прекрасных, юных и вполне земных женщин. Живопись замечательна своим венецианским колоритом. Прекрасно скомпонованы женские фигуры, полные целомудренной красоты. Высокое мастерство художника заставляет нас разделить с ним его восторг перед красотой женщин, красотой человека.

    В другой большой картине прославленного итальянского художника XVII века Доменикино (Доменико Цампиери) «Святая Цецилия» изображена покровительница музыкального искусства. Великолепен и совсем земной образ святой Цецилии.

    Экспонируется в зале немало и других картин итальянской школы. Это прежде всего произведения Пальмы Векиа «Святая Магдалина», Полидоро да Караваджо «Триумф Амфитриты», картина неизвестного итальянского мастера XVI века «Сибилла Кумская» и другие.

    На выставке много работ голландских художников XVII века. Особенно замечателен «Портрет ученого» кисти Фердинанда Боля - ученика Рембрандта. Удались живописцу лицо, широкий лоб мыслителя, умные глаза. Хорошо написаны руки и натюрморт на переднем плане, изображающий книгу и брегет.

    Выделяется картина Антони Паламедеса «В караульне», в которой художник на переднем плане живо изобразил группу голландских стрелков. Очень легко скомпонованы группы беседующих и веселящихся военных людей. Картина замечательна и своим коричневато-золотистым колоритом.

    Из работ голландцев представляют большой интерес произведения Ловиса Блумарта «Холмистый пейзаж ис удильщиком», Альберта Кейпа «Пейзаж с быком», Мельхиора де Гондекутера «Домашние птицы», Герарда Доу «Мужчина, читающий письмо».

    В музеи предоставлены также произведения художников фламандской школы XVII века. Тут прежде всего надо назвать работу мастерской великого фламандского художника Антони ван Дейка «Тройной портрет английского короля Карла I». Аналогичный портрет находиться в Англии, в Виндзорском замке. Он писался по заказу английского короля для итальянского скульптора Бернини, который по тройному портрету должен был создать мраморную статую Карла I. Заслуживает внимания «Горный пейзаж с повозками», написанный фламандским живописцам Яном Брейгелем (Бархатным) на дубовой доске.

    В собрании имеются работы нидерландских живописцев XVI века. Здесь в первую очередь хочется назвать полотно Пауля Вриля «Выезд царицы Савской», а также картину, приписываемую знаменитому нидерландскому художнику XVI века Францу Флорису «Сон Венеры», которого современники прозвали «Северным Рафаэлем». На переднем плане лежит спящая богиня любви - Венера в окружении аллегорических фигур. И все это на фоне изумительного изумрудно-бирюзового гористого ландшафта.

    Ученый-коллекционер собрал большое количество уникальных графических листов западноевропейских мастеров - таких, как Адриан ван Остаде, Жак Калло, Аннибале Караччи, Сальватор Роза, Франческо Барталоцци, Пьетро Теста, и многих других.

    Гордостью коллекции является один из лучших офортов гениального голландского художника Рембрандта ван Рейна «Воскрешение Лазаря», а также гравюра на меди великого немецкого художника Альбрехта Дюрера «Встреча Иоакима с Анной» - самый выдающийся лист из серии «Жизнь Марии», выполненный между 1501 и 1505 годами.

    Из скульптурных работ надо отметить «Портрет мальчика», выполненный римским скульптором в II-м веке нашей эры, а также замечательные мраморные бюсты «Голова юноши» и «Голова фавна» работы итальянских ваятелей XVIII - XIX веков.

    Профессором М. Ф. Габышевым было собрано немало предметов прикладного искусства, старинной мебели. Замечательны дельфтские вазы (Голландия, ХVII век), декоративные блюда работы польских умельцев. Из мебели прежде всего надо отметить стул итальянской работы XVI века, кресло работы французского мастера начала XVII века (по имеющимся литературным сведениям, аналогичный стул хранится в парижском Лувре). Большое украшение выставки – «золотой гарнитур» работы французских мастеров XVIII века и инструктированный различными породами дерева столик итальянской работы XVIII века.

    Даже этот небольшой обзор дает какое-то понятие, насколько значительна и ценна переданная в дар трудящимся Якутии коллекция профессора М. Ф. Габышева. И не только для специалистов и искусствоведов, но и для самого широкого круга зрителей, ценителей прекрасного». /Л. Габышев. [заслуженный деятель искусств Якутской АССР]  Судьба коллекции профессора М. Ф. Габышева. // Социалистическая Якутия. 20 февраля 1962. С. 4./

    Правда, потом выявилось, что «картина «Святая Цецилия» (покровительница музыки) в собрании Габышева считалась работой Доменикино. На самом деле она принадлежит кисти Никколо Реньери, фламандца по происхождению, и характеризует поздний венецианский период его творчества, отмеченный тяготением к академизму. Полотно выполнено между 1650-1660 годами. Выразительная лепка пластической формы, исполненное сдержанного пафоса движение, взгляд передают устремленность святой в небесные сферы. Ярко синяя накидка на золотисто-коричневом тоне платья, ритмы цветовых оттенков в складках пышных рукавов создают впечатление гармонии и красоты. Известно, что в городском музее Падуи находится слабое повторение данной композиции, выполненное его дочерью, также в Художественном музее Воронежа можно увидеть копию XIX века».

 





    «24 февраля 1970 года было принято постановление Совета Министров ЯАССР «Об увековечении памяти профессора М. Ф. Габышева». Во исполнение данного постановления Якутское книжное издательство выпустило в 1972 году книгу М. Ф. Габышева «Избранные труды». /Алексеев В.  Благодарная людская память. // Советы Якутии. Якутск. 31 октября 1992. С. 5./ Почетный гражданин Олекминского улуса.

 

    Отметим, что Лев Михайлович Габышев (1923-1975), закончил художественную школу, стал художником. Переехал вместе с коллекцией в Якутск и в 1952 г. стал несменным директорам музея, созданного на основе коллекции отца, стал пропагандистом изобразительного искусства, выступал в печати, по радио и на телевиденье. Мои государственные награды. Ценность собрания возросла благодаря атрибуции ряда работ научными сотрудниками музея Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. На основе дара был создан филиал Якутского художественного музея - Музей западноевропейского искусства в бывшем здании Казначейства (построена по проекту уроженца Витебщины К. А. Лешевича) на пл. Дружбы в Якутске. [Имя М. Ф. Габышава музею Западноевропейского искусство было присвоено в 1970 году]. Однако в Якутске «жизнь оказалась не менее суровой, чем в столице. Отсутствие хорошего помещения для коллекции, квартиры и мастерской для работы, ничтожная зарплата, непонимание роли искусства со стороны руководства, безусловно, подтачивали его жизненные силы». Заслуженный деятель искусств ЯАССР, член Союза художников СССР Лев Габышаў умер 25 ноября 1975 г. во время спуска по трапу [злые языки говорят, что упал с трапа по пьянке] с самолета в Ленинграде и похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с родителями.

    Хотя сообщалось, что «Действительный член Академии художеств СССР, народный художник БССР Заир Исаакович Азгур сейчас работает над скульптурным портретом своего якутского друга. Отлитые в бронзе бюсты М. Ф. Габышева будут установлены на его родине в г. Олекминске и перед зданием филиала музея в городе Якутске». /Морозов М.  Судьба ценной коллекции. // Советская Белоруссия. Минск. 11 февраля. 1961. С. 4./.

 






    Выявилось следующее:

 


    [Заир Исаакович Азгур (1908-1995) — советский и белорусский скульптор. Народный художник СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1978). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1946, 1948). Член ВКП(б) с 1943 года. Родился в еврейской семье в деревне Молчаны Сенненского уезда Могилёвской губернии. (ныне вошла в состав деревни Застадолье, Сенненский район Витебской области). Окончил Витебский художественно-практический институт 1925 году, учился у М. З. Шагала и М. А. Керзина. В 1925-1928 годах учился в Академии художеств в Ленинграде и КГХИ в Киеве (1928-1929).]

    [Семен Афанасьевич Егоров (1931-1974) – скульптор из якутов. Родился в Качикатском наслеге. В 1955 г. окончил Якутское художественное училище, где его мастером была Елена Посядо. В 1964 г. окончил скульптурный факультет Московского государственного института имени В. И. Сурикова, где учился у М. Г. Манизера и Д. Е. Шварца. В 1964-1966 гг. преподавал в Якутском художественном училище на прикладном отделении. Приехав в Якутск, наткнулся на стену непонимания, не было своей мастерской и своего жилья, поэтому вынужден был с семьей уехать в Читу, где работал в области монументальной скульптуры. В 1972 г. возвращается тяжело больным в ЯАССР.]

    Только не совсем понятно, почему вся эта история всплыла по прошествии многих лет...

 

    Бюст Михаила Габышева был установлен в Олекминске у здания 8-летней школы № 1 имени профессора М. Ф. Габышева. Затем при проведении работ по благоустройству бюст был демонтирован и некоторое время валялся бесхозным, пока земляки М. Габышева не увезли его и не установили в Юнкоре.

 

    Музей западноевропейского искусство имени М. Ф. Габышава в 1995 г. был преобразован в Галерею зарубежного искусства имени профессора М. Ф. Габышева, которая разместилась в комнатах жилого дома по улице Хабарова, рядом Якутском командном речном училище.

    После окончания сложных реставрационных работ строительной фирмой «В. Р. Шельц» при финансировании АК «АЛРОСА» в бывшем строении Казначейства в Якутске /ул. Петровского 4/ по решению Президента РС(Я) В. А. Штырова, на которые ушел не один год, в нем снова разместилась известная коллекция западноевропейских мастеров XVI XIX столетий - дар ЯАССР семьи профессора М. Ф. Габышева. В 2006 г. была учреждена Президентская премия заслуженного деятеля наук РС(Я), доктора экономических наук имени М. Ф. Габышева. Торжественное же открытие экспозиции произошло 23 июня 2007 года, где присутствовали представители министерств культуры Татарстана и Бурятии, приехали из Москвы дети Густава Михайловича Габышева - Ирина и Геннадий.

 

    Ася Львовна Габышава, одна из пяти дочерей якутского писателя Льва Львовича Габышева «шедевр НММ» /национального художественного музея/ стала «несменным» директорам. «Здесь я с 1970 года. Рисовала, училась в художественном училище, после окончания которого служила в театре, позднее перешла в редакцию. Мысль о том, что я должна работать в музее, мне буквально навязал Лев Михайлович (сын М. Ф. Габышева), возглавлявший музей с 1952-го по 1975 гг. Однажды мы с ним встретились на улице, он схватил меня за руку и повел к себе: «Уходи из редакции. На кого я оставлю коллекцию?» С тех пор вся моя жизнь здесь. Музей вошел в плоть и кровь мою». Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» Асе Габышевой - генеральному директору государственного учреждения «Государственный музейный художественный комплекс «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)» за «заслуги в области искусства». Но в результате резонансного уголовного дела о растрате денежных средств Ася Габышева была освобождена от должности.

 






 





    Литература:

*    Зальцман Л., Брозгуль М.  Кандидат с.-х. наук М. Ф. Габышев – «Организация свиноводческих ферм в совхозах». Сельхозгиз, 1938, стр. 288, цена 4 р. 85 к. // Социалистическое сельское хозяйство. № 8. Москва. 1939. С. 122-124.

*    Петров В.  Профессор Михаил Федорович Габышев. [Саха АССР Верховнай Советын депутаттарыгар кандидаттар.] // Кыым. Якутскай. № 14. Тохсунньу 17 к. 1947. С. 3.

*    Потапов К.  Преображенный край. [«Советская Якутия». Документальный фильм. Сценарный план В. Геймана, И. Жиги, М. Цейтлина. Режиссер - В. Гейман. Операторы - А Агапонов, А. Борковский, звукооператор В. Яковлев, музыкальное оформление О. Никольского. Производство Иркутской студии кинохроники.] // Правда. Москва. № 348. 13 декабря 1948. С. 3.

*    Морозов М.  Ценная коллекция. // Советская Белоруссия. Минск. № 10. 2 января 1957. С. 4.

*    Морозов М.  Сыаналаах коллекция. // Кыым. Якутскай. № 27. Олунньу 1 к. 1957. С. 4.

    Морозов М.  Редкая коллекция. // Огонек. № 9. Февраль. Москва. 1957. С. 28.

*    Петров А. М., Андреев Н. П.  От редакции. // Якутская лошадь. Типы якутских лошадей, способы их разведения и содержания. Якутск. 1957. 3-5.

*    Табаарыстара.  Михаил Федорович Габышев. [Некролог.] // Кыым. Якутскай. № 207. Балаҕан ыйын 4 к. 1958. С. 4.

*    Саха АССР Тыатын хаhаайыстыбатын министерстота тыа хаhаайыстыбатын кырдьаҕас улэhитэ, Саха ССР Сирин оҥоhуутун уукку наркома профессор Михаил Федорович Габышев... [Некролог.] // Кыым. Якутскай. № 207. Балаҕан ыйын 4 к. 1958. С. 4.

*    Группа товарищей.  М. Ф. Габышев. [Некролог.] // Социалистическая Якутия. Якутск. № 208. 4 сентября 1958. С. 4.

*    Президиум Верховного Совета Якутской АССР, Совет Министров Якутской АССР и Якутский областной комитет КПСС с глубоким прискорбием сообщает... [Некролог.] // Социалистическая Якутия. Якутск. 4 сентября 1958. С. 4.

*    Коллектив якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства, партбюро и местный комитет выражают глубокую скорбь... [Некролог.] // Социалистическая Якутия. Якутск. 4 сентября 1958. С. 4.

*    Министерство сельского хозяйства ЯАССР с глубоким прискорбием извещает всех знакомых... [Некролог.] // Социалистическая Якутия. Якутск. 4 сентября 1958. С. 4.

*    Коллектив сотрудников Якутского республиканского музея изобразительных искусств и Союз художников ЯАССР извещают... [Некролог.] // Социалистическая Якутия. Якутск. 4 сентября 1958. С. 4.

*    Лобанов П., Брежнев Д., Ростовцев. Н., Синягин И., Витт В., Бурлаков Н.  Михаил Федорович Габышев (1902-1958). [Некролог.] // Вестник сельскохозяйственной науки. № 12. Москва. 1958. С. 155.

*    Кини сүүс аҕыhын туолар. // Кыым. Якутскай. № 39. Олунньу 15 к. 1959. С. 4.

*    Наш земляк... [М. Габышев.  Слово к молодым.] // Социалистическая Якутия. Якутск. № 303. 27 декабря 1959. С. 4.

    Морозов М.  Редкая коллекция. // Советская Россия. Москва. 22 декабря. 1960.

*    Морозов М.  Судьба ценной коллекции. // Советская Белоруссия. Минск. № 36. 11 февраля. 1961. С. 4.

*    Морозов М.  Подарено Якутии. // Огонек. № 7. Февраль. Москва. 1961. С. 29.

*    Габышев Л. М.  Аан дойду культуратын күндү айымньылара. [Норуокка күндү бэлэх бүгүн якутскайга профессор М. Ф. Габышев моспут айымньыларын выставката аһыллар.] // Кыым. Якутскай. № 42. Олунньу 18 к. 1962. С. 3.

*    Габышев Л.  Судьба коллекции профессора М. Ф. Габышева. // Социалистическая Якутия. Якутск. № 43. 20 февраля 1962. С. 4.

*    Аргунов И.  Наследие. // Социалистическая Якутия. Якутск. № 78. 1 апреля. 1962. С. 3.

*    Габышев Л.  М. Ф. Габышев олуҕун бүтуннүү – төрөөбүт норуотугар. // Хотугу сулус. Якутскай. № 3. 1962. С. 142-149.

*    В дар якутскому народу. // Советский Союз. № 9. Москва. 1962. С. 44.

*    Попов С., Петров А.  Кини үтүө холобура. [Патриот, ученай, кэрэни хомуйааччыы. М. Ф Габышев төрөөбүтэ 60 сылын туолуутугар.] // Кыым. Якутскай. № 256. Алтынньы 30 к. 1962. С. 3.

*    Попов С.  Ученый, коммунист. К 60-летию со дня рождения М. Ф. Габышева. // Социалистическая Якутия. Якутск. 30 октября. 1962. С. 3.

*    История Якутской АССР. Т. III. Советская Якутия. Москва. 1963. С. 190.

*    Габышев Л. [Предисловие.] // Якутский Республиканский Музей Изобразительных Искусств. Альбом репродукций. Составитель-редактор Л. М. Габышев. Якутск. 1964. С. 3-4.

*    Он видел и слышал Ленина. [М. Ф.  Габышев.  Москва в зиму 1920-1921. Воспоминание.] /Воспоминание предназначалось для газеты «За социалистическое животноводство» в г. Минске./ // Полярная звезда. № 2. Якутск. 1966. С. 86-87.

*    Петров А. М.  М. Ф. Габышев. // Якутское коневодство. Экономика и организация табунного коневодства в Якутской АССР. Якутск. 1966. 252-253.

    Попов Н.  Человек большой судьбы. К 65-летию со дня рождения профессора М. Ф. Габышева. // Социалистическая Якутия. Якутск. 29 октября 1967. С. 4.

    Попов Н. И.  Крупный советский ученый – экономист. // Якутский университет. Якутск. 20 ноября 1967.

*    Габышев Л.  Михаил Федорович Габышев. (К 65-летию со дня рождения). // Календарь знаменательных и памятных дат Якутской АССР на 1967 год. Якутск. 1967. С. 160-163.

*    Профессор М. Ф. Габышев аатынан. // Кыым. Якутскай. № 50. Кулун тутар 1 к. 1970. С. 3.

    Алексеев В.  Молодость старой отрасли. // Социалистическая Якутия. Якутск. 5 апреля 1972.

    Кылытчанов С.  үөкэн киhи туhунан. // Кыым. Якутскай. Алтынньы 29 к. 1972.

    Петров А.  Жизнь, отданная науке. // Социалистическая Якутия. Якутск. 29 октября. 1972.С. 4.

    Михайлов Г.  «Избранные труды» профессора М. Ф. Габышева. // Социалистическая Якутия. Якутск. 29 октября. 1972. С. 4.

    Петров А.  Наукаҕа анаммыт улахан олох. // Эдэр коммунист. Якутскай. Сэтинньи 1 к. 1972. С. 3.

    Алексеев В. Л.  От редакции. // Якутское коневодство. (Экономические и организационные основы коневодства). Избранные труды. Якутск. 1972. С. 5-6.

*    Петров А. М.  Жизнь и научно-педагогическая деятельность М. Ф. Габышева. // Якутское коневодство. (Экономические и организационные основы коневодства). Избранные труды. Якутск. 1972. С. 7-9.

*    Попов Н.  Об якутской лошади. // Коневодство и конный спорт. № 2. Москва. 1973. С. 21.

*    Достижения зоотехнической науки – в производство. К 25-летнему юбилею Белорусского научно-исследовательского института животноводства. Минск. 1974. С. 8-9.

    Габышева А.  Гражданский подвиг ученого. К 80-летию М. Ф. Габышева. // Социалистическая Якутия. Якутск. 30 октября 1982. С. 3.

*    Ряшин В.  Хотелось бы пожать руку... // Правда. Москва. № 347. 13 декабря 1982. С. 7.

    Анисимова Н.  Шедевры... в фондах. // Социалистическая Якутия. Якутск. 17 августа 1990.

*    М. Ф. Габышев (90 лет со дня рождения). Рекомендуемая литература. // Якутия – 1992. Календарь знаменательных и памятных дат. Составитель Барахова Л. Д. Якутск. 1992. С. 79-80.

    Дарбасов В.  Бөдөҥ ученай, коллекционер этэ. // Саха сирэ. Якутскай. Балаҕан ыйын 1 к. 1992. С. 8.

    Алексеев Н.  Кууhун сутэрэ илик уэрэтии: Проф. М. Ф. Габышев уонна саха сылгыта. // Кыым. Якутскай. Алтынньы 30 к. 1992. С. 3.

*    Алексеев В.  Благодарная людская память. // Советы Якутии. Якутск. 31 октября 1992. С. 5.

    Туралысов К.  Габышев, сын Габышева (к 70-летию со дня рождения). // Молодежь Якутии. Якутск. 9 апреля 1993. С. 11.

    Алексеев В.  Профессор туhунан ахтыылар. // Саха сирэ. Дьокуускай. Атырдьах ыйын 13 к. 1993. С. 5.

*    Габышева А. Л.  Художественный музей. В диалоге с самим собой. // Илин. № 6. Якутск. 1995. С. 86-88.

    Габышева А.  Храм искусства, памяти и мечты. // Якутия. Якутск. 28 мая 1998. С. 5.

*    Косин М.  История о том, как музей им. М. Габышева оставили с носом. // Эхо столицы. Якутск. 27августа 1999. С 5.

*    Габышева А.  Национальный художественный музей: в диалоге с самим собой. Сборник статей. // Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Якутск. 1999. С. 4.

    Петров В.  Меценаты земли якутской. // Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Сборник статей. Якутск. 1999. С. 25-26.

    Габышева А.  Все школы европейского искусства... (К 90-летию М. Ф. Габышева). // Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Сборник статей. Якутск. 1999. С. 26-27.

    Профессор М. Ф. Габышев үөрэҕэ тоҕо олоххо киирбэтэ. // Ядрихинскай В. В.  Сылгы этин элбэтиэҕиҥ. Дьокуускай. 1999. С. 13-17.

*    Меценат советского времени – М. Ф. Габышев. // Пестерев В.  История Якутии в лицах. Якутск. 2001. С. 221-223.

*    Алексеев Н. Д.  100 лет со дня рождения М. Ф. Габышева, доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки ЯАССР. // Якутия 2002. Календарь замечательных и памятных дат. Якутск. 2001. С. 105-107.

*    Габышев Михаил Федорович. // Трудовая слава Якутии. Почетные граждане Республики Саха (Якутия) городов и улусов. Т. 1. Якутск. 2003. С. 303.

    Борисова А.  Экспозиция одного портрета. // Якутия. Якутск. 29 июля 2005. С. 22.

*    Борисова А.  Экспозиция одного портрета. // Мир женщины. Москва. № 7. 2005. С. 72.

    Үйэлээх үлэҕэ көҕүлээн. Меценат, экономическай наука доктора, профессор М. Ф. Габышев аатынан СР Президенын бириэмийэтэ олохтонно. // Саха сирэ. Дьокуускай. Тохсунньу 19 к. 2006. С. 3.

*    Галерея зарубежного искусства имени мецената, профессора Михаила Федоровича Габышева. Якутск. 2007. 1 л.

*    Габышева А. Л.  Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). // Наука и техника. № 1. Якутск. 2007. С. 94-95.

*    Габышев Михаил Федорович. // Энциклопедия Якутии. Т. 2. Якутск. 2007. С. 479.

*    Дарбасов В. Р.  М. Ф. Габышев - выдающийся ученый и организатор науки. // Наука и техника в Якутии. № 1. Якутск. 2008. С. 75-77.

*    100 лет зданию Галереи зарубежного искусства им. М. Ф. Габышева. // Альбумс. Вестник  музея. [Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия).] № 8. Май 2011. С. 1.

*    Ноговицина Е.  «Кинозвезда» из старого Олекминска. // ЛИterra.Я. Якутск. № 8. Июль. 2011. С. 23.

*    Габышев Михаил Федорович. // Энциклопедия культуры и искусства. Кн. 1. Якутск. 2011. С. 103.

*    Парсюк-Канина И. Свиновод, увлекшийся искусством... Койданава. 2014. 29 л.

    Изабэль Парсюк-Канина,

    Койданава

 










 

czwartek, 4 lutego 2021

ЎЎЎ Дусканія Рыдлёўка. Пісьменьнік Раман Ляпіч ды Калыма. Койданава. "Кальвіна". 2021.



 

    Роман Федорович Ляпич - род. 1 июля 1906 г. в д. Бор Игуменского уезда Минской губернии Российская империи, в крестьянской семье.

    Роман батрачил, навещал церковно-приходскую школу, в 1922 г. работал рабочим в агрономическом прокатном пункте. В начале 1923 г. приехал в Менск, где его направили рабочим в совхоз «Тростянец». В 1923-1926 гг. он курсант школы милиции в Минске. В 1926-1928 гг. учился на вечернем рабфаке, а в 1928-1931 гг. на литературном факультете БГУ. Работал в редакциях газет «Звязда», «Рабочий». В 1931-1935 гг. Ляпич учился в аспирантуре АН БССР, в 1938 г. он младший научный сотрудник Института литературы, одновременно преподает в Менском пединституте, в марте-июле 1938 г. Ляпич декан филологического факультета. Проживал в Менске по ул. Надеждинская 17 кв. 1.

    21 июля 1938 г. Роман Ляпич был арестован органами НКВД и приговорен Особым совещанием при НКВД 10 октября 1938 г. по ст. 69, 72, 76 УК БССР как член «националистической фашистской организации» и за «подрывную работу» к 8 годам ИТЛ.

    Срок Ляпич отбывал на Колыме, в Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерях. После освобождения в 1946 г. был на вольном поселении. Работал забойщикам на руднике Дусканья Тенькинского района Магаданской области, затем заместитель начальника базы обеспечения горнопромышленного управления, с 1951 г. прораб-геолог Детринского геолого-разведывательного комбината Верхне-Колымского районного горнорудного управления.

    В 1954 г. приехал в БССР, но пришлось вернуться назад. С 1955 г. он геолог Пенжынской комплексной экспедиции Северо-восточного горного управления (Магаданская область). В 1965 г. Роман Ляпич признан инвалидом 2-й группы.

 

 

    В 1968 г. Роман Ляпич возвращается в Минск. 8 августа 1969 г. он был реабилитирован судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда БССР. Личное дело Романа Ляпича № 20094-с сохраняется в архиве КГБ Беларуси. Последний год перед смертью Ляпич был парализован и надиктовал жене свои воспоминания.

    Умер 9 января 1977 г. в Минске и похоронен на Чижовском кладбище.

    Труды:

    На барыкадах барацьбы за сусьветную гегемонію пралетарскай літаратуры (Першы Усесаюзны зьезд польскіх пралетарскіх пісьменьнікаў). // Маладняк. Менск. № 10. 1931.

    “Заштопаўшы душы прарэхі...” [Рэц. на кнігу: А. Звонак “Мая Радзіма”. Менск. 1935.] // Літаратура і Мастацтва. Менск. 11 лютага 1936.

    Литература:

    Бярозкін Р.  Аб “бадзёрых рытмах” Р. Ляпіча. // Літаратура і мастацтва. Менск. 6 студзеня 1938.

    Самуйлёнак Э.  Супраць аглабельнай крытыкі. // Літаратура і мастацтва. Менск. 22 сакавіка 1936.

*    Ляпич Роман Федорович, критик, переводчик. // Возврвщенные имена. Сотрудники АН Беларуси пострадавшие в период сталинских репрессий. Под редакцией академика АН Беларуси А. С. Махнача. Минск. 1992. С. 69-70.

*    Урупіна Г. М.  Ляпіч Раман. // Беларускія пісьменнікі. Біябібліяграфічны слоўнік у 6 тамах. Т. 4. Мінск 1994. С. 148.

*    Махнач Т. М.  Ляпіч Раман. Бібліяграфія. // Беларускія пісьменнікі. Біябібліяграфічны слоўнік у 6 тамах. Т. 4. Мінск 1995. С. 148-149.

*    Забыты Раман Ляпіч. // Карлюкевіч А.  І векавечны толькі край... Мінск. 2000. С. 243-249.

*    Ляпіч Раман Фёдаравіч. // Маракоў Л.  Рэпрэсаваныя лiтаратары, навукоўцы, работнiкi асветы, грамадскiя i культурныя дзеячы Беларусi. 1794-1991. Энцыклапедычны даведнік у трох тамах. Том II. Мінск. 2003. С. 48.

*    Ляпіч Раман Фёдаравіч. // Маракоў Л.  Рэпрэсаваныя лiтаратары, навукоўцы, работнiкi асветы, грамадскiя i культурныя дзеячы Беларусi. 1794-1991. Энцыклапедычны даведнік у трох тамах. Том IІI. Кн. 2. Мінск. 2005. С. 616.

*    Мельнікаў І.  “Думаў, што Сталін памёр – і ўсё змянілася. Аднак яго дух у Беларусі яшчэ жыў”. // Новы Час. Мінск. № 41. 30 кастрычніка 2020. С. 10-11.

    Дускания Рыдлевка,

    Койданава

 















ЎЎЎ Дабраслава Маха. Натальля Гайдучэньня ды Якутыя. Койданава. "Кальвіна". 2021.

    Натальля [Наталья] Піліпаўна [Филипповна] Гайдучэньня [Гайдученья] – нар. у 1900 г. у в. Шынкі Беластоцкага павету Гарадзенскай губэрні Расейскай імпэрыі, руская (гэта азначае, што яна праваслаўная), працавала рэвальвэршчыцай на заводзе Вулькан у Петраградзе - Ленінградзе, пражывала па вул. Рэнтгена 2.

    Ейны муж Васіль Мацьвеевіч Гайдучэньня - нар. у 1888 г. у в. Шынкі Беластоцкага павету Гродзенскай губэрні Расейскай імпэрыі, рускі, з сялянаў беднякоў, у Ленінградзе працаваў качагарам 12 мэх. пральні.

    2 сакавіка 1942 г. ваенны трыбунал Неўскай опэрнай групы Ленінградзкага фронту асудзіў па артыкулу 58-1б КК РСФСР чырвонаармейца Эдуарда Васільлевіча Гайдучэньню, які нібыта “перайшоў на бок ворагу” да вышэйшай меры пакараньня - расстрэлу.

    7 траўня 1942 г. былі арыштаваныя ягоныя бацькі Натальля ды Васіль, якія мелі з ім перапіску пасьля ягонага пакліканьня ў РСЧА ў 1941 годзе

    10 чэрвеня 1942 г. в/т войск НКУС Ленінградзкай вобласьці асудзіў Васіля ды Натальлю па арт. 58-1в ч. 2 КК РСФСР, як бацькоў здрадніка радзімы, да 5 гадоў кожнага.

    Натальля адбывала тэрмін выгнаньня ў калгасе “Куранах” Алданскай акругі Якуцкай АССР.

    22 жніўня 1944 г. СМЕРШ места Ленінграду перакваліфікаваў справу яе сына з арт. 58-1б на арт. 193 КК РСФСР.

    26 сьнежня 1944 г. яна была па рашэньню в/т войскаў Ленінградзкай вобласьці вызваленая як “няправільна асуджаная” ад спэцпаселішча.

    /Паводле а/с 1/1061 МУС ЯАССР/

    Літаратура:

*    Баркоўскі А.  З картатэкі МУС Рэспублікі Саха (Якуція). // Ніва. Беласток. № 20. 16 мая 1999. С. 11.

    Дабраслава Маха,

    Койданава