środa, 5 października 2022

ЎЎЎ Адам Шыманскі. Як Бог стварыў чалавека. (Якуцкая легенда.) Койданава. "Кальвіна". 2022.

 

 


                                                   КАК БОГ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА.

                                                                 (Якутская легенда).

                                                                Адама Шиманского.

    Вечный создал землю маленькою, красивою и гладкою, но скоро пришел злой дух и так испортил ее поверхность, что во многих местах земля треснула и сделалась неровной. Милостивейший, заметив это, сказал земле: «Это тебе не повредит, ты только постоянно расти и увеличивайся и потом станешь большой». Исполняя волю Создателя, земля стала увеличиваться, трещины и углубления превратились в большие реки и пропасти, ямы наполнились водой, образовав моря и озера, неровности стали сушей и громадными горами.

    Вечный, гуляя по уже большой земле, полюбил красивую местность. Он разрушил глухую тайгу, столетия росшую там, растянул по равнине степь полную цветов, прорезал ее блестящей лентой реки, украсил рощами кедров и чудных лиственниц и построил прекрасный дом, сверкавший серебром и золотом.

    Внутри дома он поставил чудные статуи, изображавшие людей. Наконец он создал одного человека, чтобы он был сторожем всего, и уходя, самым строгим образом приказал ему, чтобы он особенно старательно охранял вход от Сатаны и ни под каким видом не впускал его внутрь.

    Сейчас же после ухода Вечного явился злой дух и стал каждый день искушать человека, чтобы он изменил Создателю. Человек долго не поддавался сатанинским искушениям, однако тогда тот предложил человеку, бывшему нагим, теплую одежду разных цветов и такую крепкую, что тот никогда ее не износит, страж поддался искусителю и впустил его внутрь.

    Войдя внутрь, злой дух разбил, что мог, а прекрасные статуи выпачкал грязью.

    Творец, придя и увидев это, дал, прежде всего человеку то, чем тот соблазнился, превратив его в собаку. Все статуи он вывернул так, что наружная грязная сторона стала внутренней, и вдохнул в них жизнь и пустил их в мир как первых людей, приказав собаке, чтобы она верно служила существам, полным внутри сатанинской грязью.

    С польского перевел А.

    /Ярославскія Зарницы. Еженедѣльное Иллюстрированное приложеніе къ газетѣ «Голосъ». Ярославль. № 43. 28-го Октября (10-го Ноября) 1910. С. 1./





 

                    МИФЫ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЖИВОТНЫХ, О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛЮДЕЙ

                                              (ИККИ АТАХ ҮӨСКЭЭБИТИН ТУҺУНАН)

    По мифологии якутов, людей создал бог Айыы Тойон вслед за сотворением земли. Наряду с творцом действует в мифах и его антипод — злой дух абаайы, или сатана, который старается испортить его творения.

    По распространенной версии, творец построил каменный дом, сделал людей и поставил сторожа и приказал ему не пускать в дом злого духа (сатану). Сатана подкупил сторожа обещанием подарить ему теплую шубу. Войдя в дом, он перепачкал нечистотами статуи людей. Пришел творец, увидел, что произошло, разгневался, сторожа превратил в собаку, статуи выворотил наизнанку, так что наружная сторона их пришлась во внутрь, и оживил. С тех пор люди внутри полны грязи [* А. Ф. Миддендорф. Указ. соч., ч. ІІ, отдел VI, стр. 820.]. По другим вариантам, сторожила людей голая собака, которая польстилась на теплую шубу. Этот миф — один из очень широко распространенных дуалистических мифов о сотворении мира...

    [С. 142.]

 




 



    /Россия и Запад. Из истории литературных отношений. Ленинград. 1973. С. 96, 103./
 


    /Советы Якутии. Якутск. № 113. 17 июня. 1993.С. 7./
 
 


 

 

    Адам Иванович (Янович) Шиманский род. 16 июля 1852 г. в Грушнево (около Семятич) Бельского уезда Седлецкой губернии Царства Польского Российской империи. В 1872 г. поступил на юридический факультет Варшавского университета, который окончил в 1877 г. со степенью кандидата права. В годы учебы вступил в ряды молодежной патриотической организации. 18 марта 1878 г. арестован в Варшаве, откуда 18 апреля 1879 г. по Высочайшему повелению выслан в административном порядке на 4 года в Восточную Сибирь. Предписанием генерал-губернатора от 28 февраля 1879 г. назначен на жительство в г. Якутск, куда был доставлен 24 июня 1879 г. В годы ссылки Шиманский занимался сбором материалов о Якутской области и ее жителях. С 9 сентября 1885 г. подчинен негласному надзору полиции, с воспрещением въезда в пределы Царства Польского. Переехал на жительство в г. Харьков, где занимался литературным трудом и адвокатурой. В 1887 г. получил разрешение проживать в Санкт-Петербурге. В январе 1895 г. получил разрешение въезда в пределы Царства Польского. С началом Первой мировой войны переехал на жительство в Москву, где после короткой болезни умер 25 марта 1916 г. и был похоронен на Лефортовском кладбище.

    Дэса Сядлец,

    Койданава

 


 

 

    /vvedenskoe.pogost.info/displayimage.php…/

 

 

 

 


poniedziałek, 3 października 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Грюнведель А., проф. Bibliotheka Buddhica. VI. Койданава. "Кальвіна". 2022.




 

    Грюнведель, А., проф. Віblіоthеkа Вuddhіса. VI. Собраніе буддійскихъ текстовъ, издаваемыхъ Императорской Академіей Наукъ. Т. VI. Обзоръ собранія ламайскаго культа кн. Э. Э. Ухтомскаго. Ч. 1-я. Текстъ. Стр. II+138. Ч. 2-я. Рисунки. Стр. 33. Спб. 1905.

    Во введении к своему труду автор указывает, что «хотя уже в течение полустолетия буддизм изучается учеными и возбуждает интерес среди любителей», но до сих пор «издан лишь Палийский канон священных книг и ряд филологических и философских обработок отдельных его частей». Что же касается археологической стороны буддизма, в которой именно и заключается «главное его значение для истории человеческой культуры», то эта сторона в литературе почти совершенно не затронута (стр. 3). «Ни одна религиозная литература — говорит автор далее (стр. 5) — не нуждается для полного ее понимания в такой мере в археологии, мифологии и в собраниях предметов культа, как тибетско-монгольский буддизм, т. е. ламаизм». Настоящий труд имеет своею целью сделать «попытку общего обозрения наиболее существенного» в замечательной коллекции предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского и тем отчасти пополнить указанный пробел в религиозной литературе ламаизма.

    Первая часть «обзора», кроме коротенького предисловия и введения (стр. 3-16), заключает в себе: алфавитный список изображений, два списка изображений по номерам собрания (статуэтки, литые из металла и резанные из дерева или другого материала, терракоты, т. е. изображения из обожженной глины, писанные образа) и «список алтарных принадлежностей, музыкальных инструментов и т. д., книг». Вторая часть занята исключительно рисунками (всего 130 рисунков).

    Эд. Пекарский

    /Живая Старина. Періодическое изданіе отделенія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. II. С.-Петербургъ. 1906. С. 35./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 







ЎЎЎ 1. Эдуард Пякарскі. Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла ИРГО. Сш. 1. Койданава. "Кальвіна". 2022.




 

    Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Томъ VII. Вып. I. Спб. 1905. 99 стр.

    В лежащем пред нами 1-ом выпуске «Трудовъ Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла И. Р. Г. О.» за 1904 г., вышедшем в свет в Петербурге лишь в конце минувшего 1905 г., обращает на себя внимание статья г-жи А. Д. Корнаковой: «Похороны Ханцзинъ-ламы-гелюна» (стр. 6-31) — единственная, имеющая этнографический интерес. Статья заключает в себе четыре главы, в которых автор, с чисто женскою наблюдательностью и аккуратностью, сообщает мельчайшие подробности торжественных похорон монгольского жреца — «гелюна», описывает молебствия на другой и десятый день после похорон и дает интересное описание обширной коллекции разных предметов, относящихся к похоронам. Статья снабжена рисунками, поясняющими текст, и, кроме того, в особом приложении, при каждой из трех групп, на которые распределены предметы коллекции, нарисованы планы. Отсылая интересующихся вопросом читателей к самой статье, здесь отметим только, что слово «гелюн» в значении «калмыцкій и монгольскій жрецъ» встречается не только в «Толковомъ Словарѣ» Даля, но и в академическом «Словарѣ русскаго языка» (т. I, 1249), но это еще не значит, чтобы оно приобрело, как думает автор, право гражданства в русском языке: этому противоречит хотя бы троякое начертание слова — гелюн, гелюнг и гелонг, указывающее на то, что термин этот употребляется каждым пишущим так, как он им слышится, и г-жа Корнакова могла бы с полным правом употреблять в своей статье слышанное ею произношение гылин.

    В этом же выпуске «Трудов» помещена небольшая (73-77 стр.) заметка М. И. Моллесон: «Къ пятидесятилѣтію смерти о. Іакинфа Бичурина», в которой сообщаются любопытные биографические данные о знаменитом исследователе Востока и синологе, перечень его многолетних трудов и переводов и указатель важнейших работ, касающихся жизни и трудов о. Иакинфа. Почти все его работы были удостоены Императорскою Академиею Наук Демидовской премии, но еще более достойно заслуги о. Иакинфа в научном мире были оценены — говорит г. Моллесон — иностранными учеными, из которых со многими он находился в переписке, а с некоторыми (напр., с Клапротом) вступал даже в научные споры.

    Такие сочинения о. Бичурина, как «Записки о Монголіи» (1828 г.), «Описаніе Чжуньгаріи и Восточнаго Тюркистана» (1828 г.), «Описаніе Пекина» (1828 г.), «Китай, его жители, нравы, просвѣщеніе» (1840 г.), «Китай въ гражданскомъ и нравственномъ отношеніи» (1848 г.), „Полная система китайскихъ законодательствъ», «Описапіе религіозныхъ ученій въ Китаѣ», «Собраніе свѣдѣній о народахъ, обитавшихъ въ Средней Азіи въ древнѣйшія времена» (1851 г.) и другие не потеряли и до сих пор своего значения для исследователей, посвятивших себя изучению Востока. Между прочим, интересно отметить, что книга «Китай въ гражданскомъ и нравственномъ отношеніи» в свое время, обратила на себя внимание нашего знаменитого критика В. Г. Белинского, поместившего в «Современникѣ» 1848 г. (т. VII) критический разбор этого сочинения.

    Об остальных статьях, как не представляющих специально-этнографического интереса, мы здесь не упоминаем.

    Эд. Пекарский

    /Живая Старина. Періодическое изданіе отделенія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. II. С.-Петербургъ. 1906. С. 32-33./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава