КАК БОГ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА.
(Якутская легенда).
Адама Шиманского.
Вечный создал землю маленькою, красивою и гладкою, но скоро пришел злой дух и так испортил ее поверхность, что во многих местах земля треснула и сделалась неровной. Милостивейший, заметив это, сказал земле: «Это тебе не повредит, ты только постоянно расти и увеличивайся и потом станешь большой». Исполняя волю Создателя, земля стала увеличиваться, трещины и углубления превратились в большие реки и пропасти, ямы наполнились водой, образовав моря и озера, неровности стали сушей и громадными горами.
Вечный, гуляя по уже большой земле, полюбил красивую местность. Он разрушил глухую тайгу, столетия росшую там, растянул по равнине степь полную цветов, прорезал ее блестящей лентой реки, украсил рощами кедров и чудных лиственниц и построил прекрасный дом, сверкавший серебром и золотом.
Внутри дома он поставил чудные статуи, изображавшие людей. Наконец он создал одного человека, чтобы он был сторожем всего, и уходя, самым строгим образом приказал ему, чтобы он особенно старательно охранял вход от Сатаны и ни под каким видом не впускал его внутрь.
Сейчас же после ухода Вечного явился злой дух и стал каждый день искушать человека, чтобы он изменил Создателю. Человек долго не поддавался сатанинским искушениям, однако тогда тот предложил человеку, бывшему нагим, теплую одежду разных цветов и такую крепкую, что тот никогда ее не износит, страж поддался искусителю и впустил его внутрь.
Войдя внутрь, злой дух разбил, что мог, а прекрасные статуи выпачкал грязью.
Творец, придя и увидев это, дал, прежде всего человеку то, чем тот соблазнился, превратив его в собаку. Все статуи он вывернул так, что наружная грязная сторона стала внутренней, и вдохнул в них жизнь и пустил их в мир как первых людей, приказав собаке, чтобы она верно служила существам, полным внутри сатанинской грязью.
С польского перевел А.
/Ярославскія Зарницы. Еженедѣльное Иллюстрированное приложеніе къ газетѣ «Голосъ». Ярославль. № 43. 28-го Октября (10-го Ноября) 1910. С. 1./
МИФЫ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЖИВОТНЫХ, О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛЮДЕЙ
(ИККИ АТАХ ҮӨСКЭЭБИТИН ТУҺУНАН)
По мифологии якутов, людей создал бог Айыы Тойон вслед за сотворением земли. Наряду с творцом действует в мифах и его антипод — злой дух абаайы, или сатана, который старается испортить его творения.
По распространенной версии, творец построил каменный дом, сделал людей и поставил сторожа и приказал ему не пускать в дом злого духа (сатану). Сатана подкупил сторожа обещанием подарить ему теплую шубу. Войдя в дом, он перепачкал нечистотами статуи людей. Пришел творец, увидел, что произошло, разгневался, сторожа превратил в собаку, статуи выворотил наизнанку, так что наружная сторона их пришлась во внутрь, и оживил. С тех пор люди внутри полны грязи [* А. Ф. Миддендорф. Указ. соч., ч. ІІ, отдел VI, стр. 820.]. По другим вариантам, сторожила людей голая собака, которая польстилась на теплую шубу. Этот миф — один из очень широко распространенных дуалистических мифов о сотворении мира...
[С. 142.]
Адам Иванович (Янович) Шиманский род. 16 июля 1852 г. в Грушнево (около Семятич) Бельского уезда Седлецкой губернии Царства Польского Российской империи. В 1872 г. поступил на юридический факультет Варшавского университета, который окончил в 1877 г. со степенью кандидата права. В годы учебы вступил в ряды молодежной патриотической организации. 18 марта 1878 г. арестован в Варшаве, откуда 18 апреля 1879 г. по Высочайшему повелению выслан в административном порядке на 4 года в Восточную Сибирь. Предписанием генерал-губернатора от 28 февраля 1879 г. назначен на жительство в г. Якутск, куда был доставлен 24 июня 1879 г. В годы ссылки Шиманский занимался сбором материалов о Якутской области и ее жителях. С 9 сентября 1885 г. подчинен негласному надзору полиции, с воспрещением въезда в пределы Царства Польского. Переехал на жительство в г. Харьков, где занимался литературным трудом и адвокатурой. В 1887 г. получил разрешение проживать в Санкт-Петербурге. В январе 1895 г. получил разрешение въезда в пределы Царства Польского. С началом Первой мировой войны переехал на жительство в Москву, где после короткой болезни умер 25 марта 1916 г. и был похоронен на Лефортовском кладбище.
Дэса Сядлец,
Койданава
/vvedenskoe.pogost.info/displayimage.php…/