poniedziałek, 3 października 2022

ЎЎЎ 1. Эдуард Пякарскі. Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла ИРГО. Сш. 1. Койданава. "Кальвіна". 2022.




 

    Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Томъ VII. Вып. I. Спб. 1905. 99 стр.

    В лежащем пред нами 1-ом выпуске «Трудовъ Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла И. Р. Г. О.» за 1904 г., вышедшем в свет в Петербурге лишь в конце минувшего 1905 г., обращает на себя внимание статья г-жи А. Д. Корнаковой: «Похороны Ханцзинъ-ламы-гелюна» (стр. 6-31) — единственная, имеющая этнографический интерес. Статья заключает в себе четыре главы, в которых автор, с чисто женскою наблюдательностью и аккуратностью, сообщает мельчайшие подробности торжественных похорон монгольского жреца — «гелюна», описывает молебствия на другой и десятый день после похорон и дает интересное описание обширной коллекции разных предметов, относящихся к похоронам. Статья снабжена рисунками, поясняющими текст, и, кроме того, в особом приложении, при каждой из трех групп, на которые распределены предметы коллекции, нарисованы планы. Отсылая интересующихся вопросом читателей к самой статье, здесь отметим только, что слово «гелюн» в значении «калмыцкій и монгольскій жрецъ» встречается не только в «Толковомъ Словарѣ» Даля, но и в академическом «Словарѣ русскаго языка» (т. I, 1249), но это еще не значит, чтобы оно приобрело, как думает автор, право гражданства в русском языке: этому противоречит хотя бы троякое начертание слова — гелюн, гелюнг и гелонг, указывающее на то, что термин этот употребляется каждым пишущим так, как он им слышится, и г-жа Корнакова могла бы с полным правом употреблять в своей статье слышанное ею произношение гылин.

    В этом же выпуске «Трудов» помещена небольшая (73-77 стр.) заметка М. И. Моллесон: «Къ пятидесятилѣтію смерти о. Іакинфа Бичурина», в которой сообщаются любопытные биографические данные о знаменитом исследователе Востока и синологе, перечень его многолетних трудов и переводов и указатель важнейших работ, касающихся жизни и трудов о. Иакинфа. Почти все его работы были удостоены Императорскою Академиею Наук Демидовской премии, но еще более достойно заслуги о. Иакинфа в научном мире были оценены — говорит г. Моллесон — иностранными учеными, из которых со многими он находился в переписке, а с некоторыми (напр., с Клапротом) вступал даже в научные споры.

    Такие сочинения о. Бичурина, как «Записки о Монголіи» (1828 г.), «Описаніе Чжуньгаріи и Восточнаго Тюркистана» (1828 г.), «Описаніе Пекина» (1828 г.), «Китай, его жители, нравы, просвѣщеніе» (1840 г.), «Китай въ гражданскомъ и нравственномъ отношеніи» (1848 г.), „Полная система китайскихъ законодательствъ», «Описапіе религіозныхъ ученій въ Китаѣ», «Собраніе свѣдѣній о народахъ, обитавшихъ въ Средней Азіи въ древнѣйшія времена» (1851 г.) и другие не потеряли и до сих пор своего значения для исследователей, посвятивших себя изучению Востока. Между прочим, интересно отметить, что книга «Китай въ гражданскомъ и нравственномъ отношеніи» в свое время, обратила на себя внимание нашего знаменитого критика В. Г. Белинского, поместившего в «Современникѣ» 1848 г. (т. VII) критический разбор этого сочинения.

    Об остальных статьях, как не представляющих специально-этнографического интереса, мы здесь не упоминаем.

    Эд. Пекарский

    /Живая Старина. Періодическое изданіе отделенія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. II. С.-Петербургъ. 1906. С. 32-33./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 







Brak komentarzy:

Prześlij komentarz