wtorek, 25 października 2022

ЎЎЎ Л.1. Эдуард Пякарскі. Да закрыцьця кассы літаратараў ды навукоўцаў. Л. 1. Койданава. "Кальвіна". 2022.


 

                                   К ЗАКРЫТИЮ КАССЫ ЛИТЕРАТОРОВ И УЧЕНЫХ

                                                            (Письма в редакцию)

                                                                               II

    Причиною закрытия кассы выставляется, судя по проникшим в печать сведениям, деятельность состоящей при кассе комиссии для помощи в чрезвычайных случаях. «Выдача пособия эмигранту Виташевскому особенно инкриминируется комиссии» («Рѣчь» от 6 авг. № 213). О выдаче ему пособия особенно хлопотал пред комиссией я, и это обязывает меня выяснить мотивы, руководившие много в данном случае, и попутно ввести поправки в совершенно неверные сведения о личности и деятельности Н. А. Виташсвского, опубликованные в газетах.

    Самым главным мотивом возбужденного мною пред комиссией ходатайства было естественное желание помочь в безысходной нужде труженику пера, проработавшему на литературном и научном поприще ровно тридцать лет (с 1876 г.) человеку, следовательно, почтенного возраста, обремененному притом семьей (жена и двое малолетних детей). О политической деятельности данного лица не приходилось и думать, так как она совершенно заслонялась фактом предстоявшего голодания четырех человек. Нечего говорить, что как я, так и комиссия были слишком далеки от того, чтобы видеть в Виташевском «опасного террориста», сношения с которым даже благотворительного свойства могут грозить существованию кассы. Мне, как и всем, читающим газеты, было известно, что Виташевский арестован только потому, что, состоя секретарем редакции «Мысли», он, во время разгрома последней, находился при исполнении своих прямых обязанностей и что к нему никакого обвинения, по которому его можно бы было привлечь к ответственности, не предъявлено. Только потому, что Виташевский когда-то судился по делу о вооруженном сопротивлении, его решено было на всякий случай выслать в Тобольскую губ. административным порядком на три года. Эта ссылка, по просьбе Виташевского, заменена ему правом выезда за границу па тот же срок под условием постоянного там пребывания до окончания срока. Таким-то образом Виташевский очутился в далеко неприятном положении невольного эмигранта.

    В газетах сообщается, что В-ский «судился по политическим деламъ (т. е, двум-трем, по крайней мере?), но был амнистирован (ничего подобного!), приехал в Россию (откуда? из-за границы?) на легальных основаниях и работал в легальных изданиях». Кроме последних слов, остальное все неверно. Судился Виташевский всего один раз — по делу Ковальского в 1878 г.; отбыв 4 года каторги (в «Централке» и па Каре,), поселен был в 1888 году в Якутском округе, откуда выбрался в Европ. Россию только в 1897 г. В России занимался газетной и журнальной деятельностью, а также служил помощником секретаря херсонской земской управы во время председательствования там г. Гербеля, который очень ценил Виташевского, как работника на скромном поприще земской статистики. Одновременно Виташевский трудился над обработкою собранных им в ссылке обширных материалов по юридическому быту якутов; этот труд печатается в Иркутске восточно-сибирским отделом Императ. русск. геогр. о-ва, под заглавием: «Якутскіе матеріалы для разработки вопросовъ эмбріологіи права». Находясь в Якутской области, В-ий участвовал в сибирской экспедиціи 1894-96 гг. и состоял несколько лет делопроизводителем якутского областного статистического комитета.

    Из этого краткого обзора, далеко неполного, деятельности Н. А. Виташевского видно, что, по характеру своих работ, он был очень далек от каких-либо террористических действий и что касса не в праве была бы отказать во временном пособии своему члену — старому литератору, если бы даже и знала о его политическом деле, давно уже сделавшемся достоянием истории.

    Член кассы взаимопомощи литераторов и ученых.

    /Рѣчь. Основана Ю. Б. Бакомъ. С.-Петербургъ. № 215. 8-го (21) августа 1909. С. 2./

 







 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава 









Brak komentarzy:

Prześlij komentarz