Валянцін Дзьмітрыевіч Антонаў – нар. 1926 г. у сяле Сара
Алатырскага вуезду Сымбірскай губэрні РСФСР, СССР.
Скончыў Ленінградзкі дзяржаўны тэатральны
інстытут. Ад 1966 г. актор Дзяржаўнага рускага
драматычнага тэатру ў Якуцку. У яго творчым
багажы ролі Шаманава ў “Мінулым
летам ў Чулімску” А. Вампілава, Івана ў “Іван ды Мадонна” А. Кудраўцава, Піфагора ў “Звалцы” А. Дударава, Лявонава
у п’есе “У зьмярканьні” А. Дударава, Цэзара
ў “Цэзары і Клеапатры” Б. Шоў ды інш.
Калі ў летам 1987 г. Рускі драматычны тэатар з Якуцку
упершыню у сваёй гісторыі адправіўся ў БССР, то Валянцін Антонаў разам з ім
пабываў у Беларусі.
Валянцін Антонаў вэтэран Вялікай Айчыннай вайны, узнагароджаны
мэдалямі “За адвагу”, “За
вызваленьне Прагі”, “За перамогу над Нямеччынай”,
ордэнам Айчыннай вайной І
ступені, кавалер ордэна Палярнай зоркі і інш.
Народны артыст Расійскай Фэдэрацыі і Рэспублікі Саха
(Якутыя), ляўрэат Дзяржаўнай
прэміі Рэспублікі Саха (Якутыя) імя П. А. Аюнскага
ў галіне літаратуры, мастацтва і архітэктуры (1986 г., за выкананьне ролі Івана
Клімава ў спэктаклю А. Кудраўцава “Іван ды Мадонна”).
Памёр 22 красавіка 2014 г. і
пахаваны ў Якуцку.
Літаратура:
* Ласков И. “Дядюшкин сон». Премьера. // Молодежь Якутии.
Якутск. № 136. 20 ноября 1971. С. 4.
* Ласков И. Лицом к лицу. Премьера. // Молодежь Якутии.
Якутск. № 27. 4 марта 1972. С. 3.
* Ласков И. Вдохновение и страсть. «Трибунал» А. Макаенка в
Русском драматическом театре. // Молодежь Якутии. Якутск. № 130. 2 ноября 1972. С. 3.
* Арлова Т.
Зацвярджэнне чалавечнасці. // Вячэрні Мінск. Мінск. № 191. 20 жніўня 1987. С. 3.
* Орлова
Т. Утверждение человечности. // Вечерний
Минск. Минск. № 191. 20 августа 1987. С. 3.
* Горобченко Т. Под журавлиным крылом. Белорусская
драматургия на сцене Государственного русского драматического театра г. Якутска.
// Советская Белоруссия. Минск. № 196. 26 августа 1987. С. 3.
* Савіцкая А.
Аб сучаснасці – па сучаснаму. // Мінская праўда. Мінск. № 163. 26 жніўня
1987. С. 3.
*
Желобцова С. На пороге
обновления. // Полярная звезда. № 6. Якутск. 1990. С. 101.
*
Билюкина А. А. Театры Якутии в
системе межнациональных отношений. // Национальные отношения в регионах страны:
история и современность. Материалы всесоюзной научной конференции 27-28 июня
1991 г., г. Якутск. Ч. II. Якутск. 1992. С. 75.
* Валентин
Дмитриевич Антонов. // Историко-культурный атлас Якутия. Природа.
История. Этнография. Современность. Отпечатано в Венгрии. Москва. 2007. С. 752, 864.
* Антонов Валентин Дмитриевич. //
Энциклопедия культуры и искусства Якутии. Кн. 1. Якутск. 2011. С. 29.
Зулька Дзяга,
Койданава
7 мая в 14 часов в канун Дня Великой Победы
в Якутске состоится торжественное открытие переулка имени участника Великой
Отечественной войны, народного артиста России и Якутии, лауреата
Государственной премии имени Платона Алексеевича Ойунского, вице–президента
Академии духовности Якутии, профессора кафедры исполнительского искусства»
АГИКИ, кавалера орденов «Отечественной войны 1-й степени», «Полярная звезда»,
«Дружбы», боевых медалей «За отвагу», «За освобождение Праги», «За победу над
Германией» Валентина Дмитриевича Антонова – человека–легенды, яркого
представителя творческой интеллигенции, образца высоконравственного служения
Отечеству и выбранной профессии, внесшего огромный вклад в развитие
театрального искусства Якутии.
Правда была заложена в самой личности
Валентина Антонова. Потому так естественно и убедительно звучали слова Сатина
из уст актера в спектакле «На дне» М. Горького: «Правда — бог свободного
человека!». Откуда же брала она начало, где были истоки этой правды?
Родом он из села Сара Сурского района
Ульяновской области. Детство прошло среди садов, полей, дубовых рощ на берегу
притока Волги — реки Суры. С малых лет помогал, как все сельские ребятишки,
взрослым: подносил снопы, возил навоз, сено, пас коней в ночном. Мама
утверждала, что совсем маленьким на вопрос, кем ты хочешь стать, Валя отвечал:
«Попом». «Вероятно, – вспоминал актер, — посещение церкви, ритуалы и сам
батюшка произвели на меня особое впечатление. Больше чего-то яркого или
особенного я и не видел. А году в 1939-м бабушка забрала меня к себе в
Свердловск, и там я, кроме школы, стал ходить во Дворец пионеров, в кружок ИЗО.
Рисование превратилось в страсть. Тогда же, благодаря школьным походам, узнал,
что такое театр. Но потом все это позабылось, и вновь я попал в театр уже
взрослым, после войны».
Среднюю школу Валентин окончил в городе
Алатырь Чувашской АССР и в ноябре 1943 года был призван в ряды Советской Армии.
В составе 29 зенитно-артиллерийской дивизии РГК 1-го Украинского фронта он
участвовал в форсировании Вислы, Одера, Шпрее, в освобождении Праги,
легендарной встречи на Эльбе. Был командиром орудия, комсоргом батареи, а затем
полка.
Демобилизованный по ранению, скрыв от
приемной комиссии свою инвалидность, в 1948 году он поступил в Свердловский
театральный институт. Приходилось преодолевать себя. Было сложно, ведь в
театральном — фехтование, танец. После занятий он оставался в зале и
разрабатывал тело, особенно больное место — качал пресс, выполнял специальные
упражнения.
В 1950 году перевелся в Ленинградский
театральный институт им. А. Н. Островского, который окончил с отличием. И начались
творческие поиски своего театра: с 1952-го по 1954-й он играет в Чебоксарах, в
Чувашской АССР, с 1954-го по 1966-й — в Русском драматическим театре в Якутске,
затем три года – в Орле, Семипалатинске, снова в Чебоксарах… В 1971 году артист
окончательно возвратился на сцену Русского драматического театра им. А. С. Пушкина
в Якутске, ставшего ему своим. Его первыми ролями стали Абашев в «Гордячке» Т. Ян,
Иван Колосов в «Не называя фамилии» А. Минко, Алексей в пьесе «В добрый час!»
В. Розова, Вакуленко в «Слушайте, товарищи потомки» А. Мусиенко. Из года в год
он шел к преодолению самого себя. Поиск не только правды факта, но правды жизни
продолжается в новых ролях – Иванко в «Крыльях» А. Корнейчука, Генриха
Шварцкопфа в спектакле «Щит и меч» В. Кожевникова, Хиггинса в «Пигмалионе»
Б.Шоу, Дульчина в «Последней жертве» А. Островского, Гильберта в «Марии Тюдор»
В. Гюго, Кузнецова в «Кострах таежных» Ю. Шамшурина. На протяжении десятилетий
каждая его работа была глубока и серьезна, по-новому, подчас неожиданно
раскрывала перед зрителем многообразие его таланта — «единственной ценности,
которая всегда права».
Когда В. Д. Антонов играл Арбенина в
«Маскараде» М. Лермонтова или Протасова в «Живом трупе» Л. Толстого, он
демонстрировал свое драматическое дарование. Но вот роли, требующие игры в
совершенно другом ключе, – Филька Анархист из «Интервенции» В. Славина, Оттавио
из «Цилиндра», Сориано из «Филумены Мартурано» Эдуардо де Филиппо, Саня из
«Чио-Чио-Сани» Г. Башкуева, князь К. из «Дядюшкиного сна» Ф. Достоевского. В
этих ролях артист, блестяще импровизируя, легко перевоплощался, применяя краски
сочные, комедийные.
Виртуозно были исполнены актером и роли
острой сценической формы: Стенли в «Трамвае «Желание» Т. Уильямса, Дед в
комедии «В этой что-то есть» Р. Рябкина, Простой человек в «Энергичных людях» и
Урка в «А по утру они проснулись» В. Шукшина.
Пронзительной правдой, очень личностно
звучала в творчестве Валентина Антонова тема человека, прошедшего горнило
войны, но сохранившего светлую душу, жившего по закону здравого смысла, — это
Иван Климов в спектакле «Иван и Мадонна» А. Кудрявцева, удостоенном Госпремии
им. П. Ойунского (1986 г.) - Леонов в спектакле «В сумерках» А. Дударева,
полковник Лукьянов в «Соловьиной ночи» В. Ежова. Философским осмыслением и
обобщением отличались образы: Бродяги в «Прежде, чем пропоет петух» И. Буковчана
(диплом 1 степени Министерства культуры СССР, 1973 г.), Юлия Цезаря в спектакле
«Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, Ясона в «Медее» Еврипида, Чмутина в «Ретро» А. Галина,
Ярового в «Любови Яровой» К. Тренева, Генерала в «Трех разговорах» Вл. Соловьева,
Пифагора в «Свалке» А. Дударева, Сатина в «На дне» М. Горького, Святителя
Иннокентия в «Одиссее инока Якутского» В. Федорова. После премьеры спектакля
«Одиссея инока Якутского», актер попросил Владыку Якутского и Ленского Германа
оценить исполнение им роли Святителя Иннокентия. Владыка, преклоняясь перед
талантом и мастерством актера, как бы в шутку ответил: «Боюсь, вы составите мне
конкуренцию».
Приметы зрелости у настоящего творца — в
более глубинном постижении человеческого образа, приметы возраста — не
бросаются в глаза. Высочайший профессионализм, умение всегда «быть в форме»,
говорить чистым звуком — сродни были молодости его души. А она — от
требовательности к себе, от бескомпромиссности перед искусством. Артист
Валентин Антонов был верен давним традициям театральной школы К. С. Станиславского
и В. И. Немировича-Данченко, он обладал обостренным чувством правды,
воспринимал театр как благородную миссию служения гуманности и справедливости.
В 1976 г. ему было присвоено звание «Заслуженный артист ЯАССР», в 1980 г. —
«Народный артист ЯАССР», в 1987 г. – «Народный артист РСФСР». В 2003 году В. Д.
Антонов был награжден Союзом театральных деятелей Якутии дипломом «За
беззаветное служение искусству». К своим военным наградам — ордену Великой
Отечественной войны I степени, ордену Дружбы, медалям «За отвагу», «За
освобождение Праги», «За победу над Германией» Антонов прибавил и трудовую —
орден «Полярной Звезды», став вторым деятелем культуры и искусства, получившим
эту государственную награду. Якутским зрителям В. Д. Антонов известен не только
как актер, но и как режиссер с успехом шедших спектаклей: «Комиссар полиции» Р.
Тома, «Мораль пани Дульской» Г. Запольской, «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова,
а также восьми детских постановок, отличающихся особой музыкальностью и добрым
юмором: «Тайна капитана Флинта» Д. Иванова, В. Трифонова, «Царевы очи» М. Панфиловой-Рыжковой,
«Зайка-зазнайка» С. Михалкова, «Поросенок Кнок и его друзья» М. Ворфоломеева и
других.
Валентин Дмитриевич подготовил два
актерских курса филиала Школы-студии МХАТ и один выпуск АГИКиИ, являясь
профессором факультета исполнительских искусств. От Академии духовности
Республики Саха (Якутия) он вел активную
просветительскую деятельность среди сотрудников милиции, будучи ректором
Института культуры и духовности при УВД Якутска. В одном из своих интервью
Валентин Дмитриевич сказал: «Я убежден: человек живет для того, чтобы оставить
после себя след. Каждый обязан вносить посильную лепту в дело возрождения
духовности, нравственности общества. Надеюсь, и я нечто доброе взрастил в своих
студентах, помог найти кому-то правильный путь и тем самым сумею оставить после
себя светлый след».
В 1996 году в жизни народного артиста
России и Якутии Валентина Дмитриевича Антонова произошло знаменательное событие
— Указом Президента Республики Саха (Якутия) он был утвержден действительным
членом Академии духовности Республики Саха (Якутия) и избран ее первым
вице-президентом. Это событие было справедливой оценкой многотрудного,
осмысленного пути человека, личности, гражданина, актера, который всей своей
жизнью, всем своим существом, через созданные им на сцене две сотни образов нёс
своему зрителю правду до последних дней жизни.
22 апреля 2014 года он пополнил ряды уже
Бессмертного полка России. Светлая ему память!
Галина Иванова
На фото: В. Д. Антонов; победный
май 1945 г. В. Антонов первый слева во втором ряду.
04. 05. 2017
14:11 (UTC+9)