środa, 5 maja 2021

ЎЎЎ Зіта Забой. Лянід Якубовіч ды Якутыя. Койданава. "Кальвіна". 2021.



 

    Леонид Якубович

                                                                               * * *

                                                       Как поезд я. Года мои — вагоны.

                                                       Все больше их, состав их все растет,

                                                       И сердце — двигатель неугомонный

                                                       Стучит все чаше и подчас сдает.

                                                       И радостно, и все же страшновато

                                                       Лететь, захлебываясь от ветров.

                                                       Но все ж лечу. Подъем беру завзято —

                                                       Упрямство всем я передать готов.

                                                       Жизнью моей нагружены вагоны,

                                                       Ответственно им мчаться как-никак...

                                                       Хочу, примчавшись к жизни склону,

                                                       Увидеть, что состав — не порожняк.

                                       С белорусского перевел Н. Воронецкий

    /Северная Заря. Усть-Нера. № 43. 11 апреля 1970. С. 4./

 


    Леонид Евгеньевич Якубович – род. 21 марта 1948 г. в д. Радкова Старобинского района Минской области БССР (СССР), в крестьянской семье.

    Учился в Радковской начальной школе Любанского района, затем в школе д. Чепели, где был филиал любанскай средней школы. Еще учась в школе, работал почтальонам и операторам в отделения связи д. Чепели. После окончания Любанской заочной средней школы в 1965 г. устроился учеником машиниста, а затем машинистом вентилятора подъема рудника 2-го Солигорского калийного комбината.

    В 1967 г. был зачислен в штат редакции солигорской районной газеты «Шахтер». В 1969 г. снова вернулся шахту, заочно учась на факультете журналистики Белорусского государственного университета в Минске, куда поступил в 1968 г.

     8 июня 1970 г. трагически погиб во время спуска в шахту. Похоронен в д. Радково Солигорского района.

    Первое стихотворение «Раніца» было опубликовано в 1965 г. в газете «Чырвоная змена». Стихотворения «Я – як цягнік; Гады мае вагоны» были опубликованы во № 2 журнала «Беларусь» за 1970 год, который выписывал Николай Воронецкий в п. Усть-Нера Оймяконского района Якутской АССР.

    Литература:

    Бялевіч Л. А.  Якубовіч Леанід. // Беларускія пісьменнікі. Біябібліяграфічны слоўнік ў 6 тамах. Т. 6. Мінск. 1995. С. 485.

    Грышкевіч В. М.  Якубовіч Леанід. Бібліяграфія. // Беларускія пісьменнікі. Біябібліяграфічны слоўнік ў 6 тамах. Т. 6. Мінск. 1995. С. 485-486.

    Зіта Забой,

    Койданава

 

    Николай Алексеевич Ворона-Воронецкий - род. 2 февраля 1909 г. в д. Песочная Слуцкого уезда Минской губернии Российской империи. В 1938 г. закончил Менский пединститут им. М. Горького. Проживал в м. Молчадь Барановичской области БССР, завуч средней школы. 30 октября 1946 г. был осужден в/т Минского гарнизона за участие в а/с националистической организации по арт. 63-2 УК БССР на 10/5 лет.

    Арест Воран-Крук,

    Койданава.

 



 

                                                       ВЕРШЫ ПАЭТАЎ САЛІГОРСКА

    Леанід Якубовіч

                                                                           * * *

                                                       Я — як цягнік. Гады мае — вагоны.

                                                       Усё болей іх, састаў усё расьце,

                                                       Ды сэрца — рухавік мой неўгамонны

                                                       Здае падчас, пастуквае часьцей.

 

                                                       І радасна і крыху страшнавата

                                                       Ляцець і захлынацца ад вятроў.

                                                       Але лячу. На ўздым бяру заўзята —

                                                       Упартасьць іншым перадаць гатоў.

 

                                                       Жыцьцём маім нагружаны вагоны,

                                                       Адказна з ім імчацца як-ніяк...

                                                       Мне ж хочацца, прымчаўшыся да

                                                                                                                 скону,

                                                       Убачыць, што цягнік — не паражняк.

    /Беларусь. № 2. Мінск. 1970. С. 5./

 







ЎЎЎ Тамтора Парасон. Гарадзенец Якаў Плашчук ды Алданшчына. Койданава. "Кальвіна". 2021.

    Якаў Антонавіч Плашчук – нар. ў 1904 г. у Гарадзенскай губэрні Расейскай імпэрыі.

    Ад 1936 г. пражываў у акруговым месьце Алдан Якуцкай АССР. У 1942 г. быў пакліканы Алданскім райваенкаматам у РСЧА. Ваяваў у складзе II-га Прыбалтыйскага фронту, на Каралевецкім напрамку, камандзірам гарматы. Быў паранены і накіраваны ў тыл інвалідам II групы.

    Узнагароджаны ордэнам Айчыннай вайны I-й ступені, мэдалём “За перамогу над Нямеччынай” ды юбілейнымі мэдалямі.

    Пасьля дэмабілізацыі працаваў у сыстэме камбінату “Алданзолата” у Алданским раёне ЯАССР..

    Памёр у 1986 годзе.

    Літаратура:

    Плащук Яков Антонович. // Память. Исполнительный комитет Алданского районного совета народных депутатов. Якутск. 1990.

    Плащук Яков Антонович. // Память. Книга-мемориал воинам-якутянам, умершим после демобилизации. Кн. 4. Якутск. 1995. С. 10.

    Тамтора Парасон,

    Койданава

 







poniedziałek, 3 maja 2021

ЎЎЎ Зулька Дзяга. Якуцкі актор Валянцін Антонаў. Койданава. "Кальвіна". 2021.

    Валянцін Дзьмітрыевіч Антонаў – нар. 1926 г. у сяле Сара Алатырскага вуезду Сымбірскай губэрні РСФСР, СССР.

    Скончыў Ленінградзкі дзяржаўны тэатральны інстытут. Ад 1966 г. актор Дзяржаўнага рускага драматычнага тэатру ў Якуцку. У яго творчым багажы ролі Шаманава ў “Мінулым летам ў Чулімску” А. Вампілава, Івана ў “Іван ды МадоннаА. Кудраўцава, Піфагора ў “Звалцы” А. Дударава, Лявонава у п’есе “У зьмярканьні” А. Дударава, Цэзара ў “Цэзары і Клеапатры” Б. Шоў ды інш.

    Калі ў летам 1987 г. Рускі драматычны тэатар з Якуцку упершыню у сваёй гісторыі адправіўся ў БССР, то Валянцін Антонаў разам з ім пабываў у Беларусі.

    Валянцін Антонаў вэтэран Вялікай Айчыннай вайны, узнагароджаны мэдалямі “За адвагу”, “За вызваленьне Прагі”, “За перамогу над Нямеччынай”, ордэнам Айчыннай вайной І ступені, кавалер ордэна Палярнай зоркі і інш.

    Народны артыст Расійскай Фэдэрацыі і Рэспублікі Саха (Якутыя), ляўрэат Дзяржаўнай прэміі Рэспублікі Саха (Якутыя) імя П. А. Аюнскага ў галіне літаратуры, мастацтва і архітэктуры (1986 г., за выкананьне ролі Івана Клімава ў спэктаклю А. Кудраўцава “Іван ды Мадонна”).

    Памёр 22 красавіка 2014 г. і пахаваны ў Якуцку.

    Літаратура:

*    Ласков И.  Дядюшкин сон». Премьера. // Молодежь Якутии. Якутск. № 136. 20 ноября 1971. С. 4.

*    Ласков И.  Лицом к лицу. Премьера. // Молодежь Якутии. Якутск. № 27. 4 марта 1972. С. 3.

*    Ласков И.  Вдохновение и страсть. «Трибунал» А. Макаенка в Русском драматическом театре. // Молодежь Якутии. Якутск. № 130. 2 ноября 1972. С. 3.

*    Арлова Т.  Зацвярджэнне чалавечнасці. // Вячэрні Мінск. Мінск. № 191. 20 жніўня 1987. С. 3.

*    Орлова Т.  Утверждение человечности. // Вечерний Минск. Минск. № 191. 20 августа 1987. С. 3.

*    Горобченко Т.  Под журавлиным крылом. Белорусская драматургия на сцене Государственного русского драматического театра г. Якутска. // Советская Белоруссия. Минск. № 196. 26 августа 1987. С. 3.

*    Савіцкая А.  Аб сучаснасці – па сучаснаму. // Мінская праўда. Мінск. № 163. 26 жніўня 1987. С. 3.

*    Желобцова С.  На пороге обновления. // Полярная звезда. № 6. Якутск. 1990. С. 101.

*    Билюкина А. А.  Театры Якутии в системе межнациональных отношений. // Национальные отношения в регионах страны: история и современность. Материалы всесоюзной научной конференции 27-28 июня 1991 г., г. Якутск. Ч. II. Якутск. 1992. С. 75.

*    Валентин Дмитриевич Антонов. // Историко-культурный атлас Якутия. Природа. История. Этнография. Современность. Отпечатано в Венгрии. Москва. 2007. С. 752, 864.

*    Антонов Валентин Дмитриевич. // Энциклопедия культуры и искусства Якутии. Кн. 1. Якутск. 2011. С. 29.

    Зулька Дзяга,

    Койданава

 











 





    7 мая в 14 часов в канун Дня Великой Победы в Якутске состоится торжественное открытие переулка имени участника Великой Отечественной войны, народного артиста России и Якутии, лауреата Государственной премии имени Платона Алексеевича Ойунского, вице–президента Академии духовности Якутии, профессора кафедры исполнительского искусства» АГИКИ, кавалера орденов «Отечественной войны 1-й степени», «Полярная звезда», «Дружбы», боевых медалей «За отвагу», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» Валентина Дмитриевича Антонова – человека–легенды, яркого представителя творческой интеллигенции, образца высоконравственного служения Отечеству и выбранной профессии, внесшего огромный вклад в развитие театрального искусства Якутии.

    Правда была заложена в самой личности Валентина Антонова. Потому так естественно и убедительно звучали слова Сатина из уст актера в спектакле «На дне» М. Горького: «Правда — бог свободного человека!». Откуда же брала она начало, где были истоки этой правды?

    Родом он из села Сара Сурского района Ульяновской области. Детство прошло среди садов, полей, дубовых рощ на берегу притока Волги — реки Суры. С малых лет помогал, как все сельские ребятишки, взрослым: подносил снопы, возил навоз, сено, пас коней в ночном. Мама утверждала, что совсем маленьким на вопрос, кем ты хочешь стать, Валя отвечал: «Попом». «Вероятно, – вспоминал актер, — посещение церкви, ритуалы и сам батюшка произвели на меня особое впечатление. Больше чего-то яркого или особенного я и не видел. А году в 1939-м бабушка забрала меня к себе в Свердловск, и там я, кроме школы, стал ходить во Дворец пионеров, в кружок ИЗО. Рисование превратилось в страсть. Тогда же, благодаря школьным походам, узнал, что такое театр. Но потом все это позабылось, и вновь я попал в театр уже взрослым, после войны».

    Среднюю школу Валентин окончил в городе Алатырь Чувашской АССР и в ноябре 1943 года был призван в ряды Советской Армии. В составе 29 зенитно-артиллерийской дивизии РГК 1-го Украинского фронта он участвовал в форсировании Вислы, Одера, Шпрее, в освобождении Праги, легендарной встречи на Эльбе. Был командиром орудия, комсоргом батареи, а затем полка.

 

    Демобилизованный по ранению, скрыв от приемной комиссии свою инвалидность, в 1948 году он поступил в Свердловский театральный институт. Приходилось преодолевать себя. Было сложно, ведь в театральном — фехтование, танец. После занятий он оставался в зале и разрабатывал тело, особенно больное место — качал пресс, выполнял специальные упражнения.

    В 1950 году перевелся в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, который окончил с отличием. И начались творческие поиски своего театра: с 1952-го по 1954-й он играет в Чебоксарах, в Чувашской АССР, с 1954-го по 1966-й — в Русском драматическим театре в Якутске, затем три года – в Орле, Семипалатинске, снова в Чебоксарах… В 1971 году артист окончательно возвратился на сцену Русского драматического театра им. А. С. Пушкина в Якутске, ставшего ему своим. Его первыми ролями стали Абашев в «Гордячке» Т. Ян, Иван Колосов в «Не называя фамилии» А. Минко, Алексей в пьесе «В добрый час!» В. Розова, Вакуленко в «Слушайте, товарищи потомки» А. Мусиенко. Из года в год он шел к преодолению самого себя. Поиск не только правды факта, но правды жизни продолжается в новых ролях – Иванко в «Крыльях» А. Корнейчука, Генриха Шварцкопфа в спектакле «Щит и меч» В. Кожевникова, Хиггинса в «Пигмалионе» Б.Шоу, Дульчина в «Последней жертве» А. Островского, Гильберта в «Марии Тюдор» В. Гюго, Кузнецова в «Кострах таежных» Ю. Шамшурина. На протяжении десятилетий каждая его работа была глубока и серьезна, по-новому, подчас неожиданно раскрывала перед зрителем многообразие его таланта — «единственной ценности, которая всегда права».

    Когда В. Д. Антонов играл Арбенина в «Маскараде» М. Лермонтова или Протасова в «Живом трупе» Л. Толстого, он демонстрировал свое драматическое дарование. Но вот роли, требующие игры в совершенно другом ключе, – Филька Анархист из «Интервенции» В. Славина, Оттавио из «Цилиндра», Сориано из «Филумены Мартурано» Эдуардо де Филиппо, Саня из «Чио-Чио-Сани» Г. Башкуева, князь К. из «Дядюшкиного сна» Ф. Достоевского. В этих ролях артист, блестяще импровизируя, легко перевоплощался, применяя краски сочные, комедийные.

    Виртуозно были исполнены актером и роли острой сценической формы: Стенли в «Трамвае «Желание» Т. Уильямса, Дед в комедии «В этой что-то есть» Р. Рябкина, Простой человек в «Энергичных людях» и Урка в «А по утру они проснулись» В. Шукшина.

    Пронзительной правдой, очень личностно звучала в творчестве Валентина Антонова тема человека, прошедшего горнило войны, но сохранившего светлую душу, жившего по закону здравого смысла, — это Иван Климов в спектакле «Иван и Мадонна» А. Кудрявцева, удостоенном Госпремии им. П. Ойунского (1986 г.) - Леонов в спектакле «В сумерках» А. Дударева, полковник Лукьянов в «Соловьиной ночи» В. Ежова. Философским осмыслением и обобщением отличались образы: Бродяги в «Прежде, чем пропоет петух» И. Буковчана (диплом 1 степени Министерства культуры СССР, 1973 г.), Юлия Цезаря в спектакле «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, Ясона в «Медее» Еврипида, Чмутина в «Ретро» А. Галина, Ярового в «Любови Яровой» К. Тренева, Генерала в «Трех разговорах» Вл. Соловьева, Пифагора в «Свалке» А. Дударева, Сатина в «На дне» М. Горького, Святителя Иннокентия в «Одиссее инока Якутского» В. Федорова. После премьеры спектакля «Одиссея инока Якутского», актер попросил Владыку Якутского и Ленского Германа оценить исполнение им роли Святителя Иннокентия. Владыка, преклоняясь перед талантом и мастерством актера, как бы в шутку ответил: «Боюсь, вы составите мне конкуренцию».

    Приметы зрелости у настоящего творца — в более глубинном постижении человеческого образа, приметы возраста — не бросаются в глаза. Высочайший профессионализм, умение всегда «быть в форме», говорить чистым звуком — сродни были молодости его души. А она — от требовательности к себе, от бескомпромиссности перед искусством. Артист Валентин Антонов был верен давним традициям театральной школы К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, он обладал обостренным чувством правды, воспринимал театр как благородную миссию служения гуманности и справедливости. В 1976 г. ему было присвоено звание «Заслуженный артист ЯАССР», в 1980 г. — «Народный артист ЯАССР», в 1987 г. – «Народный артист РСФСР». В 2003 году В. Д. Антонов был награжден Союзом театральных деятелей Якутии дипломом «За беззаветное служение искусству». К своим военным наградам — ордену Великой Отечественной войны I степени, ордену Дружбы, медалям «За отвагу», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» Антонов прибавил и трудовую — орден «Полярной Звезды», став вторым деятелем культуры и искусства, получившим эту государственную награду. Якутским зрителям В. Д. Антонов известен не только как актер, но и как режиссер с успехом шедших спектаклей: «Комиссар полиции» Р. Тома, «Мораль пани Дульской» Г. Запольской, «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова, а также восьми детских постановок, отличающихся особой музыкальностью и добрым юмором: «Тайна капитана Флинта» Д. Иванова, В. Трифонова, «Царевы очи» М. Панфиловой-Рыжковой, «Зайка-зазнайка» С. Михалкова, «Поросенок Кнок и его друзья» М. Ворфоломеева и других.

    Валентин Дмитриевич подготовил два актерских курса филиала Школы-студии МХАТ и один выпуск АГИКиИ, являясь профессором факультета исполнительских искусств. От Академии духовности Республики Саха (Якутия) он вел активную просветительскую деятельность среди сотрудников милиции, будучи ректором Института культуры и духовности при УВД Якутска. В одном из своих интервью Валентин Дмитриевич сказал: «Я убежден: человек живет для того, чтобы оставить после себя след. Каждый обязан вносить посильную лепту в дело возрождения духовности, нравственности общества. Надеюсь, и я нечто доброе взрастил в своих студентах, помог найти кому-то правильный путь и тем самым сумею оставить после себя светлый след».

    В 1996 году в жизни народного артиста России и Якутии Валентина Дмитриевича Антонова произошло знаменательное событие — Указом Президента Республики Саха (Якутия) он был утвержден действительным членом Академии духовности Республики Саха (Якутия) и избран ее первым вице-президентом. Это событие было справедливой оценкой многотрудного, осмысленного пути человека, личности, гражданина, актера, который всей своей жизнью, всем своим существом, через созданные им на сцене две сотни образов нёс своему зрителю правду до последних дней жизни.

    22 апреля 2014 года он пополнил ряды уже Бессмертного полка России. Светлая ему память!

    Галина Иванова

    На фото: В. Д. Антонов; победный май 1945 г. В. Антонов первый слева во втором ряду.

    04. 05. 2017 14:11 (UTC+9)






sobota, 1 maja 2021

ЎЎЎ Ружа Краягляд. Мастак Леанід Дударэнка ды Якутыя. Койданава. "Кальвіна". 2021.

    Леанід Дударэнка – нар. 25 кастрычніка 1930 г. ў гмінным м. Маладзечне Вілейскага павету Рэспублікі Польшча. Ад 1948 г. жыве ў Менску БССР.

    Скончыў Мінскае мастацкае вучылішча ў 1956 г., Беларускі тэатральна-мастацкі інстытут – у 1962 г. Ад 1967 г. рэгулярна ў камандзіроўках. Наведаў Манголію, Туркмэнію, Якутыю, Карэлію, Грузію, Аўганістан... У 1991 г. атрымаў званьне Заслужанага дзеяча мастацтваў. Ад 1965 г. зьяўляецца сябрам Беларускага саюзу мастакоў.

    Ружа Краягляд,

    Койданава

    *

                                                  КУДЫ БЯЖЫШ, БЕЛАЯ ЛАЙКА?

 



 

    Пэрсанальная выстаўка жывапісу заслужанага дзеяча мастацтваў Беларусі Леаніда Дударэнкі пад назвай “Расія вачыма беларуса” працуе ў Нацыянальным мастацкім музэі. Яна прымеркавана да Года культуры Расійскай Фэдэрацыі ў Рэспубліцы Беларусь.

 

                                                      “Камчадалка з белымі лайкамі”

    Л. Дударэнка — адзін з нешматлікіх жывапісцаў, хто ў 70-я — 90-я гады ХХ ст. аб’ездзіў з эцюднікам не толькі ўвесь Савецкі Саюз — ад Сахаліна, Далёкага Усходу, Чукоткі да Прыбалтыкі і Запаляр’я, — але і пабываў у Аўганістане, Манголіі і некаторых эўрапейскіх краінах. Пра Беларусь, асабліва пра Меншчыну і родную Маладзечаншчыну, я ўжо і не кажу…

    І адусюль ён прывозіць высакаклясныя натурныя пэйзажы, партрэты, часам — карціны. Слова “турыст” ён не ведае, таму што вандроўкі па сьвеце для яго не сродак забавы ці адпачынку, а — творчая праца.

    Вось і на гэтай выстаўцы бачым цэлую жывапісную геаграфію Далёкага Усходу, Сыбіры, Чукоткі і Сахаліна, Якутыі і Салавецкіх астравоў, Камчаткі і Карэліі, поўначы і цэнтра Расіі з унікальнымі цэрквамі і манастырамі. Гэта не толькі пэйзажы, але і цудоўныя партрэты людзей, якія сустракаліся мастаку на жыцьцёвых шляхах-дарогах: “Камчадалка з белымі лайкамі”, “Ліст да каханага” (партрэт якуткі), “Дзяўчына-якутка”, “Капітан буксіра Чарнышоў”, аўтапартрэт “Мастак на Поўначы”, намаляваны ў 1977 годзе…

    Хачу падкрэсьліць, што Леанід Дударэнка, якому ў будучым годзе споўніцца 80 гадоў, даўно знайшоў свой, асаблівы, уласьцівы толькі яму погляд на мастацтва. Але гэты “погляд” вельмі моцны ў каранёвай аснове, разнаплянавы і разнастайны. Творы, прадстаўленыя ў экспазыцыі, менавіта такія: то жорсткія па рытме і колераплястыцы, то вясёлыя, душэўныя; эпічныя, панарамныя, як доўгая, засяроджаная песьня, альбо пленэрна-імпрэсіяністычныя. Некаторыя блізкія да “суровага стылю” з ягонай актыўнай паэзіяй праўдзівай і мужнай выявы.

     На выстаўцы я ўбачыў і адзін, зусім новы, твор, прысьвечаны Аляксандру Салжаніцыну.

 

 

    Палатно так і называецца: “Салжаніцын”, але я даў бы яму назву “Успамін пра Архіпэляг ГУЛяг”: мастак стварыў вобраз ужо пажылога пісьменьніка на фоне сыбірскіх лягерных вышак. І я падумаў вось пра што.

    Безумоўна, стылістычная розьніца паміж “раньнім” і “позьнім” пэрыядамі творчасьці Дударэнкі відавочная. Але, у той жа час, няма ніякага псыхалягічнага разрыву і тым больш — канфлікту паміж гэтымі часовымі этапамі. Яны папросту працягваюць адзін аднаго, як разьдзелы адной кнігі. Наўрад ці можна ўжыць у адносінах да іх вызначэньні “лепш — горш”, “багацей — бядней” і г. д.: кожны з іх цікавы і непаўторны па-свойму.

    Але, з іншага боку, сёньняшняя лінія “канцэптуальнага” мастацтва Дударэнкі, напоўненая сацыяльнымі праблемамі нашага супярэчлівага, суровага і жорсткага часу, упэўнены, працягваецца не выпадкова. Боль за людзей, боль за краіну, боль за лёс плянэты заўсёды быў уласьцівы яму, хаця ён і не любіць усё гэта выказваць гучна.

    Праз год мы пабачым на вялікай юбілейнай выстаўцы жывапісца ўсё, што яго хвалюе, ад чаго гарыць ягоная душа, што яго засмучае і што радуе. І, канешне ж, яшчэ раз убачым вачыма мастака тыя цудоўныя мясьціны і краіны, дзе яму даводзілася пабываць…

    Барыс Крэпак.

    /Культура. Мінск. 25 красавіка – 1 траўня 2009./