ХV заседание,
25
октября 1922 года.
Непременный Секретарь читал нижеследующую
записку Э. К. Пекарского. «Я рассмотрел оставшиеся после смерти В. М.
Ионова его многолетние собрания по верованиям якутов (главным образом) и
фольклору. Материалы эти писаны по преимуществу по-якутски и представляют собою
очень ценный источник для характеристики дохристианских воззрений якутов.
Многие из них были в моих руках в качество материала для словаря якутского
языка, в составлении которого покойный В. М. Ионов и непосредственно принимал
ближайшее участие. С 1894 года В. М. Ионов, к этому времени уже достаточно
ознакомившийся с якутскими верованиями, продолжал свои работы по поручению
якутской Сибиряковской экспедиции в качестве члена таковой. Над изучением
якутских верований В. М. продолжал работать и по прибытии в Петербург, где
успел опубликовать часть свои материалов в виде нескольких статей, помещенных в
«Сборнике МАЭ» («Орел по воззрениям якутов», «Дух-хозяин леса у якутов», «К
вопросу об изучении дохристианских верований якутов») и в «Живой Старине»
(«Обзор литературы по верованиям якутов», ст. I, и «Медведь по воззрениям
якутов»). Весь остальной материал оставался в сыром виде. Покойный основатель
издания «Сборник МАЭ» академик В. В. Радлов, ознакомившись с предназначенными
для Сборника статьями и с характером остального материала как из бесед с самим
В. М., так и из неоднократных разговоров со мною, убедительнейшим образом
настаивал на том, чтобы В. М. поторопился приготовить свои материалы к печати,
не заботясь о дальнейшем их усовершенствовании в смысле полноты и детальной
разработки, а ограничившись лишь приведением разрозненных материалов в
систематизированный, хоть сколько-нибудь, порядок, при чем покойный В. В. обещал
немедленно опубликовать их в основанном им издании «Образцы народной литературы
якутов». Быть может, что слова покойного В. В. не остались без влияния на В. М.
и имели своим результатом тот сравнительный порядок, в каком мы находим в
настоящее время оставленное В. М. наследие. Большая часть материала
сгруппирована в отдельные рубрики, числом 25, относящиеся исключительно к
верованиям якутов, а именно:
I. Шаманский костюм.
II. Обряд в честь духа-хозяина земли.
III. Молитва шамана Быккыjа при начале камлания.
IV. Шаман Дыбдыjа камлал у попадей, страдавших глазной болезнью.
V. Корень всех скверных болезней.
VI. Предки Болугурской шаманки Ӱö1äн сыңалāбыт.
VII. Шаманское призывание 7 дочерей князя Боруонjа, души коих, по
смерти, обратились в особых духов, называемых ӱöр-ями.
VIII. Рассказ о сильном ӱöр-е I Игидейского наслега, Ботурусского (ныне
Таттинского) улуса Якутского округа, называемом Iгiдäi аjы̄та.
IX. Дух-хозяин леса Барылāх.
X. Рассказ о заколдованных.
XI. Рассказ о волшебниках.
XII. Рассказ об ӱöр-е, именуемом Кы̄с Таңара (девица-божество).
XIII. Как старинные люди молились божествам. Рассказ об ӱöр-е, именуемом
Бахсы аjы̄та.
XIV. Род низших духов-пожирателей (абāсы).
XV-XVII. Как шаман Кȳбä уола совершал заклинания над пьяницей.
XVIII. Шаманский обряд. — Рукопись Н. А. Виташевского, взятая обратно
22. X. 1914 и использованная им в статье «Из наблюдений над якутскими
шаманскими действиями» (Сб. МАЭ, т. V, вып. 1).
XIX. а) Призывание человека, высекающего огонь; б) призывание «Призывателя
божеств» (во время въезда невесты в дом жениха); в) отрывки из хороводной
(плясовой) песни.
XX. Как шаман Доjомпо камлал над больной глазами старухой Феодосьей.
XXI. Шаманское заклинание при жертвоприношении живою скотиною.
XXII. а) Сотворение человека и животных; б) богини создательницы собаки
и человека; в) возникновение души человека.
XXIII. О том, как Болугурская шаманка стала духом-ӱöр-ем (блуждающей
душой).
XXIV. Торжественные почести, возданные якутом Басыграс, сыном Мāтыска,
жившим «семь поколений тому назад», жеребцу, которого он получил при выделении
в самостоятельный дом.
XXV. Черновик призывания во время почестей, упомянутых в предыдущем №-е
Обряд воздаяния почестей богине-создательнице и призывание ее.
К этой же группе материалов по верованиям нужно отнести и отдельные
записи числом 845 №№, к коим В. М. успел составить особый указатель с
подразделением на отделы, с подробным перечислением содержания каждого отдела и
ссылкою на соответственный № записи. Таковы отделы: солнце, месяц, небо, земля,
огонь, подземный мир, вода и водный мир, загробная жизнь, добрые и злые духи,
душа (вернее души), шаман и шаманка, волшебство, животный мир, поверья и проч.
Остальной материал распадается на следующие отделы: 1) Народная словесность
(былины, песни, рассказы, пословицы и поговорки, загадки, призывания, рассказ о
встрече якута с медведем, скороговорки). 2) Быт (о вывязке лошадей перед
дорогой, беременность, сортировка шкур, относящиеся к этому отделу выписки из
печатных материалов и самостоятельные заметки под заглавием: Тарбах кiстäсäр,
Сылгы тöрȳрä). 3) Словарный материал. 4) Масса выписок (с критическими
замечаниями) из литературы о якутах (Серошевский, Приклонский, Костров,
Припузов, Ястремский, Худяков, Виташевский), главным образом касающихся
религиозных воззрений якутов. 3) Материал для якутского букваря и якутской
хрестоматии, отчасти уже напечатанной, и, наконец, 6) Смесь, куда отнесены
записи самого разнородного характера, не вошедшие в предыдущие отделы. В
заключение считаю долгом добавить, что материал В. М. по верованиям якутов
помимо своего самостоятельного значения является очень ценной иллюстрацией тех
выводов, которые сделал В. Ф. Трощанский в своей работе «Эволюция черной веры
(шаманства) у якутов» и которые в большинстве случаев основаны на устных
сообщениях покойного В. М., охотно делившегося с автором результатами своих
наблюдений и кропотливых изысканий». Согласно,
заключению Директора АМ, положено сообщить этому Музею о желательности
приобрести материалы В. М. Ионова по верованиям якутов.
/Известия Российской
Академии Наук. Сер. VI. Т. XVI. Ленинград. 1922. С. 140-142./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи
Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской
гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному
движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не
окончил. 12 января 1881 года Московский
военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ.
По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость,
легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на
поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2
ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском
наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься
изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава.
Всеволод Михайлович Ионов - род. 11 февраля 1851 г. в губернском городе Астрахань, в дворянской семье.
В 1875 г. отчислен из Санкт-Петербургского технологического института за
революционную деятельность, в 1876 г. арестован в Москве и в 1877 г. приговорен к 5 годам каторги, по
отбытии которой в 1883 г. отправлен на поселение в Якутскую область. Первое время
жил в 4-м Баягантайском наслеге Баягантайского улуса Якутского округа, затем во
2-м Игидейском наслеге Баягантайского улуса. В 1893 г. женился на якутке Марии
Николаевне Андросовой. В ссылке близко сошелся с политическими ссыльными В. И.
Виташевским, С. В. Ястремским и
Э. К. Пекарским, которому помогал составлять словарь якутского языка. Принимал
участие в ряде экспедиций по изучению языка и быта якутов и майинских тунгусов.
В 1908–1910 гг. редактировал газеты «Якутская мысль», «Якутский край»,
«Якутская жизнь», содержал частную начальную школу. В 1911 г. выехал в Санкт-Петербург, где работал в
Императорской Академии наук в качестве ученого корректора. В 1917 г. переехал в
Киев, умер 2 ноября 1922 г. на ст. Буча в Украине.
Христина Андросова-Слепцова,
Койданава
БИОГРАФИИ И НЕКРОЛОГИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Ионов В. М.
87. Пекарский, Э. К. Записки о рукописях, оставшихся после смерти В. М.
Ионова (протокол засед. Росс. Акад. Наук, отделение историч. наук и филологии
25 окт. 1922. § 186. См. еще ИАН, 1905. XXII, № 2 и предисловие к т. I. в. 1.
«Словаря якутского языка», составлен. Э. К. Пекарским).
[C. 16.]