ХV заседание,
25 октября 1922 года.
Непременный Секретарь читал нижеследующую записку Э. К. Пекарского. «Я рассмотрел оставшиеся после смерти В. М. Ионова его многолетние собрания по верованиям якутов (главным образом) и фольклору. Материалы эти писаны по преимуществу по-якутски и представляют собою очень ценный источник для характеристики дохристианских воззрений якутов. Многие из них были в моих руках в качество материала для словаря якутского языка, в составлении которого покойный В. М. Ионов и непосредственно принимал ближайшее участие. С 1894 года В. М. Ионов, к этому времени уже достаточно ознакомившийся с якутскими верованиями, продолжал свои работы по поручению якутской Сибиряковской экспедиции в качестве члена таковой. Над изучением якутских верований В. М. продолжал работать и по прибытии в Петербург, где успел опубликовать часть свои материалов в виде нескольких статей, помещенных в «Сборнике МАЭ» («Орел по воззрениям якутов», «Дух-хозяин леса у якутов», «К вопросу об изучении дохристианских верований якутов») и в «Живой Старине» («Обзор литературы по верованиям якутов», ст. I, и «Медведь по воззрениям якутов»). Весь остальной материал оставался в сыром виде. Покойный основатель издания «Сборник МАЭ» академик В. В. Радлов, ознакомившись с предназначенными для Сборника статьями и с характером остального материала как из бесед с самим В. М., так и из неоднократных разговоров со мною, убедительнейшим образом настаивал на том, чтобы В. М. поторопился приготовить свои материалы к печати, не заботясь о дальнейшем их усовершенствовании в смысле полноты и детальной разработки, а ограничившись лишь приведением разрозненных материалов в систематизированный, хоть сколько-нибудь, порядок, при чем покойный В. В. обещал немедленно опубликовать их в основанном им издании «Образцы народной литературы якутов». Быть может, что слова покойного В. В. не остались без влияния на В. М. и имели своим результатом тот сравнительный порядок, в каком мы находим в настоящее время оставленное В. М. наследие. Большая часть материала сгруппирована в отдельные рубрики, числом 25, относящиеся исключительно к верованиям якутов, а именно:
I. Шаманский костюм.
II. Обряд в честь духа-хозяина земли.
III. Молитва шамана Быккыjа при начале камлания.
IV. Шаман Дыбдыjа камлал у попадей, страдавших глазной болезнью.
V. Корень всех скверных болезней.
VI. Предки Болугурской шаманки Ӱö1äн сыңалāбыт.
VII. Шаманское призывание 7 дочерей князя Боруонjа, души коих, по смерти, обратились в особых духов, называемых ӱöр-ями.
VIII. Рассказ о сильном ӱöр-е I Игидейского наслега, Ботурусского (ныне Таттинского) улуса Якутского округа, называемом Iгiдäi аjы̄та.
IX. Дух-хозяин леса Барылāх.
X. Рассказ о заколдованных.
XI. Рассказ о волшебниках.
XII. Рассказ об ӱöр-е, именуемом Кы̄с Таңара (девица-божество).
XIII. Как старинные люди молились божествам. Рассказ об ӱöр-е, именуемом Бахсы аjы̄та.
XIV. Род низших духов-пожирателей (абāсы).
XV-XVII. Как шаман Кȳбä уола совершал заклинания над пьяницей.
XVIII. Шаманский обряд. — Рукопись Н. А. Виташевского, взятая обратно 22. X. 1914 и использованная им в статье «Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями» (Сб. МАЭ, т. V, вып. 1).
XIX. а) Призывание человека, высекающего огонь; б) призывание «Призывателя божеств» (во время въезда невесты в дом жениха); в) отрывки из хороводной (плясовой) песни.
XX. Как шаман Доjомпо камлал над больной глазами старухой Феодосьей.
XXI. Шаманское заклинание при жертвоприношении живою скотиною.
XXII. а) Сотворение человека и животных; б) богини создательницы собаки и человека; в) возникновение души человека.
XXIII. О том, как Болугурская шаманка стала духом-ӱöр-ем (блуждающей душой).
XXIV. Торжественные почести, возданные якутом Басыграс, сыном Мāтыска, жившим «семь поколений тому назад», жеребцу, которого он получил при выделении в самостоятельный дом.
XXV. Черновик призывания во время почестей, упомянутых в предыдущем №-е Обряд воздаяния почестей богине-создательнице и призывание ее.
К этой же группе материалов по верованиям нужно отнести и отдельные записи числом 845 №№, к коим В. М. успел составить особый указатель с подразделением на отделы, с подробным перечислением содержания каждого отдела и ссылкою на соответственный № записи. Таковы отделы: солнце, месяц, небо, земля, огонь, подземный мир, вода и водный мир, загробная жизнь, добрые и злые духи, душа (вернее души), шаман и шаманка, волшебство, животный мир, поверья и проч. Остальной материал распадается на следующие отделы: 1) Народная словесность (былины, песни, рассказы, пословицы и поговорки, загадки, призывания, рассказ о встрече якута с медведем, скороговорки). 2) Быт (о вывязке лошадей перед дорогой, беременность, сортировка шкур, относящиеся к этому отделу выписки из печатных материалов и самостоятельные заметки под заглавием: Тарбах кiстäсäр, Сылгы тöрȳрä). 3) Словарный материал. 4) Масса выписок (с критическими замечаниями) из литературы о якутах (Серошевский, Приклонский, Костров, Припузов, Ястремский, Худяков, Виташевский), главным образом касающихся религиозных воззрений якутов. 3) Материал для якутского букваря и якутской хрестоматии, отчасти уже напечатанной, и, наконец, 6) Смесь, куда отнесены записи самого разнородного характера, не вошедшие в предыдущие отделы. В заключение считаю долгом добавить, что материал В. М. по верованиям якутов помимо своего самостоятельного значения является очень ценной иллюстрацией тех выводов, которые сделал В. Ф. Трощанский в своей работе «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» и которые в большинстве случаев основаны на устных сообщениях покойного В. М., охотно делившегося с автором результатами своих наблюдений и кропотливых изысканий». Согласно, заключению Директора АМ, положено сообщить этому Музею о желательности приобрести материалы В. М. Ионова по верованиям якутов.
/Известия Российской Академии Наук. Сер. VI. Т. XVI. Ленинград. 1922. С. 140-142./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава.
Всеволод Михайлович Ионов - род. 11 февраля 1851 г. в губернском городе Астрахань, в дворянской семье. В 1875 г. отчислен из Санкт-Петербургского технологического института за революционную деятельность, в 1876 г. арестован в Москве и в 1877 г. приговорен к 5 годам каторги, по отбытии которой в 1883 г. отправлен на поселение в Якутскую область. Первое время жил в 4-м Баягантайском наслеге Баягантайского улуса Якутского округа, затем во 2-м Игидейском наслеге Баягантайского улуса. В 1893 г. женился на якутке Марии Николаевне Андросовой. В ссылке близко сошелся с политическими ссыльными В. И. Виташевским, С. В. Ястремским и Э. К. Пекарским, которому помогал составлять словарь якутского языка. Принимал участие в ряде экспедиций по изучению языка и быта якутов и майинских тунгусов. В 1908–1910 гг. редактировал газеты «Якутская мысль», «Якутский край», «Якутская жизнь», содержал частную начальную школу. В 1911 г. выехал в Санкт-Петербург, где работал в Императорской Академии наук в качестве ученого корректора. В 1917 г. переехал в Киев, умер 2 ноября 1922 г. на ст. Буча в Украине.
Христина Андросова-Слепцова,
Койданава
БИОГРАФИИ И НЕКРОЛОГИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Ионов В. М.
87. Пекарский, Э. К. Записки о рукописях, оставшихся после смерти В. М. Ионова (протокол засед. Росс. Акад. Наук, отделение историч. наук и филологии 25 окт. 1922. § 186. См. еще ИАН, 1905. XXII, № 2 и предисловие к т. I. в. 1. «Словаря якутского языка», составлен. Э. К. Пекарским).
[C. 16.]
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz