piątek, 23 września 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Да дзейнасьці М. М. Ядрынцава. Койданава. "Кальвіна". 2022.



 

                                            К  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Н. М.  ЯДРИНЦЕВА

                                     (Его программа для исследования Якутский области)

    В 1883 году покойный Е. Д. Николаев, природный якут, тогдашний голова Ботурусского улуса (Якутского окр.), был командирован в Петербург на коронование императора Александра III в качестве представителя от инородческого населения Якутской области. Незаурядный общественный деятель, довольно интеллигентный, развившийся умственно под влиянием живших в 70-х и начале 80-х г.г. минувшего столетия в селении Чурапча Ботурусского улуса политических ссыльных (каракозовцев) В. Н. Шаганова и М. Н. Загибалова, особенно первого, — покойный Николаев заблаговременно озаботился составлением докладной записки о положении своих сородичей в связи с влиянием на них уголовной ссылки. Работу эту выполнил для него покойный В. Н. Шаганов, и с нею Николаев, по приезде в Петербург, прежде чем представить ее по назначению министру внутренних дел, явился, между прочим к Н. М. Ядринцеву, как исследователю Сибири и инородческого быта. Отнесшись в высшей степени внимательно к представленной записке Ядринцев нашел в ней много недочетов, обусловливаемых отсутствием самых необходимых сведений об Якутской области и ее населении. Со своей стороны, Ядринцев рекомендовал Николаеву обратить на изучение края самое серьезное внимание, при чем собственноручно набросал для него заметку, озаглавленную «На память. Исследования для изучения крестьянского и инородческого хозяйства Якутской области и необходимые коллекции при этих исследованиях». Заметку эту Николаев, по возвращении на родину, вручил мне для руководства при моих работах по изучению области. Подлинная рукопись передана мною в 1892 году в библиотеку якутского местного музея.

    Считаю не бесполезным опубликовать программу Ядринцева как потому, что она прибавляет новый штрих к характеристике покойного этнографа и публициста, так и потому особенно, что до сих пор еще не появлялось в печати программы, приуроченной специально к исследованию Якутской области, если не считать «Опыта систематической программы для собирания сведений о дохристианских верованиях якутов» покойного В. Ф. Трощанского (Казань, 1897). Воспроизвожу здесь программу Ядринцева по копии, снятой для меня тогдашним консерватором Якутского музея Н. А. Виташевским.

                                                                        ********

    Почва. Нет ли геологов, натуралистов или агрономов для описания ее в каждой данной местности? (Представленное описание отличается неопределенностью и незнанием дела) [* Имеется в виду описание, данное Шагановым в составленной им для Николаева докладной записке. Э. П.].

    Климат. Весьма важны здесь метеорологические наблюдения. Нужно устроить метеорологическую станцию. Снестись с физическою обсерваторией. Может быть, даст барометр и психрометр.

    Взять инструкцию у Ковалевского в министерстве государственных имуществ о наблюдениях применительно к земледелию.

    Записывать вскрытие рек, время посевов разных сортов хлеба, время сбора, случаи гибели хлеба, губительные влияния на него.

    Собрать все местные сорта хлеба и кормовых трав в особый гербарий, а также зерна, и выслать в Петербург для определения. Дикие корни, употребляемые в пищу, в нескольких экземплярах; один выслать Ваталину в «Земледельческую Газету».

    Нет ли ботаника для составления Якутского Гербария?

    Обучить составлению гербариев якутских мальчиков в школах.

    При школе обязательно иметь гербарий, собрание насекомых, рыб в спирте, гадов, змей, рачков, живущих в воде.

    Составить зоологическую коллекцию. Чучела птиц и животных.

    Научиться сдирать шкурки, привезти пинцет и скальпель, а также мышьяковистого мыла.

    В «Сибирской Газете» инструкция Докучаева.

    Составить коллекцию почв по рецепту Энгельгарда на глубине 4 вершков в разных местах пашни, взять по 2 фунта. Определить в разных местах толщу чернозема.

    Составить карточку распределения земледелия с сортами хлеба, до какого градуса.

    Собирать соли минеральные. Нет ли глауберовой соли?

    Собрать образцы минерального царства (хорошо бы для собирания найти знающего минералогию).

    Нет ли каменного угля, серы, залежей селитры и т. под. произведений, которые могли бы создать промышленность? Собрать руды, попадающиеся в области.

    Собрать все породы деревьев в данной местности, листья и ветви в гербарий, а для размеров дерева снимать круги в наибольшей толщине.

    Обратить внимание на виды полярной березы.

    Для характеристики звероловства (и рыболовства) сделать модель употребляемых ловушек, невода, сети, морды.

    Образцы мамонтовой кости и произведений из нее.

    Образцы животных продуктов, шерсть животных, кожи сырые и выделанные, рога. Нет ли выделки из рога местных произведений?

    Не валяют ли шерсть, — тогда предметы выделки.

    Местные металлические произведения: ножи, оружие.

    Сбруя и принадлежности езды.

    Составить описание скотоводства и пород скота, способы содержания, продукты, количество даваемого молока. Образцы домашних произведений, жилы для шитья, нитки, веревки местного производства.

    Предметы одежды, обуви, тканей. Украшения, серьги, головные уборы.

    Игрушки детей.

    Идолы и бубны. С бубнов снимать рисунки, так как на них символические изображения.

    Земледельческие орудия описать и снять рисунки; для жилищ рисунки, для ловушек также.

    Сделать разыскания, где находятся древние могилы, курганы и городки. Произвести раскопки, означить на карте, собрать коллекции костяков и черепов. Сделать поиски каменных орудий, начав с расспросов о громовых стрелах.

    Составлять словари якутского наречия. Пословицы, поговорки, сказки мифы и песни записывать. Шаманский обряд записать подробно.

    Коллекции собирать в двойных и тройных экземплярах. Такие дублеты послужат для обмена. При школе можно образовать за эти коллекции собрание предметов педагогических и образцов высшей промышленности.

    Составить соображения и описания, какие кустарные промыслы могли бы развиться в той или другой местности Якутской области. Не может ли привиться пимокатство, выделка кошем, ковров, замши? Какие средства могут быть для этого употреблены? Приобретение ремесленников из переселенцев. Не представится ли возможность основать общественный капитал для выдачи (пособий) артелям ремесленников?

    Для исследований экономических и статистических необходимо составить инвентарь якутского хозяйства. Взять, примерно, несколько стойбищ на 100 семей. Лучше, если бы общину и на выбор несколько общин. Составить списки с количеством скота на семью и запахиваемой земли, затем — количество работников.

    Занятие посемейно другими промыслами. Продукты, получаемые в хозяйстве. Доход и расход на семью. Дефицит и чем он пополняется.

    Сообщил Эд. Пекарский

    /Сибирскіе вопросы. № 7. 23 февраля. С.-Петербургъ. 1909. С. 46-48./

 

 

  

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

   Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 

    Николай Михайлович Ядринцев род. 18 (30) октября 1842 г. в г. Омске Тарского округа Тобольской губернии Российской империи в купеческой семье. В 1851 г. переехал вместе с родителями в Томск. Учился в Томской мужской гимназии, курса не окончил. В возрасте 17 лет уехал в Санкт-Петербург, где стал вольнослушателем университета. Принимал участие в основании и деятельности землячества студентов-сибиряков, в среде которых зародились идеи сибирского патриотизма. В 1863 г. вернулся в Омск, где стал учителем. В 1865 г. был арестован по делу «Общества Независимости Сибири» (делу о злоумышленниках, имевших целью отделить Сибирь от России и образовать в ней республику по образцу Северо-Американских Соединенных Штатов). Два года провёл в Омской тюрьме, в 1868 г. был признан виновным в намерении отделить Сибирь от России и сослан в Шенкурск Архангельской губернии. В 1874 г. получил помилование и переехал в Санкт-Петербург, где устроился секретарём к В. А. Соллогубу, председателю комиссии по тюремному надзору. В 1876 году переехал в Омск, где состоял на государственной службе до 1880 года. В 1881 г. вернулся в Петербург, где в 1882 г. основал газету «Восточное обозрение», которую в 1888 г., по причине финансовых затруднений, перевёл в Иркутск. В 1894 г. был назначен заведующим статистическим отделом Управления Алтайского горного округа. 7 (19) июня 1894 г. из-за безответной любви, будучи в состоянии аффекта, он покончил жизнь самоубийством, приняв яд.

    Нюка Пацучынятка,

    Койданава

 

 

                                                        Егор Дмитриевич Николаев

                                                                      (1858-1888),

                                                    на коронации царя Александра III.

                                                     На обороте дарственная надпись:

                                «Глубокоуважаемому Николаю Михайловичу Ядринцеву.

                                     Якут Е. Николаев. 9 июня 1883 г. Санкт-Петербург».

 

 

                                                  СМЕРТЬ ДАРОВИТОГО ИНОРОДЦА

                                                              Некролог Е. Д. Николаева

    Из Якутской области получено известие о преждевременной кончине в Ботурусском улусе Егора Дмитриевича Николаева, бывшего головою и письмоводителем улуса. Будучи выдающейся личностью среди якутов, он был послан в 1883 году депутатом от якутов на коронацию ныне царствующего Государя Императора. Е. Д. Николаев действительно был образованным и даровитым представителем своего племени. Учился он до 6-го класса якутской прогимназии и затем самостоятельно развивался, движимый собственной любознательностью. Влияния русских интеллигентных людей помогли Николаеву усвоить взгляды просвещенной среды и понять преимущества цивилизации. Под влиянием этих взглядов он понял какая бездна отделяет его бедных сородичей и это заставило его с особенным чувством отнестись к их судьбе. Он не только не порвал связи с родной средой, но явился заступником за интересы своего племени, изучив нужды и положение инородцев. Как письмоводитель и голова, он своими способностями сделался известен администрации; в качестве депутата он писал и подавал обширные записки о положении якутов бывшему генерал-губернатору Восточной Сибири Анучину, а во время пребывания в столице подавал такие же записки в различные министерства. В них он указывал те меры к улучшению инородческого быта, которые по его мнению должны быть приняты. Он указывал на необходимость просвещения якутов и увеличения школ, на улучшение экономического быта якутов, наконец, на необходимость прекращения причисления к якутским обществам уголовных ссыльных, которые ложатся бременем и причиняют вред инородцам. По возвращении из Москвы и Петербурга, где Е. Д. Николаев жадно усваивал все лучшее, он ревностно начал заботится о школах для якутов в своем улусе. Обеспечил школу прекрасным учителем, снабдил ее всеми пособиями. В его школе образцово поставленной было до 40 мальчиков. Обширные и глубокие планы создавались в его уме. Он мечтал распространить образование между якутами, подготовить честных и развитых письмоводителей в улусах для успеха общественного управления. Бескорыстно преданный населению, со своими стремлениями к общественному служению, с желанием помощи несчастным сородичам, Николаем представлял контраст той среде, которая ставила себе целью только эксплуатировать якутов. Он отличался и от тех сородичей, которые обрусев, усваивают лишь самое дурное из цивилизации и проникаются своекорыстными и коммерческими стремлениями. Николаев не мог примериться с окружающими злоупотреблениями и возбуждал всегда беспокойство своими стремлениями в тех, кто смотрел на инородцев как на предмет для наживы. На Николаева нередко делались доносы, против него велись интриги. Но он оставался верен себе, несмотря ни на что.

    Мы знали эту прекрасную личность, скромную, но воодушевленную лучшими стремлениями, были свидетелями пробуждения его мысли. Он умер рано – 30 лет, и умер скоропостижно. Во всяком случае, Е. Д. Николаев может быть причислен к лучшим, даровитейшим людям, выходившим из инородческой среды.

    Такие люди доказывают, что способности и дарования якутов, как и других сибирских племен, при лучших условиях, могли бы более благотворно проявить себя. Лучи света и образования, проникающие в среду инородцев, делают свое дело. Появление просвещенных инородцев заставляет надеяться, что инородческому люду может быть суждено не одно вымирание, но также обновление и культурное развитие.

    /Восточное Обозрѣніе. Иркутскъ. № 44. 6 ноября 1888. С. 14-15./

 

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz