wtorek, 27 września 2022

ЎЎЎ Э. К. Пякарскі ды І. І. Майнаў. Праграма для дасьледаваньня хатняга ды сямейнага побыту якутаў. Койданава. "Кальвіна". 2022.




 

                     ПРОГРАММА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОМАШНЕГО  И  СЕМЕЙНОГО

                                                                    БЫТА  ЯКУТОВ

                                              Составили Э. К. Пекарский и И. И. Майнов.

    Настоящая программа была составлена в 1894 году специально для руководства членов Якутской экспедиции, снаряженной на средства И. М. Сибирякова и организованной тогдашним правителем дел Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества Д. А. Клеменцом. Пособиями при ее составлении служили: 1) Программа для собирания сведений по этнографии И.Р.Г.О., 2) Программа для описания сибирских инородцев, составленная Н. М. Ядринцевым, 8) Программа для собирания этнографических сведений, составленная при Этнографич. Отделе Императ. Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии под ред. И. А. Янчука, 4) Рукописная программа, составленная для членов экспедиции Д. А. Клеменцом, а также его словесные указания, сделанные при совместном чтении третьей из перечисленных выше программ.

    Некоторые отделы программы были заслушаны на организационных заседаниях участников экспедиции, коими делались замечания по отдельным пунктам, причем тут же вносились поправки и дополнения. Д. А. Клеменц тогда же высказал мнение, что работа, выполненная по намеченному составителями плану, «будет иметь важное практическое значение не только для предстоящих экспедиционных занятий, но и лет на 10 вперед» (Протокол заседания 5 февраля 1894 г.). Составители именно имели в виду сделать свою программу пригодною и для других исследователей, даже в других, кроме Якутского, округах области.

    Составленная таким образом программа, в сокращенном виде и без отделов о скотоводстве и земледелия, была включена в «Программу издания трудов Якутской экспедиции, снаряженной на средства И. М. Сибирякова» (стр. 10-27), составленную по поручению Восточно-Сибирского Отдела И.Р.Г.О. правителем дел В. А. Обручевым и изданную в Иркутске в 1897 году. Это издание, имевшее свою специальную задачу и напечатанное в ограниченном числе экземпляров, осталось почти неизвестным широкой публике, и им до сих пор никто не пользовался при собирании этнографических сведений.

    Между тем, не подлежит сомнению, что большинство лиц, интересующихся бытом сибирских инородцев вообще и якутов в частности, ощущают недостаток в программе, сколько-нибудь полно охватывающей жизнь хотя бы одного инородческого племени Сибири. Поэтому составители решили предложить свою скромную работу вниманию Отделения Этнографии И.Р.Г.О., полагая, что, при всех своих дефектах, она все же будет небесполезна для людей, не обладающих специальной подготовкой.

    Считаем долгом засвидетельствовать нашу признательность Ф. К. Волкову, взявшему на себя труд предварительного рассмотрения программы и сделавшему много существенных замечаний как относительно общего ее плана, так и относительно отдельных ее частей.

                                                                    Звероловство.

    1) Способы охоты. Требует ли охота за дичью постоянных передвижений или временных перекочевок, и постоянно ли перекочевка производится в определенной местности. Производится ли охота отдельными лицами или целыми обществами.

    2) Время года, в которое якуты отправляются на охоту, запасы на время охоты, продолжительность ее.

    3) Леса, в которых охотятся якуты; расстояние их от жилищ. Породы зверей, водящихся в лесах; на каких животных производится охота в данной местности. Существует ли запрещение убивать каких-либо диких животных и почему.

    4) Орудия охоты: ружье, луки, стрелы, ловушки, силки, западни (описание их устройства).

    5) Количество добываемого охотниками зверя: количество вообще добываемых в данной местности продуктов охоты. Цена зверя. Урожаи и неурожаи зверя.

    6) Способы дележа добычи между охотниками и обычаи при этом.

    7) Есть ли специальные охотничьи обряды, обычаи, приметы, гаданья, предосторожности, суеверия, заклинания, сопровождающие охоту. Поверья о животных и птицах (медведе, собаке, зайце и лисице). Существует ли специальный язык у охотников.

                                                                      Рыболовство.

    1) Количество рыбалок. Места их.

    2) Время рыбной ловли, продолжительность рыболовного сезона.

    3) Сорта добываемой рыбы. Существует ли запрещение ловить какой-нибудь вид рыбы и почему.

    4) Орудия, употребляемые якутами при рыбной ловле: невода, сети, снасти, саки, уда; их устройство.

    5) Приемы при рыболовстве. Существуют ли при этом постоянные или временные передвижения. Производятся ли рыбная ловля отдельно или целыми обществами.

    6) Количество добываемой рыбы на невод и во все время сезона, дележ ее, питание рыбой во время промысла.

    7) Сколько вывозится и запасается рыбы для своего потребления и на продажу. Цена, по которой продается рыба.

    8) Есть ли специальные рыболовные обряды, обычаи, приметы, гаданья и тому под. Предосторожности, суеверия и заклинания, сопровождающие рыбный промысел.

                                                                       Скотоводство.

    1) Какие существуют способы укрощения, приручения и одомашнения диких животных? Какие имена и другие ласкательные и презрительные прозвища дают животным, в особенности домашним и вообще ручным.

    2) Название мастей, формы рогов и животных разных возрастов.

    3) Какие существуют специальные термины для обозначения половых отправлений у разных животных, разрешения беременности и т. п.

    4) Какие предосторожности принимаются пастухами или хозяевами для охранения стад от падежа, заболевания, от злоумышленников.

    5) Причины эпизоотий.

    6) Пользование домашними животными. Прокормление. Запасы корма па зиму. Как обращаются якуты с домашними животными. Дрессировка их. Не заставляют ли животное долго мучиться при зарезывании, закалывании и т. д. Насколько соблюдается опрятность в уходе за скотом.

    7) Какие специальные слова и выражения употребляются при обращении к животным, чтоб их призвать или прогнать, остановить, направить в ту или иную сторону. Какие знаки, метки, клейма, тавра на скоте употребляются для обозначения собственности и как они называются.

    8) Составляет ли известный значок постоянную принадлежность одной семьи, рода. Что делается с семейным знаком при разделе семьи.

    9) Кастрация. Какие обряды, поверья и приметы относятся к выхолащиванию животных (наприм., когда лучше холостить животных).

    10) Приметы и указания, когда лучше пустить животному кровь.

    11) Какие совершаются религиозные обряды при уходе за скотом, при выгоне скота в поле, при перекочевках.

    12) Сведения о разведении домашних животных. Какие приметы и поверья относятся к размножению скота и других домашних животных. Существует ли верование, что некоторыми таинственными обрядами или заклинаниями можно ускорить рост животных. Употребляются ли для охранения стад от падежа, заболевания или от злоумышленников какие-либо молитвы, заклинания, заговоры и т. п.

    13) Существует  ли поверье, что кто-либо может лишить корову молока или выдаивать ее, и какие предосторожности принимаются в этом случае.

    14) Какие приметы существуют при встрече с животными.

    15) Существуют ли гадания по внутренностям животных, по костям их.

    16) Придают ли какое-нибудь значение крику и вою животных, известным их действиям.

    17) Не посвящают ли животных какому-нибудь богу или богам. Рассказы, ходящие в народе о необыкновенных быках или конях, о лошадях с тремя сердцами; богатырские кони по сказкам и преданиям, оказаниям и воспоминаниям.

    18) Нет ли сказаний о диких конях и их приручении.

    19) Существуют ли сказания о воплощении богов в животном образе.

    20) Имели ли животные дар слова. Все или некоторые. Почему теперь не имеют.

    21) Нет ли русских святых, особых покровителей скота.

                                                                         Земледелие.

    1) Когда и как усвоено якутами земледелие. Взгляды народа на земледелие. Кто научил человека пахать или сеять.

    2) В какой степени развито земледелие. Составляет ли хлебопашество главный промысел или побочный. Какое из разводимых хлебных растений играет главную роль. Хлеба, служащие предметом культуры. Пропорция посевов и урожая. Величина пашен. Степень урожаев.

    3) Какова система земледелия. Известно ли плодопеременное хозяйство. Есть ли в севообороте отдыхающие поля. Употребляется ли удобрение. Отличается ли чем якутское земледелие от местного русского. Чем отличается подъем целины от обыкновенной пахотьбы.

    4) Орудия, которыми обрабатывают землю: соха (устройство ее с приложением рисунка), мотыга, борона. Употребление силы животных.

    5) Посев. Какие крайние сроки посева. Какие предохранительные средства употребляют при посеве, например, чтобы меньше было гнилых колосьев, спорыньи. Какие практические правила при этом соблюдаются. Какого рода изгороди употребительны. Их материал, устройство и название. В какой день обыкновенно начинают посев и почему.

    6) Какие меры употребляют против хлебных червей, жучков, кобылки, мышей, кротов, сусликов и проч.

    7) Какие крайние сроки уборки разных хлебов. Орудия жатвы. Способ сбора хлеба: что жнут, что косят, что дергают. Тотчас ли связывают. Те же ли лица вяжут, что и жнут или косят. Что преимущественно делают мужчины и что женщины. Какие соблюдаются практические правила при уборке: стараются ли становиться так, чтобы ветер гнул колосья в противоположную сторону от работающего. Предпочитают ли убирать слишком спелый хлеб «с росою», чтобы не осыпался и т. д.

    8) Способы молотьбы. Устройство цепа. Способы очищения и помола хлеба, способы его сушки и сохранения.

    9) Меры (емкости, веса и поземельные), употребляемые якутами.

    10)  Распространено ли огородничество. Какие предохранительные средства употребляются при посадке овощей, чтобы картофель не гнил в грядах и т. д. Какие практические правила при этом соблюдаются. К каким средствам прибегают для сохранения огородов от дождя и холода, от насекомых и птиц, от животных, от воровства.

    11) Как производится заготовление сена. Орошение покоса. Как определяет обычай пользование водой для орошения.

    12) Пользование дикорастущими растениями (корни луковичных растений, лук, сборы их, приготовление).

    13) Какие обряды связаны с приготовлением к посеву, с сеянием и боронованием. Не примешивают ли чего к рассеваемым зернам и с какой целью. Какое значение имеют при посеве перемены луны, известное направление ветра, сумрачная или ясная погода, дождь и т. д. Молятся ли кому об обильном урожае при сеянии того или другого хлеба. Не ставят ли к засеянным полям каких-нибудь знаков для предохранения нивы от града, кобылки и т. д. Какие приметы относительно урожая и погоды наблюдаются при посеве, а также в течении целого года. Существует ли обычай «засевания», чтобы предугадать урожай будущего лета.

    14) Нет ли особого дня, с которого обыкновенно начинают жатву. Какими обрядами, приметами, поверьями сопровождается начало жатвы, связывание первого или последнего снопа и т, д. Не затыкают ли косцы какую-нибудь траву за пояс, чтоб работа шла спорее. Не перевязывают ли чем-нибудь руки. Какие обряды соблюдает начинающий в первый раз жать. Описать подробно жатвенные обычаи, записать песни, молитвы и проч. Существует ли обычай устраивать особый жатвенный праздник, как он называется, как проводится. Какие бывают угощения (саламат). Какие пожелания высказываются хозяину и т. д. Какие поверья ходят о первых сжатых колосьях, о двуколосных стеблях, о спорынье, о колосьях, оставшихся на поле, и т. д. Праздники, имеющие отношение к урожаю.

    15) Молятся ли кому об обильном урожае при сажании картофеля.

    16) Не затыкают ли косари какую-нибудь траву за пояс, чтоб работа шла спорее. Какие обряды соблюдает начинающий в первый раз косить.

                                                                         Ремесла.

    1) Гончарное производство. Орудия. Прибавляют ли к глине дресву и песок. Квашение глины. Употребляются ли при гончарном производстве орудия из камня. Известно ли гончарное колесо. Обжигают ли глиняные сосуды в печах или сушат на воздухе. Есть ли следы существования гончарного мастерства в доисторические времена и как давно существует и кем введено нынешнее гончарное мастерство.

    2) Кузнечное и слесарное ремесла. Как добываются металлы. На какой ступени находится вообще металлургия. Кузнечные и слесарные орудия. Железные, медные и серебряные изделия и украшения. Приготовление ножей. Какое оружие производится из металла. Наконечники стрел. Нет ли производства ружей (винтовок, турок). Устройство их и способ приготовления. Какие железные произведения покупаются и находятся в употреблении у якутов. Нет ли преданий о происхождении металлов. Какие поверья связаны с разными металлами (железом, золотом и т. д.). Есть ли поверья, что кузнецы знаются с нечистою сплою и что она их боится.

    3) Плотничье и столярное ремесла и орудия, употребляемые в них. Деревянные произведения; какие из них покупаются и в употреблении у якутов. Умеют ли строить мосты. Что иногда заменяет у якутов топор и пилу или другие инструменты.

    4) Кожевенное производство; орудия, употребляемые в нем. Насколько развито искусство в выделке кож, шерсти. Совершенство выделки. Не употребляется ли кровь, печень и жир при выделке кожи для посуды и обуви.

    5) Портняжество. Образцы шитья и рукоделья. Насколько искусно шьют. Что иногда заменяет иглу, ножницы.

    6) Костяные и роговые изделия. Какие орудия употребляют для отделки кости, рога.

    7) Украшения на разных изделиях (железных, медных, костяных, роговых).

    8) Насколько развиты вообще домашние занятия якутов, занятия мужчин и женщин по временам года и возрастам. Как распределен ремесленный домашний труд между мужчинами и женщинами. Какие занятия наиболее уважаются и какие считаются низкими, недостойными.

    9) Существуют ли какие-нибудь отхожие промыслы. Специально женские промыслы. Какие промыслы и ремесла особенно развиты в данной местности. К каким временам года они приурочены преимущественно. Какие орудия, снаряды, приспособления употребительны при них.

    10) Покровители разных ремесел (наприм., кузнечного) и занятий. Нет ли русских святых — особых покровителей разных профессий. Кто научил человека делать разные орудия и хозяйственные. принадлежности. Какие обряды, обычаи и суеверия сопровождают начало и окончание занятия тем или другим ремеслом, промыслом и вообще всякое занятие.

                                             Пища, питье и наркотические вещества

    1) Местные названия, состав и способ приготовления различных родов пищи:

        а) Соль (виды ее) и другие приправы. Не приписываются ли употреблению соли какие-либо болезни или физические недостатки.

        б) Растительная. Какие растения употребляются в совершенно сыром виде и какие в приготовленном на огне или иным каким-нибудь способом: замораживанием, солением, засушиванием, вымачиванием и т. п. Потребление грибов, ягод и корней растений.

        в) Молочная: в сыром, вареном и квашеном виде. Различные сорта масла.

        г) Рыбная: в сыром, вареном, вяленом, копченом и квашенном виде.

        д) Мясная: в сыром, вареном и жареном виде. Соление мяса. Употребление сала и жиров. Различные части разрезанного животного. Кровь, как пища. Дичь.

        е) Смешанные кушанья.

        ж) Детская пища.

        з) Пища дли больных.

        и) Лакомства.

        і) Голодовочная пища: какие животные, растения или их части (корни, заболонь, листья и т. п.) употребляются в пишу лишь в случае голода.

    2) Питье и напитки: а) вода, б) чай, в) кумыс, г) другие питательные и утоляющие жажду напитки (ымдан, сіңä и проч.), охмеляющие или одуряющие напитки (водка).

    3) Название употребительных наркотических веществ и способ их употребления (курение, нюхание, жеванье).

    4) Какая пища (или питье) употребляется ежедневно, в праздничные дни, при известных обрядах (наприм., при родинах, поминках или жертвоприношениях), в постные и скоромные дни. В урочные ли часы принимается пища и сколько раз в день. Какие названия имеет еда в зависимости от поры дня. Какие кушанья предпочтительны для каждой поры дня. Из скольких кушаний состоит трапеза. Пища богатых и бедных. Соблюдается ли известный порядок кушаньям и чем он объясняется. Женщины и дети едят ли вместе с мужчинами. Существуют ли особые кушанья, изготовляемые для мужчин и для старших вообще. Имеет ли каждый член семьи свой особый сервиз.

    5) Изменение пищи по временам года.

    6) Изменение пищи под вліяніем русских. Случаи неупотребления хлеба и его причины.

    7) Манера еды. Количество (вес) пищи, которое может съесть якут зараз. Среднее количественное потребление по возрастам и полам (вес).

    8) На чьей обязанности лежит изготовление пищи. Делаются ли запасы и как они сохраняются.

    9) Взгляды народа на разные сорта пищи (напр., на кровь) и определение ими ее вкусности. Различные виды гигиенической диеты. Есть ли понятие о том, что смешение каких-нибудь кушаний или принятие одного вскоре после другого вредно. Как якут представляет себе самое лучшее питание. Какое кушанье считается самым почетным угощением. Отсутствие какого рода пищи служит крайним выражением бедности.

    10) Потребление вина и наклонность к нему якутов, проявление пьянства у них и его последствия. Есть ли в этом отношении разница по полам, возрастам, классам. Какие средства употребляются против запоя.

    11) Старинные (вышедшие из употребления) способы приготовления пиши (наприм., жарится ли пища в горячих ямах с камнями). Разогревается ли вода камнем или раскаленным железом.

    12) Какие животные, птицы, растения и т. п. признаются нечистыми и почему считается непозволительным употреблять их в пищу; не едят вообще, или только в сыром виде и почему. Части чистых животных, не употребляемые в пищу. Мистическое значение некоторых видов пищи (наприм., сердце медведя и проч.) или питья.

    13) Песни и сказания про водку. Какие молитвы, заклятия, причитания, прибаутки употребительны при питье, нюханье, куренье и т. д. Какие пожелания выражают, когда пьют за чье-либо здоровье. Нет ли сказаний об изобретении кумыса и других родов напитков.

                                                        Жилище и его принадлежности.

    1) Расположение жилищ и селений. Расстояние между жилищами и чем оно вызывается. Обычная форма отдельных зданий и их частей. Величина, размеры их. Сколько жилищ имеет одна семья.

    2) Местные названия и описание жилищ, как отдельно (юрта, ураса, поварня, шалаш), так и целых селений. Каковы окна, двери, крыша.

    3) Местные названия и описание устройства способа постройки и материала, из коего устроено жилище (приготовление бересты для урасы). Починка юрты. Перемены в способе постройки жилищ. Насколько проникла русская постройка (изба, наз. амбāр џіä, русский дом, завозня и пр.). Стоимость жилища. Старинные жилища, (например, буор ураса).

    4) Описание внешней и внутренней обстановки. Расположение и убранство жилищ. Любимые украшения зданий: резьба, рисунки, узоры и т. п. Место, где помещаются иконы: старинное его название. Расположение орон’ов (лавок); женская половина жилища и пр.; их старинные названия, отдельные части жилища (хлев, чулан).

    5)    Описание всех дворовых принадлежностей (амбар, погреба для молочных скопов, рыбы, сарай, ограда, загороди или место для скота около жилища). Как далеко удаляются жители за своими естественными нуждами.

    6) Отопление и освещение. Детальное описание печи (камина) или очага (материал, способ устройства, делается ли труба). Какие существуют способы для добывания и сохранения огня. Добывается ли огонь посредством трения и в каких случаях. Какие материалы употребляются для отопления. Снаряды для освещения.

    7) Домашняя утварь и другие предметы обихода. Различные виды утвари, материал и способ их приготовления (приготовление кожи и бересты для посуды). Сами ли ее выделывают. Украшения и знаки на утвари. Детская посуда. Древние предметы домашней утвари. Какие прежние предметы заменяются новыми. Описание ручных мельниц и, в частности, жерновов. Имеются ли другие орудия из камня. Повозки, сбруя, седла, челноки, лодки: их устройство и названия; украшения на них (изображения животных). Наглазники, сетки для защиты от комаров, махалки и пр.

    8) Чем отличается обстановка богатой семьи от бедной.

    9) Нет ли суеверных обрядов при постройке нового жилища и выборе места для него; то же при перекочевках и для очищения юрты после покойника.

    10) Нет ли поговорок и пословиц о юрте, урасе, хлеве и других частях жилища. Не противополагаются ли они в этих поговорках друг другу. Нет ли указания на тунгусское происхождение урасы. Происхождение юрты.

    11) Очаг и его значение. Первый огонь в новом доме. На ком лежит обязанность поддерживать огонь. Живой огонь и его целительная сила. Культ огня. Не существует ли обряда тушения огня в случае продажи имущества с молотка, окончательного расстройства или вымирания семьи. Не бывает ли огней семейных, общественных и племенных. Имеют ли орудия для добывания огня родовое значение. Какую роль играет огонь в очистительных обрядах.

    12) Гигиенические условия жилища: соответствуют ли они климатическим условиям. Какие предосторожности принимаются при постройке здания, особенно жилища, а также впоследствии, чтобы не было сырости, чтобы живущие в нем не страдали болезнями и т. д.

    13) Не наблюдается ли при постройке жилищ и других зданий каких-нибудь примет.

    14) Существует ли обычай вешать на стенах зданий, над воротами и т. д. головы или другие частя животных. Делаются ли на зданиях какие-либо символические знаки.

                                                                Одежда и наряды.

    1) Платье верхнее и нижнее. Чем отличается форма и вид одежды по полам (мужская, женская и девичья одежда) и возрастам (у старых людей, молодежи и детей). Чем отличается одежда по временам года (зимняя и летняя). Отличие праздничной одежды от ежедневной (нарядной от обыкновенной — будничной). Должная одежда. Свадебная одежда и ее принадлежности. Местные названия разных видов одежды и частей ее. Старинная одежда и ее принадлежности. Как одевали и одевают покойников.

    2) Из каких материалов и кем изготовляется одежда. Способ приготовления. Стоимость одежды у бедных и богатых. Любимые цвета в одежде.

    3) Принадлежности одежды, их названия (рукавицы, наглазники, нащечники, наушники, боа, пояса, кушаки, кисеты, шапки, обувь) и изготовление.

    4) Украшения (браслеты, пояса с бляхами, узорчатые мешки и пр.), особенно детей (в частности первенцев). Носят ли на шапках цветные лоскутки и что они означают. Из чего, как и кем изготовляются украшения и кем употребляются.

    5) Головные уборы (мужские, женские и девичьи). Прическа и украшение головы, стрижка, бритье и выщипывание волос. Манера заплетать волосы у женщин и девушек. Сколько кос заплетают они и что в них вплетают. Употребляются ли мази для волос (масло). Какие средства употребляются для ращения и украшения волос или для уничтожения их (вообще косметика).

    6) Развито ли искусство шить, вязать, плести, вышивать, дубить кожи и т. п.

    7) На чьей обязанности лежит изготовление одежды.

    8) Есть ли различие в одежде по классам и но профессиям. Который под больше рядится.

    9) Насколько соблюдается мода в одежде, особенно праздничной, и в чем она главным образом сказывается. Что влияет больше всего на изменение национального костюма и какие именно изменения происходят. Отметить периоды моды.

                                                                     Семейный быт.

                                                     А. Детский возраст и отрочество.

    1) Рождение ребенка. Как считается возраст ребенка: со дня ли рождения, или со времени зачатия.

    2) Якутская колыбель. Устройство ее. Поверья, связанные с колыбелью: почему не годится качать порожнюю колыбель. Что кладется вместе с ребенком при первом его укладывании в колыбель и впоследствии.

    3) Положение ребенка в первые дни. Какие исправления стараются проделать бабушки над разными членами новорожденного. Формирование голов при помощи сглаживания. Первое пеленание, первое обмывание ребенка; не сопровождаются ли они какими-либо обрядами. Способ кормления ребенка. Сколько времени мать кормит ребенка грудью.

    4) Особенности ухаживания за ребенком. Смазывание тела ребенка маслом. Каков уход за больными детьми.

    5) С какого времени прекращается кормление ребенка (без пособия). Отношение к нему по мере роста. Когда и с какого возраста мальчики и девочки одеваются в разные костюмы (по полу). С каких лет мальчики и девочки начинают одеваться, как взрослые. С каких пор мальчики и девочки приучаются к домашним работам.

    6) Обращение с малолетними матери, отца, проявление нежных чувств и страсти (ласкают ли детей и играют ли с ними). Особенные слова и выражения; употребляемые в разговоре с детьми (ласкательные). Детские названия для пальцев. Какие наказания употребляются для непослушных детей. Не пугают ли детей для острастки чем или кем-нибудь, когда они плачут.

    7) Разница в воспитании мальчиков и девочек. Нет ли разницы в отношениях к старшим и младшим детям. В каком возрасте кончается воспитание. Что должна знать благовоспитанная девушка (образцы шитья, рукоделья). До какого возраста родители вообще пекутся о детях. Оговор малолетних.

    8) Детские игры. Какие любимые игры у детей. Существуют ли специальные праздники, в которых участвуют, дети. Детские игрушки. Нет ли колыбельных песен, присказок, прибауток, специально детских.

    9) Нет ли разницы при обрядах, сопровождающих рождение мальчика или девочки. Какие обряды, суеверия и приметы соблюдаются при родах (собственно в том случае, если предшествующие дети у родителей умирали). Какие наблюдаются приметы относительно внешнего вида новорожденного, различных частей его тела, первого крика и т. д. По каким признакам судят о долговечности новорожденного и вообще ребенка (приметы по пальцам). Средства, употребляемые для удаления дурных примет. Существует ли поверье, что злые духи особенно опасны для новорожденных. Есть ли поверье о подмене новорожденных злыми духами, роженицами и проч. Как отвращают действие злых духов на ребенка. Кто из духов приносит младенческую душу и присутствует при рождении ребенка.

    10) Суеверия, связанные с кормлением грудью молоком матери, Какие вообще обряды совершаются с новорожденным. Какими обрядами и приметами сопровождаются надевание на новорожденного креста, разных частей одежды (рубашки, пояса и т. д.). Кому приписывается покража детей, если они мрут. Нет ли поверья, что месяц ворует детей. Нет ли обычая красть детей у других, если свои мрут. Какие обряды и поверья связаны с выбором имени для новорожденного. Существуют ли имена нехристианские, кто нарекает эти имена и почему скрывают их. Даются ли в одной и той же семье два и более одинаковых имени и принимаются ли в этом случае в расчет имена умерших членов семьи. В обычае ли давать новорожденному имя его дедушки или бабушки и т. п. Промежуток времени между рождением и крещением. Какие обряды, кроме церковных, суеверия и приметы сопровождают крестины (особенно в том случае, если предшествовавшие дети у родителей умирали). Нет ли каких-либо особых кушаний. сопровождающих крестины. Какие поверья связаны с остриженными при крещении волосами, с купельной водой и т. д.

    11) Какими обрядами сопровождается уход за больными детьми. Не существует ли мнимой продажи детей, если они очень слабы, не растут и т. д. Что значит, если ребенок смеется или плачет во сне.

    12) Как объясняют детям, откуда взялся новорожденный.

                           Б. Брачный возраст, свадьба и супружеское сожительство.

    1) С какого возраста начинается обыкновенно удовлетворение половых наклонностей. Не сопровождается ли какими-нибудь особенными переменами в костюме или обрядами наступление половой зрелости. Не сопровождается ли какими-нибудь обрядами первое появление месячных очищений.

    2) Взрослая молодежь. С какого возраста считается наступление совершеннолетия и существует ли церемония его достижения. Не существует ли специальных празднеств, игр, увеселений для ознакомления и сближения молодых людей с девушками. Какие приняты манеры ухаживания. К каким средствам прибегают девушки, чтобы понравиться (напр., что пьют сами и дают пить). Какого взгляда держится народ на девичью честь.

   3) Кем определяется выбор невесты. Принимается ли во внимание равенство по родовитости и богатству. Не проглядывает ли в свадебных обрядах воспоминание об обычае похищения невест. Нет ли свадебных обычаев или воспоминаний, указывающих на продажу невесты. Калым: условия его заключения и выплаты. Когда невеста переходить в дом свекра; после свадьбы или после окончательной выплаты калыма. Из чего состоит приданое. В каких степенях родства допускаются браки. Сговор взрослых. Нет ли особых обрядов при сговоре - молитве. Отношения сговоренных. Должна ли семья жениха кормить до свадьбы сговоренную невесту. Не бывает ли накануне выдачи невесты что-либо в роде «девичника», где она прощается со своим родом.

    4) В какой период времени бывает больше всего свадеб. Главные моменты свадьбы (сватанье, венчание и т. д.); их названия. Какой день на неделе предпочитается для их совершения.

    5) Из кого составляется свадебная дружина жениха и невесты, многочисленна ли она и чем вооружена. Подробное описание приготовлений к свадьбе (гостинец со стороны невесты, приготовление свадебного хлеба, дорожки из сена и т. д.): распорядители свадебной церемонии: сваты и свахи, посаженные отцы и проч. Подробное описание последовательного хода свадьбы (угощение, отношение гостей друг к другу) со включением в надлежащих местах песен, причитаний, речей (с соблюдением, по возможности, всех оттенков языка). Приглашаются ли священники на свадьбу и роль их. Какова роль крестных, братьев невесты и жениха па свадьбе. Кому дается предпочтение при некоторых моментах свадьбы: матери или отцу (напр., при благословении и проч.). Какую роль играли шаманы на свадьбе и не приглашаются ли они и теперь. Кем заменяются родители молодых, если они умерли, или почему-либо но могут исполнять своих обязанностей на свадьбе. Чем отличаются свадьбы богатых и бедных, вдовых, сирот, незаконнорожденных. Какие обряды и суеверия соблюдаются при переезде молодой в дом жениха. Где и как устраивается брачное ложе. Требуются ли доказательства целомудренности молодой и насколько дорожат ею. Какия происходят перемены в свадебном ритуале в случае нецеломудреннсти невесты. Подарки со стороны родителей жениха родителям невесты и другим участникам свадьбы. Сколько дней продолжаются свадебные торжества и как велик расход со стороны жениха и невесты.

    6) Промежуток времени между свадьбой и венчанием. Сопровождается ли венчание какими-либо, кроме церковных, обрядами.

    7) Взгляды и поверья, связанные со свадьбой. Какое значение придает народ свадебным церемониям. Какие приметы наблюдаются относительно счастливой или несчастливой жизни молодых супругов. К каким средствам и суеверным обрядам прибегают для избежания дурных последствий разных предзнаменований и приметь. Не прибегают ли к каким-либо суеверным обрядам, чтобы молодые любили только друг друга и хранили супружескую верность. К каким средствам прибегают в предупреждение порчи молодых. По каким приметам судят о будущем потомстве супружеской четы.

    8) Первый период брачного сожительства; не носит ли он особого названия. Нс существует ли обычая, по которому, в первое время после свадьбы, муж видается с женою только украдкой.

    9) Разделение труда между супругами.

    10) Случаи внебрачного сожительства, их причины и формы. Взгляды на измену верности супружескому союзу.

    11) Пережитки архаических форм брака: наложничество, гостеприимная проституция и пр.

    12) Не считается ли женщина нечистой в период месячных очищений. Не существуют ли поверья, что в эту пору легче всего напустить какую-либо болезнь на женщину. Не употребляется ли менструальная кровь для колдовства. Есть ли поверье, что если сжечь менструальные выделения, то человек умрет.

    13) Период беременности. Гигиенические предписания для беременной. Особенности в положении беременной: чего не должна есть, делать и пр. Нет ли у женщин примет, по которым судят во время беременности о поле ребенка. Существует ли какое-нибудь колдовство или суеверные приметы с целью произвести рождение детей мужеского пола

    14) Процесс родов. Где совершаются роды и какими обрядами сопровождаются. Не отделяется ли родильница от прочих домочадцев в отдельное помещение. Присутствует ли муж при родах и какова при этом его обязанность. Кто ухаживает за родильницей: родные мужа или приглашаются специалисты (повитухи). Поверья и приметы относительно повитух. Какими средствами стараются облегчить и ускорит роды. Нет ли особых молитв, заклинаний, помогающих разрешению. При трудных родах не заставляют ли мучка ослабить или развязать пояс, расстегнуть рубашку. Не выдвигают ли ящики, не открывают ли сундуки. Сведения по бытовому акушерству. Часто ли бывают выкидыши. Какие есть суеверные объяснения этого явления. Что делают с детским местом. Придается ли особое значение так называемой сорочке. Существует ли поверье, что злые духи опасны для родильниц.

    13) Послеродовой период. На который день после родов родильница встает с постели. Какое питье или кушанье обязательно дается родильнице по окончании родов. Обряды для очищения женщины после родов. Какие подарки получает родильница. Какие суеверия связаны с молоком родильницы.

    14) Как  долго сохраняется деторождение у обоих полов. Какие, средства принимаются против бесплодия.

                                   В. Взаимные отношения членов семьи и родственников.

    1) Какие степени кровного родства различаются народом. Какое значение имеют эти степени в разных случаях жизни родственников (наприм., прн свадьбах и т. д.). Нет ли сказаний о кровосмешении или намеков на них. Взаимные отношения семей сговоренных. Какие отношения завязываются впоследствии между участниками свадьбы. Кого выбирают в кумовья. Почитается ли такое родство важным. В какие отношения становятся восприемники друг к другу и к родителям крестника. Есть ли определенные случаи, когда посещение родных или близких считается обязательным.

    2) Какие понятия существуют об отношениях между членами семьи, между домашними вообще. Какие поверья связаны со всеми этими отношениями (обычай кіjітті). Положение женщины в семье: пользуется ли она уважением. Как обращаются с нею. Каковы обязанности женщины в семье в различных классах — у бедных и богатых. Положение вдовы и ее обязанности по отношению к покойному мужу. Не обязана ли вдова, по обычаю, выйти замуж за родственника мужа. Различие в отношениях родителей к мальчикам и девушкам. Как относятся к двойням. Считают ли их детьми разных отцов. Признается ли право родителей на жизнь детей. Имеют ли родители право продавать детей. Какую силу имеет родительское проклятие. Формы проклятия и относящиеся сюда предания и рассказы. Какие понятия существуют о первородстве. Поверья и суеверия, связанные с первородством. Дети по достижении совершеннолетия уважают ли престарелых родителей. Кто больше пользуется уважением: мать или отец. Развито ли уважение к старикам и старухам. Не практиковался ли когда-нибудь обычай изводить стариков, неспособных к труду. Какие существуют об этом легенды.

                                                        Г. Смерть и похороны.

    1) Как отличают агонию от простого кризиса болезни и как удостоверяются, что смерть действительно наступила. Какими средствами стараются облегчить действительную агонию. Не ставят ли у изголовья или на подоконниках воды, чтобы душа легче выходила или с иною целью. Нет ли поверья, что мученья умирающего находятся в зависимости от постели и обстановки.

    2) Кто опрятывает (обмывает) покойника. Способ облачения покойника в одежду.

    3) Какие принимаются предосторожности, чтоб не похоронить живого.

    4) Всякому ли дозволяется делать гроб. Общественное значение гробовщика. Какие поверья связаны со щепками и с обрезками досок, оставшимися от гроба. Старинные формы гроба. Какие предметы кладут или клали в гроб.

    5) Старинные способы хоронить мертвых. В какую пору дня совершается вынос тела и погребение. Какие обряды сопровождают вынос тела покойника из дома (прощание, оплакивание и проч,). Какие соблюдаются обряды при похоронах. Чем отличаются похороны мужчин от похорон женщин. Не соблюдаются ли какие-нибудь особенности при похоронах детей, при похоронах людей, умерших от заразительной болезни, во время эпидемии и т. д., при погребении шаманов, при погребении самоубийц, утопленников, убитых громом. Где хоронят таких мертвых. Какие животные употребляются для отвезения тела на место погребения и на каких не принято возить и почему. Всякому ли дозволяется нести покойника, присутствовать при похоронах. Каково положение покойника при зарывании. Какие предметы зарываются вместе с покойником. Не зарывают ли где-либо коня вместе с покойным хозяином. Существуют ли какие-нибудь обряды для очищения возвращающихся с похорон.

    6) Устройство могил. Ставятся ли надгробные памятники и какие именно. Чем украшаются могилы и кладбища.

    7) Совершается ли тризны (погребальный пир по покойнике). Долго ли сохраняется память об умерших. В какие дни года совершаются поминки по усопшем. Для чего, по мнению народа, делаются поминания усопших. По каким покойникам не принято устраивать поминания. Чем выражается траур и как он продолжителен.

    8) Есть ли приметы, по которым судят, что после покойника в том же доме должен быть еще покойник (наприм., если у умершего глаза неплотно закрыты). Поверья, связанные со случаями оживления покойника. Какие наблюдаются приметы и обряды при встрече с покойником. Есть ли особые обычаи, приметы на случай посещения кладбища или прохождения мимо него. Как относятся к могилам самоубийц, утопленников, убитых громом, шаманов и т. п. Есть ли поверье, что иные покойники бродят по земле после смерти. Что за причина и цель этого хождения. Не употребляют ли при похоронах и позднее каких-либо средств для того, чтобы покойник не мог встать или чтобы он перестал ходить.

    9) Что такое смерть. Где она живет, откуда приходить, кто ее посылает, как она отнимает жизнь. Верят ли в предчувствие смерти. Что служить предзнаменованием смерти, особенно важных лиц. Не объясняется ли смерть влиянием злых духов. Чем отличается смерть людей от смерти животных. Нет ли рассказов о борьбе со смертью.

                                                                    Игры и увеселения.

    1) Игры. Игры молодежи. Извлечения людей зрелых (игры в шашки, кости и т. д.); входят ли в употребление карты. Существует ли склонность к азартным играм. Когда и при каких случаях играют в те или другие игры. Какие из употребительных игр более старинные и какие новые. Которые из них предпочитаются. Записать песни и другие тексты, относящиеся к играм.

    2) Пляски. Развита ли пляска Какие существуют пляски. Их названия и способ исполнения.

    8) Песни. Развито ли пение. Песни молодежи. Поют ли хором на несколько голосов или только в унисон. Что предпочитается. Существует ли ритм в песнях. Каков преобладающий характер пения — веселый или заунывный. Усвоение русских мотивов и песен.

    4) Вообще забавы юношества. Поездки в гости Разные обряды и вежливости, соблюдаемые при приеме и угощении, смотря по рангу гостей.

    5) Какие существуют музыкальные инструменты. Из чего, как и кем они изготовляются. Какой характер издаваемых ими звуков. Способ употребления. Развита ли музыка. Какой пол и возраст больше занимается музыкой. Развить ли музыкальный слух. Какая существует гамма.

    6) Праздники старинные (ысыах’и) и христианские; времяпрепровождение на них.

    7) Какие общественные увеселения приняты в народе. Скачки и борьба. Записать хвалу лучшим коням, если она произносится на скачках. Характер борьбы (в обхватку, на кушаке). Существуют ли драматические представления или игры с драматическим характером. Насколько развита страсть к зрелищам и к каким в особенности. Какие народные зрелища и увеселения приурочены к известным временам года, праздникам и так далее.

                                                        Нравы и национальный характер.

    1) Отношение народа к себе, к соседним народам и вообще к иноплеменникам.

    2) Какие приемы и жесты употребляются, когда здороваются, прощаются, заключают сделку и вообще в разных житейских отношениях.

    8) Какие признаки красоты ценятся женщинами в мужчине и наоборот. Чувствительны ли к красотам природы. В чем видять красоту поэзии и природы.

    9) Какие обычные выражения и формы вежливости, уважения, дружбы, любви, ласки и, наоборот, презрения, ненависти и т. п. Какие употребляются зложелания и проклятия. Верит ли произносящий проклятие, что его желание сбудется. Что прядает ему эту уверенность. Какие зложелания и проклятия считаются самыми легкими и какие самыми сильными. Какие ругательства считаются самыми неприличными.

    5)    Распространено ли гостеприимство. Какие церемонии соблюдаются при посещении гостей.

    6) Развито ли чувство сострадания. Простирается ли оно только на близких по родству, на друзей и соплеменников, или и на других людей вообще. Какого взгляда на нищих держится народ. Насколько распространено нищенство. Кем и как призреваются нищие. Ухаживают ли за больными, или бросают их на произвол судьбы, особенно неизлечимых.

    7) Существуют ли какие-либо предания о людоедстве или о человеческих жертвоприношениях.

    8) Какие пороки особенно распространены в народе вообще и в дайной местности. Каковы причины их распространения. Как относится народ к лицам, подверженным тем или другим порокам.

    9) Страсть к половым излишествам. Известны ли случаи противоестественного удовлетворения.

    10) В обычае ли детоубийство. Признается ли право родителей на жизнь детей. Практикуется ли вытравление плода.

    11) Насколько соблюдается опрятность между людьми. Чем заменяется баня. Любят ли купаться в летнее время. Какие суеверия связаны с купаньем и с разными омовениями.

    12) Как и где проводят свободное время. Спять ли днем. Продолжителен ли сон. Чуток ли.

    13) Чисто ли вилять сны. Обращают ли на них внимание. Тревожен или спокоен сон.

    14) Разные виды омеряченья и менеряченья. Как относится парод к слабоумным, идиотам и т. п. Чем объясняют себе помешательство, исступление, идиотизм, сомнамбулизм и другие виды психических болезней.

    15) Изменение нравов под влиянием русских. Как отражается на якутах соседство с русскими. Какова их восприимчивость к русским обычаям и привычкам. Что воспринимают инородцы о русских.

    /Живая Старина. Періодическое изданіе отдѣленія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. І-IІ. С.-Петербургъ. 1913. С. 117-135.

 






















 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

    Иван Иванович Майнов – род. в 1861 г. в Каширском уезде Тульской губернии Российской империи. Его отец – помещик Михаил Павлов, мать – крепостная крестьянка Павловых. В трехлетнем возрасте Иван был усыновлен женатым на Марии Павловой, родной сестре М. Павлова, помещиком Калужской губернии Иваном Васильевичем Майновым. Учился в Саратовской гимназии, которую не закончил. В 1880 г. вступил в Саратовский кружок партии «Народная воля», занимался пропагандой среди рабочих. 9 августа 1881 г. был арестован и приговорен к 15 годам каторжных работ, замененных ссылкой на поселение в Иркутскую губернию, а в декабре 1887 г. выслан в Якутскую область и поселен в Нахаринском наслеге Восточно-Кангаласского улуса. За попытку побега в феврале 1889 г. переведен в окружной город Вилюйск, в конце 1889 г. в с. Чурапчу Батурусского улуса Якутского округа, в 1893 г. по болезни переведен в Якутск. Принимал участие в Якутской (Сибиряковской) экспедиции ВСОИРГО. В июле 1896 г. выехал в Иркутск. Состоял членом Распорядительного комитета ВСОИРГО и членом редакции газеты «Восточное обозрение». В конце 1899 г. выехал в Москву, затем работал в Томске. В 1911 г. переехал в Петербург. Умер в 1936 г. в Ленинграде и похоронен в некрополе «Литераторские мостки».

    Чурпалина Кашимирова

    Койданава

 

 

 

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. З галіны маёмасных правоў якутаў. Койданава. "Кальвіна". 2022.


 

                                   ИЗ ОБЛАСТИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЯКУТОВ

                                               (К пересмотру Положения об инородцах)

    Обширная и важная область имущественных отношений сибирских инородцев, как то: наймы последних в частную работу, денежные займы и отдача разных промыслов в оброчное содержание, до сих пор регулируется особыми, отжившими свое время, «правилами», приложенными к § 38 действующего Положения об инородцах.

    Главный недостаток правил состоит в том, что в них инородец рассматривается не как полноправный гражданин, имеющий право самостоятельно распоряжаться собою и своим имуществом, а как человек низшей расы, младенчески неразвитый, неспособный понимать свои интересы и постоянно нуждающийся, поэтому, в опеке со стороны своего родового начальства. В особенности правила стараются оградить инородца от возможных притеснений и эксплуатации со стороны русского элемента Вследствие такого отсталого взгляда на инородца, как на человека, стоящего, будто бы, и до сих пор на очень низкой ступени культурного развития, остаются в силе устаревшие и крайне стеснительные для него самого правила, в действительности почти не применяющиеся, дающие лишь возможность недобросовестным инородцам уклоняться на законном основании от выполнения принятых на себя обязательств. В сущности все те злоупотребления, которые имели в виду устранить эти правила, продолжаются и по сие время: те же словесные и без явки условия, с выдачею денег вперед при найме на работу, та же неоплатная задолженность, тот же неумеренный рост, та же продажа товаров в долг по ценам чрезвычайным и пр., и пр., какие существовали до и во время издания правил. Трудно, конечно, и ожидать устранения этих злоупотреблений, раз они вызываются бесправием массы [* Разительный пример бесправия: непринятие кредитором от своего должника долга денежного и подрядного из боязни выпустить из рук жертву.], недостатком средств, малым числом торгующих и самым образом жизни инородцев. И к ныне действующим правилам можно применить слова гр. Сперанского о действовавших ранее правилах, что они, как доказал это продолжительный опыт, «никогда не могли быть приведены в действие и, не взирая на все подтверждения, всегда были нарушаемы; обычай и нужда (а также и бесправие массы, — прибавим от себя) всегда противоречили закону, и из сего противоречия происходило одно неустройство и злоупотребление». Рассмотрение отдельных пунктов правил докажет только что сказанное о них.

    I. О наймах в работу сибирских обывателей. Согласно п. 9, «деньги, вперед выдаваемые, никогда не должны превышать всего количества годового найма, полагая в том числе и платеж податей и повинностей за работника. Хозяин, который дает вперед работнику более всей годовой платы, лишается своего иска». Пункт этот, по-видимому, редактирован не совсем точно: имея в виду гарантировать инородца от понижения его заработной платы, он, вместе с тем, лишает его гражданских прав и ставит в безвыходное положение, ибо в большинстве случаев работнику негде взять взаймы, как только у хозяина. В действительности, деньги, вперед выдаваемые, всегда превышают количество годового найма, так как каждый якут, нанимаясь в работники, старается получить всю годовую плату вперед, мотивируя тем, что, имея в руках деньги, он может заранее закупить для себя по дешевой цене разные предметы первой необходимости. Хозяин, который бы вздумал отказать в выдаче вперед всей годовой платы, обязательно остался бы без работника. Но хозяин и лично заинтересован в сохранении такого порядка, так как таким путем заработная плата понижается до минимума и создается кабальное состояние. Как бы ни был предусмотрителен работник в закупке необходимых вещей, но в течение года у него всегда окажется в чем-нибудь недочет, и он по необходимости должен прибегнуть к займу у самого хозяина или, в крайнем случае, у постороннего лица. Для хозяина часто бывает выгодно удовлетворить просьбу своего работника уже в силу того простого соображения, что отказ с его стороны заставит работника отлынивать от работы, выполнять ее неаккуратно, а то и перейти до срока к другому хозяину, нисколько не стесняясь п. 14. Ведь, в сущности, с него, работника, взять нечего, а принудительное возвращение к прежнему хозяину только озлобит работника и отнюдь не заставит его относиться добросовестно к своим обязанностям.

    «Не запрещается делать наймы в работу словесно и без письменных условий и даже без явки их в каком бы то ни было месте; но условия таковые..., быв основаны на одном личном доверии, в случае неустойки, не подлежат никакому судебному разбирательству» (п. 33). Громадное большинство наймов в работу, если не все, делается в якутских наслегах именно словесно и без всякой явки, редко даже при свидетелях. Тем не менее, в случае неустойки, если только работник не оспаривает предъявленного к нему иска или если имеется налицо хоть один свидетель, заключаемые таким образом условия сплошь и рядом разбираются инородческими властями, — вопреки закону, о существовании которого мало кто из якутов и подозревает, если не считать занимающихся негласною адвокатурою писарей. Даже условие, заключенное без свидетелей, при известной любознательности якутов, пред которыми не скрывается ни малейшая подробность жизни их соседей, обыкновенно бывает известно всем окружающим. В случае надобности такие соседи выставляются в качестве свидетелей, и показания их принимаются во внимание инородческим начальством при разбирательстве споров между договорившимися сторонами. Встречаются не редко случаи, что, при отсутствии доказательств, одна из тяжущихся сторон, самостоятельно или по предложению другой стороны или же родоначальников, присягает в справедливости своих показаний, и такого рода присяга принимается, как доказательство, и родоначальниками, и противною стороною. Если присягу хотят учинить оба, т.-е. проситель и ответчик, то преимущество в таком случае дается ответчику. Особенно часто практикуется такой способ доказательств в мелких исковых делах. Точное применение закона о не разбирательстве исков по словесным условиям, основанным на личном доверии, повело бы только к напрасному стеснению как нанимателя, так и нанимающегося. При рассеянности якутских жилищ не всегда бывает возможно делать явку даже словесную, так как жительство старосты и родового старшины может отстоять на несколько десятков верст от договаривающихся сторон и сами староста и старшина часто отлучаются из дому за пределы наслега и улуса, иногда округа.

    Поэтому, п. 33 правил следовало бы изменить в том смысле, что словесные условия не подлежат никакому судебному разбирательству лишь в случае категорического отрицания одной стороной действительности условия и непредставления другою стороною достаточно убедительных доказательств справедливости своей претензии. Доказательствами же должны служить, согласно общим узаконениям, показания не менее двух свидетелей. Только в случае отсутствия всяких доказательств обе стороны должны разбираться не иначе, как чрез посредников, выбор коих, притом, должен быть для них обязателен, дабы не дать возможности уклониться не добросовестной стороне от всякого разбирательства. Все известные до сих пор факты указывают, что именно виновная, по общему мнению, сторона уклонялась от посреднического суда, пользуясь своим правом не соглашаться на выбор посредников.

    Равным образом, п. 37 требует изменения в том смысле, чтобы для отдачи малолетних в работу их отцами и матерями не требовалось непременно дозволение родового начальства. Во-первых, такого дозволения никто из якутов никогда не спрашивает и, во-вторых, обязательное применение закона без нужды увеличивало бы власть родового начальства, не давая средств контролировать действия этого начальства, которое может своею властью и злоупотреблять во всех тех случаях, где требуется его дозволение или одобрение. Якуты, вообще, любящие не только своих родных детей, но даже и приемышей, скорее всякого родового начальства постараются соблюсти их интересы. Отдача в работу более как на один год и без того не практикуется; чаще всего отдают на полугодие (собственно с 9 мая до 1 октября и с 1 октября до 9 мая).

    Сообразно с высказанными замечаниями, и 2-й пункт «формы условия о найме в работу» должен быть изменен в смысле предоставления большей свободы договаривающимся сторонам.

    II. О займах у сибирских инородцев. Все то, что было сказано о практике наймов в работу, применимо и к займам. В большинстве случаев, займы также совершаются словесно и без всякой явки, часто и без свидетелей. Тем не менее, иски по таким займам, по установившемуся обычаю, принимаются инородческими властями к разбирательству, раз ответчик не отрицает займа или если имеется хотя бы один свидетель. В противном случае, практикуется указанный выше способ привода к присяге одной из тяжущихся сторон. Займы по словесным условиям с явкою практикуются чаще, чем явочные займы по письменным условиям, так как для написания обязательства редко имеется под рукою грамотный человек. Кроме того, явка письменного условия бывает большею частью неудобна за отсутствием родоначальников и писаря. В том другом случае самый факт явки не обозначает, что инородческие власти дозволяют, одобряют и, главное, ручаются за должника. Они в таких случаях являются лишь свидетелями сделки и явочным займам по словесным условиям никогда не препятствуют. Являясь же свидетелями явочных сделок по письменным условиям власти эти наблюдают, главным образом, чтобы заемщик, уже давший кому-либо письменное обязательство, не даль такового же кому-либо другому, но не потому, чтобы они боялись ответственности в качестве поручителей, а потому, что могут навлечь на себя неудовольствие и придирки со стороны первого заимодавца, который, как заключивший сделку ранее, считает своего должника находящимся от него в зависимости и не имеющим права заключать другие письменные сделки без его дозволения. Притом, письменные обязательства редко делаются с дозволения членов инородной управы. Обыкновенно они свидетельствуются в ближайшем учреждении — родовом управлении, и не было примера, чтобы члены последнего, свидетельствующие «действительность, правильность и законность» обязательства, когда-либо привлекались к ответственности, в качестве поручителей, в случае несостоятельности должника. Правила о гербовом сборе соблюдаются при этом крайне редко, — главным образом, за отсутствием марок даже в распоряжении инородных управ, не говоря уже о родовых управлениях. Вообще, при сравнительном обилии и разнообразии сделок по займам, строгое применение правил о денежных займах было бы для массы якутов еще более стеснительно, чем применение правил о наймах. Упрощение порядка сделок и разбирательств по ним сослужило бы только на пользу неимущей части якутского населения, так как открыло бы для нее более широкий кредит, а не заставляло бы кредитоваться исключительно у богатых якутов своего наслега или даже только рода.

    В виду сказанного, желательно было бы, в интересах местного населения, установить следующие правила:

    1) частные займы по словесным условиям, при наличности двух свидетелей, равно займы, действительность которых не отрицается должниками, принимать к разбирательству как в судебных местах, так и в инородческих учреждениях;

    2) в случае отсутствия всяких доказательств займа, предоставить тяжущимся сторонам разбираться чрез посредников, от какового разбирательства стороны не имеют права уклоняться;

    3) обязательства явочные или домашние должны быть писаны с точным обозначением предмета займа (наличных денег, вещей, товаров, продуктов и проч.) и срока платежа;

    4) при явке обязательств к засвидетельствованию в инородческих учреждениях, непременного дозволения, одобрения и, тем более, ручательства последних не требовать; учреждения эти не в праве отказывать в засвидетельствовании законно составленного обязательства [* Замечено, что инородческие власти своим правом свидетельствовать обязательства злоупотребляют.];

    5) для облегчения совершения письменных сделок установить существующий у крестьян особый способ заключения договоров займа — путем занесения их в «книгу договоров и сделок», которая должна обязательно иметься при каждом инородческом учреждении.

    Взыскание явочных долгов, согласно п. 17, производится на основании особых правил, для сибирских обывателей установленных.

    Что касается скота, то, по уставу 1822 г., при взыскании и обеспечении исков считались, у кочующих инородцев, неприкосновенными и неподлежащими ни описи, ни запрещению, ни продаже, 28 голов скота конного (12) и рогатого (16) и некоторое другое имущество, необходимое для инородческого хозяйства. В настоящее время административные и судебные учреждения, при удовлетворении взысканий, присуждаемых с инородцев, руководствуются 7 статьею правил, установленных иркутским ген.-губернатором [* Мы пользуемся правилами, изданными на трехлетие 1903-1905 гг.], по коей описи, аресту и продаже не подлежит «домашний и рабочий скот, необходимый для полевых работ, личным трудом должника и его семьи, не менее шести лошадей, восьми голов рогатого скота и двенадцати овец и баранов»; в то же время, согласно прим. 2 правил, определение количества минимально необходимого должнику и его семейству имущества предоставляется у кочевых инородцев голове инородной управы или наслежному старосте при участии двух почетных родовичей. Относительно количества освобождаемого, по 7 ст. правил, от описи скота необходимо заметить: 1) что всякая норма, определяющая необходимое для хозяйства количество скота, зависит от местности, напр., чем ближе к городу, тем меньше, в силу большего развития земледелия и разных видов заработка, домашний скот является необходимым для хозяйства, и 2) что правила страдают отсутствием указания, какой минимум рогатого и конного скота считается неприкосновенным для тех инородцев, у коих вовсе овец и баранов не водится. Если принять толкование местной администрации (в лице некоторых земских заседателей), по которому неприкосновенными считаются у якутов только 14 шт. скота рогатого и конного, за отсутствием овцеводства, то можно, логическим путем, придти к выводу, что для безлошадных якутов неприкосновенными должны считаться только 8 штук рогатого скота, — выводу, вряд ли соответствующему смыслу установленных иркутским генерал-губернатором правил.

    Во всяком разе, закон, ограждающий имущество якутов от описи, ареста и продажи, имеет применение лишь в очень редких случаях, а именно: когда истец принадлежит не к инородческой среде или не пользуется покровительством влиятельных родоначальников или богатых сородовичей должника и когда недобросовестный должник пользуется этим законом, чтобы избегнуть платежа по своим обязательствам. Богатый же и влиятельный класс родовичей нисколько этим законом не стесняется и всегда находит возможным взять у своего должника в погашение долга последнюю его скотину, сено и проч. Главная причина, парализующая применение в жизни закона, заключается в положительном почти отсутствии по инородческим улусам дешевого кредита. Необходимость так или иначе достать деньги на уплату податей и удовлетворение своих насущных потребностей не дает возможности становиться под защиту закона, и инородец, зажиливший, на основании этого закона, чужой долг, лишается среди своих сородовичей всякого доверия, при отсутствии кредита, вынужден продавать свой труд, скот и другое имущество почти за бесценок. Средством для поднятия кредитоспособности якутов могло бы послужить некоторое изучение закона, ограждающего скот их от продажи на удовлетворение присуждаемых с них взысканий, в том смысле, чтобы продаже подвергалась третья или четвертая часть принадлежащего должнику скота, если все количество последнего ниже определенной законом нормы.

    При взыскании долгов, закон запрещает брать росту более шести на сто (§ 301). Этот максимальный для инородцев рост, установленный законом, настолько кажется ничтожным в сравнении с имеющим место в якутской среде ростом, доходящим, при ссуде деньгами, до 50 проц., а при даче денег в подряд под масло или сено и от 70 до 400 проц., что было бы всего целесообразнее: 1) допустить для якутов установленный общим законом высший размер роста в 12 проц. в год, признав только рост, превышающий эту цифру, чрезмерным, 2) подвергнуть все обязательства по подрядам на масло и сено особому контролю и в случае, если откроется, что какое либо обязательство — чрезмерно ростовщическое, привлекать виновного в том заимодавца к ответственности на основании общих узаконений и 3) предоставить заемщикам по таким ростовщическим обязательствам право избавляться от принятых ими на себя подрядов при условии возвращения действительно занятого ими капитала с приплатою соответственных процентов.

    III. Об отдаче разных промыслов в оброчное содержание от сибирских инородцев. Требование 1 п. правил об отдаче в наем промыслов (пахотные земли, сенокосные луга и рыбные промыслы) русским промышленникам не иначе, как по письменным условиям по согласию родового общества и с утверждения инородной управы, стеснительно как для якутов, так и для тех немногих русских, кои, в силу обстоятельств, вынуждены жить в якутских наслегах, — главным образом, потому, что якуты боятся усиления среди них русского элемента, укреплению которого на якутских землях будет способствовать, по их мнению, письменная сдача разных промыслов. Кроме того, письменная сдача и неудобна, так как она, по действующему закону, требует согласия общества целого наслега, отдельный же род, как не признанная пока законом единица, не в праве сдавать тот или другой промысел особым приговором, да если бы и сдал, то таковой приговор вряд ли был бы засвидетельствован родовым управлением и инородною управою, в особенности при сдаче земельных угодий, которые могут потребоваться для самого наслежного общества в случае полного передела земельных участков. Вследствие этого, среди якутов практикуется по преимуществу сдача промыслов по словесным условиям с тем или другим родом, с ведома родового старшины, и права русского на снятый таким образом промысел являются очень шаткими, так как всегда могут быть нарушены под каким-нибудь предлогом, тем более, что, согласно п. 9 правил, споры и иски по отдаче промыслов по словесным, нигде не явленным, условиям к разбирательству нигде не принимаются. Желательно было бы право сдачи русским промышленникам разных промыслов как по письменными, так и по словесным условиям предоставить не наслежному, а родовому обществу, причем словесное условие, явленное у родового старшины, должно бы к разбирательству приниматься. Срок отдачи в оброк разных промыслов, простирающийся, согласно п. 3 правил, не более 4 лет, нельзя не признать слишком коротким, лишающим русского происхождения лиц возможности заняться на якутских землях более или менее рациональным хозяйством, а потому нельзя не пожелать, чтобы, впредь до приведения в известность количества земель, подлежащих отвалу якутам, было разрешено им сдавать свои земли в оброк лицам русского происхождения, по крайней мере, на сроки не долее 12 лет, согласно общему правилу, установленному гражданскими законами [* Циркуляр якут. губернатора от 9 октября 1898 г. за № 6910 в своем заключении расходится с точным смыслом пп. 1, 3 и 7 правил о мирских оброчных статьях, распоряжение которыми, по закону, принадлежит родовому обществу с утверждения инородной управы и без испрошения разрешения областного правления.].

    Первенствующая роль в деле применения рассмотренных правил должна быть предоставлена «роду» (составной части «наслега»), как самостоятельной административно-хозяйственной единице. Везде функции родового (собственно наслежного) старосты должны быть перенесены на родового старшину и родовое общество. Так, в сущности, и бывает в действительности, ибо так называемое родовое (т.-е. наслежное) управление, в том числе и наслежный староста, не принимает, напр., к явке ни одного условия без ведома родового старшины, а наслежное общество не в праве постановить какой-либо приговор помимо заинтересованного в деле родового общества.

    Эд. Пекарский

    /С.-Петербургскія Вѣдомости. С.-Петербургъ. № 179. 11 (24) августа 1910. С. 2-3./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 

 

ЎЎЎ Пра патрэбу друкаванага слова на нашым Паўночным Усходзе. Койданава. "Кальвіна". 2022.


 

                                  О нужде в печатном слове на нашем Северо-Востоке

    В № 14-15 «Сибирскихъ Вопросовъ» помещена небольшая корреспонденция из Якутска, затрагивающая очень важный для Якутскаго края вопрос о настоятельной нужде в местном органе печати. К сожалению, автор корреспонденции, по-видимому, не вполне осведомлен об истинном положении этого вопроса в данное время, а потому его фактические сообщения нуждаются в некоторой существенной поправке и дополнениях.

    Прежде всего, неверно, будто группа якутов, проживающих в г. Якутске, пыталась основать газету после закрытия «Якутской Мысли». Эта группа именно употребляла, со своей стороны, все старания к тому, чтобы посодействовать скорейшему прекращению газеты отвлечением от нее видных пайщиков, и о намерении группы издавать свою газету было в Якутске и за его пределами известно задолго до закрытия «Якутской Мысли». Последняя навлекла на себя гнев группы, главным образом, тем, что посвятила несколько статей самому злободневному вопросу — земельному, причем, конечно, вполне определенно высказала свой взгляд на нынешние земельные порядки в якутской среде, благодаря которым, якутский тойонат (знать) захватил в свои руки все лучшие земли, обезземелив остальную якутскую массу. По той же причине группа была недовольна, в свое время, и «Сибирскими Вопросама» за помещение статей по тому же острому вопросу о землепользовании у якутов.

    Какъ бы то ни было, в Якутске организовалось общество печатного и издательского дела «Якутъ», решившее издавать газету под тем же названием. Распорядитель дел товарищества, бывший частный поверенный В. В. Никифоров (природный якут), сдал в типографию, в которой печаталась «Якутская Мысль», для напечатания циркулярное письмо, извещавшее публику о новой газете и целях товарищества. Уже в этом письме г. Никифоров дает понять, что новая газета не будет иметь ничего общего с издававшимися ранее в Якутске газетами, не будет-де печатать непроверенных известий, не будет касаться личностей и т. д.

    Действительно, и в печатании этого письма, и в печатании газеты г. Никифорову было отказано, но не «дельцами», не пожелавшими будто бы, чтобы «инородцы» издавали газету, как в этом старается нас уверить корреспондент «Сиб. Вопросовъ», а теми же лицами, которые принимали близкое участие в издании «Якутской Мысли», которые не теряют надежды на возобновление газеты и которые, в то же время, ясно понимают, каким сильным орудием, во вред инородческой массе, явится газета в руках представителей якутского тойоната.

    В результате г. Никифоров предъявил иск в 2,000 руб. к местному коммерсанту П. А. Кушнареву, вложившему больше всего средств на оборудование типографии, к г-же Приютовой — хозяйке типографии и... к В. М. Ионову, известному местному деятелю на культурно-просветительном поприще. Иск начат будто бы для установления таких обстоятельств, которые дали бы возможность начать против г. Ионова уголовное преследование «за вовлечение Никифорова в невыгодную сделку». Это — против человека, который всю свою жизнь боролся с людьми, вводившими других в обман и невыгодные и позорные сделки, и который сам всего больше страдал и нравственно, и материально за свое выступление на защиту слабейших...

    Какого характера имеет быть газета «Якутъ», — можно заключить из того, что ее будущие руководители стараются ныне разжечь среди местного населения национальную вражду Так, они, при всяком удобном случае, ведут разговоры в том смысле, что якуты не могут-де относиться с доверием к русским, так как последние никогда будто бы не относились к якутам по-человечески, как к людям. Это, по их словам, видно, якобы, из всех работ русских о якутах: это, напр., между строк проскальзывает во всех «Памятныхъ Книжкахъ» и т. п.

    Можно себе представить, какой разврат мысли и чувства внесет в местное общество газета с такими принципиальными взглядами на взаимные отношения двух главных и наиболее влиятельных народностей края...

    Тем не менее, нужда в газете именно в данное время так велика, что многие из местных интеллигентов готовы помириться хоть на какой-нибудь газете и содействовать ей... Другие же держатся иного взгляда и, в крайнем случае, хотели бы, чтобы, наряду с газетой, защищающей интересы всесильного тойоната, существовал также и орган, стоящий на страже интересов обездоленной якутской и вообще инородческой массы.

    Эд. Пекарский

    /С.-Петербургскія Вѣдомости. С.-Петербургъ. № 126. 6 (19 іюня) 1910. С. 3./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 




 

    — 2 марта за № 5942 министерство народного просвещения внесло в Государственную Думу проект об отпуске Э. К. Пекарскому десяти тысяч рублей на издание «Словаря якутского языка».

    В мотивах министерства проводится мысль, что «среди населяющих наши сибирские владения инородцев якуты принадлежат к разряду не вымирающих и не разлагающихся племен», а потому и заслуживают «самого серьезного внимания, в особенности в виду заметно возрастающего стремления их к просвещению».

    При известной последовательности мысли, пожалуй можно придти к выводу, что другие сибирские инородческие племена, как киргизы, калмыки, буряты и пр., обречены на вымирание и на безнадежное разложение... Вероятно, этой безнадежностью на нравственное и культурное развитие инородцев и возможно объяснить попрание социально-бытовых устоев туземного населения и грубое вторжение администрации в его духовную жизнь.

    К счастью, «страшен сон — да милостив Бог». Подобное воззрение не есть результат глубокого и серьезного изучения сложного инородческого вопроса, а просто канцелярская фраза, брошенная с птичьего полета местным губернатором. Ведь еще недавно в недрах департаментских канцелярий говорили со слов того же администратора о племенной стойкости киргиз, об их богатых задатках к культурному развитию, об их удивительной жажде к просвещению, при чем в доказательство приводились цифры аульных школ, десятками возникающих каждый год в степи...

    [С. 92-93.]

 



poniedziałek, 26 września 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Аб вышэйшай школе ў Іркуцку. Койданава. "Кальвіна". 2022.



 

                                                О ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В г. ИРКУТСКЕ

                                                                 (Письмо в редакцию).

    Позвольте чрез посредство Вашего уважаемого журнала опубликовать следующее частное, но имеющее огромный общественный интерес, письмо врача А. М. Серебренникова от имени группы лиц, по инициативе которой возникла мысль об организации в г. Иркутске высшей вольной школы.

    «Приняв во внимание, что на всю обширную территорию Сибири имеется только один университет, да и то лишь с двумя факультетами, недостаточно и неудовлетворительно оборудованными; что город Иркутск был всегда культурным центром Сибири; что в нем существует много учебно-благотворительных заведений и капиталов, имеющих своею целью придти на помощь нуждающемуся населению; что в Иркутске уже существуют и функционируют общедоступные курсы, наметившие и осуществляющие цели низшей и средней школы, — группа из 15 лиц, окончивших курс высших учебных заведений и интересующихся делом просвещения Сибири, пришла к необходимости организации при этих курсах еще и секции высшей школы с целью устройства на средства, собранные путем подписки, общественного университета со всеми факультетами, по образцу лучших, ныне существующих, вольных школ, о чем и вошла 12 февраля с. г. с соответствующим докладом в Совет этих курсов.

    Совет со своей стороны, разделяя мнение группы, внес этот вопрос на общее собрание общедоступных курсов, которое в заседании 20 февраля постановило организовать при обществе иркутских общедоступных курсов секцию высшей школы, на обязанность которой и возложить как сбор пожертвований, необходимых для осуществления этого дела, так и детальную разработку этого вопроса при участии Совета курсов, а также лиц и мест, которые могут быть полезны организации этого дела своими советами, познаниями и трудами.

    В основу организации этого университета должно быть положено мнение печати и общества.

    Современная высшая школа уклонилась в сторону специализации, игнорируя общечеловеческое развитие учащихся; поэтому, а также в целях сознательного выбора учащимися факультета, первые два курса всех факультетов должны носить характер общефилософского образования, т. е. на них должны читаться естественные науки, история, право, философия, по прослушании которых от индивидуальной склонности каждого будет зависеть посвятить свои силы той или иной отрасли науки, тому или иному отделу прикладного знания.

    Двери этого высшего учебного заведения, этого общественного университета, должны быть открыты для обоих полов и притом бесплатно.

    Сообщая об этом отрадном явлении в общественной жизни г. Иркутска, обращаюсь к вам с просьбой не отказать принять участие в этом общественном движении, взять на себя труд распространять идею об этой высшей школе среди той группы лиц, помощь которой может быть полезна для скорейшего осуществления намеченной цели, а также не оставить личною посильною помощью и сбором добровольных пожертвований, которые просим направлять по адресу: г. Иркутск, в Совет общества иркутских общественных курсов, для секции высшей школы.

    «Разумеется, осуществление намеченной цели всецело будет находиться в зависимости от энергии лиц, которые заинтересуются этим делом.

    Обращаю ваше внимание на № 41 газеты «Сибирь», от 27 февраля с. г., где говорится о высшей вольной школе. Член секции высшей школы, врач Александр Михайлович Серебренников. Г. Иркутск. 28 февраля 1908 г.»

    Путь широкой гласности — самый лучший способ распространения идеи о необходимости учреждения в Иркутске проектируемой школы. Можно быть твердо уверенным, что идея эта привлечет к себе внимание всех слоев нашего общества, как сибирского, так и российского, и вызовет приток частных пожертвований для основания действительно «общественного университета», настоятельная нужда в котором назрела несомненно.

    Эд. Пекарский.

    Прошу в интересах дела и другие издания перепечатать настоящее письмо.

    /Сибирскіе Вопросы. № 11. 23 марта. С.-Петербургъ. 1908. С. 29-31./

 


 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава