niedziela, 4 lipca 2021

ЎЎЎ Вальжына Чэрап. Антраполяг Юльян Талька Грынцэвіч ды тунгусы з якутамі. Койданава. "Кальвіна". 2021.

    Юльян Дамінікавіч Талька-Грынцэвіч – нар. 6 (18) жніўня 1850 г. у маёнтку Рукшаны Ковенскага павету і губэрні Расійскай імпэрыі, у сям’і лекара.

    У 1876 г. скончыў Кіеўскі ўнівэрсытэт. У 1878-1891 гг. працаваў лекарам ва Ўкраіне. У 1894-1908 гг. узначальваў музэй Троіцка-Кяхцінскога аддзелу Імпэратарскага Рускага Геаграфічнага Таварыства. Ад 1908 г. прафэсар антрапалёгіі Ягелонскага ўнівэрсытэту ў Кракаве. У 1911 арганізаваў катэдру антрапалёгіі ў Віленскім унівэрсытэце. Аўтар прац па гігіене, антрапалёгіі і археалёгіі. Вывучаў фізычны тып старажытна-усходніх славянаў, прыводзіў зьвесткі з антрапалёгіі якутаў ды тунгусаў. Памёр 26 красавіка 1936 году і пахаваны ў Кракаве.

     Творы:

     Къ антропологіи народностей Литвы и Белоруссии. Съ этнологической картой исследуемыхъ народовъ и съ обозначениемъ на ней наблюдательныхъ станцій.  С.-Петербург. 1894. 32 с.

    Къ антропологіи великороссовъ. Семейскіе (старообрядцы) Забайкальскіе. Томскъ. 1898. 54 с.

    Поляки. Антропологическій очеркъ. (Оттискъ изъ «Русскаго Антропологическаго Журнала», 1901 г., № 1.) Москва. 1901. 30 с.

    Къ антропологіи Забайкалья и Монголіи (съ 21 рис.). // Русскій Антропологическій Журналъ. № 2. Москва. 1902. С. 34-67.

    Народности Центральной Азіи. (монголо-халхасцы, буряты и тунгусы). Антропологическій очеркъ. // Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Т. V. Вып. 1. Москва. 1902. С. 39-77.

    Polacy jako badacze Dalekiego Wschodu. // Przegląd Współczesny. T. IX. (Kwiecień-Czerwiec.) Nr 26. (Czerwiec.) Kraków. 1924. S. 357-377.

    Літратура:

*    Цягака Л. І.  Талька-Грынцэвіч. // Беларуская савецкая энцыклапедыя. Т. Х. Мінск. 1974. С. 218-219.

*    Talko-Hrzncewicz Julian. // Kijas A.  Polacy w Rosji od XVII wieku do 1917 roku. Słownik biograficzny. Warszawa, Poznań. 2000. S. 356-357.

*    Цягака Л.  Талька-Грынцэвіч Юльян Дамінікавіч. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 6. Кн. І. Мінск. 2001. С. 498.

*    Цягака Л. І.  Талька-Грынцэвіч Юльян Дамінікавіч. // Беларуская энцыклапедыя ў 18 тамах. Т. 15. Мінск. 2002. С. 409.

    Эйльбарт Н. В.  Юлиан Доминикович Талько-Грынцевич - исследователь Забайкалья 1850-1936. Москва. 2003. 164 с.

*    Грибановский Н. Н.  Библиография Якутии. Ч. V. Этнография. Антропология. Фольклор. Религиозные верования и поверья. Христианская церковь и миссионерство. Якутск. 2006. С. 36-37, 126.
*    Ермоленко В. А., Черепица В. Н.  400 имен: жизнеописание видных деятелей истории и культуры Гродненщины (с древнейших времен до начала ХХ века). Гродно. 2014. С. 402.

    Вальжына Чэрап,

    Койданава



 

    Труды Троицкосавского-Кяхтинскаго Отдѣленія Пріамурскаго Отдѣла Императарскаго Русскаго Географическаго Общества. Т. VII. Вып. 3. Cпб. 1905. Стр. 224.

    Почти три пятых третьего выпуска «Трудов» занимает антрополого-этнологический очерк Ю. Д. Талько-Грынцевича: «К антропологии тунгусов. Иройские хамнеганы». Труду своему автор предпосылает краткие этнографические сведения (гл. I), собранные им среди иройских тунгусов, «обыкновенно называемых «хамнеганами» (чертовыми людьми), живущих в северо-восточной части Монголии по р. Иро. В «антропологическом очерке» (гл. ІI) автор приходить к заключению, что «до настоящего времени антропология не изучила и не знает каких бы то ни было общих признаков, характеризующих тунгусское племя... Также остается открытым и ожидает окончательного разрешения вопрос о том, составляют ли тунгусы отдельную расу или принадлежат к монгольской». Полагая, что изучению среднего типа тунгуса и особенностей этого типа может помочь «лишь более подробное антропологическое исследование отдельных групп», автор и предпринял свои «антропологические исследования» иройских хамнеган (гл. III), распадающиеся на две части: описательную (стр. 92-110) и антропометрическое исследование (стр. 110-193). Собранные автором данные позволяют ему не только установить несомненную принадлежность (по происхождению) иройских хамнеган к общему тунгусскому племени, распространенному, от Енисея до Восточного океана, но и нарисовать общую характеристику исследованных тунгусов, отличающую их от ближайших соседей (разных групп тунгусов, халхасцев, бурят, северных китайцев и якутов). В конце приложен подробный перечень источников, которыми пользовался автор при составлении своего обстоятельного очерка.

    Отметим небольшую, но не лишенную этнографического интереса статью г-жи А. Д. Корнаковой: «Поездка к хубилгану-бакши (перерожденец, святой учитель) Долцун-Гыгэну» (стр. 57-65), в которой подробно описана церемония совершенного ламайским жрецом молебствия. Чтение статьи несколько затрудняется встречающимися в тексте монгольскими словами (ходак, уртон, гыгэн, очир и пр.), оставленными автором почему-то без всякого объяснения.

    Э. П.

    /Живая Старина. Періодическое изданіе отдѣленія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С.-Петербургъ. 1907. С. 2-3./

 

    Эдуард Карлавіч Пякарскі - нар. 13 (25) кастрычніка 1858 г. на мызе Пятровічы Ігуменскага павету Менскай губэрні Расійскай імпэрыі. Навучаўся ў Мазырскай гімназіі, у 1874 г. пераехаў вучыцца ў Таганрог, дзе далучыўся да рэвалюцыйнага руху. У 1877 г. паступіў у Харкаўскі вэтэрынарны інстытут, які не скончыў. 12 студзеня 1881 г. Маскоўскі ваенна-акруговы суд прысудзіў Пякарскага да пятнаццаці гадоў катаржных працаў. Па распараджэньні Маскоўскага губэрнатара “прымаючы пад ўвагі маладосьць, легкадумнасьць і хваравіты стан” Пякарскага, катаргу замянілі ссылкай на паселішча “ў аддаленыя месцы Сыбіры з пазбаўленьнем усіх правоў і стану”. 2 лістапада 1881 г. Пякарскі быў дастаўлены ў Якуцк і паселены ў 1-м Ігідейскім наслезе Батурускага вулусу Якуцкай акругі, дзе пражыў каля 20 гадоў. У ссылцы пачаў займацца вывучэньнем якуцкай мовы. Памёр 29 чэрвеня 1934 г. у Ленінградзе.

    Кэскілена Байтунова-Ігідэй,

    Койданава

 


 

                          ЯКУТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ВАЦЛАВА СЕРОШЕВСКОГО

                                                                                I

    Произведения подобного рода — будь то художественные зарисовки северной природы, описание оленьей и собачьей упряжки, эссе о книгах за полярным кругом — вызывали живейший интерес у польских читателей. Причина заключалась в том, что многие поляки волею судьбы оказались связанными с далеким северным краем. С конца 18 в. Польша входила в состав Российской империи, и поляков, мечтавших о восстановлении независимого государства, ждала сибирская ссылка. Каждый поляк мог повторить слова великого поэта Адама Мицкевича:

                                            Ныне Польша живет во мраке земном,

                                            Ее история в Сибири, в рудниках и тюрьмах.

    Три поколения поляков, участников трех восстаний — 1794, 1830 и 1863 гг. — прошли через сибирскую ссылку. Известный литературный критик Талько-Грицевич писал: «Из чужих стран уже давно самой популярной у нас является Сибирь. Я принадлежу к тому, уже уходящему поколению, которому матери в долгие зимние вечера пели песню о грозной стране вечных морозов и ночей, которая стоила нам столько слез и крови; почти не было семьи... где отец, брат или сын не были бы в Сибири» [* Цит. по: Вепринский П. И. Короленко и польские сибиреведы Шиманский и Серошевский // Ученые записки Тюменского педагогического института. Вопросы изучения и преподавания литературы. Т. 31, вып. 1, Тюмень, 1966, с. 123.]. Тем не менее Сибирь стала для многих политических ссыльных не проклятым краем, а местом приложения их знаний и талантов. Известно, какую роль сыграли в развитии Сибири отправленные на каторгу декабристы и сосланные за антиправительственную деятельность участники народнических кружков. Наряду с русскими ссыльными огромный вклад в изучение Якутии внесли поляки. Бывший повстанец Александр Чекановский сделал топографические съемки и составил карты Оленёка и Лены. Имя другого польского повстанца Яна (Ивана) Черского, ставшего неутомимым путешественником и географом, запечатлено на карте Якутии в названии хребет Черского. Адама Шиманского за его художественные произведения на якутские темы называли «певцом Сибири», он же оставил неопубликованную монографию «Якутская земля и ее население». Миколай (Николай) Виташевский изучал правовые обычаи и верования якутов. Сергей Ястремский был выдающимся исследователем якутского фольклора. Эдвард Пекарский составил фундаментальный «Словарь якутского языка». И еще многие уроженцы Польши не пожалели своих сил для изучения северного края [* Подробнее о поляках-исследователях культуры Якутии см.: Amon W. Polscy badacze kultury jakutów. Wrocław, Waszawa, Kraków, Gdańsk, 1977.].

    Степанов С. А.

    доктор исторических наук

    /В. Л. Серошевский.  Якутские рассказы, повести и воспоминания. Москва. 1997. С. 565-566./

 





 

    Юлиан Доминикович Талько-Гринцевич (1850-1936) - антрополог и этнограф, из гродненских дворянин, по образованию врач. После окончания Киевского университета (1876) работал врачом в Украине. С 1892 года работал несколько лет врачом в Кяхте (Забайкалье) по контракту с царским правительством. Основал в Кяхте филиал Русского географического общества (1894), который возглавлял до 1908 года, а также Кяхтинский музей и библиотеку; основал и редактировал «Труды» Кяхтинского филиала РГО. «Труды» пользовались широкой известностью как в России, так и за ее пределами. Талько-Гринцевич собрал большой этнографический материал о бурятах, а по результатам нескольких антропологических экспедиций по Забайкалью собрал материалы по антропологическому обмеру бурят. В его опубликованных трудах много ценных материалов по географии, геологии, ботанике, зоологии, археологии и этнографии. Талько-Гринцевич стал пионером широкомасштабного археологического изучения Кяхтинского края, им было раскопано и изучено около 500 захоронений периода раннего неолита и других исторических эпох. Однако лишь теперь, по прошествии 100 лет, можно по-настоящему оценить значение научной Деятельности Талько-Гринцевича. Опубликовал «К антропологии народностей Литвы и Белоруссии» (СПб., 1894), «К антропологий великороссов» (Томск; 1898). Русское географическое общество наградило его золотой медалью (1904). Полный список его научных работ составляет около 300 наименований. В первой фундаментальной сводной работе «Палеоантропология СССР» (М-Л., 1948) территория Забайкалья была целиком охарактеризована по материалам, собранным Талько-Гринцевичем и бережно сохраняемым в Кяхтинском музее, носящем ныне имя В. А. Обручева. С 1908 года - профессор антропологии Ягеллонского университета в Кракове; член Польской академии наук в Кракове. В 1911 году организовал кафедру антропологии в Виленском университете. Умер и похоронен в Кракове.

    /В. А. Ермоленко. В. Н. Черепица.  400 имен: жизнеописания видных деятелей истории и культуры Гродненщины (с древнейших времен до начала ХХ века). Гродно. 2014. С. 401-402./

 


 

                                                                  РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

                                                Литература дореволюционного периода

                                                  1. ЭТНОГРАФИЯ. АНТРОПОЛОГИЯ

                                                                  1.6. Антропология

    270. Талько-Грынцевич Ю. Д. Народности Центральной Азии: Антропол. очерк // Тр. / Троицкосав.-Кяхтин. отд-ние Приамур. отд. ИРГО. Иркутск, 1902. Т. 5, вып. 1. С. 40-77.

        На с. 41, 47: о якутах и тунгусах.

                                                                                * * *

    284. Талько-Грынцевич Ю. Д.  К антропологии Забайкалья и Монголии // Рус. антропол. журн. 1902. Кн. 2. С. 18, 50.

        Сопоставление параметров головы якутов и тунгусов.

                                                   ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

                                                                    Указатель имен

    Талько-Грынцевич Ю. Д.  Пекарский Э. К., 270, 284.

    /Н. Н. Грибановский.  Библиография Якутии. Ч. V. Этнография. Антропология. Фольклор. Религиозные верования и поверья. Христианская церковь и миссионерство. Якутск. 2006. С. 36-37, 126./

 




















Brak komentarzy:

Prześlij komentarz