sobota, 24 września 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Недахопы законапраекту аб земскім самакіраваньні ў Сыбіры. Койданава. "Кальвіна". 2022.




 

                   НЕДОСТАТКИ ЗАКОНОПРОЕКТА О ЗЕМСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

                                                                        В  СИБИРИ

    В передовой статье № 39-40 «Якутской Жизни» находим несколько интересных замечаний по поводу внесенного сибирской парламентской группой в Государственную Думу законопроекта о земском самоуправлении в Сибири. Газета, прежде всего, обращает внимание на примечание к 1 статье законопроекта, по смыслу которого на будущее якутское областное земское собрание «возлагается обязанность в первое же по его образовании трехлетие представить в министерство внутренних дел соображения о том, в каком объеме и с какими отступлениями от действующего положения может быть распространено земское самоуправление» на Верхоянский и Колымский округа, «которые временно изъемлются... от действия положения о земских учреждениях». Отметив с горечью, что «даже в лице своих представителей мы не можем подняться до признания за обособленными группами населения, даже за отдельными национальностями права на самоопределение», что служит причиною застоя русской жизни, — газета задается вопросом, «почему южные округа (Якутской области) получают право вершить судьбу северных округов», и указывает, что «для освещения этого вопроса следовало бы рассмотреть племенной состав населения Якутской области по округам». К сожалению, эта задача оказывается непосильной не только для сибирских депутатов, но и для самой местной газеты, признающейся, что данных для суждения о распределении племен по территории округов нет. Газету поражает, далее, «готовность составителей проекта приурочивать его к административным подразделениям территории», которые отнюдь не отличаются требуемым постоянством границ (сама область составляла прежде часть Иркутской губернии, часть Олекминского округа недавно отошла к последней, а относительно двух северных округов якутским губернатором составлен проект в смысле выделения их, вместе с Камчаткой, в особую область). Это ставит вопрос о введении земства в тех или других округах в зависимость от случайных причин — от административного изменения направления границы того или другого округа, вследствие чего, напр., такой малонаселенный наслег, как Оймяконо-Борогонский (Баягантайскаго улуса), ничем не отличающийся от смежного с ним Верхоянского округа, «участвует в решении участи северных округов», тогда как при другом направлении северной границы Якутского округа судьба этого наслега «решалась бы другими».

    Затем, законопроект, по мнению газеты, «возбуждает целый ряд недоумений».

    Почему, напр., списки лиц, имеющих право участвовать в земских избирательных собраниях и съездах, составляемые на первый раз уездными съездами крестьянских начальников или полицейскими управлениями (хотя бы и с участием других лиц), не могут проверяться самими избирательными собраниями и съездами?

    «Кто назначает двух выборщиков (в Гос. Думу) для пополнения состава присутствий по земским делам общих губернских управлений?»

    Наконец, газета справедливо указывает, что «вопрос о введении земства в Сибири неразрывно связан с вопросом об областной сибирской думе», которой должна всецело принадлежать законосовещательная функция, возлагаемая ныне законопроектом на губернские и областные земства, и которой «необходимо предоставить по некоторым вопросам и права законодательные, хотя бы и ограниченные правом Государственной Думы пропускать или не пропускать выработанный областной думой закон в целом (без права поправок). Превращать же земские собрания — заключает газета — в канцелярии министерства внутренних дел нет решительно никакой надобности».

    Приговор законопроекту довольно суровый, но вряд ли заслуженный, даже если и признать, что нынешние земские собрания представляют собою лишь министерские канцелярии, — вряд ли заслуженный потому, что законопроект, в сущности, есть повторение ныне действующего земского положения, в составлении коего сибирские депутаты неповинны. Основательнее другой упрек газеты — что составители законопроекта «очень мало считались с проектами, выработанными представителями населения сибирских губерний и областей, и не постарались внести в действующее в Европейской России положение тех изменений и дополнений, которые диктуются особенностями хозяйственных условий и исторически сложившегося правового уклада жизни народностей, населяющих Сибирь». В этом газета усматривает основной недостаток законопроекта. Но и тут у сибирских депутатов имелись в виду свои соображения. Перед ними стояла дилемма: или представить в Думу такой законопроект, который мог бы рассчитывать на сочувственное к себе отношение и имел бы шансы на принятие Думою и утверждение Государственным Советом, а таким законопроектом представлялся именно внесенный депутатами, как ничем существенным не отличающийся от действующего в Европейской России земского положения, или же вопрос о введении столь необходимого для Сибири земства отодвинуть на неопределенное время. Несомненно, что депутаты, составляя свой законопроект, принимали во внимание все обстоятельства времени и места, и если они, в конце концов, остановились на первом решении представшей пред ними дилеммы, то это объясняется только безвыходностью данного положения. Кроме того, не следует упускать из вида, что «особенности хозяйственных условий и правового уклада жизни разных народностей Сибири», в том числе и Якутской области, могут быть с достаточной полнотой выяснены лишь на местах самим населением, а потому и диктуемые этими особенностями изменения и дополнения в действующем земском положении также могут быть сделаны лишь на местах при непосредственном участии самого населения. По мысли сибирских депутатов, это — дело более или менее близкого будущего. Нельзя не упомянуть здесь и о том, что сибирские депутаты, не имея в своей среде представителя от якутов или Якутской области, напр., — были совершенно беспомощны в деле решения столь важного вопроса, как вопрос о возможности введения земства в северных округах области, между тем как те данные, какими они располагали, говорили именно в пользу преждевременности утвердительного для этих округов решения вопроса. На этом примере самым наглядным образом обнаруживается настоятельная необходимость для якутов (как и для других инородцев Сибири) иметь в Думе своего представителя, о чем якутское население намерено возбудить хлопоты в законодательном порядке. Но... Улита едет, когда-то будет. А пока что, якутскому населению не мешало бы, в виде временного выхода из данного положения, позаботиться о посылке своих уполномоченных в Петербург для участия их, в качестве сведущих людей, в работах сибирской парламентской группы и разных парламентских комиссий, где они, несомненно, были бы всегда желательными и незаменимыми сотрудниками, особенно если принять во внимание, что сами депутаты часто физически не в состоянии уделять время детальному рассмотрению многих вопросов, стоящих на ближайшей очереди. На этот выход, как на необходимую «практическую поправку к закону», «Сибирские Вопросы» указывали еще в прошлом году в особой статье (см. № 21, от 19 августа). Позволим себе напомнить читателям следующие строки из упомянутой статьи, не потерявшие до сих пор своего практического значения:

    «Являясь сотрудниками и равноправными участниками работ формальных депутатов в их внедумской деятельности, эти фактические представители Сибири будут, конечно, прямо влиять на мнения и постановления сибирских депутатов, а, следовательно, косвенно, через них, и на резолюции высшего законодательного учреждения страны. Итак, в интересах Сибири чрезвычайно важно, если одновременно с формально избранными представителями Сибири в Петербург прибудут и сведущие лица с мест для совместной внедумской работы с сибирскими депутатами» (стр. 3-4).

    Э. П.

    /Сибирскіе Вопросы. №№ 21-22. 28 августа. С.-Петербургъ. 1908. С. 8-11./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 


 

 

                                       ПРОТОКОЛ СОБРАНИЯ СИБИРСКОЙ ГРУППЫ

    2 мая 1907 г. Собрание сибирской группы состоялось в составе: В. В. Колокольникова, С. И. А., И. А. Молодых, г. Штильке, И, П. Лаптева, Б. Д. Очирова, Н. А Скалозубова. Н. Я. Коншина, г. Пекарского, г. Жамцарано, г. Собинина, г. Таскина и А. И. Макушина.

    Прежде всего был поставлен вопрос при выработке законопроекта по введению земства в Сибири: от какого закона исходить: от закона ли 1902 года, или от закона 1864 года? Из обмена мыслями выяснилось, что из существующих в Думе фракций заняты разработкой законопроекта о самоуправлении, в частности, в настоящий момент, законопроекта о выборах уездных земских гласных, — партия народной свободы и трудовая партия, при чем последняя, как известно из газет, считает законопроект о выборах партии народной свободы приемлемым за небольшими изменениями. Принимая это во внимание, а также то обстоятельство, что другие фракции законопроекта о самоуправлении не разрабатывают и даже считают такой законопроект несвоевременным, сибирская группа, как группа пока малочисленная, своего законопроекта, без поддержки беспартийными или существующими фракции, внести в Думу не может, ибо для этого требуется 30 подписей, решила исходить от законопроекта о самоуправлении партии народной свободы, приспособляя его к местным особенностям и руководствуясь указаниями обществ и союзов, разрабатывающих вопрос о введении самоуправления в Сибири. Положение в основание выработки законопроекта о самоуправлении в Сибири — законопроекта партии народной свободы, с согласованием его согласно указаниям с мест, облегчается тем обстоятельством, что партия народной свободы, как сообщил А. И. Макушин, будет вносить в существующий закон о земстве изменения, клоняющиеся к уничтожению административного вмешательства в деятельность земства.

    Затем был выдвинут вопрос о пересмотре того положения, что введение земства в Сибири может быть производимо по частям: сначала в местностях мало чем разнящихся от недворянских губерний Европейской России, а потом в малолюдных и имеющих в своем составе инородческий, кочевой или бродячий, элементы населения. Указывалось на то, что выделение особого казачьего земства для сибирских казаков не может быть оправдано с точки зрения интересов пришлого населения, в районе казачьем территории проживающих в количестве 41% всего населения казачьих земель...

    Скорейшее введение земства в малолюдных местностях Сибири, собственно в северных ее частях, не встретило особых возражений; высказывались только за то, чтобы выборы были приспособлены к особенностям этих краев. Так, в Березовском и Сургутском уездах Тобольской губернии есть оседлое, кочевое и бродячее население, из которого самоеды только раз в год являются в Обдорск, а остальное время кочуют на полуострове Ялмале и отыскать их возможно только при посредстве специально снаряженной экспедиции.

    Возможность введения земства на территории бродячего и кочующего населения вызвала целый ряд соображений. И у бродячего населения есть свои нужды: им не чуждо дело народного здравия, существенным вопросом для них является борьба со спаиванием населения пришлым, торговым людом. Как осуществить земство для бродячего населения, можно определить, исходя от общего земства, путем исключения положений, не применимых почему либо к особенностям бродячего народа. Этот вопрос можно разрешить совместно с вопросом о введении земства на севере, руководствуясь указаниями местных собраний и съездов; так, в 1905 году было выработано положение о введении земства в Якутской области. У бродячего населения есть для каждого племени свои районы, к каковым можно приурочить ту или другую единицу земского самоуправления. Кроме того, бродячее население и теперь имеет свое общественное управление; оно, как и кочевое, знает выборное начало, которое применяет и теперь для выборов, хотя бы депутатов. Выделение же в одной и той же губернии или области территорий с особенным отличным управлением, отличным от самоуправления, затруднит вообще управление краем без всякой пользы для населения. Также нужно считаться с общегосударственными соображениями, которым иной раз должны быть приносимы в жертву местные предрассудки или мнения. Самый трудный вопрос самоуправления — это выборы среди малолюдных местностей и среди кочевого и бродячего населения, почти сплошь безграмотного. В этих случаях придется, быть может, примириться с выборами при посредстве баллотировки шарами и в земствах от смешанного населения, мало культурного кочевого и бродячего, быть может, придется допустить обжалование постановлений уездных земских собраний губернскому. Самые выборы в одних случаях придется производить, исходя из территориального начала, в других руководствоваться рядовым началом, как, например, — при кочевом населении, в третьих — распределение избирательных округов произвести, сообразуясь с наличностью на известной территории населения, говорящего на разных языках. По мнению представителей Забайкальской области, учреждение особого казачьего земства в Забайкалье не вызывается необходимостью: там может быть упразднено войское управление и отделы и введено земство на общем основании, как это было для Донской области, и депутаты Очиров, Кочнев и Таскин могут представить сибирской группе свои соображения о введении земства в Забайкальской области.

    Въ общем собрание сибирской группы склонилось к мысли о повсеместном введении в Сибири земства, сообразуясь, конечно, с особенностями тех или других местностей, но с избежанием, по возможности, в законопроекте указаний случаев обжалования постановлений уездных земских собраний губернскому, так как цель введения земства — создание таких условий, при которых население всего лучше бы самоопределялось и самодеятельности которого не ставилось бы препятствий. В частности, боязнь за культуру в областях с киргизским населением должна умаляться тем соображением, что население Акмолинской и Семипалатинской областей с каждым годом все увеличивается пришлым русским элементом.

    Для разработки вопроса о введении земства с кочевым населением въ Степном крае сибирская группа уполномочила Н. Я. Коншина принять участие по этому вопросу в мусульманской группе, а для разработки вопроса о введении земства в северных частях Сибири и в местностях с кочевым и бродячим населением образовала особую коммиссию из С. И. А., Очирова Бато-Далой, Н. Я. Коншина, г. Пекарского, г. Жамцарано, г. Собинина, г. Таскина, г. Иохельсон, г. Кроль, г. Клеменц и г. Штернберга, возложив собрание ее на г. Таскина.

    Для распределения гласных по участкам принята в основание схема партии народной свободы, каковую, по мнению А. И. Макушина, можно найти в объяснительной записке к закону, или в последнем № «Вѣстника партіи народной свободы»; число гласных на уезд принять 40-80.

    Секретарь Н. Колокольчиков.

    /Сибирскіе Вопросы. № 10. 13 мая. С.-Петербургъ. 1907. С. 34-39./

 



piątek, 23 września 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Сыбіракі ў расейскай літаратуры ды навуцы. Койданава. "Кальвіна". 2022.


 
                                         СИБИРЯКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И НАУКЕ
                                                         Критическая заметка С. Карцова
    Среди русских писателей и ученых очень много уроженцев Сибири, приобретших громкое имя — одни в литературе, другие в наук. Достаточно назвать имена Менделеева, Д. Н. Анучина, Н. А. Полевого, Щапова, Шелехова, Потанина, Олигера и мн. друг. Еще больше среди сибиряков рядовых тружеников, хотя не со столь громкою славою, но все же внесших свою лепту в сокровищницу русской науки и литературы.
    Собрать сведения о них, составить словарь сибирских писателей и ученых — мысль очень счастливая. За осуществление ее взялся М. Е. Стож. Но осуществление едва ли можно считать удачным.
    По русской пословице — первый блин комом. Можно было бы поэтому оправдать г. Стожа, если бы... на обложке его словаря не было отмечено, что таковой отпечатан девятым изданием, значительно исправленным и дополненным [* М. Е. Стожъ. Словарь сибирскихъ писателей, поэтовъ и ученыхъ. Иркутскъ. К-тво «Ирисъ». 16 д. л. 78 стр. съ. портр. Ц. 40 коп.]. Значит, это уже не первый блин...
    Г. Стожъ не ограничивается в своем «Словаре» одними только сибирскими писателями и учеными: он включил в свой словарь и уроженцев Европейской России, исследователей Сибири или живших в Сибири, сотрудничавших в сибирских изданиях, а также поляков, писавших по-русски о Сибири. Таким образом «Словарь» Стожа дает даже больше того, что обещает заглавие. Но... дает в довольно небрежном и неполном виде, с массою пропусков и ошибок.
    Небрежность выражается прежде всего в порядке размещения имен в словаре: вначале соблюдается алфавитный порядок, потом сведения следуют без всякого порядка, без всякой системы. Так, напр., после Швецова вдруг — Корщ, после Станиславского — Волков и т. д.
    Сведения даны неполные и неравномерные. О некоторых второстепенных писателях сообщается гораздо более подробностей, чем об известных и заслуженных; некоторые писатели фигурируют в «словаре» только в виде портретов, без всякого текста и т. п. Есть и много промахов и сильно устаревших сведений.
    Вот некоторые фактические поправки
    Стр. 8. Не отмечена смерть Вас. Степ. Ефремова, умершего в 1915 г. Не указано, что Ефремов был редактором «Голоса Народной Правды» в 1908 г. (вышел только № 1, после чего газета была закрыта).
    Стр. 12. Обязательно следовало бы упомянуть об участии Олигера в «Сибирскихъ Вопросах», выступление в которых было началом проникновения его в толстые журналы.
    Стр. 47. Не отмечено участие В. И. Дзюбинскаго в «Голосе Народной Правды».
    Стр. 52. Неверно утвержденье, будто А. А. Макаренко совместно с Э. К. Пекарским организовал особое «Приложение» к «Живой Старине». Инициатива этого дела и организация, при поддержке Редакционной Комиссии Отделения Этнографии И.Р.Г.О., принадлежит всецело Всеволоду Михайловичу Ионову, о котором, к сожалению, никаких сведений в Словаре не приведено. Для осуществления мысли Ионова Редакционной Комиссией было избрано особое бюро, в которое, кроме Ионова, вошли А. А. Макаренко и М. К. Азадовский. Э. К. Пекарский принимал участие в организации и осуществлении предприятия, так сказать, ех-оfficio, в качестве Секретаря Отделения Этнографии и Фактического редактора «Живой Старины».
    Стр. 59. Якутоведы до сих пор не слыхали о том, чтобы в столичных журналах были напечатаны собранные М. П. Овчинниковым «богатейшие материалы о юридических обычаях якутов, которые потом были присвоены одним лицом». Желательно более точное указание.
    Стр. 61. «В настоящее время» Э. К. Пекарский служит в Музее Антропологии и Этнографии имени императора Петра Великого при Императорской академии наук в должности младшего этнографа и заведует состоящей при музее Галереей Императора Петра I. Кроме того состоит секретарем Отделения Этнографии Имп. Р. Геогр. О-ва.
    Таких поправок и дополнений к «Словарю» г-на Стожа можно бы сделать еще десятки.
    Несмотря, однако, на все недостатки, ошибки, промахи, «Словарь сибирских писателей» все же представляет приятное явление, как одна из первых попыток такого рода областного словаря писателей и ученых.
    Надо надеяться, что в след. издании перечень писателей о Сибири будет пополнен, и в него попадут В. Л. Серошевский, Н. А. Виташевский, В. М. Ионов, И. И. Майнов, В. И. Иохельсон, В. Г. Богораз (Тан), Н. Л. Геккер, Л. Г. Левенталь, А. С. Белевский, В. Ф. Трощанский, А. И. Бычков,, П. И. Войнаральский, В. А. Данилов, С. Ф. Ковалик, Ф. Я. Кон, В. Ф. Костюрин и М. Н. Костюрина, К. К. Куртеев, Я. В. Стефанович, прот. Ф. А. Стуков, С. В. Ястремский и др.
    Надо также надеяться, что составитель выпустит новое издание в более тщательно обработанном виде, с соблюдением алфавитного порядка в нем.
     /Вѣстникъ Литературы. Иллюстрированный Журналъ Словесности, Науки и Библіографіи. № 6. С.-Петербургъ. 1916. Стлб. 136-138./
 





 

                                            БИОГРАФИИ И НЕКРОЛОГИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

    Овчинников М. П.

    99. Стож, М. Г. Словарь Сибирских писателей, поэтов и ученых. Ирк. стр. 70.

    Рец. С. Карцова (Пекарского Э. К.) Сибиряки в русск. литературе и науке. Крит. заметки. Вестн. Литерат. 1916. № 6, июль; стр. 136-138.

    /Хороших П. П.  Якуты. Опыт указателя историко-этнологической литературы о якутской народности. Под редакцией и с предисловием Э. К. Пекарского. Иркутск. 1924. С. 16./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 

    Михаил Евстигнеевич Стож – род. в 1880 г. в губернском городе Витебск Российской империи. После окончания ремесленного училища работал на разных технических должностях с 1897 г. по 1900 г. на Закаспийской, с 1900 г. по 1925 г. на Забайкальской ж.д. Одновременно сотрудничал в Иркутских газетах «Восточное обозрение Сибири», «Утро Сибири», «Амур» и в ряде журналов. основатель первого в 1900 году частного книжного издательства «Ирисы» в Иркутске Автор ежегодно издававшего до 1918 г. «Спутника по Забайкальской ж.д.» Кроме «Спутника по Забайкальской ж.д. в 1900-1918 гг., вышло несколько книг: «От Урала до Байкала», «Спутник по Сибири и Дальнему Востоку» и др. Выпускал карманные справочники о Сибири, открытки с видами Иркутска и Сибири. Умер после 1953 года.

    Целимона  Падарожник,

    Койданава

 

 

                                                      СИБИРСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

    М. Е. Стожъ. «Словарь сибирскихъ писателей, поэтовъ и ученыхъ». Иркутскъ. Кн-ство «Ирисы». Цѣна 40 коп.

    Издания Стож принято считать макулатурой, и это на три четверти правильно. Но — вот какое любопытное явление: в то время, как так называемая «хорошая» книга в Сибири лежит в пыли, «макулатура» Стожа растет и растет, и это вовсе уж не такой «миф» — все эти «пятые» и «десятые» издания, как любят утешать себя рецензенты «хороших» газет.

    Здесь, в сущности, повторяется престарая российская история: пока хорошие интеллигентные господа, сидя сиднем в кабинете, мечтают для мужика о «Белинском и Гоголе», мужик исправно тянется к глупому «Милорду», который подан ему вовремя, под нужным соусом и, в данную минуту, рассуждая применительно к субъекту, мужику и ближе, и нужнее. Действуют, конечно, здесь и «независящие обстоятельства», но не ими, в конечном счете, разрешается спор.

    Та же картина, приблизительно, и в Сибири. Пока хорошие сибиряки мечтают о том, о сем является предприимчивый Стож и, уяснив назревшую потребность сибирского читателя или же путника по сибирской железке в том, или ином издании, незамедлительно приступает к таковому а то и анонсирует его за полгода, за год.

    Так выпущены Стожем: «Спутник по Сибири и Востоку», «Как воспет Байкал в стихах и прозе», «Сибирские поэты п их творчество и, наконец, вот этот «Словарь сибирских писателей, поэтов и ученых». Анонсированы: «Словарь сибирских художников, музыкантов, общественных деятелей» и пр.? «Лекарственные травы Сибири» и др.

    Как все это выполнено или будет выполнено г-ном Стож — дело другое (в меру бестолково и наполовину грамотно). Но согласитесь, что принципиально все эти издания совершенно нужны, и что макулатурный Стож делает тут только дело, которым бы давно нужно было заняться его многоученым критикам.

    Сделаем маленькое отступление.

    В Потанинском (юбилейном) номере «Сибирского Студента», некто г. Ф. Сибиряк очень соболезнует по поводу отсутствия в сибирской школе специально приноровленного к Сибири учебника, т. е. учебника с «местным колоритом», охватывающего в главных чертах «сибирское». Желание иметь такой учебник так естественно: нельзя же, в самом деле, продолжать внушать сибирским детям по Ушинскому, что «кутья стоит на покути, а узвар ушел на базар», и т. п.

    Казалось бы какой отсюда вывод?

    Господи! В Сибири столько учителей, столько обществ, «изучающих» Сибирь, столько ревнителей «местного патриотизма», столько, наконец, литераторов-сибирефилов, — что им прямо-таки ничего не стоит взять да и составить такой учебник!

    Г-н же Ф. Сибиряк заинтересовался делом с другой стороны: вот вам, говорит он, яркая иллюстрация того, как... метрополия угнетает окраину!

    И к этому излюбленному воплю сводится, в конце концов, все признанное «изучение» Сибири и все «улучшение ее быта».

    Очень неприятно «каркать», а ведь так случится, что и это нужное для Сибири дело (составление учебника) сделает за «истинных сибиряков» кто-нибудь чуждый Сибири, или же... иди же ухватится за явно назревшую потребность тот же Стож и выпустит такой учебник... «со всеми его последствиями»!

    Обращаясь к «Словарю сибирских писателей, поэтов и ученых», заметим, что это издание следует отнести к разряду наименее безграмотного из всего, что г-ном Стож уже выпущено.

    Отдельные биографические заметки составлены довольно сносно, но системы, к сожалению, никакой. Много биографических упущений, многое только намечено, биографии подменены кое-где характеристиками, и т. д.

    Словом, это — не словарь, а скорее черновой к нему набросок, требующий, вдобавок, серьезной переработки. И все же потребность в словаре так велика, что и такому вот изданию приходится пожелать распространения.

    В. Г.

    /Сибирская Лѣтопись. Журналъ исторіи, археологіи, географіи, этнографіи, культуры и общественности Сибири, Средней Азіи и Дальняго Востока. № 6-8. 1916. Иркутскъ. С. 368-371./

 

 

    ПЕКАРСКИЙ, Эдуард Карлович – лингвист и этнограф – по одному политическому делу попал в Якутскую обл. и занялся изучением якутского языка и сбором этнографических материалов. В «Памятной книжке Якут. обл. на 1896 г.» напечатана первая статья Пекарского: «Якутский род до и после прихода русских» (написана в сотрудничестве с Г. Ф. Осмоловским). В 1894 г., когда была организованна известная Якутская экспедиция, П-му была поручена организация исследования материального и духовного быта якутов. В 1899 г. Пекарский издал на средства И. М. Сибирякова «Словарь якутского языка» (состав. в сотрудничестве с В. М. Ионовым и Д. Д. Поповым). В этом же году, по поручению Якут. губернатора, составил записку о желательных Изменениях Якутского самоуправления. Получив в 1902 г. место делопроизводителя Якут. Обл. Статистического комитета, Э. К. составил «Обзоры Якут. обл. за 1901 и 1902 гг. В 1903 г. участвовал в Нелькано-Аянской экспедиции, взяв на себя исследование экономического положения приаянских тунгусов и собирание этнографических коллекций для этногр. отдела Русск. музея Александра III. Часть собранных во время этой экспедиции материалов напечатана в «Известиях Общ. Археол., истории и эногр.» и в «Живой Старине». Позднее «Очерк быта приаянских тунгусов», написанный П-им в сотруд. с В. П. Цветковым, был напечатан в «Сборнике музея Антропол. и Этногр. Имп. Акад. Наук». В 1905 г. П-ий, по предложению Русск. Комитет. для изучения Средн. и Восточ. Азии, выехал из Якутска в Петербург для наблюдения за печатанием словарных и фольклорных материалов. С 1906 г. Э. К. состоит постоянным сотрудником «Живой Старины». В 1907 г. вышел в издании Имп. Академии Наук т. 1 «Словаря якутского языка» и был удостоен премии Д. А. Толстого. В этом же году П-им выпущен в издании И. Ак. Наук вып. I «Образцов народной литературы якутов». Этот капитальный труд рассчитан на три тома в шести частях. В 1911 г. Э. К., по отзыву академика В. В. Радлова, удостоен за свою выдающеюся научную деятельность большой золотой медали Императ. Русск. Географ. О-ва. П-кий сотрудничал в «Сибирск. Вопросах», «Речи», «СПб. Вед» и «Восточ. Обозр.» В настоящее время служит в Русск. музее Александра III. Совместно с А. А. Макаренко организовал при «Живой Старине» особое «Приложение» (см. биогр. А. А. Макаренко).

    /М. Е. Стожъ.  Словарь сибирскихъ писателей поэтовъ и ученыхъ. Въ четырехъ частяхъ. Ч. 1. Иркутскъ. 1916. С. 61./

 


 

 

 

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Да дзейнасьці М. М. Ядрынцава. Койданава. "Кальвіна". 2022.



 

                                            К  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Н. М.  ЯДРИНЦЕВА

                                     (Его программа для исследования Якутский области)

    В 1883 году покойный Е. Д. Николаев, природный якут, тогдашний голова Ботурусского улуса (Якутского окр.), был командирован в Петербург на коронование императора Александра III в качестве представителя от инородческого населения Якутской области. Незаурядный общественный деятель, довольно интеллигентный, развившийся умственно под влиянием живших в 70-х и начале 80-х г.г. минувшего столетия в селении Чурапча Ботурусского улуса политических ссыльных (каракозовцев) В. Н. Шаганова и М. Н. Загибалова, особенно первого, — покойный Николаев заблаговременно озаботился составлением докладной записки о положении своих сородичей в связи с влиянием на них уголовной ссылки. Работу эту выполнил для него покойный В. Н. Шаганов, и с нею Николаев, по приезде в Петербург, прежде чем представить ее по назначению министру внутренних дел, явился, между прочим к Н. М. Ядринцеву, как исследователю Сибири и инородческого быта. Отнесшись в высшей степени внимательно к представленной записке Ядринцев нашел в ней много недочетов, обусловливаемых отсутствием самых необходимых сведений об Якутской области и ее населении. Со своей стороны, Ядринцев рекомендовал Николаеву обратить на изучение края самое серьезное внимание, при чем собственноручно набросал для него заметку, озаглавленную «На память. Исследования для изучения крестьянского и инородческого хозяйства Якутской области и необходимые коллекции при этих исследованиях». Заметку эту Николаев, по возвращении на родину, вручил мне для руководства при моих работах по изучению области. Подлинная рукопись передана мною в 1892 году в библиотеку якутского местного музея.

    Считаю не бесполезным опубликовать программу Ядринцева как потому, что она прибавляет новый штрих к характеристике покойного этнографа и публициста, так и потому особенно, что до сих пор еще не появлялось в печати программы, приуроченной специально к исследованию Якутской области, если не считать «Опыта систематической программы для собирания сведений о дохристианских верованиях якутов» покойного В. Ф. Трощанского (Казань, 1897). Воспроизвожу здесь программу Ядринцева по копии, снятой для меня тогдашним консерватором Якутского музея Н. А. Виташевским.

                                                                        ********

    Почва. Нет ли геологов, натуралистов или агрономов для описания ее в каждой данной местности? (Представленное описание отличается неопределенностью и незнанием дела) [* Имеется в виду описание, данное Шагановым в составленной им для Николаева докладной записке. Э. П.].

    Климат. Весьма важны здесь метеорологические наблюдения. Нужно устроить метеорологическую станцию. Снестись с физическою обсерваторией. Может быть, даст барометр и психрометр.

    Взять инструкцию у Ковалевского в министерстве государственных имуществ о наблюдениях применительно к земледелию.

    Записывать вскрытие рек, время посевов разных сортов хлеба, время сбора, случаи гибели хлеба, губительные влияния на него.

    Собрать все местные сорта хлеба и кормовых трав в особый гербарий, а также зерна, и выслать в Петербург для определения. Дикие корни, употребляемые в пищу, в нескольких экземплярах; один выслать Ваталину в «Земледельческую Газету».

    Нет ли ботаника для составления Якутского Гербария?

    Обучить составлению гербариев якутских мальчиков в школах.

    При школе обязательно иметь гербарий, собрание насекомых, рыб в спирте, гадов, змей, рачков, живущих в воде.

    Составить зоологическую коллекцию. Чучела птиц и животных.

    Научиться сдирать шкурки, привезти пинцет и скальпель, а также мышьяковистого мыла.

    В «Сибирской Газете» инструкция Докучаева.

    Составить коллекцию почв по рецепту Энгельгарда на глубине 4 вершков в разных местах пашни, взять по 2 фунта. Определить в разных местах толщу чернозема.

    Составить карточку распределения земледелия с сортами хлеба, до какого градуса.

    Собирать соли минеральные. Нет ли глауберовой соли?

    Собрать образцы минерального царства (хорошо бы для собирания найти знающего минералогию).

    Нет ли каменного угля, серы, залежей селитры и т. под. произведений, которые могли бы создать промышленность? Собрать руды, попадающиеся в области.

    Собрать все породы деревьев в данной местности, листья и ветви в гербарий, а для размеров дерева снимать круги в наибольшей толщине.

    Обратить внимание на виды полярной березы.

    Для характеристики звероловства (и рыболовства) сделать модель употребляемых ловушек, невода, сети, морды.

    Образцы мамонтовой кости и произведений из нее.

    Образцы животных продуктов, шерсть животных, кожи сырые и выделанные, рога. Нет ли выделки из рога местных произведений?

    Не валяют ли шерсть, — тогда предметы выделки.

    Местные металлические произведения: ножи, оружие.

    Сбруя и принадлежности езды.

    Составить описание скотоводства и пород скота, способы содержания, продукты, количество даваемого молока. Образцы домашних произведений, жилы для шитья, нитки, веревки местного производства.

    Предметы одежды, обуви, тканей. Украшения, серьги, головные уборы.

    Игрушки детей.

    Идолы и бубны. С бубнов снимать рисунки, так как на них символические изображения.

    Земледельческие орудия описать и снять рисунки; для жилищ рисунки, для ловушек также.

    Сделать разыскания, где находятся древние могилы, курганы и городки. Произвести раскопки, означить на карте, собрать коллекции костяков и черепов. Сделать поиски каменных орудий, начав с расспросов о громовых стрелах.

    Составлять словари якутского наречия. Пословицы, поговорки, сказки мифы и песни записывать. Шаманский обряд записать подробно.

    Коллекции собирать в двойных и тройных экземплярах. Такие дублеты послужат для обмена. При школе можно образовать за эти коллекции собрание предметов педагогических и образцов высшей промышленности.

    Составить соображения и описания, какие кустарные промыслы могли бы развиться в той или другой местности Якутской области. Не может ли привиться пимокатство, выделка кошем, ковров, замши? Какие средства могут быть для этого употреблены? Приобретение ремесленников из переселенцев. Не представится ли возможность основать общественный капитал для выдачи (пособий) артелям ремесленников?

    Для исследований экономических и статистических необходимо составить инвентарь якутского хозяйства. Взять, примерно, несколько стойбищ на 100 семей. Лучше, если бы общину и на выбор несколько общин. Составить списки с количеством скота на семью и запахиваемой земли, затем — количество работников.

    Занятие посемейно другими промыслами. Продукты, получаемые в хозяйстве. Доход и расход на семью. Дефицит и чем он пополняется.

    Сообщил Эд. Пекарский

    /Сибирскіе вопросы. № 7. 23 февраля. С.-Петербургъ. 1909. С. 46-48./

 

 

  

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

   Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 

    Николай Михайлович Ядринцев род. 18 (30) октября 1842 г. в г. Омске Тарского округа Тобольской губернии Российской империи в купеческой семье. В 1851 г. переехал вместе с родителями в Томск. Учился в Томской мужской гимназии, курса не окончил. В возрасте 17 лет уехал в Санкт-Петербург, где стал вольнослушателем университета. Принимал участие в основании и деятельности землячества студентов-сибиряков, в среде которых зародились идеи сибирского патриотизма. В 1863 г. вернулся в Омск, где стал учителем. В 1865 г. был арестован по делу «Общества Независимости Сибири» (делу о злоумышленниках, имевших целью отделить Сибирь от России и образовать в ней республику по образцу Северо-Американских Соединенных Штатов). Два года провёл в Омской тюрьме, в 1868 г. был признан виновным в намерении отделить Сибирь от России и сослан в Шенкурск Архангельской губернии. В 1874 г. получил помилование и переехал в Санкт-Петербург, где устроился секретарём к В. А. Соллогубу, председателю комиссии по тюремному надзору. В 1876 году переехал в Омск, где состоял на государственной службе до 1880 года. В 1881 г. вернулся в Петербург, где в 1882 г. основал газету «Восточное обозрение», которую в 1888 г., по причине финансовых затруднений, перевёл в Иркутск. В 1894 г. был назначен заведующим статистическим отделом Управления Алтайского горного округа. 7 (19) июня 1894 г. из-за безответной любви, будучи в состоянии аффекта, он покончил жизнь самоубийством, приняв яд.

    Нюка Пацучынятка,

    Койданава

 

 

                                                        Егор Дмитриевич Николаев

                                                                      (1858-1888),

                                                    на коронации царя Александра III.

                                                     На обороте дарственная надпись:

                                «Глубокоуважаемому Николаю Михайловичу Ядринцеву.

                                     Якут Е. Николаев. 9 июня 1883 г. Санкт-Петербург».

 

 

                                                  СМЕРТЬ ДАРОВИТОГО ИНОРОДЦА

                                                              Некролог Е. Д. Николаева

    Из Якутской области получено известие о преждевременной кончине в Ботурусском улусе Егора Дмитриевича Николаева, бывшего головою и письмоводителем улуса. Будучи выдающейся личностью среди якутов, он был послан в 1883 году депутатом от якутов на коронацию ныне царствующего Государя Императора. Е. Д. Николаев действительно был образованным и даровитым представителем своего племени. Учился он до 6-го класса якутской прогимназии и затем самостоятельно развивался, движимый собственной любознательностью. Влияния русских интеллигентных людей помогли Николаеву усвоить взгляды просвещенной среды и понять преимущества цивилизации. Под влиянием этих взглядов он понял какая бездна отделяет его бедных сородичей и это заставило его с особенным чувством отнестись к их судьбе. Он не только не порвал связи с родной средой, но явился заступником за интересы своего племени, изучив нужды и положение инородцев. Как письмоводитель и голова, он своими способностями сделался известен администрации; в качестве депутата он писал и подавал обширные записки о положении якутов бывшему генерал-губернатору Восточной Сибири Анучину, а во время пребывания в столице подавал такие же записки в различные министерства. В них он указывал те меры к улучшению инородческого быта, которые по его мнению должны быть приняты. Он указывал на необходимость просвещения якутов и увеличения школ, на улучшение экономического быта якутов, наконец, на необходимость прекращения причисления к якутским обществам уголовных ссыльных, которые ложатся бременем и причиняют вред инородцам. По возвращении из Москвы и Петербурга, где Е. Д. Николаев жадно усваивал все лучшее, он ревностно начал заботится о школах для якутов в своем улусе. Обеспечил школу прекрасным учителем, снабдил ее всеми пособиями. В его школе образцово поставленной было до 40 мальчиков. Обширные и глубокие планы создавались в его уме. Он мечтал распространить образование между якутами, подготовить честных и развитых письмоводителей в улусах для успеха общественного управления. Бескорыстно преданный населению, со своими стремлениями к общественному служению, с желанием помощи несчастным сородичам, Николаем представлял контраст той среде, которая ставила себе целью только эксплуатировать якутов. Он отличался и от тех сородичей, которые обрусев, усваивают лишь самое дурное из цивилизации и проникаются своекорыстными и коммерческими стремлениями. Николаев не мог примериться с окружающими злоупотреблениями и возбуждал всегда беспокойство своими стремлениями в тех, кто смотрел на инородцев как на предмет для наживы. На Николаева нередко делались доносы, против него велись интриги. Но он оставался верен себе, несмотря ни на что.

    Мы знали эту прекрасную личность, скромную, но воодушевленную лучшими стремлениями, были свидетелями пробуждения его мысли. Он умер рано – 30 лет, и умер скоропостижно. Во всяком случае, Е. Д. Николаев может быть причислен к лучшим, даровитейшим людям, выходившим из инородческой среды.

    Такие люди доказывают, что способности и дарования якутов, как и других сибирских племен, при лучших условиях, могли бы более благотворно проявить себя. Лучи света и образования, проникающие в среду инородцев, делают свое дело. Появление просвещенных инородцев заставляет надеяться, что инородческому люду может быть суждено не одно вымирание, но также обновление и культурное развитие.

    /Восточное Обозрѣніе. Иркутскъ. № 44. 6 ноября 1888. С. 14-15./