środa, 9 listopada 2022
ЎЎЎ 2. Эдуард Пякарскі. Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла ИРГО. Сш. 2. Койданава. "Кальвіна". 2022.
Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Пріамурскаго Отдѣла Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Т. VII. Вып. 3, 1904 Спб. 1905. Стр. 224.
Почти три пятых третьего выпуска «Трудовъ» занимает антрополого-этнологический очерк Ю. Д. Талько-Грынцевича: «Къ антропологіи тунгусовъ. Иройскіе хамнеганы». Труду своему автор предпосылает краткие этнографические сведения (гл. I), собранные им среди иройских тунгусов, «обыкновенно называемых „хамнеганами”» (чертовыми людьми), живущих в северо-восточной части Монголии по р. Иро. В «антропологическомъ очеркѣ» (гл. II) автор приходит к заключению, что «до настоящего времени антропология не изучила и не знает каких бы то ни было общих признаков, характеризующих тунгусское племя... Также остается открытым и ожидает окончательного разрешения вопрос о том, составляют ли тунгусы отдельную расу или принадлежат к монгольской». Полагая, что изучению среднего типа тунгуса и особенностей этого типа может помочь «лишь более подробное антропологическое исследование отдельных групп», автор и предпринял свои «антропологические исследования» иройских хамнеган (гл. III), распадающиеся на две части: описательную (стр. 92-110) и антропометрическое исследование (стр. 110-193). Собранные автором данные позволяют ему не только установить несомненную принадлежность (по происхождению) иройских хамнеган к общему тунгусскому племени, распространенному от Енисея до Восточного океана, но и нарисовать общую характеристику исследованных тунгусов, отличающую их от ближайших соседей (разных групп тунгусов, халхасцев, бурят, северных китайцев и якутов). В конце приложен подробный перечень источников, которыми пользовался автор при составлении своего обстоятельного очерка.
Отметим небольшую, но не лишенную этнографического интереса статью г-жи А. Д. Корнаковой: «Поѣздка къ хубилгану-бакши (перерожденецъ, святой учитель) Долцунъ-Гыгэну» (стр. 57-65), в которой подробно описана церемония совершенного ламайским жрецом молебствия. Чтение статьи несколько затрудняется встречающимися в тексте монгольскими словами (ходакъ, уртонъ, гыгэнъ, очиръ и пр.), оставленными автором почему-то без всякого объяснения.
Э. П.
/Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С.-Петербургъ. 1907. С. 2-3./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава
Юлиан Доминикович Талько-Гринцевич – род. 6 (12) августа 1850 г. в имении Рукшаны Ковенского уезда и губернии Российской империи. В 1876 г. окончил врачебный факультет Киевского университета. Занимался врачебной практикой в Забайкальской области Российской империи, возглавлял музей Троицко-Кяхтинского Отдела Императорского Русского Географического Общества, был правителем дел общества. С 1908 г. профессор антропологии Ягелонского университета в Кракове. У 1911 г. организовал кафедру антропологии в Виленском университете. Автор трудов па гигиене, антропологии и археологии где упоминаются белорусы, якуты и тунгусы. Умер 26 апреля 1936 г. в Кракове.
Вальжина Чэрап,
Койданава
ЎЎЎ 2. Эдуард Пякарскі. Извѣстія... Т. ХХІІ, вып. 4. Казань. 1906. Сш. 2. Койданава. "Кальвіна". 2022.
Извѣстія Общества Археологіи, Исторіи и Этнографіи при Императорскомъ Казанскомъ Университетѣ. Т. XXII, вып. 4. Казань. 1906.
В отделе «этнографическихъ матеріаловъ» четвертого выпуска «Извѣстій» за минувший год помещено продолжение статьи свящ. И. Васильева: «Обозрѣніе языческихъ обрядовъ, суевѣрій и вѣрованій вотяковъ казанской и вятской губерній», о начале которой нами был дан отзыв в ІV выпуске «Жив. Старины» 1906 г. В новых четырех главах (12-16) автор дает обстоятельные сведения о молениях посемейных (постоянных, непостоянных и случайных) и брачных. В последней главе о. Васильев, между прочим, говорит, что «вотяки избегают всячески бездетства, посему стараются преимущественно брать снох из беременных девушек, что служит доказательством способности к чадородию» (стр. 267). Этим он подтверждает сделанное и другими исследователями вотяцкого быта наблюдение о полной свободе добрачных отношений для вотяцких девушек. Напрасно только автор смотрит на этот пережиток коммунального брака с точки зрения «отступления от чистоты нравственности христианской» и называет добрачное поведение девушек «блудною жизнью», с представлением о которой вовсе не вяжется констатированный теми же исследователями факт, что вотячки, по выходе замуж, отличаются верностью своим мужьям (см. Энциклоп. Слов. Брокгауза, т. VII, ст. П. Матвѣева: «Вотяки», стр. 327).
В том же выпуске (стр. 249-252) находим сделанное г. Н. Н. Пантусовым описание древней и притом единственной национальной киргизской игры под названием «тогузъ кумалакъ», что, по объяснению Н. Ф. Катанова, значит «9 шариков бараньего или овечьего кала, употребляемых для игры или гадания». К описанию приложены два рисунка, изображающие одно из «орудий игры»: четырехугольную доску с 18 продолговатыми и двумя круглыми лунками («казанами»).
В приложении продолжается печатанием указатель к «Извѣстіямъ» за 1878-1905 гг. (томы I-XXI), составленный, как сказано на обложке, действ. членом Общества И. В. Альфонсовым, а на самом деле представляющий собою сплошную перепечатку обложек «Извѣстій» за указанные годы, с порядковой нумерацией статей, без какой бы то ни было систематизации библиографического материала, что является, по нашему мнению, существенным недостатком этого указателя.
Эд. Пекарский
/Живая Старина. Періодическое изданіе Отделенія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С.-Петербургъ. 1907. С. 1-2./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава
wtorek, 8 listopada 2022
ЎЎЎ 1. Эдуард Пякарскі. Извѣстія... Т. ХХІІ, вып. 1 и 3. Казань. 1906. Сш. 1. Койданава. "Кальвіна". 2022.
Извѣстія Общества Археологіи, Исторіи и Этнографіи при Императорскомъ Казанскомъ Университетѣ. Т. XXII, вып. 1 и 3. Казань. 1906.
В указанных выпусках «Извѣстій», в специальном отделе, отводимом редакцией «этнографическим материалам», помещены две статьи, касающиеся до сих пор еще мало исследованных в этнографическом отношении народностей: 1) «Этнографическій очеркъ Мильковича, писателя (?) конца XVIII в., о чувашахъ», с предисловием Н. В. Никольского (вып. I, стр. 34-67) и 2) «Обозрѣніе языческихъ обрядовъ, суевѣрій и вѣрованій вотяковъ казанской и вятской губерній» свящ. И. Васильева (вып. 3, стр. 185-219).
Очерк уездного землемера Мильковича о «бытѣ и вѣрованіяхъ чувашъ Симбирской губерніи» не представляет чего-либо нового в этнографической литературе: он уже дважды появлялся в печати, но в измененном против оригинала виде и с искажениями чувашского текста, и только теперь впервые печатается первоначальный текст очерка, причем г. Никольским дана, в примечаниях, реставрация чувашского текста рукописи в современной транскрипции. В состав «очерка» входит краткое (стр. 60-63) извлечение из описания казанской губернии, сделанного Мильковичем в 1804 году и заключающего некоторые новые сведения, в том числе предание о князе Пулате.
Статья о. И. Васильева приобретает особую ценность и интерес в виду поставленной автором самому себе цели: «выяснить темное в сочинениях и статьях по этнографии вотяков, исправить ошибочное и дополнить сказанное остающимися в неизвестности обрядами и верованиями этого народа, изложив все в более строгой системе». Нельзя не согласиться с автором, что и для духовенства, преследующего свои специальные цели «укрепления христианства» и ведущаго «противоязыческую полемику», «изучение обрядов, суеверий и верований вотяков представляется весьма необходимым» (стр. 185, предисловие). В 3-ем выпуске «Извѣстій» помещено лишь начало работы о. Васильева, содержащее первые одиннадцать глав (религия вотяков, понятие о Боге, космогонические воззрения, вотяцкие жрецы, действующие лица при молениях, моления общие и родовые — постоянные, непостоянные и случайные).
В том ж 3-ем выпуске (стр. 149-163) необходимо отметить имеющую специальный интерес статью С. Н. Введенского: «О значеніи слова γύрα у Константина Багрянороднаго», как новую попытку решения вопроса, над разъяснением которого до сих пор тщетно трудились очень многие выдающиеся исследователи русской старины.
Эд. Пекарский
/Живая Старина. Періодическое изданіе отделенія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. IV. С.-Петербургъ. 1906. С. 59-60./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава