środa, 9 listopada 2022

ЎЎЎ 2. Эдуард Пякарскі. Извѣстія... Т. ХХІІ, вып. 4. Казань. 1906. Сш. 2. Койданава. "Кальвіна". 2022.





 

    Извѣстія Общества Археологіи, Исторіи и Этнографіи при Императорскомъ Казанскомъ Университетѣ. Т. XXII, вып. 4. Казань. 1906.

    В отделе «этнографическихъ матеріаловъ» четвертого выпуска «Извѣстій» за минувший год помещено продолжение статьи свящ. И. Васильева: «Обозрѣніе языческихъ обрядовъ, суевѣрій и вѣрованій вотяковъ казанской и вятской губерній», о начале которой нами был дан отзыв в ІV выпуске «Жив. Старины» 1906 г. В новых четырех главах (12-16) автор дает обстоятельные сведения о молениях посемейных (постоянных, непостоянных и случайных) и брачных. В последней главе о. Васильев, между прочим, говорит, что «вотяки избегают всячески бездетства, посему стараются преимущественно брать снох из беременных девушек, что служит доказательством способности к чадородию» (стр. 267). Этим он подтверждает сделанное и другими исследователями вотяцкого быта наблюдение о полной свободе добрачных отношений для вотяцких девушек. Напрасно только автор смотрит на этот пережиток коммунального брака с точки зрения «отступления от чистоты нравственности христианской» и называет добрачное поведение девушек «блудною жизнью», с представлением о которой вовсе не вяжется констатированный теми же исследователями факт, что вотячки, по выходе замуж, отличаются верностью своим мужьям (см. Энциклоп. Слов. Брокгауза, т. VII, ст. П. Матвѣева: «Вотяки», стр. 327).

    В том же выпуске (стр. 249-252) находим сделанное г. Н. Н. Пантусовым описание древней и притом единственной национальной киргизской игры под названием «тогузъ кумалакъ», что, по объяснению Н. Ф. Катанова, значит «9 шариков бараньего или овечьего кала, употребляемых для игры или гадания». К описанию приложены два рисунка, изображающие одно из «орудий игры»: четырехугольную доску с 18 продолговатыми и двумя круглыми лунками («казанами»).

    В приложении продолжается печатанием указатель к «Извѣстіямъ» за 1878-1905 гг. (томы I-XXI), составленный, как сказано на обложке, действ. членом Общества И. В. Альфонсовым, а на самом деле представляющий собою сплошную перепечатку обложек «Извѣстій» за указанные годы, с порядковой нумерацией статей, без какой бы то ни было систематизации библиографического материала, что является, по нашему мнению, существенным недостатком этого указателя.

    Эд. Пекарский

    /Живая Старина. Періодическое изданіе Отделенія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С.-Петербургъ. 1907. С. 1-2./

 


 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz