S. Roudenko. Traditions et contes bachkirs. Rennes. 1908. Pag. 19. (Oтд. оттискъ изъ Revue des Traditions Populaires, t. XIII, nos 2-3).
Брошюра г. Руденко содержит в себе ровно 20 мелких (иногда в 3-5 строк) вещиц, относящихся, главным образом, к области верований башкир. За исключением двух или трех рассказов и легенд, записанных путешественниками, все остальные опубликовываются, по словам автора, впервые, несмотря на сравнительное богатство русской литературы о башкирах.
Отметим два недосмотра, объясняемые несомненно тем, что печатание сборника происходило не под личным наблюдением автора. Так, в первом рассказе («Умерщвленный шайтанъ») непонятно заключение: «Вотъ почему нас прозвали: Шайтан Кудейский (происходящий от Кудея)», ибо в рассказе о Кудее вовсе не упоминается. Затем, на стр. 12 сарана названа «луковицей какого-то растения, которое башкиры очень любят», тогда как сарана есть общее название некоторых лилий; съедобными являются луковицы желтой или красной сараны, Lilium martagon.
П. Э.
/Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. IV. 1908. С-Петербургъ. 1909. С. 516./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz