wtorek, 15 listopada 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Артыкулы А. Каўфмана ды В. І. Сергеевіча. Койданава. "Кальвіна". 2022.




 

    Къ вопросу о происхожденіи русской земельной общины. Статья А. Кауфмана. «Русская Мысль» 1907, кн. X-XII.

    Время возникновенія крестьянской поземельной общины. Сообщеніе Члена Государственнаго Совѣта В. И. Сергѣевича въ С.-Петербургскомъ Клубѣ общественныхъ дѣятелей, 7 февраля 1908 г. Книгоиздательство «Сельскаго Вѣстника.» Спб. 1908. Стр. 15.

    Обе статьи касаются одного и того же вопроса. Прогрессивная печать, в свое время, обратила внимание на богатую содержанием и замечательную по обстоятельности изложения и оригинальности взгляда статью г. Кауфмана. О сообщении г. Сергеевича, если не ошибаемся, только в «Новомъ Времени» появилась небольшая сочувственная заметка.

    Оба автора согласны в том, что русская земельная община не есть «первоначальный порядокъ вещей» (Сергеевич), «не есть нечто изначала данное» (Кауфман), но они кардинально расходятся во взглядах на вопрос о причинах ее возникновения. В то время как г. Сергеевич категорически утверждает, что «общинное землевладение возникло... в силу правительственных распоряжений, чтобы было с чего платить подушную подать» (стр. 15), г. Кауфман видит в возникновении русского общинного землевладения «естественную эволюцию земельных отношений. Относясь совершенно отрицательно к мнению, приписывающему правительству роль насадителя этой формы владения землею, и доказывая это целым рядом соображений и исторических справок, г. Кауфман «приходит к тому заключению, что эволюция форм крестьянского землевладения и землепользования и в прошлом не могла быть продуктом административного воздействия, что это последнее могло играть и здесь лишь более или менее случайную, более или менее побочную роль, что оно могло, в известных случаях, только ускорять естественную эволюцию, но не в состоянии было навязать крестьянской жизни чуждые и нежелательные ей формы». Противоположный взгляд г. Сергеевича объясняется, по-видимому, тем, что он слишком большое значение придает разным документам, «на основании которых (будто бы) можно ясно определить характер нашего древнего землевладения и время, когда стала слагаться община» (стр. 5). Можно думать, что статья г. Кауфмана осталась совершенно незамеченною г. Сергеевичем, иначе он счел бы себя обязанным отметить мнение первого, подкрепленное многочисленными вескими доказательствами, о возможности неизбежных ошибок при попытке «реконструировать генезис и исторический ход развития земельной общины» на основании документального, архивного материала.

    Кто даст себе труд прочесть статью г. Кауфмана, тот не пожалеет затраченного на ее прочтение времени. Желательно было бы видеть статью в отдельном издании в видах распространения среди читающей публики научно-обоснованного взгляда на вопрос о генезисе и эволюции земельной общины и общинно-уравнительных форм пользования землею.

    Нельзя не отметить непомерно высокую цену брошюры г. Сергеевича: 30 к. за 15 страниц, напечатанных притом довольно крупным шрифтом.

    Э. П.

    /Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. II. С.-Петербургъ. 1908. C. 249-250./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 






















Brak komentarzy:

Prześlij komentarz