wtorek, 1 listopada 2022

ЎЎЎ 1. Эдуард Пякарскі. Паткановъ С. Опытъ географіи и статистики тунгусскихъ племенъ Сибири... Ч. I. СПб 1906. Сш. 1. Койданава. "Кальвіна". 2022.

 


 

    Паткановъ, С. Опытъ географіи и статистики тунгусскихъ племенъ Сибири, на основаніи данныхъ переписи населенія 1897 г. и другихъ источниковъ. (Съ приложеніемъ къ II ч. трехъ племенныхъ картъ). Часть I, выпуски 1-ый и 2-ой. Тунгусы собственно. Спб. 1906. Стр. XII + 26 +175 -+- 283. („Записки Императорскаго Русск. Геогр. Общества по отдѣленію этнографіи”. Т. XXXI, ч. I, вып. 1 и 2, подъ ред. И. И. Веселовскаго).

    Новая монография г. Патканова, посвященная географии и статистике тунгусских племен Сибири, есть только часть предпринятого автором обширного труда, который «должен состоять из шести томов, сообразно шести более важным племенным группам Сибири (палеоазиаты, тунгусы, тюрки, монголы, финны и самоеды, русские и прочие)». В этом труде «имеют быть изложены сведения касательно распределения каждой племенной группы и отдельных ее ветвей по всей территории, где они обитают, данные о численности их в отдельных районах и речных бассейнах и в целой стране в нынешнее время, и выводы из сопоставления этих данных с таковыми за прежнее время, выводы, которые могут пролить свет на характер прироста, на вопрос о вымирании и на другие явления, способствующие изменению численности отдельных племен, каковы эмиграция, ассимиляция и т. д. Кроме того, в каждом томе труда будут приведены интересные и совершенно новые данные касательно численности представителей разных языков, религий, сословий у отдельных племен с распределением их по территории Сибири, а также списки родов бродячих и кочевых инородцев с показанием их численности и мест обитания. Для полноты изложения в нем будут приведены и самые краткие сведения о занятиях, образе жизни и обычаях каждой народности.

    Чтобы географические сведения, изложенные в этом труде, сделать более наглядными, к каждому тому будет приложена племенная карта (или их несколько), на которой будут нанесены места обитания рассматриваемых народностей и целых племенных групп» (Предисловие, IX-X).

    Из приведенной цитаты читатель может усмотреть, насколько богаты содержанием имеют быть предположенные автором исследования. Имя автора служит порукою тому, что начертанный в предисловии план будет им строго выдержан на протяжении всего обширного труда. В строгом соответствии с общим планом составлены и лежащие пред нами первые выпуски монографии о тунгусах.

    Задуманный автором «первый опыт исследования в области географии и статистики туземных племен Сибири» представляет собою, в свою очередь, часть целой серии друг друга пополняющих трудов, в которую должны войти еще: «полные списки населенных мест Сибири, в которых обитают инородцы, с показанием численности в них представителей отдельных народностей» и «подробная племенная карта Сибири с обстоятельными к ней объяснениями» (Предисловие, IX).

    Главным источником для указанных трудов служил подлинный переписной материал, детально разработанный автором для достижения поставленной им себе специальной цели. Благодаря этому, автор может внести массу поправок в наши географическо-статистические и этнографические сведения о разных сибирских народностях.

    Если позволит в будущем время и место, мы еще вернемся к капитальному труду г. Патканова, дающему немало и чисто-этнографического материала. Пока же отметим допущенную автором неточность (стр. 177 вып. 2-го), будто в Якутском округе тунгусское население «почти вполне сохранило родной язык». Как на исключение, автор указывает, со слов г. Майнова, на Кангаласцев западного берега Лены, у которых «в настоящее время уже господствует якутский язык», вытесняющий и по восточному ее берегу тунгусский «не только в качестве разговорного, но и домашнего языка». По словам автора, «владеют якутским языком в качестве разговорного и все кочевые Майские тунгусы и многие другие». На основании моих личным расспросов, я должен сделать здесь существенную поправку: именно кочевые Майские тунгусы не только «владеют якутским языком», но последний сделался их родным языком, так как свой, тунгусский, они давно забыли и сами про себя говорят, что они «только по названию тунгусы, а в действительности они настоящие якуты» как по языку, так и по образу жизни. В подтверждение сказанного могу сослаться на отчет моего товарища по Нелькано-Аянской экспедиции, В. М. Ионова, который сообщает следующее:

    «Все тунгусы по Мае подверглись в большей или меньшей степени сильному влиянию якутов (объякучиванию), как в материальной обстановке, так и в языке. По верхнему течению Маи можно встретить тунгусов, плохо говорящих по-якутски, но ближе к Алдану они уже давно забыли свой родной язык и говорят только по-якутски. Здесь вся материальная обстановка до того чисто якутская, что в юрте такого тунгуса совершенно забываешь, что находишься среди тунгусов» („Изв. Общ. Арх., Ист. и Этн. при Имп. Каз. Унив.“ Т. XX, вып. 4 и 5, Каз. 1904: Поѣздка къ майскимъ тунгусамъ В. М. Іонова, стр. 166).

    Странно, что в переписной материал могла вкрасться столь крупная ошибка в определении языка, который должен быть признан родным для нескольких кочевых родов Майских тунгусов.

    Что касается бродячих Майских тунгусов, то относительно их действительно можно сказать, что они вполне сохранили свой родной язык, хотя и владеют все, за исключением немногих женщин, якутским языком, играющим роль международного при сношениях с разными народностями Якутского края.

    Эд. Пекарский

    /Живая Старина. Періодическое изданіе отделенія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. IІI. С.-Петербургъ. 1906. С. 44-46./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава.

 

 

    Серафим (Серовбе) Керопович Патканов (Патканян) - род. 28 июля (9 августа) 1860 г. в Санкт-Петербурге. В 1885 г. окончил естественный разряд физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и со степенью коллежского секретаря служил в Министерстве государственных имуществ. Получил длительную командировку в Сибирь для научных изысканий. Принимал непосредственное участие в составлении этнографической карты России. 6 февраля 1891 г. был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. В 1905 г. он был удостоен Большой золотой медали за труд «Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири» и по совокупности предыдущих исследований. Умер 18 мая 1918 г. в Петрограде, Советская Россия, от голода. Похоронен в той части Смоленского армянского кладбища, которую в советское время срыли и превратили в стадион.

    Айсыта Арарацкаеня,

    Койданава

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz