В. Харузина. Замѣтки по поводу употребленія слова: фетишизмъ.
Время от времени г-жа Харузина дает на страницах «Этнографическаго Обозрѣнія» обстоятельные статьи, посвященные отдельным вопросом этнографии. В прошлом году (Жив. Стар. 1907, вып. II) мы имели удовольствие дать краткий отзыв о ее статье: «Къ вопросу о почитаніи огня». Ныне обращаем внимание читателя на новую статью г-жи Харузиной, касающуюся употребления слов: фетиш, фетишизм. Несмотря на широкое распространение этих терминов — казалось бы, для всех понятных — и в ученой литературе и в обиходной жизни не всеми, однако, вкладывается в них одинаковое содержание. Г-жа Харузина приводит целый ряд цитат из трудов разных ученых исследователей, в доказательство того, как различно понимаются каждым из них указанные термины. Пред нами проходят имена: де-Бросса, введшего в употребление слово «фетиш», Конта, Леббока, Герберта Спенсера, Вайца, Тэйлора, Шульце, Шурца, Штернберга, де Миллуэ... Каждый из них внес свою лепту в определения фетиша и фетишизма, часто противоречивые, которые г-жа Харузина суммирует в следующих шести пунктах:
«1) в фетишизме видели одно из низких проявлений религиозного мышления; 2) признавали в нем отправную точку религиозных верований; 3) в фетише усматривали предмет или выбранный случайно и произвольно, или пользующийся почитанием в грубой материальной форме; 4) отличительной чертой фетиша считали то, что обладание им будто бы дает власть над божеством, которое он представляет; 5) некоторые ученые, желая осмыслить почитание предметов, именуемых фетишами, и объяснить более высокие формы т. наз. фетишистского культа, видели в фетише лишь обиталище духа, который или сам вселился в данный предмет или вселен в него посторонней силой (напр. жреца, шамана и пр.) посредством магических или других действий, мольбы и пр.; 6) фетиш есть предмет, почитаемый как персонифицированный, оживленный жизненным началом, желающий и действующий сам по себе или потому, что он сам и его «божественная» сущность составляют, по представлениям его почитателя, нечто неделимое» (стр. 85).
Подвергнув па следующих страницах все эти столь разнообразные взгляды детальному разбору и остановившись особенно подробно на пользующихся культом человеческих изображениях, к которым слово фетиш приурочивалось в литературе с такою же «необычною легкостью», как и слово «идол», автор в заключение приводит следующую цитату из «Исторіи первобытной культуры» Шурца (стр. 570): «Тот, кто постарается основательно ознакомиться с тем, что такое фетишизм, без труда увидит, что здесь нет сколько-нибудь определенного понятия, а только такие слова, которыми, в случае надобности, можно замаскировать недостаток более ясного разумения дела». Заканчивает свою статью г-жа Харузина словами одного миссионера, который на поставленный им вопрос: «что такое фетишизм?» допускает один ответ: «Вопреки всем определениям, даваемым в словарях, вопреки религиозным классификациям — мы ответим пока, что мы не знаем о нем ничего».
Обстоятельно обосновать этот взгляд и было задачей г-жи Харузиной. Выполнена она с обычною для автора старательностью и полнотой.
Э. П.
/Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. IV. 1908. С-Петербургъ. 1909. С. 503-504./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава
Вера Николаевна Харузина род. 17 сентября 1866 г. в Москве, в купеческой семье. Окончила московскую классическую женскую гимназию С. Н. Фишер. Была слушателем курсов лекций по истории, этнографии и археологии в учебных заведениях Германии (1882), Франции (1892), Австрии (1901). С 1907 года, как профессор этнографии, читала лекции на Женских высших курсах, с 1911 г. в Московском археологическом институте, а с 1927 — в Московском университете. Умерла 17 мая 1931 г. и похоронена в Москве на кладбище Донского монастыря.
Лукиана Людазнавец,
Койданава
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz