sobota, 19 listopada 2022

ЎЎЎ 3. Эдуард Пякарскі. Харузіна В. Нататка наконт ужываньня слова : фэтышызм. Койданава. "кальвіна". 2022.



 

    В. Харузина. Замѣтки по поводу употребленія слова: фетишизмъ.

    Время от времени г-жа Харузина дает на страницах «Этнографическаго Обозрѣнія» обстоятельные статьи, посвященные отдельным вопросом этнографии. В прошлом году (Жив. Стар. 1907, вып. II) мы имели удовольствие дать краткий отзыв о ее статье: «Къ вопросу о почитаніи огня». Ныне обращаем внимание читателя на новую статью г-жи Харузиной, касающуюся употребления слов: фетиш, фетишизм. Несмотря на широкое распространение этих терминов — казалось бы, для всех понятных — и в ученой литературе и в обиходной жизни не всеми, однако, вкладывается в них одинаковое содержание. Г-жа Харузина приводит целый ряд цитат из трудов разных ученых исследователей, в доказательство того, как различно понимаются каждым из них указанные термины. Пред нами проходят имена: де-Бросса, введшего в употребление слово «фетиш», Конта, Леббока, Герберта Спенсера, Вайца, Тэйлора, Шульце, Шурца, Штернберга, де Миллуэ... Каждый из них внес свою лепту в определения фетиша и фетишизма, часто противоречивые, которые г-жа Харузина суммирует в следующих шести пунктах:

    «1) в фетишизме видели одно из низких проявлений религиозного мышления; 2) признавали в нем отправную точку религиозных верований; 3) в фетише усматривали предмет или выбранный случайно и произвольно, или пользующийся почитанием в грубой материальной форме; 4) отличительной чертой фетиша считали то, что обладание им будто бы дает власть над божеством, которое он представляет; 5) некоторые ученые, желая осмыслить почитание предметов, именуемых фетишами, и объяснить более высокие формы т. наз. фетишистского культа, видели в фетише лишь обиталище духа, который или сам вселился в данный предмет или вселен в него посторонней силой (напр. жреца, шамана и пр.) посредством магических или других действий, мольбы и пр.; 6) фетиш есть предмет, почитаемый как персонифицированный, оживленный жизненным началом, желающий и действующий сам по себе или потому, что он сам и его «божественная» сущность составляют, по представлениям его почитателя, нечто неделимое» (стр. 85).

    Подвергнув па следующих страницах все эти столь разнообразные взгляды детальному разбору и остановившись особенно подробно на пользующихся культом человеческих изображениях, к которым слово фетиш приурочивалось в литературе с такою же «необычною легкостью», как и слово «идол», автор в заключение приводит следующую цитату из «Исторіи первобытной культуры» Шурца (стр. 570): «Тот, кто постарается основательно ознакомиться с тем, что такое фетишизм, без труда увидит, что здесь нет сколько-нибудь определенного понятия, а только такие слова, которыми, в случае надобности, можно замаскировать недостаток более ясного разумения дела». Заканчивает свою статью г-жа Харузина словами одного миссионера, который на поставленный им вопрос: «что такое фетишизм?» допускает один ответ: «Вопреки всем определениям, даваемым в словарях, вопреки религиозным классификациям — мы ответим пока, что мы не знаем о нем ничего».

    Обстоятельно обосновать этот взгляд и было задачей г-жи Харузиной. Выполнена она с обычною для автора старательностью и полнотой.

    Э. П.

    /Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. IV. 1908. С-Петербургъ. 1909. С. 503-504./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 

    Вера Николаевна Харузина род. 17 сентября 1866 г. в Москве, в купеческой семье. Окончила московскую классическую женскую гимназию С. Н. Фишер. Была слушателем курсов лекций по истории, этнографии и археологии в учебных заведениях Германии (1882), Франции (1892), Австрии (1901). С 1907 года, как профессор этнографии, читала лекции на Женских высших курсах, с 1911 г. в Московском археологическом институте, а с 1927 — в Московском университете. Умерла 17 мая 1931 г. и похоронена в Москве на кладбище Донского монастыря.

    Лукиана Людазнавец,

    Койданава

 


















 



















 




Brak komentarzy:

Prześlij komentarz