wtorek, 8 listopada 2022

ЎЎЎ 1. Эдуард Пякарскі. Извѣстія... Т. ХХІІ, вып. 1 и 3. Казань. 1906. Сш. 1. Койданава. "Кальвіна". 2022.





 

    Извѣстія Общества Археологіи, Исторіи и Этнографіи при Императорскомъ Казанскомъ Университетѣ. Т. XXII, вып. 1 и 3. Казань. 1906.

    В указанных выпусках «Извѣстій», в специальном отделе, отводимом редакцией «этнографическим материалам», помещены две статьи, касающиеся до сих пор еще мало исследованных в этнографическом отношении народностей: 1) «Этнографическій очеркъ Мильковича, писателя (?) конца XVIII в., о чувашахъ», с предисловием Н. В. Никольского (вып. I, стр. 34-67) и 2) «Обозрѣніе языческихъ обрядовъ, суевѣрій и вѣрованій вотяковъ казанской и вятской губерній» свящ. И. Васильева (вып. 3, стр. 185-219).

    Очерк уездного землемера Мильковича о «бытѣ и вѣрованіяхъ чувашъ Симбирской губерніи» не представляет чего-либо нового в этнографической литературе: он уже дважды появлялся в печати, но в измененном против оригинала виде и с искажениями чувашского текста, и только теперь впервые печатается первоначальный текст очерка, причем г. Никольским дана, в примечаниях, реставрация чувашского текста рукописи в современной транскрипции. В состав «очерка» входит краткое (стр. 60-63) извлечение из описания казанской губернии, сделанного Мильковичем в 1804 году и заключающего некоторые новые сведения, в том числе предание о князе Пулате.

    Статья о. И. Васильева приобретает особую ценность и интерес в виду поставленной автором самому себе цели: «выяснить темное в сочинениях и статьях по этнографии вотяков, исправить ошибочное и дополнить сказанное остающимися в неизвестности обрядами и верованиями этого народа, изложив все в более строгой системе». Нельзя не согласиться с автором, что и для духовенства, преследующего свои специальные цели «укрепления христианства» и ведущаго «противоязыческую полемику», «изучение обрядов, суеверий и верований вотяков представляется весьма необходимым» (стр. 185, предисловие). В 3-ем выпуске «Извѣстій» помещено лишь начало работы о. Васильева, содержащее первые одиннадцать глав (религия вотяков, понятие о Боге, космогонические воззрения, вотяцкие жрецы, действующие лица при молениях, моления общие и родовые — постоянные, непостоянные и случайные).

    В том ж 3-ем выпуске (стр. 149-163) необходимо отметить имеющую специальный интерес статью С. Н. Введенского: «О значеніи слова γύрα у Константина Багрянороднаго», как новую попытку решения вопроса, над разъяснением которого до сих пор тщетно трудились очень многие выдающиеся исследователи русской старины.

    Эд. Пекарский

    /Живая Старина. Періодическое изданіе отделенія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. IV. С.-Петербургъ. 1906. С. 59-60./

 



 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz