poniedziałek, 21 listopada 2022

ЎЎЎ 2. Эдуард Пякарскі. S. Matusiak. Kwartalnik Etnograficzny "Lud". Сш. 2. Койданава. "Кальвина". 2022.



 

    Kwartalnik etnograficzny „Lud“. Organ towarzystwa ludoznawczego. Założony przez Antoniego Kalinę. Pod redakcyą Szymona Matusiaka. Tom XIV. We Lwowie. MCMYIII.

    В IV вып. «Живой Старины» за мин. год мы дали краткую заметку об обширной статье г. Матусяка: «Польскій Олимпъ по Длугошу», помещенной в XIV томе львовского этнографического журнала «Lud» (Народ). Ниже мы даем перечень главнейших статей, содержащихся в том же томе, состоящем всего из трех тетрадей в двух книжках и вмещающем 311 страниц in 8°. Каждая книжка заключаете в себе отделы: 1) Рассуждения. 2) Материалы и исследования. 3) Критика и библиография.

    Первый отдел, самый важный и интересный, открывается небольшою статьей С. Матусяка: «Для чего мы занимаемся народоведением?» В ней автор старается дать посильный ответ на неясный для многих вопрос, поставленный в заголовке статьи. Г-ну Матусяку в этом же отделе принадлежат еще статьи: «Что думать о Краке?» и «Перун и Перкун»; в первой автор устанавливает действительное существование Крака — основателя г. Кракова, а во второй тожественность божеств: Перуна (у славян) и Перкуна (у литовцев). Из других авторов дали свои статьи и заметки: М. Яник — «Роскошь в творениях Николая Рея» — отца польской литературы (1507-1569 гг.), В. Працкий — «Слесинский говор» (автор довольно подробно знакомит с особенностями говора в местечке Слесине Конинского у., Калишской губ., и его окрестностях, чему помогает приложенный в конце статьи словарь), Ф. Смоленский — о «Втором международном археологическом конгрессе» и, наконец, Ю. Клейнер — «Следы анимизма в народных сравнениях» (по поводу книги д-ра Meulen’a: Die Naturvergleiche in den Liedern und Totenklagen der Litauer).

    Второй отдел посвящен исключительно материалам по польской этнографии: тут мы находим небольшие статьи и мелкие заметки разных авторов по языку, свадебным обычаям, материальному быту и фольклору; некоторые статьи снабжены рисунками в тексте.

    В отделе критики обращает на себя внимание данный проф. Яном Лосем подробный разбор книги Н. Жмигродзкого: «Народ Польши и Руси среди славян и арийцев. Книга I. Свадебные обряды» (Краков. 1907). Главный недостаток книги, которою, судя по заглавию, заинтересуется «каждый, кто принимает близко к сердцу развитие польского фольклора», г. Лось видит в том, что автор, вместо того, чтобы дать своим читателям синтез обильного материала, разбросанного в многочисленных статьях и монографиях, пускается в область малообоснованных и ныне отвергнутых наукою этнологических обобщений.

    Э. П.

    /Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С-Петербургъ. 1909. С. 117-118./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 






Brak komentarzy:

Prześlij komentarz