Kwartalnik etnograficzny „Lud“. Organ towarzystwa ludoznawczego. Założony przez Antoniego Kalinę. Pod redakcyą Szymona Matusiaka. Tom XIV. We Lwowie. MCMYIII.
В IV вып. «Живой Старины» за мин. год мы дали краткую заметку об обширной статье г. Матусяка: «Польскій Олимпъ по Длугошу», помещенной в XIV томе львовского этнографического журнала «Lud» (Народ). Ниже мы даем перечень главнейших статей, содержащихся в том же томе, состоящем всего из трех тетрадей в двух книжках и вмещающем 311 страниц in 8°. Каждая книжка заключаете в себе отделы: 1) Рассуждения. 2) Материалы и исследования. 3) Критика и библиография.
Первый отдел, самый важный и интересный, открывается небольшою статьей С. Матусяка: «Для чего мы занимаемся народоведением?» В ней автор старается дать посильный ответ на неясный для многих вопрос, поставленный в заголовке статьи. Г-ну Матусяку в этом же отделе принадлежат еще статьи: «Что думать о Краке?» и «Перун и Перкун»; в первой автор устанавливает действительное существование Крака — основателя г. Кракова, а во второй тожественность божеств: Перуна (у славян) и Перкуна (у литовцев). Из других авторов дали свои статьи и заметки: М. Яник — «Роскошь в творениях Николая Рея» — отца польской литературы (1507-1569 гг.), В. Працкий — «Слесинский говор» (автор довольно подробно знакомит с особенностями говора в местечке Слесине Конинского у., Калишской губ., и его окрестностях, чему помогает приложенный в конце статьи словарь), Ф. Смоленский — о «Втором международном археологическом конгрессе» и, наконец, Ю. Клейнер — «Следы анимизма в народных сравнениях» (по поводу книги д-ра Meulen’a: Die Naturvergleiche in den Liedern und Totenklagen der Litauer).
Второй отдел посвящен исключительно материалам по польской этнографии: тут мы находим небольшие статьи и мелкие заметки разных авторов по языку, свадебным обычаям, материальному быту и фольклору; некоторые статьи снабжены рисунками в тексте.
В отделе критики обращает на себя внимание данный проф. Яном Лосем подробный разбор книги Н. Жмигродзкого: «Народ Польши и Руси среди славян и арийцев. Книга I. Свадебные обряды» (Краков. 1907). Главный недостаток книги, которою, судя по заглавию, заинтересуется «каждый, кто принимает близко к сердцу развитие польского фольклора», г. Лось видит в том, что автор, вместо того, чтобы дать своим читателям синтез обильного материала, разбросанного в многочисленных статьях и монографиях, пускается в область малообоснованных и ныне отвергнутых наукою этнологических обобщений.
Э. П.
/Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С-Петербургъ. 1909. С. 117-118./
Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
Кэскилена Байтунова-Игидэй,
Койданава
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz