środa, 9 listopada 2022

ЎЎЎ 2. Эдуард Пякарскі. Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Приамурскаго Отдѣла ИРГО. Сш. 2. Койданава. "Кальвіна". 2022.





 

    Труды Троицкосавско-Кяхтинскаго Отдѣленія Пріамурскаго Отдѣла Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Т. VII. Вып. 3, 1904 Спб. 1905. Стр. 224.

    Почти три пятых третьего выпуска «Трудовъ» занимает антрополого-этнологический очерк Ю. Д. Талько-Грынцевича: «Къ антропологіи тунгусовъ. Иройскіе хамнеганы». Труду своему автор предпосылает краткие этнографические сведения (гл. I), собранные им среди иройских тунгусов, «обыкновенно называемых „хамнеганами» (чертовыми людьми), живущих в северо-восточной части Монголии по р. Иро. В «антропологическомъ очеркѣ» (гл. II) автор приходит к заключению, что «до настоящего времени антропология не изучила и не знает каких бы то ни было общих признаков, характеризующих тунгусское племя... Также остается открытым и ожидает окончательного разрешения вопрос о том, составляют ли тунгусы отдельную расу или принадлежат к монгольской». Полагая, что изучению среднего типа тунгуса и особенностей этого типа может помочь «лишь более подробное антропологическое исследование отдельных групп», автор и предпринял свои «антропологические исследования» иройских хамнеган (гл. III), распадающиеся на две части: описательную (стр. 92-110) и антропометрическое исследование (стр. 110-193). Собранные автором данные позволяют ему не только установить несомненную принадлежность (по происхождению) иройских хамнеган к общему тунгусскому племени, распространенному от Енисея до Восточного океана, но и нарисовать общую характеристику исследованных тунгусов, отличающую их от ближайших соседей (разных групп тунгусов, халхасцев, бурят, северных китайцев и якутов). В конце приложен подробный перечень источников, которыми пользовался автор при составлении своего обстоятельного очерка.

    Отметим небольшую, но не лишенную этнографического интереса статью г-жи А. Д. Корнаковой: «Поѣздка къ хубилгану-бакши (перерожденецъ, святой учитель) Долцунъ-Гыгэну» (стр. 57-65), в которой подробно описана церемония совершенного ламайским жрецом молебствия. Чтение статьи несколько затрудняется встречающимися в тексте монгольскими словами (ходакъ, уртонъ, гыгэнъ, очиръ и пр.), оставленными автором почему-то без всякого объяснения.

    Э. П.

    /Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С.-Петербургъ. 1907. С. 2-3./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 

    Юлиан Доминикович Талько-Гринцевич – род. 6 (12) августа 1850 г. в имении Рукшаны Ковенского уезда и губернии Российской империи. В 1876 г. окончил врачебный факультет Киевского университета. Занимался врачебной практикой в Забайкальской области Российской империи, возглавлял музей Троицко-Кяхтинского Отдела Императорского Русского Географического Общества, был правителем дел общества. С 1908 г. профессор антропологии Ягелонского университета в Кракове. У 1911 г. организовал кафедру антропологии в Виленском университете. Автор трудов па гигиене, антропологии и археологии где упоминаются белорусы, якуты и тунгусы. Умер 26 апреля 1936 г. в Кракове.

    Вальжина Чэрап,

    Койданава

 










Brak komentarzy:

Prześlij komentarz