czwartek, 17 listopada 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. М. А. Энгельгард. Шкодныя ды дабрародныя расы. Койданава. "Кальвіна". 2022.



 

    М. А. Энгельгардтъ. Вредныя и благородныя расы. Спб. 1908 Стр. 40. Ц. 15 коп.

    С большим интересом читается популярно написанная брошюра г. Энгельгардта, задавшегося целью разобраться в противоречивых взглядах разных ученых на понимание термина «раса». Автор, прежде всего, останавливается на попытках «связать с определенным соматическим (физическим) типом расы определенный тип моральных и интеллектуальных свойств», т.-е. «по соматическим признакам определять признаки психические». Тщательный анализ этих попыток приводит автора к заключению, что «во всяком случае никакой связи между соматическими расовыми признаками и психическим типом мы установить не можем» и что «вообще нельзя установить определенного физического (соматического) типа, соответствующего определенному психическому типу». По определению автора, расовый признак есть признак «прирожденный» и «наследственный», независимый от внешних условий и неизменный. «Негр во всех климатах будет родиться черным, и, сколько бы поколений негров ни сменилось в умеренной стране, они будут родить черных детей... Расы вымирают в борьбе с другими расами (старыми или вновь возникающими); но не изменяются» (стр. 15). Не мало места уделяет г. Энгельгардт вопросу о смешении рас: в то время как данных о вреде этого смешения почти нет, если не считать беглых наблюдений туристов и путешественников, — в пользу благотворного влияния скрещивания рас данных так много, что о превосходстве «чистой расы», каковою считается по преимуществу арийская, не может быть и речи. Теория благородства арийской расы, в смысле ее морального и интеллектуального превосходства, не выдерживает критики, так как «никакого соотношения (курсив автора) между количеством арийского элемента в составе нации и даровитостью этой нации не обнаруживается» (стр. 32).

    В результате изложения вывод о несостоятельности разделения рас на «благородные» и «неблагородные» напрашивается сам собою.

    Книжку г. Энгельгардта прочтут с пользой не только обыкновенные читатели, но и очень многие газетные и журнальные публицисты, смешивающие сплошь и рядом понятие о расе с понятием о нации или народности. Не чужд такого смешения, между прочим, известный публицист г. Шарапов.

    Заголовок брошюры не вполне соответствует ее содержанию, и в самой брошюре «благородным» расам везде противополагаются «неблагородные», а не «вредные», как значится на заглавном листе.

    П. Э.

    /Живая Старина. Періодическое изданіе Отдѣленія Этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. III. С-Петербургъ. 1908. С. 377-378./

 

 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 












Brak komentarzy:

Prześlij komentarz