czwartek, 24 listopada 2022

ЎЎЎ Эдуард Пякарскі. Вольска-Калымскі шлях. Койданава. "Кальвіна". 2022.


 

                                                        Ольско-Колымский путь

    Вряд ли какая другая страна так нуждается в улучшении существующих в ней путей сообщения, как Якутская область и входящий в нее составною частью обширный Колымский край. К сожалению, вместо улучшения уже исследованных и так или иначе удовлетворяющих своему назначению путей, изыскиваются новые, дорого стоющие, а может быть и вовсе неосуществимые [* На эту сторону дела читатель найдет некоторые указания в статье Э. П. «Дутыя свѣдѣнія и грандіозные проекты» («Сиб. Вопр.» № 43-44). Ред.], в роде Северного (морского) пути, проектируемого взамен Ольско-Колымского, проложенного 15 лет тому назад доверенными приамурского т-ва В. И. Фефиловым и П. Н. Калинкиным. И действительно, летом сего года до нас дошло известие о предстоящем упразднении этого пути, если только окажется удачным пробный рейс парохода «Сѣверъ», которой должен был доставить из Якутска через Ледовитый океан необходимые для колымчан припасы и тем наглядно доказать возможность северного (морского) пути. В виду этого особую важность приобретают суждения находившегося здесь временно г. Г. Нордштерна, объезжавшего, по поручению благовещенского купца И. Е. Шустова, северо-восточную окраину Сибири с целью ближайшего личного ознакомления и изучения путей сообщения, а также экономического и торгово-промышленного значения края. Результаты своих наблюдений и изысканий г. Нордштерн изложил в особой докладной записке на имя якутского губернатора, к которой приложил: 1) краткое описание Ольско-Колымского пути и проект его усовершенствования и 2) сравнительную таблицу приблизительных биржевых цен на предметы первой необходимости во Владивостоке и Якутске с указанием расходов по доставке их обоими путями: из Владивостока через селение Олу (Приморской обл.) и погост Сеймчан (на р. Колыме) и из Якутска через Ледовитый океан. Содержание записки обнаруживает в ее авторе человека сведущего и делового, который смотрит, так сказать, в корень вещей, разбирая вопрос с точки зрения польз края и насущных интересов местного населения. Соображения и аргументы г. Нордштерна, в силу которых, по его мнению, Ольско-Колымский путь следовало бы и в будущем не только сохранять, но и по возможности улучшать — даже и в том случае, если бы северный (морской) путь оказался вполне доступным — сводятся к следующему: 1) при пользовании Ольско-Колымским путем достигается большая гарантия своевременного снабжения припасами и скорейшая их доставка, 2) упразднение Ольско-Колымского пути грозит полным экономическим расстройством населению сеймчанского района и 3) доставка товаров северным (морским) путем вызовет вздорожание цен на товары в Колымском округе.

    В самом деле, за исключением небольшого громовского парохода «Лена», — говорит г. Нордштерн, — во всем ленском речном флоте нет ни одного судна с должными мореходными качествами. Навигационный период настолько же краток, насколько ничтожно, для океанского парохода, общее количество доставляемого груза. Северный Ледовитый океан сам по себе мало доступен и еще меньше исследован, — точно так же как и бар [* Бар — мелководье против устья реки, образующееся от наносного песка (Акад. слов.). Ред.] реки Колымы. При этом нельзя не призадуматься над вопросом о топливе. Едва ли по побережью Ледовитого океана найдутся для этого дрова, и ими придется запасаться на весь рейс в низовьях Лены, так что одни дрова составят чуть ли не полный груз парохода. За неимением специальных трюмов водяного балласта, пришлось бы принять песок, что опять-таки было бы сопряжено с излишними расходами и потерею времени. Удача экспедиции Норденшельда не предотвратила полного фиаско английской фирмы «Лейтамъ Поппамъ». И если бы пароходу почему-либо не удалось дойти и выгрузиться на устье Колымы, то положение края, лишенного иных путей сообщения, было бы чрезвычайно критическое. Г-н Нордштерн не отрицает, что и на пути Ола-Сеймчан-Колымск возможны различные случайности, но, тем не менее, это направление все же несравненно надежнее проектируемого, в особенности при двукратной за лето доставке. Что касается времени, в которое может быть доставлен груз по тому и другому направлению, то, согласно проекту г. Нордштерна, грузы из Владивостока через Олу получались бы через 3½ - 4 месяца, каковая скорость для северного пути прямо-таки немыслима.

    Для населения Сеймчанского (также и Ольского) района — продолжает г. Нордштерн — транспортирование колымских грузов вопрос жизненный, ибо только посредством этого заработка оно имеет возможность добыть деньги для покупки муки и всех предметов фабрично-заводского производства. Рыбы и пушнины по верхнему течению Колымы мало, продуктов скотоводства едва хватает на собственные потребности, а хлеба и овощи вовсе не культивируются. При таких условиях единственный источник для добывания средств существования — перевозка грузов, и коль скоро он иссякнет, населению придется перекочевать оттуда на новые места.

    Что касается цен на жизненные припасы, то, по мнению г. Нордштерна, кроме некоторых припасов, производимых или добываемых на месте, в Якутском округе — каковы ржаная мука, масло и соль, — все остальные предметы, при условии доставления их через Ледовитый океан, обошлись бы существенно дороже, чем при доставлении из Владивостока через Олу. Это свое положение автор записки подкрепляет внушительными цифровыми данными.

    Являясь горячим и убежденным сторонником Ольско-Кольімского пути, г. Нордштерн в упомянутом выше кратком описании его указывает на некоторые неотложные меры для упорядочения в будущем сообщения по этому направлению. Несмотря на 15-тилетнее существование пути, он поныне находится в самом первобытном состоянии: ни казною, ни населением не сделано решительно ничего для улучшения тракта и сообщения. Поразительна — говорит г. Нордштерн — в этом отношении заспанность и инертность населения; не менее, однако, поражает его и отсутствие у высшей администрации края должной инициативы, полнейшее ее равнодушие к культурным задачам и интересам государства. Результат неустройства пути очевиден: припасы и товары в Колымском крае неимоверно дороги, экономически край регрессирует, а казна за доставку продовольствия переплачивает ежегодно свыше десятка тысяч рублей. Одною из мер, которые следовало бы предпринять в первую очередь, автор считает установление более или менее правильного пароходного сообщения между Ср.-Колымском и Усть-Кырбы — при помощи ли казенного парохода или посредством назначения частному предпринимателю ежегодной правительственной субсидии в размере 5-10 тысяч при условии сдачи ему по определенной цене и на определенный срок доставки казенных грузов для Колымского края. В тесной связи с возникновением пароходства стоит, несомненно, и колонизация этого пустынного доселе округа.

    Мое письмо так разрослось, что я вынужден отказаться от ознакомления читателей с деталями крайне интересного доклада и с остальными предлагаемыми автором мерами для усовершенствования пути по защищаемому им направлению. Ограничусь лишь пожеланием, чтобы доклад г. Нордштерна вызвал со стороны якутского губернатора особенное к себе внимание, вполне им заслуженное в виду практичности и осуществимости излагаемых в нем мероприятий, и не стушевался перед заманчивым, но очень проблематичным проектом открытия северного (морского) пути. Кстати, закончу сообщением, что пароход «Сѣверъ» не дошел до места назначения и, таким образом, не оправдал возлагавшихся на него надежд, как нельзя лучше подтвердив справедливость вышеизложенных доводов г. Нордштерна.

    Z.

    /Сибирскіе Вопросы. №№ 47-48. 16 декабря. С.-Петербургъ. 1908. С. 17-21./

 








 

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.

    Кэскилена Байтунова-Игидэй,

    Койданава

 

 




Brak komentarzy:

Prześlij komentarz