piątek, 12 listopada 2021

ЎЎЎ Дэкрэта Закрыжаваная. Даніла Грамавенка Эпіскап Вілюйскі ды Якуцкі. Койданава. "Кальвіна". 2021.







 



 

    И. А. Вишневский

                                             Архив митрополита Даниила Громовенко

                                          в фонде Белорусского обновленческого синода

    В Национальном историческом архиве Беларуси [* Далее (далей) — НИАБ (НГАБ — Нацыянальны гістарычны архіў Беларусі).] хранятся документы Даниила Громовенко — одного из самых видных белорусских обновленческих иерархов, который являлся митрополитом на протяжении семи лет (1928-1935) и был одним из последних председателей Белорусского православного Священного Синода, ликвидированного в 1935 г.

    Обновленческая церковь — это объединение нескольких реформистских церковных групп, пришедших к центральному управлению в Русской православной церкви (1922) и на протяжении двух десятилетий контролировавших религиозные учреждения СССР [3, с. 501]. Приход обновленцев к управлению церковью был инициирован большевиками с целью раскола и ослабления православной церкви. Обновленцы выступили против восстановления патриаршества в 1918 г., за установление лояльных отношений с Советской властью и изменение традиционных форм религиозной деятельности, не затрагивающих при этом основ вероучения и культа (например, допущение женатого епископата, второбрачия для священников, введение григорианского календаря) [1]. Па протяжении 1926 - 1930-х гг. на территории СССР повсеместно сосуществовали обновленческие и канонические православные, именуемые также «староцерковнические», «тихоновские» (признавшие избрание патриарха Тихона), органы церковного управления.

    Обновленческая церковь в Беларуси начинает оформляться в 1922 г. с возникновением местных учреждений — епархиальных управлений в Могилеве и Витебске (8, с. 114]. Решение о создании ее главного органа — Белорусского православного Священного Синода было принято на Могилевском церковном соборе в 1924 г. Обновленческая церковь в Беларуси (в документах именовалась как Белорусская Православная Церковь, в историографии более известна как Белорусская Автономная Церковь) обладала статусом автономии, будучи ограниченной в своей деятельности Священным Синодом Православных Церквей в СССР в «административном и каноническом единении», в котором церковь находилась [13, л. 1]. В 1935 г. с ликвидацией епархиальных учреждений обновленческая церковь в Беларуси прекратила свое существование.

    Сведения о митрополите Данииле, в основном, представлены в российской и белорусской научно-справочной литературе об обновленческих и репрессированных православных иерархах, в Интернет-ресурсах. Общая биографическая информация о нем приводится в каталоге обновленческих иерархов митрополита Мануила (Лемешевского) (издан в 1956 г.). Сведения о митрополите были дополнены данными «Каталога русских архиереев-обновленцев», опубликованного в новой редакции в составе сборника «„Обновленческий” раскол» [11, с. 736-737], на основании материалов базы данных «Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.)» [4], а также «Общего алфавитного списка православных епископов и раскольнических иерархов 1917-1946 гг.» [31]. Кратко упоминается митрополит Даниил в трудах А. Э. Левитина-Краснова [7, с. 455] и А. И. Кузнецова [6. с. 504], в которых освещается история обновленческого раскола. Сведения о нем как об осведомителе ОГПУ и его судьбе после снятия с должности митрополита имеются в справочном издании Ф. Кривоноса [32, с. 89]. Наиболее полную биографию митрополита приводит Л. Моряков [12, с. 258-259).

    Информацию о Данииле Громовенко можно также найти в монографиях и статьях белорусских исследователей, в которых освещается история православной церкви 1926 - 1930-х гг. и обновленческой в частности. Н. Н. Левчик одна из первых обратилась к личности митрополита, используя материалы НИАБ [8; 9]. Отдельно можно выделить труды церковных исследователей Д. Шиленка [34] и Ф. Кривоноса [5], которые, помимо историографической составляющей для изучения личности митрополита, использовали архивные документы НАРБ, КГБ, НИАБ. Д. Шиленок в своей работе при рассмотрении истории обновленческого раскола в Беларуси в значительной мере использовал документы Даниила Громовенко, которые хранятся в НИАБ, а Ф. Кривонос обратился к следственным материалам по делу митрополита из Центрального архива КГБ.

    Даниил Романович Громовенко (15. 12. 1889 - после 07. 06. 1935) происходил из крестьянской семьи. Приводятся противоречивые данные о месте его рождения: по одним сведениям — он родился в Херсонесе [12, с. 258], по другим — в с. Огородники Слуцкого уезда [34, с. 122]. В 1911 г. закончил Херсонеское духовное училище. В 1913 г. закончил Одесскую духовную семинарию и получил аттестат зрелости Александрийской частной гимназии. Рукоположен в сан иерея в 1915 г. Служил в Иркутске. Благовещенске-на-Амуре, Новосибирске [5. с. 83]. В 1917 г. являлся студентом медицинского факультета Томского университета, куда поступил по личному ходатайству архиепископа Артемия Томского, но в том же году покинул данное учреждение. Приблизительно в это время исполнял обязанности катехизатора окружного миссионера в европейской части России, а с 1916 г. — в Сибири. До 1923 г. служил в с. Вознесенское Томской области. Тогда же «уклонился»» в обновленческий раскол. 23 марта 1923 г. назначен председателем уездного церковного совета г. Тарска. В Сибирской обновленческой округе 12 мая 1923 г. назначен Собором сибирских делегатов епископом Тарским и викарием Омской епархии. Затем, уже будучи женатым на Людмиле Вуколовой, 31 мая того же года хиртонисан в кафедральном соборе Александра Невского в Новониколаевске митрополитом Блиновым и архиепископом Введенским. С 31 мая 1923 г. — епископ Вилюйский и Якутский, с 8 июля 1923 г. — епископ Поморский и Благовещенский, с 16 января 1924 г. — временно управляющий Новониколаевской епархии, с 30 сентября 1924 г. — архиепископ Тобольский. В 1923 и 1925 гг. Даниил присутствовал на обновленческих Поместных соборах [15. л. 17-17 об.].

    В октябре 1925 г. был приглашен на епископскую кафедру в Минск. Однако в Беларусь он прибыл только в феврале следующего года [30, л. 3, 8]. Здесь Даниил развернул деятельность по увеличению числа обновленческих приходов. Представители ОГПУ отмечали: «Человек может и хочет работать. Количество приходов обновленческих значительно возросло и достигает несколько десятков. Даниил энергично разъезжает по приходам, и его поездки всегда удачны» [5, с. 83]. Так, в марте 1927 г. Даниил при помощи милиции подчинил себе Минский Петро-Павловский и Борисовский Воскресенский соборы. О непопулярности таких действий архиепископа среди населения свидетельствует письмо протоиерея В. Тышкевича, отговаривавшего Даниила посещать Червень: «Обстоятельства, сопровождавшие занятие Кафедрального собора, а также — имевшие при посещении Вашим Преосвященством г. Борисова — стали в районе моего прихода злободневным вопросом и обсуждаются на все лады...» [16, л. 1].

    На Минской епископской кафедре Даниил пробыл недолго. В мае 1927 г. в связи с конфликтом с митрополитом Белорусским и Могилевским Иосифом (Кречетовичем) он переезжает в Смоленскую епархию [12, с. 258]. В июне 1928 г. Кречетович из-за конфронтации со Священным Синодом был переведен в Крым и этому, надо отметить, поспособствовал Даниил, который критиковал митрополита в своем письме московскому иерарху А. Введенскому [17, л. 26]. Громовенко был назначен председателем Синода и возведен в сан митрополита. С его назначением Белорусский Синод был переведен в Минск, а сам митрополит разместился в помещении Синода, в доме игуменьи Спасо-Преображенского храма по ул. Интернациональная (на месте бывшего кляштара бенедектинок, сегодня — здание прокуратуры) [5, с. 114].

    Став митрополитом, Даниил для улучшения материального положения Синода пытается активизировать издательскую деятельность. В 1928 г. перестало выходить основное обновленческое периодическое издание «Белорусский православный вестник», и митрополит попытался заменить его бюллетенями, однако и здесь он столкнулся с трудностями, отмечая в своем письме, что «на них (бюллетени. — И. В.) нет денег» [8, с. 119|. В 1929 г. он подготовил «Православный календарь», в котором приводилась краткая история календаря, имелись астрономические примечания, укатывались церковные и светские праздники [30]. Но попытки распространить календарь окончились неудачей, о чем Даниил написал: «Приготовил календарь, напечатал его, и каких трудов и денег это стоило, и вдруг его у меня конфисковали» [8, с. 119).

    Вместе с тем, в 1930-е гг. Даниил сумел наладить крупное производство свечей, лампадного масла и иных церковных принадлежностей, которые продавал не только на территории БССР, но и в других регионах СССР (в Украине, на Северном Кавказе, в Омской, Тюменской епархиях и др.). Также он изготовлял и распространял церковную литературу (молитвы, венчики) [5, с. 177). Надо полагать, делал он это нелегально: «Листовки и другие церковные издания теперь печатать нельзя... Посылаем 100 кратких молитвословов, 15 акафистов и 10 полных акафистов. Убедительно просим ликвидировать возможно скорее... крайне нуждаемся в средствах... просим поддержать в распространении литературы» [20, л. 36].

   В 1928 г., став председателем Синода, на первом заседании Громовенко отметил, что «верит и твердо желает, чтобы жизнь Белорусской Церкви была отзвуком сердечных биений Всесоюзного центра — Синода в Москве» [17, л. 51]. Однако в дальнейшем между митрополитом и Московским Синодом происходит конфронтация. В 1932 г., будучи в Москве на праздновании юбилея обновленчества, он попытался обратить внимание на бедственное положение белорусских обновленцев. Однако, вернувшись, митрополит отозвался о членах Священного Синода Православных церквей в СССР так: «Люди собственного интереса и личного благополучия» [24, л. 32].

    26 января 1935 г., после своего выступления с докладом, митрополит Даниил «за неподчинение Священному Синоду» был снят с должности председателя и исключен из списков обновленческого епископата [25, л. 8]. Как полагают исследователи, он попытался отстоять автономию Белорусского Синода. Некоторое время бывший митрополит продолжал служить в Минском Петро-Павловском соборе. В марте 1935 г. он был арестован за то, что, будучи секретным сотрудником НКВД, «никаких материалов о проводимой церковниками контрреволюционной работе не давал...» [5, с. 177]. Кафедральный собор был закрыт 7 июня 1935 г. Даниила Громовенко «за разглашение не подлежащих оглашению сведений и спекуляцию» приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей [5, с. 178]. Дальнейшая его судьба неизвестна. В 1992 г. Даниил Громовенко был реабилитирован прокуратурой Беларуси [12. с. 259].

    Документы Даниила Громовенко хранятся в фонде НИАБ № 2786 «Белорусский православный Священный Синод» (1922-1935, 608 дел). В 2001 г. в результате переработки описи данного фонда заведующей отделом информационно-поисковых систем Н. Н. Левчик были выделены архив (5 дел) и переписка митрополита Даниила (21 дело), которые следует рассматривав в комплексной связи.

    Архив Громовенко составляют документы о его деятельности как в России, так и Беларуси с 1916 по 1929 гг. Так, период пребывания на Дальнем Востоке представлен тетрадью с надписью «Автокефальная Якутия», датируемой 1922-1923 гг., где приведены заметки Громовенко об обновленчестве, его проповеди, черновые записи [27. л. 1-15]. В архиве также имеются устав пчеловодческого товарищества духовенства Благовещенской епархии за 1916 г. (членом которого, вероятно, был Даниил), клировая ведомостью церкви из Пермской епархии, служебная переписка Тобольского епархиального управления [29]. К периоду служения в Беларуси следует отнести «Православный календарь 1929 г.», проповеди, обращения, прейскуранты на парчу и церковную утварь [30]. Кроме того, имеются вырезки из газет «Амурское эхо» и «Безбожник». Прежде всего это статьи «Что такое тихоновская церковь», ««Об обрядах старых и новых», «Тихон и тихоновщина», отражающие положение церкви в советском обществе и церковное противостояние «тихоновцев» с обновленцами [29. л. 5, 6].

    Отдельно следует отметить фотоальбом Даниила Громовенко [28, л. 1-20]. На фотографиях запечатлены участники Оршанского пленума Синода 1928 г., Гомельского епархиального управления 1929 г., сибирские обновленческие иереи, сам митрополит. Часть фотографий была опубликована в фотоприложении книги Д. Шиленка [34].

    Помимо личного архива, в первой описи имеются материалы переписки Даниила Громовенко со священно- и церковнослужителями, мирянами. Документы переписки Даниила существуют как отдельно, так и присутствуют в делах Синода (1928-1935 гг., 109 дел) и Минского епархиального у правления (1925-1927, 1928-1935 гг., 33 дела), что следует связывать со смешением личных и служебных отношений в его корреспонденции. Переписку Громовенко можно датировать с 1924 по 1935 гг., т. е. с периода замещения им еще Тобольской кафедры. Даниил вел переписку не только по Беларуси, но и за ее пределами. Будучи архиепископом Минским, а позднее митрополитом, он переписывался с иерархами и знакомыми из Тобольска. Омска. Москвы. Ленинграда. Украины и других регионов. Последнее письмо, хранящееся в фонде, адресовано московской знакомой Даниила уже после того, как он был исключен из состава Белорусского Синода [26].

    Все письма Даниила Громовенко, хранящиеся в НИАБ, напечатаны на машинке. Рукописных же документов немного. К ним, например, можно отнести тетрадь с надписью «Автокефальная Якутия» и черновик обращения в Наркомфин в связи с переобложением духовенства налогами [22, л. 59-61 об].

    По переписке митрополита Даниила можно судить, прежде всего, о положении православной церкви в 1920 - 1930-е гг. и обновленческой в частности. Вот что он писал в 1931 г.: «Кроме нашей, в Белоруссии имеются ориентации: Автокефальная во главе с епископом Филаретом и Тихоновско-сергиевского толка, имеющая в Белоруссии 3 епархии... Если у нас осталось к настоящему времени 160 приходов, то сергиевцев, приблизительно 180, а автокефалистов 200... Признаков усиления нетерпимости или сближения представителей других с обновленчеством не замечается. В поисках священников в особо острых случаях миряне обращаются к епископам всех ориентаций. Это явление почти обычное при общем для всех ориентаций недостатке священников» [23, л. 15]. Помимо этого, переписка Даниила позволяет рассмотреть положение обновленческого духовенства. Так, в 1930 г. о материальном положении духовенства в Минске Громовенко писал: «Мы очень бедны. Живем чрезвычайно скудно. Достаточно сказать вам, что наши соборные священники получают от 6 до 9 рублей в месяц и ничего более» [20. л. 13], что говорит о непопулярности обновленческой церкви среди населения. В трудном наложении находился обновленческий и Синод, о чем Громовенко зафиксировал в докладе на майском пленуме 1929 г.: «Нет средств. Нет возможности уплачивать жалованье служащим... Поступления с мест или вовсе не бывают, или незначительны» [18, л. 9 об] (Синод содержался на сборы с приходов).

    С активизацией антирелигиозной политики в конце 1920-х - начале 1930-х гг. возрастает количество писем и рапортов духовенства митрополиту с просьбой о помощи. Об этом Громовенко пишет. «Жалобы на непосильные налоги нередки. Многие священники обращаются к нам за содействием, помощью, советом. Никакой помощи или содействия оказать Священный Синод, разумеется, не может в каждом отдельном случае» [21, л. 12]. Архиепископу Могилевскому Сергию по поводу обложения налогов Даниил в 1929 г. писал: «Налоги на храмы у Вас не есть исключительное явление, а повсеместное. И вообще налоговый вопрос так остро стоит для плательщиков не духовенства только, но и прочего сословия и занятия» [22. л. 67].

    Кроме этого, митрополиту подают ходатайства в связи е закрытием приходов, конфискацией имущества, арестами. Так, из Алма-Аты осужденный на три года вольной высылки священник Е. И. Лесков писал Даниилу: «...За полгода заключения и месяц тяжелого путешествия так ослабел, что еле хожу; я арестован не у себя на квартире, а неожиданно в Суроже. Я семь месяцев хожу в том, в чем арестован... Денег ни гроша. Скорой гибели от голода неизбежны... Единственная надежда на вас... помогите, как можно скорее». Сложившуюся в 1930-е гг. ситуацию для церкви и конкретно для Могилева, одного из обновленческих центров, Даниил запечатлел так: «Ряды пастырства редеют. Кандидатов нет. Приходы множество пустуют... Могилевские соборы давно ликвидированы. Собор заменила кладбищенская церковь (теперь каплица трех святителей). Трех святителей закрыта (сейчас кафедральный собор трех святителей)» [23, л. 11). О происходящих переменах в политике государства в отношении церкви Громовенко писал: «Происходит коренная ломка общественной жизни, проводятся основные реформы, взрываются устои прежнего быта. Мы оказываемся на пути этого делания, а по крайнему разумению этих делателей оказываемся не просто лишним, а просто вредным балластом на корабле передвижки к строительству социализма» [19, л. 22].

    Присутствуют в составе фонда и другие документы, связанные с личностью митрополита, но не попавшие не только в личный архив, но и в материалы переписки. Например, журнал Благовещенского епархиального совета за 1923 г., Декларация Сибирскою управления (1923), вырезки из газет Дальнего Востока, находящихся в деле Минского епархиального у правления [14]. Эти документы не попали в состав пяти дел, которые в 1961 г. были переданы в архив Амурской области и, надо полагать, принадлежали Даниилу Громовенко. Данные дела можно отнести к утраченному архиву митрополита. Кроме того, часть документов могла быть изъята во время его ареста в марте 1935 г., который был произведен в здании Синода по ул. Интернациональная, 9, где бывший митрополит продолжал жить после снятия его с должности председателя [12, с. 259].

    Стоит отметить, что в фонде Синода также находятся документы еще одного белорусского обновленческого митрополита Иосифа Кречетовича (1926-1928). Однако они составляют незначительную часть. Так, в описи фонда выделено всего 3 дела, относящихся к переписке митрополита. В 1928 г., когда его вывели из состава Белорусского Синода и перевели на Крымскую кафедру, он захватил с собой часть документов архива Синода [17, л. 95 об], которые сейчас хранятся в его личном фонде в Государственном архиве Автономной Республики Крым (ф. 540, 212 дел, 1879-1928) [10, с. 297]. Кроме того, как полагает украинский историк А. В. Стародуб, часть документов Иосифа Кречетовича ошибочно была приписана в 2001 г. к документам переписки Громовенко [33].

    Таким образом, документы митрополита Даниила Громовенко составляют третью часть фонда «Белорусский православный Священный Синод». Архив митрополита, в значительной мере представленный перепиской, позволяет глубже понять его личность, церковный раскол на территории Восточной Беларуси и Сибири, положение духовенства, антирелигиозную политику Советской власти в 1920 - 1930-е гг. Вместе с тем, следует сказать, что документы Даниила Громовенко, хранящиеся в НИАБ, в настоящее время были использованы лишь в качестве источниковой базы для работ Д. Шиленка и Ф. Кривоноса. Архив митрополита как таковой остается пока малоизученным.

                                                    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

    1. Абнаўленцы // Рэлігія і царква на Беларусі : энцыклапедычны даведнік / рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мінск : БелЭн, 2001. — С. 7.

    2. Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. — № 6.

    3. Всемирная энциклопедия. Христианство / гл. ред. и сост. М. В. Адамчик ; гл. науч. ред В. В. Адамчик. — Минск : Современный литератор. 2004. — 831 с.

    4. Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.) : база данных [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pstbi.ru/cgi-bin/code.exe/episk.htm?ans. — Дата доступа : 11. 01. 2010.

    5. Кривонос. Ф. (священник). У Бога мёртвых нет: неизвестные страницы из истории Минской епархии (1917-1939 годы). — Минск : МФЦП, 2007. — 240 с.

    6. Кузнецов, А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол: материалы для церковно-исторической и канонической характеристики / сост. И. В. Соловьев. — М. : Крутицкое патриаршее подворье, 2002.

    7. Левитан-Краснов, А. Э. Очерки по истории церковной смуты / А. Э. Левитин Краснов, В. М. Шавров. — М. : Крутицкое патриаршее подворье, 1996. —672 с.

    8. Левчик. Н. Н. Документы фонда «Белорусский православный Священный Синод» по истории обновленческой церкви в Беларуси (1922-1935) // Беларускі археаграфічны штогоднік / рэд. кал.: Р. П. Платонаў (гал. рэд.) і інш. — Мінск : БелНДІДАС, 2002. — Вып. 3. — С. 113-122.

    9. Левчик. Н. Н. Обновленческая церковь в Беларуси : по документам фонда «Белорусский православный Священный Синод», 1922-1935 гг. // Архівы і справаводзтва. — 2002. — № 4. — С. 97-106.

    10. Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР : указатель. — М., 1962. — Т. 1. — 478 с.

    11. Мануил (Лемешевский) (митр.). Каталог русских архиереев-обновленцев : материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» (1922-1944 гг.) // «Обновленческий» раскол : материалы для церковно-исторической и канонической характеристики / сост. И. В. Соловьев М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2002. — С. 607-981.

    12. Маракоў, Л. Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі 1917-1967. — Мінск : Беларускі Экзархат, 2007. — Т. 1. — 460 с.

    13. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 2786 (Белорусский православный Священный Синод). Оп. 1. Д. 1.

    14. НИАБ. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 66.

    15. Там же. Д. 133.

    16. Там же. Д. 251.

    17. Там же. Д. 335.

    18. Там же. Д. 407.

    19. Там же. Д. 424.

    20. Там же. Д. 461.

    21. Там же. Д. 488.

    22. Там же. Д. 489.

    23. Там же. Д. 496.

    24. Там же. Д. 528.

    25. Там же. Д. 583.

    26. Там же. Д. 585.

    27. Там же. Оп. 2. Д. 1.

    28. Там же. Д. 3.

    29. Там же. Д. 4.

    30. Там же. Д. 5.

    31. Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 : сборник в 2-х частях / сост. М. Е. Губонин. — М. : Республика, 1994. — 559 с.

    32. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918–1951 гг.) / сост. Ф. Кривонос. — Киевец : Свято-Троицкая церковь, 1996. — 98 с.

    33. Стародуб, А. В. Документы из архива митрополита Иосифа Кречетовича как источник для изучения истории обновленческого движения в Украине и Белоруссии // XXI век : актуальные проблемы исторической науки: Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию исторического факультета БГУ (Минск, 15–16 апреля 2004 г.) / редкол.: В. Н. Сидорцов (отв. ред.) и др. — Минск : БГУ , 2004.

   34. Шиленок, Д. (священник). Из истории Православной церкви в Белоруссии (1922–1939) : «обновленческий» раскол в Белоруссии. — М. : Крутицкое патриаршее подворье, 2006. — 217 с.

    [С. 10-18.]

 





Brak komentarzy:

Prześlij komentarz