wtorek, 20 października 2020

ЎЎЎ Дайня Сакратуць. Якуцкі ўрадавец Васіль Грабцэвіч. Койданава. "Кальвіна". 2020.


    Васіль Барысавіч Грабцэвіч – нар. 9 траўня 1950 г. у вёсцы Недайка (Нядойка) Буда-Кашалёўскага раёну Гомельскай вобласьці Беларускай ССР (СССР).
    У 1972 г. Васіль заканчвае Томскі інжынэрна-будаўнічы інстытут па спэцыяльнасьці інжынэр-будаўнік, а ў наступным 1973 г. пабраўся шлюбам з Людмілай Аляксандраўнай, якая таксама скончыла Томскі інжынэрна-будаўнічы інстытут. У Томску працаваў да 1976 г. - лінейным майстрам, прарабам, старшым прарабам.
    У 1976 г. Васіль Грабцэвіч пераяжджае у “сталіцу алмазнага краю” г. Мірны ЯАССР і па 1998 год працуе ў аб’яднаньні “Якуталмаз”, дзе прайшоў шлях ад старшага інжынэра тэхнагляду ды старшага мэханіка аддзелу капітальнага будаўніцтва (1981 г.) Працаваў у падраднай арганізацыі “Вілюйгрэсбуд” на пасадзе галоўнага інжынэру, намесьніка начальніка ўпраўленьня будаўніцтва, выконваў абавязкі галоўнага інжынэра Ўпраўленьня “Мірныэнэргапрамбуд”, затым намесьнік начальніка па вытворчасьці (1987).
    Ад 1986 г. па 1990 г. Грабцэвіч удзельнічаў у будаўніцтве аб’ектаў энэргетыкі ў Рэспубліцы Куба, у якасьці старшага інжынэру тэхнічнага садзейнічаньня на пабудове ЦЭС “Гавана”.
    Ад 1990 г. па 1998 г. Васіль Грабцэвіч намесьнік упраўляючага, галоўны інжынэр Мірнінскага будаўнічага трэсту ўпраўленьня капітальнага будаўніцтва АК “АЛРОСА”. У 1998 г. Грабцэвіч заканчвае Акадэмію народнай гаспадаркі пры Ўрадзе Расійскай Фэдэрацыі і атрымлівае званьне - мэнэджэр вышэйшай катэгорыі. Ад 1998 г. па студзень 2002 г. Грабцэвіч працаваў першым намесьнікам галавы адміністрацыі Мірнінскага вулусу Рэспублікі Саха (Якутыя).
    У красавіку 2002 года, калі быў сфарміраваны новы ўрад Рэспублікі Саха (Якутыя), пасьля “перамогі” ў прэзыдэнцкіх выбарах РС(Я) прэзыдэнта Акцыянэрнай Кампаніі “Алмазы-Расіі-Саха” (АЛРОСА) В. А. Штырова (рускі, нарадзіўся ў 1953 г. у п. Хандыга Тампонскага раёну ЯАССР ад марскога афіцэра Анатоля Штырова, які праяжджаў праз паселішча, ды геалягічкі Ніны Підорчанкі) над былым прэзыдэнтам РС(Я) М. Я. Нікалаевым (якут, “бацька нацыі”), Васіль Барысавіч Грабцэвіч зрабіўся намесьнікам Старшыні Ўрада Рэспублікі Саха (Якутыя). Між іншым ён, разам з іншымі ды Штыровым, падпісаў спачуваньне з нагоды сьмерці маці першага прэзыдэнта РС(Я) Міхаіла Нікалаева. /Мария Михайловна Николаева [нэкралёг] // Якутия. Якутск. 20 декабря 2007. С. 5./
    Неяк пад час аб’езду будаўнічых пляцовак ў Якутыі Грабцэвіч, азіраючыся ў пошуках намесьніка мэра па будаўніцтву Сяргея Пятрова, які недзе згубіўся, ляпнуў: “Дзе гэты якуцёнак?”. Мо’ з-за тога што “прэзыдэнт” Беларусі называе сваіх паддадзеных – беларусцы”, “народзец”, які ад задавальненьня з гонарам жлукціць абразьлівы “Бульбаш”. Але “лукашызм” у Якутыі не прайшоў. Якутамоўныя дэпутаты гэтую фразу, разтыражыраваную ў СМІ, запомнілі добра... Калі быў зрынуты Штыроў - адразу сышла і “ключавая асоба” Васіль Грабцэвіч...
    Васіль Грабцэвіч - Ганаровы грамадзянін Тампонскага вулусу Рэспублікі Саха (Якутыя) /бо там нарадзіўся Вячаслаў Штыроў/, Заслужаны будаўнік РФ, Заслужаны работнік народнай гаспадаркі РС(Я). Ён узнагароджаны Ордэнам Дружбы, Граматай Ураду Рэспублікі Саха (Якуція), Ордэнам Палярная Зорка (22. 12. 2009).
    Літаратура:
*    Кузьмина Е.  Василий Грабцэвич – человек команды. // Новости Якутии. № 1. 17 января. Якутск. 2005. С. 9-13.
*    Баркоўскі А.  Беларус Васіль Грабцэвіч – ключавая асоба ва ўрадзе Рэспублікі Саха. // Голас Радзімы. Мінск. 20 красавіка 2006. С. 16.
*    Обедин В.  Сессия. Новая власть Якутии. Часть І. 14 февраля – День позора. Часть ІІ. 15 февраля - День скуки и юмора. Скандал под занавес. Василию Грабцевичу аукнулся “якутенок”. // Якутск вечерний. Якутск. 16 февраля 2007. С. 3.
*    Тактасунава Н.  Грабцэвіч Васіль Барысавіч. // Сузор’е беларускага памежжа. Беларусы і народжаныя ў Беларусі ў суседніх краінах. Энцыклапедычны даведнік. Мінск. 2014. С. 137.
    Дайня Сакратуць,
    Койданава
 


                                        ВАСИЛИЙ ГРАБЦЕВИЧ – ЧЕЛОВЕК КОМАНДЫ
    Василий Грабцевич - ключевая фигура в Правительстве Якутии. Вице-премьер курирует такие направления, как энергетика, строительный комплекс, ЖКХ, а также все, что касается вопросов чрезвычайного характера, будь то наводнения, пожары, аварии и т.д.
    В апреле 2002 года, когда было сформировано новое правительство (после победы В. А. Штырова на выборах), он был единственной новой фигурой в кадровой «колоде».
    Вспоминает, что тогда практически не было времени на адаптацию - за первые восемь месяцев работы побывал в 25 командировках. После размеренной жизни в Мирном все, казалось, мелькало, как в калейдоскопе. А надо было не только успевать входить в курс дел, но и с ходу принимать решения.
    Заданный в первые месяцы жизни в Якутске высокий темп работы сохраняется у него и сегодня. По тому, как он отвечал на наши вопросы - четко, лаконично, без отступлений, - чувствовалось. насколько спрессовано время для человека, отвечающего за сферу жизнеобеспечения республики.
    Но вот ведь парадокс: за три года на-гора выдана в СМИ не одна сотня информационных материалов, в которых либо мелькает фамилия Грабцевича, либо цитируются его высказывания, но среди них нет ни одного о нем самом. Поэтому наша довольно короткая беседа, скорее похожая на блиц-интервью, по сути, открывает человека, которого, оказывается, мы еще не знаем. С одной стороны, Грабцевич - имя на слуху (и как сегодня без него республике?), «доктор», держащий руку на пульсе республики; с другой - человек, предпочитающий оставаться в тени, а, возможно, просто не придающий значения своему имиджу.
                                                       ВСЕ МУЖЧИНЫ ВОЕВАЛИ...
    - Василий Борисович, Вы родились в такой знаменательный день - 9 мая, причем в Белоруссии, народ которой пострадал во время воины. Кто из Ваших родственников воевал на фронте?
    - Мама рассказывала, когда пришли немцы в нашу деревню Недойка, то вся семья спряталась в подпол. Немецкий солдат вошел в дом, открыл крышку подпола, что-то крикнул по-немецки. Все очень напугались, думали, все, но их не тронули. Конечно, в оккупации было тяжело, жили все время в страхе. В белорусских лесах активно действовали партизаны, поэтому немцы часто устраивали зачистки, облавы. Слава Богу, большинству моих родственников удалось выжить.
    Мой дядя Николай Леончиков воевал в чине капитана танковых войск. Погиб под Курском. Дед Василий Бугрымович воевал вместе с Ковпаком. Был военным летчиком, доставлял разные грузы, вывозил раненых. Второй дед - Семен Грабцевич - прошел рядовым всю войну, были у него ранения, имеет много наград. Дядя Коля Шеленков в чине сержанта прошел всю войну. Дед Иван Бугрымович был в партизанах, погиб. Моя бабушка Ксения и отец Борис Грабцевичи были во время войны в партизанах - не воевали, конечно, так как были совсем юными, но помогали, чем могли. Мама была в оккупации. Воевал и дядя Петя Грабцевич. В Белоруссии все мужчины воевали - либо в регулярной армии, либо в партизанских отрядах.
                                                               НА РОДНОЙ СТОРОНКЕ
    Что Вам больше всего запомнилось из детства? Когда Вы в последний раз были в своей деревне? Как сложилась судьба сестры и брата?
    - Из детства мне хорошо запомнилось, как мы с прадедом Адамом Леончиковым ездили в лес за дровами. Сначала рубили, потом возили на тележке. Я сзади толкал, почти как у Некрасова. Очень любил прадеда, и он отвечал мне тем же: я был его любимым правнуком.
    В родной деревне я бываю два раза в год. Стараюсь обязательно хоть ненадолго выбраться весной, когда цветут сады. И второй раз - езжу в отпуск. Часто приезжаю с братом. У меня младшие брат и сестра. Живут они в городе Речица Гомельской области. У обоих семьи, свои дома, хозяйство. Брат работает начальником цеха деревообработки, а сестра - медсестрой. Очень люблю их, но к брату привязан больше. Я ведь был им за отца. Он оставил нас, когда мне было 13 лет. Нас поднимала мама. Ей сейчас 78 лет. Она также живет в Речице у нее свой домик, сад. Она молодец, живет на земле, шустренькая такая бабушка. Я ее очень люблю.
                                       ТОМСК НАУЧИЛ НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ
    - Что определило Ваш выбор Томского инженерно-строительного института, почему так далеко от дома?
    - Мой отец уехал из Белоруссии в Томск и, когда я окончил |школу, пригласил меня туда, чтобы я поступил в Томске в институт. Считалось, что там поступить легче. Я неплохо учился в школе. Почему выбрал строительный институт? Я по жизни строитель - в детстве строил «партизанские» землянки, будки разные. Видимо, это и повлияло на выбор профессии.
    - Говорят, самые верные друзья - это те, которых приобретаешь в период молодости. Есть ли у Вас такие друзья? Находите ли время поддерживать с ними связь?
    - Да, это на самом деле так. Мой самый первый друг - Анатолий Звертовский. Мы вместе учились. С ним можно и поговорить, и помолчать. Ну и увлечения на двоих - рыбалка, баскетбол.
    И в Томске остались институтские товарищи - Володя Дементьев, Костя Прохорец.
    - Чему Вас, паренька из далекой белорусской деревни, научила жизнь в Томске?
    - Жизнь вдали от дома научила меня, прежде всего, самостоятельности. Я уже говорил о том, что мама одна нас воспитывала. Поэтому мне приходилось подрабатывать. А после окончания третьего курса я уехал со стройотрядом и заработал себе на жизнь - на целый год. Потом на свадьбу заработал - специально ездил на за работки. Томск научил меня надеяться только на себя.
                                                       ТРУДОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
    - Как и где начинали свою самостоятельную жизнь после окончания института? Помните ли Вы людей, на которых Вам тогда, возможно, хотелось бы равняться, подтягиваться до их уровня?
    - В Томске же началась и моя самостоятельная трудовая жизнь. Сразу по окончании института женился, поступил на работу в стройуправление № 13 «Томскжилстроя». Проработал там четыре с половиной года.
    Первым моим руководителем был Жан Иванович Коберник (СУ № 13), который научил меня держать слово. Он говорил: «Меня не интересует, как ты сделаешь, меня интересует конечный результат». Ему сейчас за семьдесят, но и по сей день работает в том же СУ № 13, которое считается одним из лучших в Томске.
    Моисей Семенович Липницкий - начальник треста, Алексей Дмитриевич Грабарь и Анатолий Петрович Рябов - начальники (в разные годы) «Вилюйгэсстроя», Лев Леонидович Солдатов -руководитель ПНО «Якуталмаз» - вот мои руководители.
    С Вячеславом Анатольевичем Штыровым познакомились в годы работы в Мирном. Я тогда начинал старшим инженером, а он был мастером. Но это была как бы параллельная жизнь. А непосредственно в контакте нам довелось работать, когда Вячеслав Анатольевич стал президентом ЛК «АЛРОСА».
    Так что мне везло е начальниками, они были интересными людьми, опытными управленцами, и я старался дорасти до их уровня.
                                             СКАЗАЛ, ЧТО ДОБЬЮСЬ — И ПОБЕДИЛ
    - Период молодости - это, как правило, время, когда люди испытывают первые разочарования, недовольство собой, сомнении в правильности выбора профессии. Случалось ли это и с Вами, пытались ли Вы исправить свой характер, закаливать волю?
    - Да, было такое, сомневался, правильно ли выбрал профессию строителя - тяжелая она. Особенно в советское время, когда нс хва тало стройматериалов, не было квалифицированных рабочих. Кто только ни работал на стройках - и солдаты, и ПТУ-шники. и зэки, и студенты... Вот тогда и задумывался, зачем пошел в строительство. Ведь как было: кирпич есть - нет раствора, есть раствор - сломался кран.
    Что до моего характера, то признаю: я взрывной человек. Отпечаток наложила и профессия - вся жизнь на стройках, где порой приходилось просто заставлять людей работать. Где-то и срывался. Хотя всегда старался сдерживаться, не повышать голос, хотя не всегда это удавалось. Но я знаю такое за собой и всегда стараюсь держать себя в руках. Считаю себя сильным человеком доказывал себе не раз. И это мне помогает выстоять в трудных ситуациях. Всегда был целеустремленным. В свое время был чемпионом Томской области по классической борьбе. Сказал себе, что добьюсь - и победил.
                                     ВРЕМЕНИ НА ДОЛГИЕ РАЗДУМЬЯ НЕ БЫЛО
    - В мирнинский период жизни Вы сделали успешную карьеру, начав с линейного мастера. Заместитель начальника «Мирныйэнергопромстрой», заместитель управляющего, главный инженер МСМТ УКСа АК «АЛРОСА». С 1998 года - первый заместитель главы администрации Мирнинского улуса. Эго высокие должности и каждый раз - новая работа, новые люди, новые проблемы. Сейчас, по прошествии значительного времени, можете ли Вы сказать, где Вам было интереснее работать?
    - Работать везде было интересно. У меня такой принцип - на любом месте надо свое дело выполнять хорошо.
    Но самыми интересными считаю все-таки годы, проведенные на Кубе. Я работал там на стройке, в свободное время была возможность заниматься спортом. С тех пор почти профессионально играю в волейбол. Три раза в неделю были тренировки, и один раз - выездная игра. Однажды принимали участие в первенстве Гаваны, среди 50-60 команд заняли четвертое место.
    - Насколько нам известно, Вы были успешным заместителем главы администрации, так что - рано или поздно все равно бы возглавили ее, но вдруг принимаете решение, которое изменило всю Вашу жизнь, - переезжаете в Якутск, и начинаются сплошные командировки. Зачем Вам это надо?
    - Во-первых, меня пригласил президент. Помню, дал мне на раздумья тридцать минут: «Через полчаса зайдешь, скажешь о своем решении». С ним работать и трудно, и интересно. Хотя, признаюсь, не хотелось уезжать из Мирного. До 2002 года я в Якутске-то был всего раза два. Жил все время в Мирном, даже в Ленск не выезжал.
    Настоящая моя работа трудная, но интересная. Мне достались, пожалуй, самые сложные направления - ЖКХ, строительство, энергетика и МЧС.
                                                                    В УСЛОВИЯХ ЧС
    - Конечно, Вы и до этого, вероятно, бывали в других районах республики, но вот так близко, подробно с особенностями жизни в них знакомились впервые. Честно признайтесь, какое все это на Вас производило впечатление после Мирного?
    - Что касается моих поездок по республике, то, конечно, впечатления были разными. Очень нравились сельские населенные пункты - чистые, уютные. И шокировали опустевшие промышленные поселки - Сангар, Хандыга, брошенные дома.
    - Справилась ли, на Ваш взгляд, республика с теми задачами, которые перед ней стояли в условиях чрезвычайной ситуации? Бытует мнение, что, объявив ЧС, власти просто решили перестраховаться. Так ли это?
    - Конечно, справилась. Объявив ЧС, правительство, на мой взгляд, поступило верно. Но надо учесть, что это было продиктовано сложными погодными условиями: весь декабрь стояли низкие температуры. Да и десять выходных дней для Якутии - это очень много. Но мы неплохо прошли этот период. Некоторые сложности были в Булунском улусе.
    - Если выпадает свободная минута, чем предпочитаете заниматься? Есть ли у Вас дача? Если есть, любите ли на ней что-то мастерить, заниматься огородом?
    - Конечно, дачу очень люблю. Там я выращиваю картошку, огурцы, помидоры в теплице, зелень всякую. Это хорошая отдушина после работы. Кроме того, я высадил на дачном участке более десяти деревьев. Среди них яблоня, вишня, которые прижились, боярышник, рябина. Еще люблю рыбалку, причем сам процесс.
    - Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, о детях. Есть ли у вас домашние обязанности? Любители готовить?
    - Моя жена Людмила Александровна так же, как и я, закончила Томский инженерно-строительный институт. Мы с ней поженились в 1973 году, с тех пор вместе (столько не живут - шучу). У нас две дочери. Старшая живет в Мирном. Подарила нам двух внуков. Старшему - Роману - уже 11 лет, классный парень, приезжает в гости. Василисе (в честь меня назвали) четыре месяца. Младшая дочь живет и работает в Москве.
    Что касается домашних обязанностей, то, естественно, они у меня есть. В воскресенье обязательно готовлю что-нибудь вкусненькое для своей жены. Я люблю готовить и делаю это неплохо. Если бы не стал строителем, то, наверное, был бы шеф-поваром.
    - И в заключение. В прессе Вас неоднократно называли человеком команды президента. Вы согласны с таким определением и какой смысл вкладываете в это понятие?
    - Да, согласен с этим. Смысл в том, что я разделяю его взгляды, поддерживаю во всех начинаниях и делаю все, чтобы моя поддержка была более весомой.
    - Что бы Вы пожелали нашим читателям?
    - Я хотел бы поздравить всех читателей журнала «Новости Якутии» с наступившим Новым годом. Желаю всем крепкого здоровья, оптимизма! За эти три года в республике довольно много сделано. У нас есть перспективы, возможности, чтобы жить лучше. Для этого, поверьте, делается все.
    Елена Кузьмина
    фото Владимира Доброхотова,
             Эмиля Галецкого
 
     /Новости Якутии. № 1. 17 января. Якутск. 2005. С. 9-13./
 

    /Якутск вечерний. Якутск. 16 февраля 2007. С. 3./
 



    /Сузор’е беларускага памежжа. Беларусы і народжаныя ў Беларусі ў суседніх краінах. Энцыклапедычны даведнік. Мінск. 2014. С. 137./
 

 


































Brak komentarzy:

Prześlij komentarz