piątek, 12 lutego 2021

ЎЎЎ Ірына Карнавухава. Казка народаў Заходняй Беларусі (Алданский комсомолец. № 11. 1940 г.). Койданава. "Кальвіна". 2021.

 

                                                             Страничка для детей


 

                                     ПРО ЦАРСКОГО ГЕНЕРАЛА И УМНОГО МУЖИКА

                                                     Сказка народов Западной Белоруссии

    Я вам сказку скажу про старопрежние, царские времена. А кто будет смеяться, тому сто розог. А кто будет плакать, тому вдвое.

    Начинается мои сказ не про нас и не про вас, а про царского генерала и умного мужика.

    Копал один мужик погреб и нашел там кусок золота. Вот он и думает: «Куда мне его деть? Себе оставлю — пан отнимет, а не пан, так управляющий, а не тот, так староста... Понесу я лучше золото к царю. Царь меня наградит, а царской награды никто не отнимет».

    Надел мужик новые лапти и пошел к царю, а у ворот генерал стоит:

    — Ты куда мужичье, лезешь?

    — А вот нашел я кусок золота и несу царю гостинец.

    Загорелись глаза у генерала.

    — Ну, — говорит, — коли дашь мне половину царской награды так пущу, а не дашь — пошел прочь.

    — Хорошо, паночек, дам.

    Генерал доложил царю. Царь вышел:

    — Что тебе мужичок нужно?

    — Ничего, царечек-паночек, я вам гостинца принес, — и подает ему золото.

    — Что тебе дать за это мужичок?

    — Дайте мне, царечек-паночек, сто розог.

    — Как сто розог? Ты ведь мне золото дал!

    — Ничего не хочу, дайте сто розог!

    Принесли розог, приготовились мужика бить, а он как закричит:

    — Стой, царечек-паночек, у меня есть половинник!

    — Какой половинник?

    — Как шел я к вам, генерал меня не пускал. «Коли дашь, — говорит, — половину того, что тебе царь даст, так пушу». Так дайте наперед ему пятьдесят, а потом мне пятьдесят.

    Привели генерала. А он дрожит весь:

    — В-в-в-ваше в-в-вели...

    — Ничего, — мужик говорит. Я, паночек, не обману, твою долю сполна отдам.

    Уложили генерала да ка-ак отлупят! Тут мужик и говорит:

    — Ах, царечек-паночек, он у вас хорошо служит, надо его наградить. Дайте ему и мою половину!

    Тут и отдали генералу еще пятьдесят, а всего сто. А мужик шапку в охапку и вон из дверей. Лучше уж подальше от царской чести да от панской ласки. От них мужику добра не будет.

    Записала и обработала

    И. Карнаухова.

    /Алданский комсомолец. Алдан. № 11. 20 октября 1940. С. 4./

 

    Ирина Валериановна Карнаухова — род. 7 (20) ноября 1901 г. в губернском городе Киев Российской империи, в семье служащих.

    В 1918 г., после окончания гимназию, перебралась вместе с семьей в Ейск на Азовском море, а затем в Екатеринодар – Краснодар. Весной 1921 г. И. Карнаухова уехала в Москву для учебы на курсах инструкторов-организаиторов при Главполитпросвете, также в Москве занималась  в Институте слова. С 1922 г. проживала в Петрограде, где поступила учиться на курсы, существовавшие при Российском (Государственном) институте истории искусств (РИИИ / ГИИИ), которые окончила в 1926 году. Участвовала в первой комплексной экспедиции на Русский Север.

    В 1930 г. Карнаухова была принята во Всероссийский союз писателей. Летом 1932 г. выезжала в фольклорную экспедицию от Института по изучению народов СССР (ИПИН). Затем активно сотрудничала с Ленинградским радиокомитетом, где на радио вела передачу «Сказки бабушки Арины».

    В 1937 г. Карнаухова издала также сборник «Частушки колхозной деревни», где воспевалась революция, колхозный строй, сталинская конституция, и сам мудрый «отец народов» Иосиф Сталин.

    Умерла Ирина Карнаухова 13 апреля 1959 года.

    Ариша Радзивончик-Бай,

    Койданава

 

 



 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz