czwartek, 11 lutego 2021

ЎЎЎ Юнарма Галічанка. Уладзімер Пічэта ды Якуцкая АССР. Койданава. "Кальвіна". 2021.


 

                                        ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ

                                                        И ЗАПАДНОЙ  БЕЛОРУССИИ

                                          (Печатается с незначительными сокращениями)

    Западная Украина и Западная Белоруссия с древних времен входили в состав Киевского государства. С началом феодальной раздробленности Киевская Русь распалась на ряд отдельных княжеств, в числе которых находились Галицкое и Волынское (будущая Западная Украина), а также княжества Полоцкое и Турово-Пинское. В дальнейшем и они, в свою очередь, разделились на отдельные феодальные княжества, из которых особенно значительным было Минское княжество. Колонисты из Полоцкого княжества заселили верхнее течение Немана и его левых притоков (Черная Русь). Бассейн Западного Буга и Среднего Немана были колонизованы выходцами из Турово-Пинского и Минского княжеств и частично Волыни.

    Несмотря на политический распад Киевской Руси, между отдельными княжествами поддерживались политические и культурные связи, прекратившиеся лишь после 1238 года, когда Северо-Восточная Русь была захвачена татаро-монголами. С этого времени юго-западные русские княжества (Киевское, Волынское, Галицкое) и северо-западные (Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское) были оторваны от Северо-Восточной Руси.

    Польские паны еще с начала XI века стремилась завоевать Галицкое княжество, но все попытки польских захватчиков кончались неудачей. При Романе Волынском (1198-1205) Галицкое княжество объединилось с Волынским. В конце XIII века обособилось Волынские княжество. С прекращением в Галицком княжестве рода Романа Волынского (1320) Польша, Венгрия и Литва, образовавшая к этому времени феодальное княжество на Нижнем Немане, вступили в борьбу за Галицко-Волынское наследство. Победительницей из этой борьбы вышла Польша. В 1387 г. Галицкое княжество было оккупировано польскими войсками. Кроме того к Польше отошли волынские города Белз и Холм. Вся остальная Волынь досталась Литве.

    Польская шляхта, захватив Галицкое княжество, превратила его в свою колонию. Шляхта расхватывала земли, отнимая их у, местных бояр и крестьянства, обезземеливала крестьян и уничтожала сельскую общину, отнимала у крестьян луга, выгоны и леса. Католическая церковь стремилась заставить население переменить свою веру на католическую. Но народ отнесся крайне враждебно к поработителям, сохранил свою веру и свою русскую культуру.

    В 1569 г. на люблинском сейме во время Ливонской войны литовская феодальная знать заключила унию (союз) с польскими панами, в силу которой Литва и Польша образовали одно государство под именем «Речь Посполитая» («общее дело»). В силу этого акта украинские земли — Киевщина, Волынь, Подолия — и часть Белоруссии — Подляшье — отошли к Польше. Остальная часть Белоруссии оставалась за Литвой.

    Польша и Литва в XVI веке были основными поставщиками зерна на европейском рынке. Польские паны в погоне за большими доходами до крайности напрягали крепостной труд в Галичине.

    Крепостной крестьянин был юридически бесправен. Помещик распоряжался по собственному усмотрению его личностью, трудом и имуществом.

    Польские и литовские паны не ограничились только тем, что самым жестоким образом эксплуатировали крестьян. Они одновременно начали проводить политику их ополячивания. Так как крестьянство относилось крайне враждебно к открытой католической агрессии, то польско-католическая клика стала подготавливать введение церковной унии (объединение православной церкви с католической под властью папы). Православные духовные феодалы — епископы пошли навстречу польско-католической агрессии в надежде получить сенаторские места и управление в правах с католическими епископами, за предательство своего народа.

    В 1596 г. на церковном соборе в городе Бресте церковная уния была официально оформлена. Король Сигизмунд III взял унию под свое покровительство. Православная церковь была объявлена вне закона.

    Несмотря на все попытки польско-католической агрессии заставить белорусские и украинские народные массы принять унию, они отнеслись к ней враждебно, видя в унии разновидность феодально-крепостнического угнетения. Народ оставался верен вере предков в сохранил свою народность, свою культуру, свой язык. Польско-католические агрессоры потерпели неудачу, но все же они не хотели признать себя побежденными.

    Западная Белоруссия и Западная Украина приняли деятельное участие в освободительной борьбе украинского народа от гнета панской Польши. Народ указал Хмельницкому, где искать помощи против польских панов. После разных колебаний и шатаний Хмельницкий взял курс на соглашение с Москвой. В этом его великая историческая заслуга.

    8 января 1654 г. в г. Переяславле это соглашение было оформлено. Украинский народ воссоединился с братским русским народом и благодаря этому спас свою национальную культуру от гибели.

    Ясновельможная Речь Посполитая была так подорвана экономически и политически, что в дальнейшем она не могла вновь окрепнуть и скатилась на уровень второстепенной европейской державы, о которой мало кто считался.

    Приняв в подданство Украину, Москва начала борьбу о Речью Посполитой, так как последняя в военном отношении еще не была добита и, продолжая наступление на Правобережную Украину и Галичину, восстанавливала прежние феодально-крепостнические порадки.

    Московские войска быстро заняли всю Белоруссию. Пали Смоленск, Витебск, Полоцк, Минск, Вильно, Гродно. Белорусский народ с восторгом встречал московские войска, видя в них освободителей от панского гнета. Московскому военному командованию не удалось закрепить за собой завоеванную Белоруссию. Московские военные силы были достаточно истощены длительной борьбой из-за Украины. В таком же положении находилась и Польша. Обе стороны вступили в переговоры, и в 1667 году в селе Андрусово было заключено перемирие, по которому Украина была разделена между Москвой и Польшей. За Москвой оставалась Левобережная, а за Польшей — Правобережная Украина.

    Помещики Правобережья вернулись в свои имения и начали восстанавливать свое крепостное хозяйство, прибегая к прежним формам феодально-крепостнической эксплуатации. Украинский народ, не желая вновь подчиниться произволу и насилию, в ответ на панский гнет поднимал восстания, которые паны подавляли зверским образом. Особенно значительным по размерам было восстание 1768 года. Им были охвачены Киевщина, Подоль, Волынь. Отголоски его чувствовались в Галичине и Белоруссии.

    Паны, готовые предать свою родину, лишь бы сохранить крепостное право и возможность феодально-крепостнической эксплуатации своих крестьян, обратились к Екатерине II с просьбой о помощи.

    Екатерина II подавила своими войсками крестьянское восстание. Озлобленные паны дико расправились с участниками восстания. Насупила «пасификация» (умиротворение) по польскому образцу.

    Без опоры на крестьянство, без «аграрной революции» независимость Польши не могла быть сохранена. Соседи ее — Россия, Пруссия и Австрия, экономически более сильные и политически более организованные, разделили Речь Посполитую. После третьего раздела (1795 г.) она прекратила свое политическое существование.

    С переходом Западной Украины и Западной Белоруссии под власть России, а Галичины (Галиции) к Австрии положение крепостного крестьянства не изменилось. Остался феодально-крепостнический гнет, сохранилось польское землевладение. В борьбе против царизма польские паны не раз стремились привлечь на свою сторону крестьян, но последние остались равнодушными к заманчивым обещаниям. В 1812 г. белорусские крестьяне били французские войска, вместе с русским народом наносили врагу большие потери. В 1830-1831 гг. они оставались спокойными и равнодушными к борьбе польской шляхты с царизмом. В 1863 г. во время очередного восстания белорусы направляют свои удары на эксплуататоров — панов. Не раз белорусский и украинский народы поднимались против своих классовых врагов — помещиков. Но крестьянская борьба кончалась неудачей. Она не могла кончиться успешно, ибо «крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание, во главе с рабочим классом может привести к цели» (Сталин).

    Только Великая Октябрьская социалистическая революция принесла освобождение русским, украинским и белорусским народным массам от гнета помещиков и капиталистов.

    После мировой войны англо-французские империалисты создали панскую Польшу как форпост против молодой Советской республики. Польские паны при непосредственной поддержке Антанты организовали поход па молодую Советскую республику. Но Красная Армия прогнала панов с советской земли.

    Польский натиск на Белоруссию и Украину, сопровождался наступлением Врангеля на юге. В этих условиях Западная Белоруссия и Западная Украина остались в руках захватчиков. Во время переговоров с СССР в Риге польская делегация торжественно обещала белорусскому и украинскому народам возможность национального и культурного развития.

    Все эти обещания оказались обманом. Положение украинского и белорусского крестьянства под властью польских панов с каждым годом становилось все тяжелее и тяжелее.

    Польские паны превратили Западную Белоруссию и Западную Украину в полуколониальные области. Промышленность фактически была ликвидирована. Карликовые земельные наделы были урезаны еще больше, и на крестьянские земли были посажены польские солдаты и жандармы для охраны помещиков и их имений, а также для наблюдения за восточной границей, дабы украинские и белорусские народные массы не поддерживали никакой связи со своими братьями на советской стороне.

    Народы Западной Украины и Западной Белоруссии были лишены возможности иметь собственную школу. Один из польских министров в ответ на просьбу об открытии хотя бы частных белорусских школ заявил, что «белорусов нет, а есть одни поляки» и что «пройдет, быть может, 20-30 лет, и на территории Белоруссии не останется ни одного белоруса, а все будут говорить по-польски». Поляки силою заставляли белорусских детей посещать польские школы, но белорусы-родители все же не пускали туда своих детей.

    В белорусских и украинских деревнях царила такая нищета, что даже соль и спички были недоступны населению Крестьянские восстания являлись отчаянными попытками измученных украинских и белорусских народных масс вырваться из под гнета польских панов. Но паны огнем и мечом расправлялись с восставшими крестьянами, белорусами и украинцами, сотнями и тысячами казнили их, бросали в тюрьмы.

    Естественно, что стонавшие под панским гнетом украинские и белорусские народные массы с надеждой смотрели на восток, в сторону могучего Советского Союза, ждали от него помощи и поддержки. Великое освобождение украинского и белорусского народов от панской неволи совершилось.

    В. Пичета,

    член-корреспондент Академии наук СССР

    /Алданский комсомолец. Алдан. ЯАССР. № 96. 15 октября 1939. С. 4./

 

 

                                                                        Карточка

                                          Пичета, Владимир Иванович (1878-1947).

     Исторический путь Западной Украины и Западной Белоруссии [Текст] : На правах рукописи / В. И. Пичета ... проф. - Москва : [б. и.], 1939. - 8 с.; 30 см. - (Микрофонные материалы Всесоюзного радиокомитета : Исключительно для радиовещания. Для Сектора агитации и пропаганды; № 114). (Микрофонные материалы Всесоюзного радиокомитета : Исключительно для радиовещания. Для Сектора агитации и пропаганды; № 114). Отпечатано на ротапринте. RuMoRGB. R 325/533.

 

    Владимир Иванович Пичета – род. 9 (21) октября 1878 г. в губернском городе Полтава Российской империи. Его отец, Иван (Йован) Христофорович (1844-1920), серб по национальности, был ректором Витебской, а затем Полтавской духовной семинарии. Мать, Мария Григорьевна Григоренко, украинка по происхождению, была дочерью киевского чиновника Казённой палаты. В 1897 г. Владимир окончил Полтавскую гимназию, а в 1901 г. историко-филологический факультет Московского университета. В 1909 г. сдал магистерский экзамен, а в 1910 утверждён в звании приват-доцента Московского университета. В 1918 г. становиться профессором МГУ, а после открытия университета в Минске его ректором в 1921-1929 годах. В 1930 г. был арестован по «академическому делу» и обвинён в великодержавном шовинизме, белорусском буржуазном национализме и прозападной ориентации. В августе 1931 г. был выслан в Вятку, где работал нормировщиком и табельщиком в кооперативе общественного питания. В сентябре 1934 г. его перевели в Воронеж, где он работал профессором Воронежского педагогического института, читал курс истории СССР. 26 апреля 1935 г. Пичета был освобождён досрочно и в 1935-1936 гг. возобновляет научно-преподавательскую деятельность. С 1937 г. он работает старшим научным сотрудником в Институте истории АН СССР, с 1938 г. профессором Московского педагогического института им. В. И. Ленина и МГУ. В 1939 г. по его инициативе были организованы сектор славяноведения Института истории АН СССР и кафедра истории южных и западных славян МГУ. В следующем году он был восстановлен в звании академика АН БССР, которого его лишили в 1930 году. С 1946 г. Пичета заместитель директора Института славяноведения АН СССР. Умер 23 июня 1947 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. С 1993 г. в Белорусском государственном университете проводится конкурс на соискание премии имени В. И. Пичеты в области социальных и гуманитарных наук. В октябре 2014 г. аудитории исторического факультета БГУ присвоено имя В. И. Пичеты.

    Юнарма Галичанка,

    Койданава
 






 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz