czwartek, 28 października 2021

ЎЎЎ Радыён Зінькоў. Як я будаваў БАМ. Койданава. "Кальвіна". 2021

 

                                                               КАК Я СТРОИЛ БАМ

    Пару лет назад в газете «Милицейский вестник» уже публиковались одни воспоминания о строительстве БАМа. Хочу продолжить эту тему.

    В 1975 году по комсомольской путевке я был направлен на Всесоюзную молодежную стройку - БАМ. Так в оказался Якутии. Сначала участвовал в строительстве первого в мировой практике тоннеля в вечной мерзлоте протяженностью 1200 м. Вместе с  железнодорожным полотном через определенное количество километров вырастали поселки, которые становились базой для организации строительства. Закончив прокладку тоннеля в поселке Золотинка, перешел работать в строительно-монтажный поезд (СМП).

    Мы отсыпали и асфальтировали дороги, одновременно возводили Дом культуры, два магазина, столовую - обустраивались основательно. Наши «лошаденки» - немецкие самосвалы «Магирус» были прекрасными машинами. Кабины просторные, теплые, несколько ведущих мостов, прогревающихся выхлопными газами кузова. Это делалось для того, чтобы кузов всегда оставался теплым, порода не примерзала, и, таким образом, мы делали свою работу быстро и качественно. Не забуду и наши отечественные «КрАЗы», которые вначале также эксплуатировались на БАМе. По сравнению с «немцами» - небо и земля. Кабины маленькие, внутри холодно, стекла постоянно замерзали, кузова обледеневали, порода липла к бортам. Мы в грязных телогрейках, на морозе, долбили ломиком кабину в кузовах, а как иначе? Важен был полноценный вывоз породы. «Магирусы» в этом плане подходили идеально. Я уже не говорю о японской и американской технике, которая также использовалась на БАМе. Конечно, не за спасибо. Японцы, например, за свою технику в качестве компенсации три года вывозили из Нерюнги качественный уголь.

    Несмотря на то,  что было много работы, жили мы весело. Организовывали увлекательные соревнования, победители награждались денежными премиями и ценными подарками. Надолго запомнился и праздник оленеводов, который провели коренные жители поселка - эвенки, якуты. Молодость на БАМе брала свое: работали, знакомились, справляли шумные комсомольские свадьбы, как правило, с выделением молодоженам половины вагончика. Нередко приходилось быть и сватом.

    Время пролетало быстро. Два с половиной года напряженной работы, а потом - длительный, почти шесть месяцев, отпуск. Многих ждали заработанные упорным трудом «Жигули». На новеньких «ВАЗах» мы рассекали по всему бывшему Союзу. Делали временные остановки возле побережий, лиманов. Следуя на автомобилях дальше, посещали Латвию, Эстонию - везде жили как одна семья. Мы никого не боялись, и нас никто не трогал. Объехав полстраны, вновь садились на поезд Москва-Тында и возвращались на свои рабочие точки.

    Город Нерюнги был центром угольного бассейна. Именно здесь добывали высококачественный коксующийся уголь.

    Но это не Кузбасс, где шахты расположены под землей и где нередко от завалов взрывов метана гибнут люди. Добыча угля в Нерюнги проводится именно открытым способом, что встречается крайне редко. Шахта в Нерюнги - это большая гора на открытой местности. Рядом - железная дорога с вагонами, в которые загружается этот уголь. Состав с вагонами доставлял уголь по назначению, не только во все точки нашей страны, но также и в иностранные государства.

    Постепенно город строился, жизнь налаживалась. Вырастали пятиэтажные дома, бамовцы из балконов и вагончиков перебирались в благоустроенные квартиры. Создавались семьи, оставались здесь навсегда, благо, работа есть и заработки неплохие. Кроме открытого разреза с углем, появились механизированные колонны с новой техникой, таксопарк с «Волгами», строились магазины, новый универмаг. И когда через несколько лет, в 1980 году, я снова вернулся на север, то эти объекты уже вовсю функционировали. В Нерюнги открылись многочисленные кафешки, ресторан, можно было посидеть, неплохо отдохнуть. Рядом с городом были поселки поменьше: Серебряный Бор,  далее – поселок Чульман, где располагался аэропорт и откуда мы самолетами «ТУ-134» буквально за несколько часов долетали в разные точки Союза: Новосибирск, Барнаул, Москву, Минск, Киев. Добирались быстро и комфортно, никто тогда и думать не думал об авариях. Да их практически и не было, так как мы постоянно летали туда и обратно, и случилось что - знали бы. А поездом до Москвы приходилось добираться суток семь. Потом, правда, с БАМовской столицы Тында до Москвы поезд следовал ровно пять суток.

    Так была осуществлена стройка века - Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. К сожалению, иногда приходится слышать: мол, БАМ был построен зэками. Не верьте. БАМ был построен нормальными людьми, которые хотели и умели работать. БАМ дал мне путевку в жизнь, дал старт.

    Родион Зиньков

    /Милицейский вестник. Гродно. № 13. 29 марта 2007. С. 23./

 






Brak komentarzy:

Prześlij komentarz