БЕЛОВЕЖСКОЕ КОЛЬЦО ОБРЕТАЕТ ОЧЕРТАНИЯ
Зона экологического отчуждения
«Мелкие» издержки на строительстве большого объекта
Строительство кольца вокруг национального парка
«Беловежская пуща» – крупнейший инвестиционный проект последних лет в Брестской области. Протяженность объездной автодороги составит 144 км, в ее зоне запланировано возведение 41 объекта, в том числе 3-х торговых и 11-ти – общественного питания, 4-х гостиниц, плюс АЗС, СТО и автостоянки… Масштаб затеянного особенно впечатляет с учетом сроков строительства: начатое в текущем году, оно должно быть завершено уже в 2011-м. Планируется, что с вводом в эксплуатацию дороги увеличится поток туристов, а населенные пункты, вдоль которых она пройдет, заживут по-новому. Но не все жители близлежащих деревень радуются грядущим переменам.
Моя хата не с краю…
Деревня Голый Борок – в полусотне метров от объездной дороги
Любовь Пискун родилась и выросла в деревне Голый Борок Каменецкого района. Трудиться ей довелось в Якутии, в компании по добыче алмазов «АЛРОСА». Достигнув пенсионного возраста, женщина вернулась с мужем на родину. И теперь зимой живет в Каменце, а в остальное время – в родительском доме в деревне Голый Борок, до которой из райцентра всего несколько километров.
– Здесь такой чудесный уголок, – не устает восхищаться Любовь Николаевна. – Рядом лес, в 700-800 метрах – река Лесная. В низине между нашей деревней и Комаровщиной образовались целые заросли редкой разновидности можжевельника, высота которого достигает 10 метров. У нас в сарае зимовал заяц, кормятся ежики. А в приполярном краю, где мы жили много лет, в Новый год веточку хвои нам привозили за сотни километров из Ленска.
Правда, прошлым летом, когда рядом началось строительство объездной дороги, оставаться в деревне стало невозможно, т. к. рядом обосновалась база строительной техники. Пыль, шум, рев машин… «Производственные издержки», – смирилась Любовь Николаевна. Но настораживает и не дает покоя женщине отсутствие у многих рабочих и специалистов, занятых на объекте, экологического сознания. Вначале она пыталась их увещевать, а когда убедилась, что это не помогает, стала стучаться в различные инстанции.
Ее дом – на краю деревни, и база строительной техники всего в 50 метрах. Здесь ремонтируют технику, меняют масло, заправляются, проводят профилактические работы. Любовь Николаевна обратила внимание: сливать отработанное масло водители субподрядной организации ДСУ-32 (г. Дрогичин) привыкли прямо на землю. На территории самой базы и за ее забором земля сплошь в «жирных» пятнах. В течение трех месяцев женщина обращалась к механизаторам, механикам, главному инженеру: нельзя выливать отработанное масло и другие ГСМ в почву, а ту, которая успела пропитаться отходами, следовало бы утилизировать. Ведь воду в деревне пьют из колодцев, какой она будет после попадания машинного масла? Рискнула даже дать совет: водителей следовало бы обеспечить специальными поддонами. Но чем больше взывала к совести, тем больше масла выливалось на землю. Тогда борец за экологию обратилась с письмом на имя председателя Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Кроме загрязнения почвы ГСМ она обратила внимание и на другие факты вмешательства (с ее точки зрения – необоснованного) в сложившуюся экосистему:
«В водоохранной зоне между деревнями Голый Борок и Комаровщина расположена покрытая песком низина, граничащая с одной стороны с поймой реки Лесной, с другой – с каналом.
Площадь низины около 12 гектаров. Здесь произрастает можжевельник пирамидальной формы высотой до 10 м, вересковые заросли, сосна. Я была очень удивлена и огорчена тем, что в таком удивительном уголке природы, которым могли бы любоваться проезжающие туристы, решено устроить карьер по выемке песка для дороги. С моей точки зрения, это преступление: сносить бульдозером на площади 5 гектаров такую красоту. В настоящее время основные работы по укладке песка завершены. У меня к вам вопрос: кто выдал разрешение на выемку грунта на территории водоохраной зоны реки Лесной и уничтожение редкой разновидности можжевельника? Ведь все это приводит к нарушению баланса сложившейся экосистемы.
Река Лесная раз в 10-15 лет разливается во время паводка по всей пойме шириной до 700 метров и стремительным потоком идет вниз по течению. Сейчас на пути паводковых вод расположилась дорога. Меня беспокоит, будут ли проводиться противопаводковые мероприятия: углубление, расширение и расчистка реки перед мостом, – либо какие-то другие».
«Чудовищных нарушений не выявлено»
После получения этого письма в деревне Голый Борок побывали представители областной и районной экологических служб. Как пояснил корреспонденту «Вечерки» главный специалист Каменецкой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Новик, больших нарушений на строительстве этого участка объездной дороги они не выявили. Оказывается, тот самый можжевельник, о котором идет речь в письме и который еще не так давно являлся «краснокнижником», очень «своевременно» был исключен из перечня исчезающих и нуждающихся в защите растений. А строительство карьера, по словам специалиста, «расположенного на границе водоохраной зоны реки Лесная», согласовано с Минприроды. Хотя трудно предположить, что добро на это было бы получено, если бы не строительство объездной дороги.
Что касается обитателей деревни Голый Борок, то в их сознании твердо укоренилось: они живут в водоохранной зоне. И значит, здесь нельзя закапывать в землю мусор, применять химические средства, организовывать летние выпасы сельскохозяйственных животных. А еще запрещены мойка и стоянка машин, за исключением специально отведенных мест, удаление растительности без проектов благоустройства и озеленения… Все эти мероприятия называются специальным режимом хозяйственной деятельности.
Строительство дороги будет продолжаться в следующем году. Значит ли это, что придется расстаться с другими уникальными уголками природы, а отходы ГСМ будут также сливаться на землю? «Я хочу, чтобы наши внуки жили в экологически чистой среде, – говорит Любовь Пискун. – Вы можете представить семейное чаепитие, во время которого вам пипеткой капают в чашку с чаем машинное масло?»
Как сказал в беседе с корреспондентом «Вечерки» главный инженер ДСУ-32 Василий Зинович, работы на строительстве этого участка объездной дороги вышли на завершающую стадию и строительная база в ближайшее время будет разобрана. Загрязненный грунт соберут и вывезут. «Если нашими механизаторами и были допущены нарушения, то они незначительны при таких темпах строительства, – сказал руководитель. – Отработанное масло мы собираем и используем для обогрева мастерских». Он рассказал также, что в ближайшее время в зоне строительных работ планируется провести рекультивацию. Она затронет и новый карьер, открытый на месте снесенных бульдозером зарослей можжевельника. Здесь со временем должен быть водоем или лесопосадка – окончательное решение пока не принято.
На заседаниях республиканского штаба стройки, который собирается дважды в месяц, рассматриваются вопросы, связанные с нарушением экологических норм. «Чудовищных» нарушений, утверждают специалисты районной природоохранной инспекции, пока не выявлено. А мелкие приходится устранять по ходу дела. Ведь проектирование объездной дороги ведется одновременно с ее строительством. Одним словом, сроки диктуют темп и подходы.
Антонина Хокимова
/Вечерний Брест. Брест. № 82. 15 октября 2010. С. 1, 3./
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz