piątek, 29 października 2021

ЎЎЎ Весься Камянец. Любоў Піскун ды Якутыя. Койданава. "Кальвіна". 2021.




 

                                   БЕЛОВЕЖСКОЕ КОЛЬЦО ОБРЕТАЕТ ОЧЕРТАНИЯ

                                                     Зона экологического отчуждения

                                    «Мелкие» издержки на строительстве большого объекта

                                       Строительство кольца вокруг национального парка

 

 

    «Беловежская пуща» – крупнейший инвестиционный проект последних лет в Брестской области. Протяженность объездной автодороги составит 144 км, в ее зоне запланировано возведение 41 объекта, в том числе 3-х торговых и 11-ти – общественного питания, 4-х гостиниц, плюс АЗС, СТО и автостоянки… Масштаб затеянного особенно впечатляет с учетом сроков строительства: начатое в текущем году, оно должно быть завершено уже в 2011-м. Планируется, что с вводом в эксплуатацию дороги увеличится поток туристов, а населенные пункты, вдоль которых она пройдет, заживут по-новому. Но не все жители близлежащих деревень радуются грядущим переменам.

                                                             Моя хата не с краю…

                           Деревня Голый Борок – в полусотне метров от объездной дороги

    Любовь Пискун родилась и выросла в деревне Голый Борок Каменецкого района. Трудиться ей довелось в Якутии, в компании по добыче алмазов «АЛРОСА». Достигнув пенсионного возраста, женщина вернулась с мужем на родину. И теперь зимой живет в Каменце, а в остальное время – в родительском доме в деревне Голый Борок, до которой из райцентра всего несколько километров.

    – Здесь такой чудесный уголок, – не устает восхищаться Любовь Николаевна. – Рядом лес, в 700-800 метрах – река Лесная. В низине между нашей деревней и Комаровщиной образовались целые заросли редкой разновидности можжевельника, высота которого достигает 10 метров. У нас в сарае зимовал заяц, кормятся ежики. А в приполярном краю, где мы жили много лет, в Новый год веточку хвои нам привозили за сотни километров из Ленска.

    Правда, прошлым летом, когда рядом началось строительство объездной дороги, оставаться в деревне стало невозможно, т. к. рядом обосновалась база строительной техники. Пыль, шум, рев машин… «Производственные издержки», – смирилась Любовь Николаевна. Но настораживает и не дает покоя женщине отсутствие у многих рабочих и специалистов, занятых на объекте, экологического сознания. Вначале она пыталась их увещевать, а когда убедилась, что это не помогает, стала стучаться в различные инстанции.

    Ее дом – на краю деревни, и база строительной техники всего в 50 метрах. Здесь ремонтируют технику, меняют масло, заправляются, проводят профилактические работы. Любовь Николаевна обратила внимание: сливать отработанное масло водители субподрядной организации ДСУ-32 (г. Дрогичин) привыкли прямо на землю. На территории самой базы и за ее забором земля сплошь в «жирных» пятнах. В течение трех месяцев женщина обращалась к механизаторам, механикам, главному инженеру: нельзя выливать отработанное масло и другие ГСМ в почву, а ту, которая успела пропитаться отходами, следовало бы утилизировать. Ведь воду в деревне пьют из колодцев, какой она будет после попадания машинного масла? Рискнула даже дать совет: водителей следовало бы обеспечить специальными поддонами. Но чем больше взывала к совести, тем больше масла выливалось на землю. Тогда борец за экологию обратилась с письмом на имя председателя Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Кроме загрязнения почвы ГСМ она обратила внимание и на другие факты вмешательства (с ее точки зрения – необоснованного) в сложившуюся экосистему:

    «В водоохранной зоне между деревнями Голый Борок и Комаровщина расположена покрытая песком низина, граничащая с одной стороны с поймой реки Лесной, с другой – с каналом.

    Площадь низины около 12 гектаров. Здесь произрастает можжевельник пирамидальной формы высотой до 10 м, вересковые заросли, сосна. Я была очень удивлена и огорчена тем, что в таком удивительном уголке природы, которым могли бы любоваться проезжающие туристы, решено устроить карьер по выемке песка для дороги. С моей точки зрения, это преступление: сносить бульдозером на площади 5 гектаров такую красоту. В настоящее время основные работы по укладке песка завершены. У меня к вам вопрос: кто выдал разрешение на выемку грунта на территории водоохраной зоны реки Лесной и уничтожение редкой разновидности можжевельника? Ведь все это приводит к нарушению баланса сложившейся экосистемы.

    Река Лесная раз в 10-15 лет разливается во время паводка по всей пойме шириной до 700 метров и стремительным потоком идет вниз по течению. Сейчас на пути паводковых вод расположилась дорога. Меня беспокоит, будут ли проводиться противопаводковые мероприятия: углубление, расширение и расчистка реки перед мостом, – либо какие-то другие».

                                            «Чудовищных нарушений не выявлено»

    После получения этого письма в деревне Голый Борок побывали представители областной и районной экологических служб. Как пояснил корреспонденту «Вечерки» главный специалист Каменецкой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Новик, больших нарушений на строительстве этого участка объездной дороги они не выявили. Оказывается, тот самый можжевельник, о котором идет речь в письме и который еще не так давно являлся «краснокнижником», очень «своевременно» был исключен из перечня исчезающих и нуждающихся в защите растений. А строительство карьера, по словам специалиста, «расположенного на границе водоохраной зоны реки Лесная», согласовано с Минприроды. Хотя трудно предположить, что добро на это было бы получено, если бы не строительство объездной дороги.

    Что касается обитателей деревни Голый Борок, то в их сознании твердо укоренилось: они живут в водоохранной зоне. И значит, здесь нельзя закапывать в землю мусор, применять химические средства, организовывать летние выпасы сельскохозяйственных животных. А еще запрещены мойка и стоянка машин, за исключением специально отведенных мест, удаление растительности без проектов благоустройства и озеленения… Все эти мероприятия называются специальным режимом хозяйственной деятельности.

    Строительство дороги будет продолжаться в следующем году. Значит ли это, что придется расстаться с другими уникальными уголками природы, а отходы ГСМ будут также сливаться на землю? «Я хочу, чтобы наши внуки жили в экологически чистой среде, – говорит Любовь Пискун. – Вы можете представить семейное чаепитие, во время которого вам пипеткой капают в чашку с чаем машинное масло?»

    Как сказал в беседе с корреспондентом «Вечерки» главный инженер ДСУ-32 Василий Зинович, работы на строительстве этого участка объездной дороги вышли на завершающую стадию и строительная база в ближайшее время будет разобрана. Загрязненный грунт соберут и вывезут. «Если нашими механизаторами и были допущены нарушения, то они незначительны при таких темпах строительства, – сказал руководитель. – Отработанное масло мы собираем и используем для обогрева мастерских». Он рассказал также, что в ближайшее время в зоне строительных работ планируется провести рекультивацию. Она затронет и новый карьер, открытый на месте снесенных бульдозером зарослей можжевельника. Здесь со временем должен быть водоем или лесопосадка – окончательное решение пока не принято.

    На заседаниях республиканского штаба стройки, который собирается дважды в месяц, рассматриваются вопросы, связанные с нарушением экологических норм. «Чудовищных» нарушений, утверждают специалисты районной природоохранной инспекции, пока не выявлено. А мелкие приходится устранять по ходу дела. Ведь проектирование объездной дороги ведется одновременно с ее строительством. Одним словом, сроки диктуют темп и подходы.

    Антонина Хокимова

  /Вечерний Брест. Брест. № 82. 15 октября 2010. С. 1, 3./

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz