niedziela, 16 maja 2021

ЎЎЎ Л. Дашэўскі. Якуты. Койданава. "Кальвіна". 2021.

 

                                                                 НАРОДЫ СИБИРИ

    Л. Дашевский

                                                                            Якуты

    Якуты являются народом, дающим красноречивый пример героической борьбы с российской неволей, которая царит на их земле уже более 300 лет.

    Немногочисленные и отсталые, оттесненные Москвой на самую низкую ступень материального бытия, якуты не прекращали борьбу с могучим захватчиком, трагическую борьбу, потому что велась она в полном одиночестве. Только в нашем столетии цивилизованный мир увидел якутскую драму и стал политически интересоваться этим хоть и немногочисленным, но отважным и достойным сочувствия и уважения народом.

    Якуты, принадлежащие к туранским народам, населяют в настоящее время бассейн Лены вместе с ее притоками, Вилюем и Алданом, а также долины рек Яны, Индигирки и Колымы, добравшись сюда, на рубеже XIII и XIV веков из юго-сибирских регионов. Прежняя родина этого народа неизвестна. Только упоминания в якутском фольклоре свидетельствуют о перенесенном путешествии с юга на Лену, где говорится о «южных степях» и „знойных просторах, где гибнут от жажды птицы, и бегает двугорбый конь „тябиень“ (верблюд). [* С. Потапов. «О литературе советской Якутии. - Революция и национальности. № 7. 1936 г.]

    Якуты занимались охотой и рыболовством, и только в конце XIX века, на южных территориях своего этнографического пространства, под влиянием русских поселенцев и политических ссыльных (немалую роль тут сыграли ссыльные поляки), они начали заниматься земледелием и скотоводством.

    Почти до времени большевистской неволи, наступившей на Якутской земле в результате русской революции, здесь господствовал феодально-родовой строй, находя опору в улусах и тойонах (князьках).

    Русские дошли до бассейна Лены в XVII веке, заложив здесь первые свои «остроги», между прочим, и Якутск, и начали эксплуатацию и угнетение поверженных тойонов. Московские воеводы собирали с тойонов «ясак» в виде «мягкой рухляди» — меха и золота, и находящиеся под их опекой купцы вели меновую торговлю с якутами, основанную на предоставлении водки за меха и невольников. До XIX века еще Якутск, расположенный на Лене, был центром работорговли по всей Сибири.

    Эксплуататорско-колониальный московский режим наталкивался на якутских землях на сопротивление, которое в течение веков не ослабевало и принимало все более яростную форму. Несчастьем якутов было то, что они находились на низком уровне культурного развития и что тойоны сражались друг с другом, а не объединяли усилия для общей защиты.

    В 1634 году вспыхнуло первое восстание против Москвы под руководством тойона Мамыка, в 1636 г. — восстание Немюги Хангатора, в 1670 г. — Балтуги, в 1681 г. во главе воюющих родов стоял энергичный Дженник, сражавшийся с московскими воеводами в течение 20 лет. Весь XVII век был ареной мелких и крупных сражений, и только в начале следующего столетия якуты были окончательно «усмирены».

    XIX век был периодом величайшего материального упадка и окончательного духовного унижения этого несчастного народа. Спаиваемый и эксплуатируемый якутский народ вымирал, в улусах царила ужасающая нищета, картины которой так ярко показывает исследователь страны якутов Серошевский, в своих сибирских рассказах. Единственным ярким лучом в той мрачной ночи была встреча якутов с политическими ссыльными, и в первую очередь с поляками, которые поруганному и уничтожаемому народу несли первые слова надежды и утешения.

    В конце XIX века начинается постепенное возрождение якутского народа, проявляющееся в подавлении катастрофического вымирания, принятии высшей материальной культуры и в создании центров духовного возрождения. Якутская молодежь, окончившая русские школы, образует основу национальной интеллигенции. Возникает повышенный интерес к народным предания («олонхо»), возрождается из забвения народный эпос, м. пр. цикл песен о «Хане Джаргыстай» который в художественном отношении не уступает финской «Калевале».

    Из возрожденного народного эпоса вытекают первые попытки оригинального поэтического и писательского творчества. Первопроходцем на этом поприще выступает первый якутский поэт А. Кулаковский (1887-1926), автор «Сна Шамана», первой якутской художественной поэмы. Рядом с ним набирают популярность Никифоров и Сафронов. Все эти творцы сохраняют, конечно, верность русской власти, они даже православные, дело понятное, что, сохраняя такое подобие, и только в таких условиях могли что-то сделать для своего народа в той страшной тюрьме народов, какой была Россия.

    Однако культурное возрождение не могло не повлечь за собой общественно-политического возрождения. 1905 год уже застал якутскую молодежь политически зрелой для борьбы за освобождение. Образуется т. наз. «Союз Якутов» [* Красный Архив, 3 (76), 1936.], который создает обращение к якутскому народу, в следующих постулатах излагая свою программу:

    1. возврат земли якутам; 2. введение самоуправления на якутской земле; 3. допуск якутского представителя в российскую Думу.

    «Союз якутов» развил энергичную организационную деятельность, которой охватил даже прибайкальских тунгусов, и просуществовал до середины 1906 года, когда был ликвидирован российскими властями. Активисты подверглись суровым репрессиям и наказаниям.

    «Союз якутов» сыграл очень большую роль в деле политического возрождения якутского национального движения. Лозунги Союза затронули самые широкие слои населения, которые массово выступали за программу Союза, проявляя тем самым осознание своих и национальных целей.

    Лишенные после 1906 года возможности легально и организованно высказывать свои политические притязания, якуты направили все силы на путь литературного творчества, которое становится одним гласным протестом против рабства и унижении, с другой стороны, искали выходы для национальных чувств в подпольной работе российских революционных партий.

    В 1907 г. начинает выходить первая якутская газета п. наз. «Саха Дойдута» — «Якутский Край», в 1908 году — «Саха Олохо» — «Якутская жизнь». В 1912 году наконец выходит первый якутский журнал, посвященный целиком культурной жизни якутов «Саха Сангата» — «Голос Якута».

    Во время русской революции якуты предприняли героические усилия по освобождению из московской неволи. В 1917 году был создан Якутский Национальный Комитет, сотрудничавший с правительством Колчака и союзниками, оккупировавшими Сибирь (прежде всего с японцами).

    После захвата Сибири большевиками, якутские патриоты, соединившиеся с белыми партизанами ген. Пепеляева, вели ожесточенные бои с красной армией (1921-1922), однако, вынужденные были подчиниться численному и техническому превосходству большевиков.

    В созданной Советами в 1922 г. Автономной Якутской Республике, несмотря на погромы, сепаратистские движения не прекратились, объединившись в Культурно-Просветительское Общество п. наз. «Саха Омук» — «Якутский Народ». Пользуясь объявленном большевистскими властями курсом «социалистической национальной политики», вызывавшим некоторую разрядку отношений, в «Саха Омук» вступали наиболее активные люди, проводя сильное, хотя и скрытое, якутское национальное движение.

    Национальные писательские силы сгруппировались вокруг журнала «Чолбон» (1926-1929), во главу которого выдвинулся Р. Oросин, один из лидеров якутского вооруженного движения в 1921/1922 годы, и выдающийся якутский писатель нынешнего времени, Алтан Сарын.

    Алтан Сарын страстно боролся с московской неволей, не щадя и большевистского режима. В одной из своих новелл, опубликованной в 1926 году, этот автор дает выражение ненависти к Советам: «...каждая обломанная береза торчит к небу, как иссохшие руки мертвеца, взывающего о мести”...

    «...Не видно никакого развития и роста, зато все разрушено. Видя это, сердце мое заныло, забурлила кровь... [* С. Потапов. «О литературе советской Якутии».]

    Алтан Сарын высказывался как националист и пантюркист. Большие заслуги имеет этот писатель над очищением якутского языка от балласта русицизмов, созданием новой лексики, основанной на якутских корнях и основах, заимствованных из родственных туранских языков.

    В 1929 году наступило «разоблачение» «националистического вредительства». «Саха Омук» и «Чолбон» были ликвидированы; Оросин и Алтан Сарын — расстреляны.

    Сегодня Якутия, страна огромных экономических возможностей (золото, руды, уголь, леса, меха, гигантские реки), ждет только освобождения от российского ига, чтобы развиваться экономически и встать на путь устойчивого и реального прогресса.

    Вольнолюбивые стремления в этой маленькой, но храброй нации не угасли и когда-нибудь они будут исполнены.

    В настоящее время так называемая Якутская Автономная Советская Республика занимает площадь в 3 с половиной миллиона квадратных километров с почти 300 000 жителей. Якуты составляют 82 проц. от общего числа жителей, тунгусы 7,5 проц. и русские 11 проц.

    /Sybirak. Kwartalnik. Organ Zarządu Głównego Związku Sybiraków. Nr. 4 (12). Grudzień. Warszawa. 1936. S. 62-65./

  











Brak komentarzy:

Prześlij komentarz