sobota, 22 maja 2021

ЎЎЎ Мальвіна Саха. Рэжысёр-пастаноўшчык Андрэй Сянкевіч ды Якутыя. Койданава. "Кальвіна". 2021.

    Андрэй Станіслававіч Сянкевіч - нар. 20 верасьня 1977 г. у месьце Высокае Камянецкага раёну Брэсцкай вобласьці БССР (СССР).

    Скончыў тэатральны факультэт Беларускай дзяржаўнай акадэміі мастацтваў (БДАМ) у Мінску.

    У 2002 г. рэжысёр-пастаноўшчык Рускага драматычнага тэатру ў Якуцку.

    У 2008-2009 гг. асыстэнт рэжысёра тэлекампаніі “Брэст”.

    Рэжысёр пастаноўшчык дакумэнтальных фільмаў “Альбарутэнія”.

    У 2010 годзе Сянкевіч паставіў у Якуцку спэктакль па п’есе Ўладзімера Жэрабцова “Нашчадак”, прэм’ера якога адбылася 2 красавіка 2010 г.

    Мальвіна Саха,

    Койданава

 

 

                                          СЕНКЕВИЧ СТАВИТ СПЕКТАКЛЬ О ВОЙНЕ

                                                                                   и

                                     планирует снять фильм о якутских ядерных взрывах

    В апреле этого года в Русском драматическом театре имени А.С. Пушкина ожидается премьера нового спектакля по пьесе Владимира Жеребцова «Потомок». Ставить эту пьесу приехал специально приглашенный актер и режиссер из Белоруссии Андрей Сенкевич. Мы встретились с Андреем после очередной репетиции в небольшой гримерке, дабы побеседовать о предстоящем спектакле.

    Как оказалось, спектакль приурочен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Идея пьесы заключается в том, чтобы современное поколение не забывало о подвигах, совершенных во время войны, и дорожила памятниками, свидетельствующими о подвигах тех лет, - рассказывает Андрей. - Всего сюжета рассказывать не буду, но могу сказать, что речь там будет идти о молодом человеке, который из современного мира попадает в 1942 год в военный госпиталь, который должен быть захвачен фашистами».

    Скажем только то, что у вернувшегося из прошлого героя, осознавшего весь ужас войны и драматизм эпохи, происходит полная переоценка ценностей. Конечно, в спектакле будет и любовная линия, но не связанная с главным героем - романтической парой станут красноармеец Юлай и медсестра Настя. Однако их взаимоотношения, по замыслу режиссера, не должны перекрывать основное действо и “мусолиться детально с поцелуями и какими-то признаниями”. Как пояснил “НВ” Андрей Сенкевич: «Время тогда было другое, и люди были другие, трепетно относящиеся к такому чувству как любовь».

    Главных героев будут играть артисты Русского театра Вера Прокудина, Владимир Мичурин, Степан Федоренко (Дима), Марина Слепнева (Настя), артист Саха театра Василий Борисов (Юлай) и другие.

    Сам Андрей Сенкевич родился и вырос в Белоруссии, окончил там Академию искусств. У нас в Якутии он уже не в первый раз, приезжал еще в 2004 году и ставил два спектакля - «Дорогая Памелла» и «Сердце Луиджи». На родине Сенкевич в настоящее время сконцентрировал свои усилия на кино. Сейчас готовится к выходу на экраны фильм «Брестская крепость», над которым Андрей работал совместно с московскими режиссерами. Продюсер фильма Игорь Угольник намерен премьеру фильма провести в Белоруссии именно у Брестской крепости, и на нее будут приглашены президент России Дмитрий Медведев и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Премьера намечается на 22 июня.

    Также Андрей вынашивает идею фильма, связанную непосредственно с Якутией. Известно, что речь будет идти о последствиях 12 мирных подземных ядерных взрывов, совершенных в советское время на территории Якутии в промышленных и научных целях. «Каждый из этих взрывов по своей мощности превосходили заряды, сброшенные на Херасиму! - говорит Андрей. - Вспомните аварию на Чернобыльской станции. Конечно, я не утверждаю, что где-то на территории Якутии есть такие же источники радиации, но это вполне возможно. Два взрыва были аварийными, то есть происходил мощный выброс радиоактивных веществ. Известно, что в Алдане самое большое количество раковых заболеваний. Это огромная неизученная проблема. И я хочу снять художественный фильм, основанный именно на этих фактах. Это будет не фантастика, а скорее фильм-катастрофа», - рассказал Андрей «НВ».

    После этого разговора мне вспомнился музей в здании КФЕНа, где хранятся мумии животных-мутантов, о которых мы писали еще год назад. А что, если эти мутанты родились именно из-за последствий радиации

    Надежда Ефимова

    /Наше время. Якутск. 26 февраля 2010./

    *

                                                     ПОТОМОК» АНДРЕЯ СЕНКЕВИЧА

    В преддверии празднования юбилея Великой Победы на сцене Русского академического драматического театра им. А.С.Пушкина проходят первые репетиции нового спектакля Владимира Жеребцова «Потомок». Ставит пьесу молодой режиссер из Белоруссии Андрей Сенкевич.

    — Андрей Станиславович, как вам наша погода, не холодно?

    — Пока не замечал большого холода. Мама моя, кстати, сибирских кровей – из Красноярска, так что морозов я не боюсь. И потом, я не первый раз приезжаю в Якутск, ставил в Русском театре спектакли «Кома» М.Варфоломеева, «Дорогая Памела, или Ах, как бы нам пришить старушку!» Д.Патрика, «Сердце Луиджи» И.Буковчана. Все они написаны в жанре фарса и комедии. Конечно, не все спектакли приживаются в репертуаре, и я рад, что до сих пор на сцене идет «Дорогая Памела…»

    — А какие спектакли вы ещё поставили, может быть, в других театрах?

    — Так в том-то и дело, что основные мои театральные работы поставлены именно в Якутске, в театре имени А.С.Пушкина. Более того, «Кома» мой дипломный спектакль 2002 года. Получается, что мой дебют как режиссера состоялся у вас в республике.

    — Кто вас пригласил в театр?

    — Пригласил меня художественный руководитель театра Нестер Георгий Юлианович. Дело в том, что он искал молодого режиссера, и его однокурсник Г.И.Боровик, в мастерской которого я тогда учился, а было это в Белорусской академии искусств в Минске, рекомендовал именно меня, видимо, посчитав, что я свободный, перспективный и не подведу своего учителя. А мне это было в радость – найти сцену непросто в наших краях, и я сразу ухватился за возможность работать в театре с большой труппой.

    — На сей раз вы ставите серьезную пьесу.

    — Еще в 2004 году я поставил в Молодежном театре Гомеля спектакль на военную тему, посвященный освобождению этого города от фашистских захватчиков. Так что первый опыт у меня есть. Хочу подчеркнуть, что эта тема для меня, как режиссера, особенная, святая. Ведь я родился в городе Высокое Брестской области. А как вы знаете, Брест, его приграничная крепость, а потом и вся Белоруссия приняли на себя первый, самый страшный удар гитлеровской армии. Я с детства знаю историю крепости и города Бреста. Мальчишками бегали на поля, в леса, а там гильзы, ржавая военная техника целыми грудами. У нас до сих пор копать ничего нельзя, вдруг старые боеприпасы взорвутся? От разных людей, и в первую очередь от деда и бабушки, постоянно слышал много разных историй о войне, и смешных, и трагических. Никогда не забуду страшные воспоминания моей бабушки, как подростком со взрослыми спасалась бегством от фашистов. Это были времена, когда фрицы особенно лютовали после набегов партизан. Так что я сердцем чувствую ту атмосферу, что мне передавалась из уст в уста. И это важно, что вот так, изустно, история передается поколениям — не по книжкам, а внутри семьи.

    — И ваш спектакль «Потомок» об этом?

    — В основе сюжета впечатления потомка – молодого человека, который неким волшебным образом попал в 1942 год, в самое пекло войны. И через него автор, а затем и я, как режиссер, пытаемся объединить эти два поколения и рассказать о них – старшем, прошедшем сквозь горнило мировой войны, и младшем, не познавшем войны. Основная идея пьесы — ответственность за то, чтобы осталась память о тех событиях, о людях, сражавшихся за Родину, о наших дедах и прадедах.

    — Да, это актуальная тема. В наши дни нередко сталкиваешься с тем, что молодежь 20—25 лет не очень-то помнит, кто из родных воевал, а уж о том, на каком направлении фронта и где отдал жизнь, чтобы его потомки жили, ничего не знает. Им это даже неинтересно, хотя в компьютерные игры про Вторую мировую игру в американской версии с удовольствием играют. О войне столько написано, показано, а память как-то уходит, теряется. Слава богу, это происходит не во всех семьях. И замечательно, что такие молодые люди, как вы, напоминаете людям о войне и Победе.

    — Ещё раз повторюсь: лучший способ передать эту память – из уст в уста, в семье, где живут в родовых преданиях и страшное, и смешное, и трагическое, и забавное, происходившие с их родными. Большую роль здесь играет театр, поскольку спектакль заставляет зрителя сопереживать происходящему на сцене. Это тот же эффект.

    Мой спектакль не занимает много времени, при этом сюжет очень динамичный. В пьесе занято немного артистов, в основном состав молодежный, очень мобильный, увлекающийся. Один артист привлечен из Саха театра. С артистами мне всегда нравилось работать, поэтому и в режиссеры пошел, хотя начинал как артист драмы.

    — Кто вас заразил театром?

    — По-настоящему я заболел театральным искусством перевоплощения в драматическом кружке, которым руководила моя мама. В первый раз вышел на сцену в шесть лет. Изображал крестьянского мальчика, который пишет письмо дедушке Ленину. В общем-то я театральный ребенок, запах кулис во мне с рождения: мои родители – актеры драматического театра. Я с братом пошел по их стопам: сначала Гродненское театральное училище, затем в Минске Академия искусств. Продолжил родительское дело в семье только я. Брат подхватил папино увлечение музыкальным искусством. Раньше отец очень хорошо пел и даже принимал участие в «Песне года». Кстати, пел там вместе с Александром Серовым. Мой брат сейчас джазовый трубач. Одна сестра – хореограф, ставит современные танцы, иногда бальные; старшая сестра – поэт, свободный художник.

    — Наверно, работа в театре отнимает много времени и на увлечения его не остается?

    — В общем-то, да. Ведь помимо театра я работаю в кино. Это и работа, и увлечение. Мне нравится киношная суета, когда всё бурлит, много общения, перемен. Я входил в режиссерскую команду многосерийного телевизионного фильма «Буровая», поставленного телерадиокомпанией «Югра» в Ханты-Мансийске, художественных фильмов «Дочь генерала», «Командировка», «Брестская крепость» в Москве работал над документальными фильмами об истории Белоруссии, был режиссером отдела выпуска телевизионных программ Белорусской телерадиокомпании.

    — Напоследок традиционный вопрос – каковы дальнейшие планы?

    — Есть разные предложения, которые пока обдумываю. Хочу также воплотить свои идеи в документальных и художественных кинолентах.

    Сейчас пишу киносценарий, основанный на реальных событиях. Связан он с темой воздействия радиации на человека. Эта тема, естественно, долгое время была сверхсекретной, закрытой и поэтому толком не изучалась. Мы не знаем, как по-настоящему бороться, чего опасаться, а чего – нет. По поводу этого перечитал много литературы, копался везде. Кстати, и для Якутии радиация, ядерные взрывы в мирных целях ситуация не «где-то там», а близкая реальность. И не известно, во что это выльется в будущем. Так параллельно с подготовкой спектакля и работаю.

    Евгения Матвеева.

      /Якутия. Якутск. /

 



 

                                                «Потомок»: между прошлым и будущим

    Первой постановкой белорусского режиссера Андрея Сенкевича на сцене Русского театра в Якутске стала его дипломная работа – пьеса «Кома» Варфоломеева. Затем последовали «Дорогая Памела, или Ах, как бы нам пришить старушку!» и «Сердце Луиджи». Сегодня, 2 апреля, в Русском театре состоится премьера еще одного творения молодого режиссера – спектакль по пьесе Владимира Жеребцова «Потомок».

    В свое время в Якутск Андрея Сенкевича, тогда еще студента Белорусской академии искусств в Минске, пригласил поработать в Якутск худрук Русского театра Георгий Нестер. Он искал молодого режиссера, и его однокурсник Г.И. Боровик, в мастерской которого тогда учился Сенкевич, рекомендовал именно его. Так молодой режиссер попал в Якутск впервые. Потом были еще несколько приездов, в том числе - в феврале нынешнего года, когда началась работа над «Потомком».

    Военная тема имеет для молодого режиссера особое значение, потому что сам он родом из Брестской области, а, как известно, Брестская крепость первой приняла на себя удары войны. «Я с детства знаю историю крепости и города Бреста. Мальчишками мы бегали в леса, собирали гильзы, смотрели технику военных лет, которой там до сих пор очень много», - говорит Андрей Сенкевич.

    Нынешняя премьера Сенкевича спектакль «Потомок» - это попытка автора напомнить нынешнему поколению о подвигах военной поры. Каким образом? Посредством «ввода» главного героя, нашего современника в то страшное время, в 1942 год, куда он попадает во время обычной экскурсии по музею...

    Естественно, после этого горнила в молодом человеке, до этого времени в прямом смысле не нюхавшего пороху, происходит настоящий переворот, переоценка всех ценностей. «Через главного героя автор пьесы и я, как режиссер, пытаемся объединить два поколения – старшее, прошедшее войну, и младшее, не познавшее тех ужасов», - поясняет режиссер Андрей Сенкевич.

    Сюжет спектакля, несмотря на кажущуюся военную «монументальность», очень динамичный, живой, яркий. Здесь нет идеологии, здесь многое привычное ставится под сомнение… Впрочем, зритель все увидит сам.

    Роли главных героев исполняют Вера Келле-Пелле, Владимир Мичурин, Марина Слепнева, Дмитрий Юрченко. Степан Федоренко играет роль Потомка. Кстати, на днях Степан был отмечен благодарностью правительства республики. А художник по костюмам Евдокия Сотникова была отмечена знаком «Отличник культуры РС(Я)». В спектакле также принимает участие актер Саха театра Василий Борисов, который играет роль красноармейца Юлая Сайдашева.

    Марина Сантаева.

    /Наше время. Якутск. 2. апреля 2010./

 

 




 






Brak komentarzy:

Prześlij komentarz