czwartek, 1 lutego 2024

ЎЎЎ 15. Ляліта Міцяўская-Жлёб. Ураджэнка Магілёўшчыны Лідзія Язерская ў Якуцку. Сш. 15. Койданава. "Кальвіна". 2024.




 

                                 ПОСЛЕДНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ЯКУТСКОЙ ССЫЛКИ

                                                        (Листки, воспоминаний)*

    [* В сутолоке сегодняшнего дня нет возможности заниматься воспоминаниями — это, вероятно, дело будущего, поэтому настоящая заметка представляет собою, поистине, листки воспоминаний, которые набросаны мною между делом и грешат схематизмом и неполнотой.]

    Было раннее июльское утро, когда карапузый ленский пароход подтащил нашу баржу к городу Якутску.

    На довольно высоком, обрывистом берегу высилось несколько двухэтажных каменных построек, из-за крыш которых серебрились купола церквей. У берега — баржи пристани, около которых несколько пароходов; а вдоль берега длинная цепь ленских торговых паузков, барж и разных мелких суденышек. Словом — настоящий портовой город.

    Действительно, Якутск, несмотря на незначительность своего населения (в 1912 году, время прихода нашей партии, выражавшегося в десять - двенадцать тысяч человек), внешне производил впечатление довольно значительного городка. Основной причиной этого, конечно, было то обстоятельство, что он являлся областным городом — «столицей» необъятной Якутской области и как областной город мог с давних времен отстраиваться и приобретать внешность, приличествующую областному городу...

    [C. 133.]

                                                      Эсдеки и эсеры.

    Якутская ссылка, как и все другие, являлась своего рода производным от той революционной среды, из которой она была выхвачена рукой царизма и переброшена в «места отдаленные». В те времена, когда в революционном движении господствовало народничество, Якутская ссылка была преимущественно народническою.

    Позднее в Якутку пришли марксисты. В воспоминаниях Ю. М. Стеклова, напечатанных в шестой книжке «Каторги и Ссылки», довольно ярко и выпукло зарисована эта страница Якутской ссылки, где встретились два направления русской революционной мысли. Позднее социал-демократическое движение дало много своих представителей в Якутскую ссылку, и уже в так называемом Романовском протесте мы находим очень много социал-демократов.

    В мое время Якутская ссылка делилась как бы на две, пожалуй, равные части — эсеров, называвших себя преемниками традиций народничества, и нас, социал-демократов. Мы тоже были отражением соотношения революционных сил нашей эпохи. Эсеры и эсдеки — это две главных фракции революции 1905 года, которые получили свое представительство и в Якутской ссылке.

    У эсеров в Якутске в то время были Зензинов, отбывавший административную высылку в Верхоянске, Л. Езерская, П. Куликовский, Каретников и целый ряд девиц-эсерок из Мальцевской тюрьмы Нерчинской каторги. Эсеровская часть ссылки группировалась вокруг Л. Езерской, очень неглупой женщины, которая, впрочем, дальше создания своеобразного «эссеровского салона» в Якутске на пошла.

    В материальном отношении эсеровская часть Якутской ссылки была несколько лучше обставлена в силу более налаженной помощи со стороны своих организаций на воле. Поэтому, вероятно, она жила жизнью, похожей на прежнюю жизнь административной ссылки, отдавая много времени чтению хороших книжек и разным личным переживаниям.

    Наша социал-демократическая группа была менее обеспечена, но зато у нас было довольно много деловых ребят, которые сумели сделаться «общественно-полезными» людьми в Якутии...

    [C. 133-134.]

    Мы были последними. С нашим уходом Якутка перестала быть ссылкой. Революция превратила нас в свободных людей, а Якутскую область из страны ссылки в Автономную Советскую Социалистическую Республику.

    Вл. Виленский (Сибиряков).

    [C. 141.]

 






 

    Ем. Ярославский.

                                 НАКАНУНЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ  В ЯКУТСКЕ

    Якутская ссылка отличалась особенностями, которые определялись. с одной стороны, ее отдаленностью, оторванностью, а с другой стороны, ее несколько особым составом и, наконец, условиями жизни в Якутске, значительно отличавшимися от условий жизни в ряде других мест ссылки...

    [С. 25.]

    В 1916 году нам пришлось похоронить тов. Ястрова, о котором нужно вспомнить, как о единственном рабочем, который сидел в якутской тюрьме, как «опасный» для правительства противник войны. Петров был колпинским рабочим и был выслан в Якутск якобы за то, что он — германский подданный; но в то же время Ястров принимал участие в противовоенной кампании. У него очень быстро развился в якутской тюрьме туберкулез. Это был настоящий интернационалист, антиоборонец, большевик. Вскоре перевели его из тюрьмы в тюремную больницу. Мне и другим ссыльным довелось быть у него несколько раз на свиданиях. Он не верил, что его песенка спета. Однако весной 1916 года пришлось снести нам Ястрова на кладбище и похоронить недалеко от могил других политических ссыльных, большей частью покончивших самоубийством, — Людвига Яновича и др.

    Часть ссыльных принимала участие в местной печати. Можно (назвать Степана Никифорова, П. Ю. Перкона, В. Д. Виленского и Н. Е. Олейникова, из эс-эров — В. Н. Соловьева (будущий колчаковский комиссар). Однако, нельзя сказать, чтобы это окрашивало местную печать в сколько-нибудь социалистический и даже радикально-демократический оттенок. Газета была бледная, иногда выступала даже в защиту таких учреждений, как тойонат. Это происходило потому, что газета принадлежала фактически крупному купцу Коковину, а воротилами были сторонники тойоната, как, например, В. В. Никифоров и др.

    Незадолго до революции небольшая часть ссыльных стала принимать более активное участие в жизни местного клуба. Выступали на сцене П. А. Куликовский, Стариков, М. М. Константинов и др. Нельзя сказать, чтобы и здесь было внесено что-нибудь радикальное, революционное, но все же чуточку свежестью пахнуло от этих выступлений.

    Какие организации существовали в Якутске?

    Была там небольшая группа эс-эров, при чем в самой эс-эровской среде было разделение (не по идеологической линии, а скорее по связям — своего рода аристократия выделилась). Мне очень часто приходилось слышать от рядовых ссыльных эс-эров, что их держат в стороне, что существует какая-то особая эс-эровская группа, куда вхожи только немногие избранные. Я не знаю, существовала ли такая труппа организационно, но что в эс-эровской ссылке огромная часть была вне всякой организации (входя в созданную в 1915 г. кассу взаимопомощи) — это было совершенно ясно. Лидерами эс-эровской ссылки одно время была Лидия Павловна Езерская (умерла в Якутске), а затем П. А. Куликовский, П. Ю. Пивоваров, И. Бланков, Я. А. Богословов, В. Н. Соловьев.

    Среди социал-демократов было больше организованности, больше четкости. Организационного разделения в этой организации не было: большевики и меньшевики входили в одну организацию. В организации происходила оживленная борьба по ряду вопросов партийного характера, как., например, по вопросу о расколе думской фракции, о ликвидаторстве, при чем прием в организацию у пас был довольно строгий. Тем не менее, все, что было социал-демократического, за очень немногими исключениями, входило в нашу группу. По приезде В. П. Ногина из Верхоянска мы еще более оформили нашу якутскую группу, перерегистрировали ее, и в нее, например, не вошли такие товарищи, как Н. Е. Олейников, только потому, что Олейников был владельцем небольшого магазина [[* Этот магазин Н. Б. Олейников сейчас же после Февральской революции 1917 г. передал в дар на нужды партии.], а мы считали, что членами партии не могут быть предприниматели, пользующиеся наемным трудом...

    [С. 29-31.]

    *

    А. Израэльсон.

                                   СКОРБНЫЕ СТРАНИЦЫ ЯКУТСКОЙ ССЫЛКИ

                                          (Памяти погибших в Якутской области) *

    [* «Скорбные страницы якутской ссылки» не претендуют на исчерпывающую полноту. О всех возможных пропусках и необходимых дополнениях редакция сборника просит поставить в известность Якутское землячество Всесоюзного О-ва политкаторжан и ссылыю-поселенцев.]

    [C. 203.]

                                                                           900-е годы.

    62. Езерская, Лидия Павловна, сс.-пос. (1913-1916 гг). Арестована по делу о покушении на Могилевского губернатора в 1905 году, приговорена была к 15 годам каторжных работ. В 1913 г. водворена в Якутскую область, умерла в Якутске в 1916 году от бронхиальной астмы.

    [C. 207.]

 







 

    В. Виленский-Сибиряков

                                          ЯКУТСКАЯ ССЫЛКА 1906—1917 ГОДОВ

    ...Якутская ссылка, равно как и вообще вся царская ссылка во все времена, являлась своего рода производным от той революционной среды, из которой она была выхвачена рукою царизма для изоляции в места, — «куда ворон костей не заносит».

    Якутская ссылка периода ликвидации первой революции была многочисленна и разнообразна по своему партийному составу: Тут было представительство всех партий, участвовавших в революции 1905 г. Но при всем своем многообразии, якутская ссылка этого периода делилась, как бы на две, пожалуй, равные части: эсеров, называвших себя преемниками традиций народничества (вернее — эпигонов народничества) и социал-демократов различных толков (большевиков и меньшевиков). Это тоже было несомненное отражение соотношения сил эпохи первой российской революции.

    Из бывших эсеров в якутской ссылке в описываемый период можно назвать: Зензинова, находившегося вторично в 1911-1913 годах в административной ссылке в Верхоянске [* В первый раз он пришел в ссылку в 1908 г., но вскоре бежал.]; в Якутске: Сперанский, Буянов, Станиславский, Либерман, Сквирский, Каретников, Куликовский, А. К. Кузнецов, Шеляев, Хмелев, Андреевский, Б. Мирский и др. В 1911-1912 годах на поселение в Якутскую область вышла значительная группа эсеров каторжан и каторжанок, отбывших срочную каторгу в тюрьмах Нерчинской каторги: Езерская, Орестова, Чебанова, Бронштейн, Орлова-Селина, Щукина и др.; Краснов, Бланков, Данилов, К. Орлов, Петров-Селектор, Ст. Комарницкий, Пивоваров, Облогин, Медницкий и др. В 1913-1916 годах из разных каторжных тюрем были пригнаны: Богословов, Арк. Соловьев, Сейлюс, Клингоф, Кунени, Бродская; Зданович, Голубев, Харитонов, Мержеевская, Сапожников и др. За побег из киренской ссылки в Якутск была выслана Брешко-Брешковская. Вообще нужно сказать, что эсеровская часть ссылки в Якутской области в эти годы была многочисленной.

    В материальном отношении она была обеспечена лучше, чем социал-демократическая часть ссылки, вероятно в силу того, что имела большую поддержку от различных мелкобуржуазных прослоек т.н. общественности. Получая большую денежную помощь, в преобладающем своем большинстве эсеровская часть ссылки дробилась на мелкие группы и кружки, которые жили обывательской жизнью, отдавая большую дань личным переживаниям, модным литературным книжкам и т.п. Часть бывших эсерок, каторжанок Нерчинской каторги, группировались вокруг Л. П. Езерской (террористки, покушавшейся на Могилевского губернатора в 1905 г. и получившей 15 лет каторжных работ, но выпущенной на поселение ранее срока по болезни. Она умерла в Якутске). У Езерской был своеобразный эсеровский салон, где эсеровская публика собиралась послушать музыку...

    Нельзя не отметить связь эсеровской части ссылки с местной эсерствующей интеллигенцией. От старой народнической ссылки, ушедшей из Якутки, остались воспоминания об отдельных ссыльных, которые крепче других были связаны с местными якутскими обывательскими кругами, где память о них продолжала жить. Так, например, хранительницей памяти о Короленко являлась семья амгинского торговца Афанасьева, детей которого Короленко в свое время обучал грамоте. Ежегодно старуха Татьяна Афанасьева в т.н. «Татьянин день» устраивала широкие именины, на которые приглашались главным образом эсеры. Обычно на этих именинах вспоминалось житье-бытье в Амге Короленко и читались его письма, которые он писал Афанасьевым по выезде из Якутской области. Письма эти были своего рода «реликвией» семьи Афанасьевых. Николай Афанасьев, бывший ученик Короленко, в эти годы был уже великовозрастным человеком, учительствовал в г. Якутске, а в период якутского Октября и гражданской. борьбы за утверждение в Якутии советской власти играл довольно заметную роль в рядах якутской контрреволюции.

    Кроме Афанасьевых, эсерствующими были: Эверстов (сын местного купца, имевший небольшой свой банк), Ангелина Широкова, Мезенцева, Вас. Соловьев и др. Вся эта публика, так же, как и дети Афанасьевой, оказались позднее в период борьбы за советы в Якутской области в рядах контрреволюции...

    [С. 259-260.]

    Было бы большой ошибкой предполагать, что последние годы перед революцией якутским ссыльным жилось привольно и легко. Административный гнет над бесправными ссыльными оставался, материальная нужда давила ссыльнопоселенца еще горше, нежели административно-ссыльного, получавшего хоть маленькое, но все же пособие.

    Правда, большая организованность якутской ссылки второго периода 1912-1917 годов (сравнительно с 1908-1911 гг.) в значительной мере смягчала нужду и давала возможность якутским ссыльным успешнее бороться с административным произволом; тем не менее не все из ссыльных выдерживали суровые условия ссылки и некоторые уходили из жизни.

    Якутская ссылка, подобно другим гиблым местам царских ссылок, имеет свою скорбную летопись самоубийств, сумасшествий и т. п. В период 1906-1910 годов покончили с собой: Добромыслов, Ксения Шмидт, Ланге; сошли с ума: Пшибарецкая, Гельман и др. В период 1912-1917 годов покончили самоубийством: Степан Камарницкий (Парфенов), Николай Пащенко; умерли: М. М. Вишневский, Л. П. Езерская, Ястров и др.

    [С. 276.]

                                                                        УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

*    Езерская,  259, 260, 276. [Указатель имен.]

    [С. 387.]

 










 

    Э. Ш. Хазиахметов

                   ЧИСЛЕННОСТЬ И СОСТАВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ В ЯКУТИИ

                                                                В 1906—1917 гг.

    Вопрос о количестве, социальном и партийном составе политических ссыльных никогда не был чисто академическим, представлявшим интерес лишь для узкого круга специалистов. В. И. Ленин еще в дооктябрьский период подчеркивал важность изучения статистики государственных преступлений для выяснения роли сословий и классов в освободительном движении [* Ленин В. И. Роль сословий и классов в освободительном движении // Полн. собр. соч. — Т. 23. — С. 397-399; Ленин В. И. Письмо А. И. Ульяновой-Елизаровой. 11 февраля 1914 г.; Письмо М. И. Ульяновой. 22 апреля 1914 г. // Полн. собр. соч. — Т. 55. — С. 349, 354.]. Изучение этой проблемы в региональном аспекте необходимо для раскрытия особенностей политической ссылки как части карательной политики царизма и своеобразия влияния ссыльных на революционное и общественное движение в различных районах страны.

    Поэтому закономерно, что интерес к выяснению численности и состава политических ссыльных Якутии возник давно и сохраняется до наших дней. Уже с начала массовой ссылки участников Первой российской революции в печати стали публиковаться разноречивые сведения и о числе сосланных в Якутию...

    [С. 52-53.]

    В целом в якутской ссылке доля рабочих, членов РСДРП, была ниже, чем во всей сибирской ссылке, большей — доля выходцев из промежуточных социальных слоев, членов мелкобуржуазных партий, особенно эсеров, и политически не определившихся. Эти особенности социального и партийного состава ссыльных Якутии явились результатом карательной политики царских властей, стремившихся использовать наибольшую удаленность края от центра страны, его суровые климатические условия с тем, чтобы похоронить здесь морально и физически наиболее опасных для самодержавного режима с точки зрения правительства участников освободительного движения, а также дискредитировать их в глазах общества, поселяя в Якутии вместе с ними отпетых уголовников, на которых навешивались политические ярлыки.

    Изучение биографических данных позволило хотя бы приблизительно установить, откуда ссылались в Якутию революционеры. Из 13 городов Сибири и Дальнего Востока была отправлена значительная часть членов РСДРП и эсеров — членов военных организаций. Из 21 города Украины, Белоруссии, Польши были отправлены многие анархисты. Немало эсеров были осуждены в якутскую ссылку в Петербурге, Москве, Казани, Самаре, на Кавказе. Всего нами установлено 67 пунктов, включая также Урал, Прибалтику, Среднюю Азию, откуда шли в якутскую ссылку. Персонально установлены имена 142 членов РСДРП (в том числе 79 большевиков и 20 меньшевиков), 187 эсеров, 53 анархистов, попавших в Якутию.

    Жизнь и деятельность большевиков в Якутии сравнительно хорошо исследована. Имена Е. М. Ярославского, В. П. Ногина, Г. И. Петровского, Г. К. Орджоникидзе, Н. А. Скрыпника и других большевиков прочно вошли в историю края. Однако вместе с ними в ссылке находились меньшевики Н. С. Ершов, И. Н. Воронцов, В. Д. Виленский-Сибиряков, С. П. Никифоров, В. И. Николаев, М. М. Константинов, Н. Е.Олейников, Г. О. Охнянский, А. П. Худенко-Волковинский, П. Ю. Перкон, влиятельные эсеры Е. К. Брешко-Брешковская, П. Л. Драверт, Л. П. Езерская, Н. С. Калашников, П. А. Куликовский, С. Ф. Михалевич, П. Ю. Пивоваров, П. П. Прошьян, В. В. Руднев, и др. Из анархистов назовем Т. М. Алымова, позднее ставшего коммунистом, П. В. Ерыгина, Каменея-Певзнера, С. Львовского, Е. Петрова, Е. З. Ярчука. Особо нельзя не отметить, что через якутскую ссылку прошло немало женщин: большевички Н. А. Александрова, К. И. Кирсанова, Л. И. Субботина, эсерки С. Р. Бродская, З. С. Бронштейн, Л. Б. Бронштейн, Т. И. Лапина, Л. П. Орестова, Л. Т. Орлова-Селина, И. И. Ракитникова, Л. И. Чебанова, А. Е. Щукина, анархистка М. Г. Таратута. За каждым из ссыльных было свое прошлое, свои успехи и трагедии, по-разному складывалась их жизнь в ссылке и судьба после нее.

    Особенности социального, партийного, персонального состава, соотношений между ними, меняющиеся с течением времени, имели следствием и определенное своеобразие в организации жизни ссыльных на поселении, в характере, объеме и содержании революционной и общественной деятельности, накладывали свой отпечаток на ход идейно-политической борьбы, влияние ссыльных на различные слои якутского общества и в течение предоктябрьского десятилетия, и в дальнейшей борьбе за власть Советов в Якутской области.

    [С. 61-62.]

 










 

    Т. Ю. Вінокурова,

                           ЯГУ

                                          Социалисты-революционеры в документах

                                                      Национального архива РС(Я)

    Документальной основой Национальною архива РС(Я) в свое время послужили материалы архива бывшего Якутского областного управления, в котором содержался уникальный комплекс источников, освещающих историю Якутии.

    Известно, что в якутской ссылке побывали представители всех этапов революционного движения и Национальный архив по праву считается хранителем основной массы документов по истории якутской политической ссылки всех периодов.

    В данном сообщении мы хотим остановиться на документах, освещающих деятельность, пребывание в якутской ссылке членов партии социалистов-революционеров.

    В якутской ссылке побывало большое количество социалистов-революционеров, в отдельные периоды их количество значительно превышало число социал-демократов (1).

    Назовем наиболее видных из них, это В. М. Зензинов (участник Галле-Гейдельбергского кружка молодых эсеров совместно с Авксентьевым и Гоц), Л. П. Езерская (террористка, покушавшаяся на жизнь Могилевского губернатора), В. В. Руднев (член ЦК ПСР, впоследствии московский городской голова и председатель КОБ г. Москвы), Я. А. Богословов (член Учредительного собрания), Е. К. Брешко-Брешковская («Бабушка русской революции») и другие. Фонды Национального архива хранят многочисленные свидетельства о пребывании эсеров в якутской ссылке, того периода, который обычно считается своеобразным «перерывом» в их политической жизни и чаще всего лишь упоминается в их биографических описаниях.

    Интересующие нас источники могут быть разделены на две группы: официальные документы органов власти и управления и материалы личного характера.

    К первой группе можно отнести документы, хранящиеся в фондах Якутского областного управления (ф. 12-и), окружных полицейских управлении и исправников (фонды 15-и, 26-и), Якутского полицмейстера (ф. 169-и), Якутского городского управления (ф. 168-и) и др.

    Автор самого значительного исследования якутской политической ссылки П. Л. Казарян справедливо отмечает, что невозможно найти целостного дела по тематике ссылки и документы о ссыльных «растворены» в делах о податях и повинностях, выделении земельных участков и т.д., он также утверждает, что весьма значительный круг документов безвозвратно потерян (2).

    Информация, дающая представление о персоналиях эсеровской части ссылки, содержится, в основном в статейных распределительных списках ссыльных. В них указываются данные о национальности, происхождении, возрасте, указываются приметы, иногда присутствуют фотофафии. В графах «род притвора» указывалась информация (не всегда) о партийной принадлежности ссыльных, о сроках ссылки.

    Регулярные (два раза в год) отчеты о водворенных на местах (фамильных списках) дают представление о численности в различные годы. Ежегодные ведомости о ценах на основные продукты питания, ведомости о получении и размерах пособия ссыльных, а также различная переписка инстанций дает представление о быте, содержании и образе жизни политических ссыльных.

    Различные донесения содержат информацию о политической деятельности эсеров в якутской ссылке, об образовании ими общества борьбы с каторгой, тюрьмой и ссылкой, ставившего своей целью кроме улучшения условий заключения и освобождение политических заключенных и ссыльных (3). В донесениях, протоколах полиции даются сведения о получении эсерами нелегальной корреспонденции (4), распространении прокламаций, изданных ЦК ПСР и призывающих интеллигенцию бороться против самодержавия (5), а также об организации и работе библиотеки ссыльных (6).

    Документы второй группы не столь многочисленны, но не менее значимы, особенно в современный период. Это фонды личного происхождения, т.е. документы различного характера, появившиеся в процессе деятельности отдельного лица или семьи. Личных фондов в Национальном архиве более сорока, в их числе фонд бывшего народовольца И. А. Ожигова примкнувшего к эсерам, члена ПСР с 1906 г. Н. А. Виташевского, а также фонд Н. Е. и Т. А. Афанасьевых, ведших активную переписку с эсерами В. М. Зензиновым, М. Васильевым, А. В. Боголеповым, М. В. Сабунаевым и бывших в свое время участниками создания газеты «Якутский край». Документы очень разнообразны, отражают широкий спектр деятельности эсеров, личные интересы, дружеские и общественные связи. Они дают нам возможность судить о том, какими действительно интересными, талантливыми и разносторонне развитыми личностями были политические ссыльные.

    Николай Алексеевич Ожигов, представитель еще старого этапа ссылки, был действительно уникальной личностью, чья жизнь и деятельность может служить достойным примером для подражания. Как известно он был активным участником революционных событий 1905-1907 гг в Якутии. Находясь здесь он сдал экзамены и получил свидетельства на звания фельдшера и учителя церковно-приходской школы, кроме этого был активен в культурно-общественной жизни, принимал участие в музыкально-вокальных творческих вечерах в г. Якутске, сборы от которых часто шли на благотворительные цели (7).

    Личные материалы представляют научно-исторический интерес, хотя они наиболее изучены исследователями и большинство введено в научный оборот, эти документы нуждаются в новом прочтении и изучении.

    Также в Национальном архиве хранится уникальная коллекция фото документов периода политической ссылки. В свое время когда создавался фотофонд первыми поступлениями были фотографии якутских ссыльных из их личных дел (8). Фотофонд досоветского периода небольшой, примерно около тысячи единиц хранения (9), и конечно определенную часть в нем занимают уникальные фотографии, сделанные в мастерской известного эсера, активного участника революционных событий 1905-1907 гг., В. П. Приютова.

    Документы Национального архива содержат уникальный комплекс источников по истории политической ссылки, различных ее участников, членов различных партий и движений. Эти материалы представляют огромный интерес для изучения, особенно в современных условиях формирования многопартийной системы, который весьма далек от завершения.

        Литература и источники:

    1. Казарян П. Л. Якугия в системе политической ссылки России. 1826-1917 гг. - Якутск, 1988. - С. 328.

    2. Казарян П. Л. Указ.соч. - С. 53.

    3. НА РС(Я), ф 15-и, оп. 22, д. 158, лл. 14-16.

    4. Там же, ф. 12-и, оп. 12, д. 847.

    5. Там же, ф. 12-и, оп. 21, д. 127, л. 3.

    6. Там же, ф. 12-и, оп. 21, д. 121, л. 1.

    7. Там же , ф. 476-и, оп. 1.

    8. Юрганова И. И. Работа с фотодокументами в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) // Информационно-методический бюллетень Комитета государственной архивной службы при Правительстве Республики Саха (Якугия). - Якутск, 2000. - № 2. - С. 32.

    9. Там же, С. 32.

    [С. 80-82.]

 



 

    Т. Ю. Петрова

                       СОЦИАЛИСТЫ-РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ В ЯКУТСКОЙ ССЫЛКЕ

    Якутская ссылка, начиная с периода поражения первой русской революции, претерпела значительные изменения. Она стала своеобразным отражением революции. Как отмечалось многими исследователями, Якутская область стала местом массовой ссылки, в которой преобладали революционеры, вышедшие из народных пластов.

    В период первой русской революции на «законных основаниях» были проведены многочисленные процессы над революционерами. Как известно, Якутская область продолжала быть местом ссылки для наиболее опасных для самодержавия революционеров.

    [С. 37.]

    В послереволюционные годы эсеровская ссылка значительно пополнилась. Из видных эсеров можно упомянуть Л. П. Езерскую, покушавшуюся на жизнь Могилевского губернатора, П. А. Куликовского - террориста, впоследствии колчаковца, Руднева В. В. - члена ЦК ПСР, впоследствии московского городского голову и председателя КОБ г. Москвы. В 1914 году небольшой период времени в якутской ссылке побывала «Бабушка русской революции» - Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская.

    [С. 40.] 



 

                                                               Раздел второй

           ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В ЯКУТИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

                                                                   Глава IV

                        КОРЕННЫЕ НАРОДЫ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

                                                     ССЫЛКА В НАЧАЛЕ ВЕКА

                                  2. Ссылка в Якутию в карательной политике царизма

    ...О жизни и деятельности ссыльных большевиков в Якутии достаточно много написано и исследовано [* Петров П. У. Из истории революционной деятельности ссыльных большевиков в Якутии. — Якутск, 1952; Он же. Революционная деятельность большевиков в Якутской ссылке. — М., 1964; Гоголев З. В. Якутия на рубеже XIX-XX вв. — Новосибирск, 1970. — С. 193-218; Макаров Г. Г. Октябрь в Якутии. — Якутск, 1979. — С. 154-275; Аргунов И. А. У истоков социалистической культуры народов Якутии. — Якутск, 1971. — С. 69-89; Он же. Социальное развитие якутского народа. — Новосибирск, 1985. — С. 120-138; История Якутской АССР. — М., 1957. — Т. II. — С. 365-416 и др.]. Безусловно, большевики вели бескомпромиссную борьбу не только с существующим режимом, но и со своими идейными противниками за торжество своих идеалов и в этой борьбе имели убедительные успехи. Они усилили свою политическую деятельность с началом Первой мировой войны, противопоставляя свою пораженческую политику оборончеству меньшевиков и эсеров. С прибытием в ссылку Г. К. Орджоникидзе (14 июня 1916 г.) и Г. И. Петровского (12 сентября 1916 г.) политическая борьба и пропаганда вокруг вопроса о характере войны и тактических задачах различных политических сил поднялась на новую высоту. Политические ссыльные приглашали на свои собрания и маевки представителей местной молодежи. М. К. Аммосов, П. А. Ойунский, С. Аржаков и др. прошли на них первую школу политической борьбы.

    Однако, следуя заданной схеме, исследователи до 90-х годов превращали историю политической ссылки, особенно деятельность ссыльных большевиков в начале XX века, по существу в историю всей Якутии этого периода, допуская при этом выборочный подход к объектам исследования. Вместе с большевиками в ссылке находились и представители других партий. Меньшевики Н. С. Ершов, И. Н. Воронцов, B. Д. Виленский-Сибиряков, С. П. Никифоров, В. И. Николаев, М. М. Константинов, Н. Е. Олейников, Г. О. Охнянский, А. П. Худенко-Волковинский, П. Ю. Перкон, А. Г. Метелынин, З. Х.Оренбург и др. Многими известными именами была представлена партия эсеров: Е. К. Брешко-Брешковская, П. Л. Драверт, М. В. Сабунаев, В. Н. Соловьев, И. Ф. Клингоф, Л. П. Езерская, Н. С. Калашников, П. А. Куликовский, C. Ф. Михалевич, П. Ю. Пивоваров, П. П. Протьян, В. Руднев и др. Из анархистов можно назвать П. В. Ерыгина, Каменея-Певзнера, С. Львовского, Е. Петрова, Е. З. Ярчука. Через якутскую ссылку прошло немало женщин: большевички Н. А. Александрова, К. И. Кирсанова, Л. И. Субботина; эсерки С. Р. Бродская, З. С. Бронштейн, Л. Б. Бронштейн, Л. И. Чебанова, А. Е. Щукина, анархистка М. Г. Таратута и др. [* Хазиахметов Э. Ш. Указ. соч. // Освободительное движение в России... 1990. — С. 61-62.; Алексеев Е. Е. Указ. соч. — 1998. — С. 61.]

    Жизнь и деятельность ссыльных меньшевиков, особенно эсеров и представителей других партий, мало изучена или вообще не исследована. Дело заключается не только в предубежденном подходе, но и в отсутствии достаточных документальных источников. Как в местных, так и в центральных архивах пока не обнаружено сколько-нибудь цельных, системных документов об этих партиях и организациях, хотя некоторые из них, например эсеры, представляли собой самую крупную политическую организацию в Якутии до 20-х годов XX в.

    [С. 233-234.]

 








 

   А. И. Ласков

                ЯКУТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСЕРОВ И ЕЕ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ИПЕЧАТЬ

    ...Начиная с 90-х годов XIX в., когда старое народничество, исчерпав себя, доживало последние дни, в якутскую ссылку начали прибывать представители неонародничества, вскоре назвавшие себя социалистами-революционерами.

    Здесь хотелось бы остановиться на некоторых особенностях местной организации партии социалистов-революционеров, которые отличали ее от аналогичных организаций Центральной России.

    По воспоминаниям Ем. Ярославского, партия эсеров г. Якутска была более консервативно настроена, зачастую поддерживая институт тойоната. Ем. Ярославский назвал местных эсеров «буржуазными демократами» [* Ярославский Ем. Февральская революция в Якутии // 100 лет Якутской ссылки. — М., 1934. — С. 287.]. Кроме того, в отличие от эсеров Центральной России, эсеры, сосланные в Якутию, выступали здесь против террора.

    В отличие от социал-демократов местные эсеры в основном выступали также против подпольной работы в ссылке, т.е. предпочитали легальные методы борьбы. Примером тому может служить Якутский вооруженный протест 18 февраля — 17 марта 1904 г., где доля участвовавших эсеров составляла 3 человека. Еще до вооруженного протеста эсеры, бундовцы и меньшевики единым фронтом выступили против проведения подобной акции [* Там же. — С. 275.].

    Отказом от подпольной деятельности в ссылке объясняется то, что партия эсеров в Якутии не предпринимала попыток создать свою нелегальную печать. Известно лишь, что якутские эсеры распространяли в рукописных списках программу П.С.-Р., принятую на первом партийном съезде в конце 1905 - начале 1906 гг. [* Социалист. — 1917. — 22 марта.]

    Эсеры также сотрудничали с легальными изданиями — частными общественными, политическими и литературными газетами «Якутская жизнь», «Якутская окраина» и «Якутские вопросы». Это были газеты либерального направления и критиковали существовавшие в стране и в Якутской области порядки с либеральных позиций, ни в коем случае не призывая к ниспровержению власти...

    После революции 1905-1907 гг., когда ссылка стала носить массовый характер, в Якутске определились три партийные организации: эсеровская, социал-демократическая и анархическая (последняя просуществовала до 1914 г.).

    Количественный состав этих партийных организаций определить трудно, но если исходить из партийного состава якутской ссылки, приведенного в работе Э. Ш. Хазиахметова [* Хазиахметов Э. Ш. Численность и состав политических ссыльных в Якутии в 1906-1917 гг. // Освободительное движение в России и Якутская политическая ссылка (XIX — нач. XX в.). — Якутск, 1990. Ч. 1. — С. 52-62.], то до 1914 г. группа ссыльных эсеров значительно превышала по количеству группу социал-демократов (взятых вместе — большевиков и меньшевиков), и лишь в период с 1914 по 1917 гг. коалиция социал-демократов превысила по количеству группу эсеров, но последних все равно было больше, чем большевиков, не говоря о других [* Там же. См. табл. на с. 59.]. Якутия была «эсеровской» страной, хотя в советской историографии это, конечно, замалчивалось. Косвенно это подтверждается длительным сопротивлением советской власти в Якутии.

    Нужно еще заметить, что доля ссыльных эсеров в Якутии была значительно больше, чем по Сибири в целом, а доля большевиков, напротив, гораздо меньше. Проистекало это из стремления царского правительства заслать опасных, склонных к террору эсеров обязательно подальше, т.е. в Якутию. Известно, что эсеры вынесли на своих плечах основную тяжесть репрессий самодержавного аппарата...

    Ранее уже упоминалось об особенностях эсеровской организации г. Якутска. Отметим еще одну немаловажную особенность партии эсеров г. Якутска. Если в Центральной России эсеровская партия расслоилась на множество течений по идеологической линии, то в Якутске в самой эсеровской среде было разделение не по идеологии, а скорее по связям — выделилась своего рода аристократия. Примером могут служить будущий известный ученый-минералог П. Л. Драверт, врач М. В. Сабунаев, учитель Н.Е. Афанасьев, старейшина эсеровской «общины» в Якутске П. А. Куликовский, ссыльнопоселенец В. Н. Соловьев, оставшийся в Якутии после истечения срока ссылки, личность неоднозначная, но сделавшая карьеру на административном поприще, и другие. Таким образом, существенных идеологических разногласий между эсерами в Якутске не было вплоть до конца 1917 г.

    Лидерами эсеровской ссылки одно время была Лидия Павловна Езерская (умерла в Якутске), а затем П. А. Куликовский, П. Ю. Пивоваров, И. С. Бланков, Я. А. Богословов, В. Н. Соловьев, П. Л. Драверт, Н. С. Калашников, С. Ф. Михалев, С. Р. Бродская [* Там же.].

    После начала империалистической войны эсеры почти в полном составе вступили в лагерь «оборонцев» (наряду с меньшевиками), и лишь 2-3 эсера сочувствовали в этом вопросе большевикам-«пораженцам»...

    [С. 26-28.]

 

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz