wtorek, 5 stycznia 2021

ЎЎЎ 1. Ян Чэрскі. Выбраныя творы. Якуцкая вобласьць. Сш. 1. Ископаемые остатки из Олёкминской золотоносной системы. Койданава. "Кальвіна". 2021.



 
                         ИСКОПАЕМЫЕ ОСТАТКИ С ТИХОНО-ЗАДОНСКОГО ПРИИСКА
                                       ОЛЕКМИНСКОЙ ЗОЛОТОНОСНОЙ СИСТЕМЫ
    Каждый проблеск сочувствия к научным исследованиям, составляет отрадное явление в среде людей, которым обстоятельства не позволяют всецело отдаться науке; желание их посильно содействовать обогащению наших познаний приобретает еще большую ценность в стране, столь мало исследованной, как Восточная Сибирь.
    С этой точки зрения нельзя не отнестись с живейшею признательностью к гг. Эккерту и Первухину, доставившим в Отдел ископаемые остатки млекопитающих животных, вырытых во время разведок на ключике «Сухой лог», в районе золотопоисковых работ Тихоно-Задонского прииска Олекминской системы, на р. Ныгри, притоке р. Вачи.
    Определение этих остатков показало, что они принадлежат следующим двум видам млекопитающих животных:
    1). Медведю (Ursus arctos): правый клык верхней челюсти с вполне развитым корнем, вырытый на глубине 2 саженей («24 четверти»). Особенности его, при отсутствии других, характеристических частей, не дают права отнести этот остаток к какому-либо из вполне вымерших видов медведя и потому я причисляю его к U. arctos. Наибольшая длинна клыка (хорда) равняется 78 мил. [* Перед измерением я реставрировал изломанный конец его верхушки.]; высота коронки по средней линии с наружной поверхности = 32; наибольший продольный диаметр основания коронки = 19; такой же поперечный = 13; наибольшая ширина корня = 22 мил. Хозяин клыка отличался поэтому очень умеренными размерами.
    Следует заметить, что клык этот представляет собою первый ископаемый остаток хищного животного, найденный до сих пор в Восточной Сибири, чем всего ясней доказывается низкий уровень наших сведений о палеонтологии края.
    2) Выку (Воs рrіscus), известному современнику мамонта и сибирского носорога, принадлежит отчасти поврежденный спинной позвонок, вырытый в том же пласте, что и клык медведя, но на глубине 3 саженей и 1 аршина («40 четвертей»). Он, главным образом, и определяет древность отложения, в котором производились работы. Мозговой и другие каналы позвонка были выполнены тонким илом пепельно-серого цвета, слабо-вскипающим от действия кислоты и содержащего примесь как очень мелких, так ! а более крупных (13 мил.), угловатых и остро-реберных осколков, по-видимому, глинисто-слюдяного (аспидно-черного) слюдяного (стально-серого) сланцев очень тонко слоистых, почти листоватых и мелкочешуйчатых, выветрившиеся кусочки которых растираются в ил, совершенно похожий на выполнявший каналы позвонка. Цветом того же ила были окрашены некоторые углубления и на поверхности корня вышеописанного медвежьего клыка, доказывая этим тождественность окружавшей его породы.
    Оба описанные остатка не носят на себе ни малейших следов обтачивания водою и принадлежат к первым из описанных с этой местности.
    Вместе с ними прислан еще левый рог благородного оленя (Cervus elaphus), условия нахождения которого не вполне еще известны. Рог этот интересный в том отношении, что на его довольно изветшалой поверхности оказались ясные и глубокие следы двух ударов четырехгранным орудием, без сомнения стрелою, нанесенных еще до изветшания рога. О нем заведена переписка.
    В заключение нельзя не пожалеть о тех многочисленных остатках, которые, хотя и вырываются во время золотопоисковых работ, но пропадают бесследно для науки вследствие того, что на них никто не обращает дойного внимания. А между тем, чтобы спасти эти остатки и сделать их достоянием науки, стоит лишь приказать приисковым рабочим раз на всегда передать в контору все находимые ими кости, зубы, рога и проч., не взирая на их величину (хотя бы и самую незначительную) и не смотря на изветшалое или же раздробленное их состояние.
    Нравственный долг этот лежит, разумеется, на гг. золотоискателях и управляющих приисками, со своей же стороны, Сибирский Отдел Географического Общества всегда готов способствовать облегчению пересылки найденных остатков в Иркутск, как это сделано им и в настоящем случае.
    И. Д. Черский.
    /Извѣстiя Сибирскаго Отдѣла Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Т. VI. №№ 1 и 2. Иркутскъ. 1875. С. 87-88./
 
    Иван (Ян Станислав Франц) Дементьевич (Доминикович) Черский – род. 3 (15) мая 1845 г. в фольварке Сволна Дриссенского уезда Витебской губернии Российской империи, в белорусской семье шляхтичей Доминика и Ксении, в девичестве Конан, Черских.
    В 1891-1892 гг. исследовал бассейны рек Колымы и Индигирки.
    Умер 25 июня (7 июля) 1892 г. и похоронен в урочище Колымское Колымского округа Якутской области.
    Минадора Пилигрымка,
    Койданава

 


Brak komentarzy:

Prześlij komentarz