niedziela, 3 stycznia 2021

ЎЎЎ Тэкля Злыдзень. "Голос Заключенного" у Якуцку або Выданьні за кратамі. Койданава. "Кальвіна". 2021.




                                                                     Библиотека

    Где-то в начале так называемой «перестройки» в Якутске решили восстановить Преображенскую церковь, построенную в 1845 году. Поначалу ходили слухи, что деньги на ее восстановление, якобы давали какие-то баптисты из США.
    В советское время, по крайней мере, в 70-е годы, в церкви размещался филиал Республиканской библиотеки имени А. С. Пушкина: - отдел иностранной литературы и отдел периодики, куда надо было подыматься по крутой деревянной лестнице, а также работала, с центрального входа, детская городская библиотека. Затем, после возведения нового, относительно, более просторного здания теперешней Национальной библиотеки, все разрозненные отделы (кроме находящего в бане Рабочего городка) были переведены туда, а бывшую церковь, оставив там бесчисленное количество «ненужных» книг, свезенных с различных хранилищ, закрыли. Вскоре покинутое строение бывшей церкви-библиотеки пришло в упадок - протекла крыша, были выбитые оконные стекла, и, хотя она и была закрыта на «крепкие засовы с замками», все же в ней находили приют бомжи, которых всегда хватало в Якутске.
    Из-за грядущей реставрации церкви началась работа по обработке этих завалов «ненужных» книг. Дело в том, что в 1925 г. в столицу ЯАССР Якутск присылался обязательный экземпляр всех изданий СССР, да еще и на различных языках. По крайней мере мне, в этом «хранилище», попадались книги на вепсском, цыганском, латгальском и других языках. Большинство этих книг было не нужно Якутии, с ее небольшой по размерам библиотекой, построенной еще при губернаторе Иване Крафте, потому большая часть этих книг осталась никогда не виденной читателями, в стенах бывшей церкви. Вдобавок к этому Ленинградская комиссия по изучению ЯАССР присылала в Якутск разнообразные книги, даже была прислана книга Павла Шпилевского «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (СПб. 1853.), которую по моей просьбе, как и ряд других, отослали в Минск, в Музей белорусской книги.
    Так вот среди этого развала книг и журналов, мне случайно попался в руки № 6 журнала «Голос заключенного» за 1926 год, который издавался в Гомеле «без права выноса за стены исправдома» на русском языке.
    Говорили, что эти книги и периодические издания будут вывезенные в Дальневосточный библиотечный коллектор в г. Хабаровске, но, когда за восстановление Преображенской церкви взялась Русская православная церковь, то их выбросили во двор, затем бульдозером сгребли в кучу и вывезли на свалку. В 2000 г. Преображенская церковь была восстановлена и приняла под свои своды жителей и гостей Якутска, ставших в одночасье истинными православными верующими.
    Я же приобрел этот «Голос заключенного» за какие-то 50 копеек и отослал его в Музей белорусской книги в Минске.
    Про это издание было сделанное небольшое сообщение в газете «На страже» за 29 декабря 1995 года [Зайцев О.  Издательство за решеткой.]. Между прочим, Зайцев писал: «Желая получить более подробную информацию о существовании закрытых изданий в белорусских ИТЛ прошлых лет, редакция обратилась к заместителю начальника УИД МВД Александру Пастушене. Но он ничего об это не слышал. Редактор газеты “Трудовой путь” В. Филатов тоже оказался “не в курсе”. Спросили Анатолия Шаркова, начальника кафедры исполнения наказаний факультета ИТУ Академии МВД, кандидата исторических наук, увы, ничего пояснить не смог. Так, может быть, журнал – выдумка, блеф? Кто подаст голос в защиту “Голоса заключенного”?». Хотя и публикацию повторили в газете «Голас Радзімы» за 3 кастрычніка 2001 г. компетентные органы не раскрыли своих тайн.
    Известно же следующее:
    В 1917 году Витебская, Могилевская и не оккупированные Германией уезды Минской и Виленской губерний были объединены в Западную область РСФСР с центром в г. Минск (в белорусском языке написание Менск с 1939 г. официально было превращено в Мінск). В марте 1918 г. к Западной области (с сентября 1918 г. Западная коммуна) была присоединена Смоленская губерния и административный центр области был перенесен в Смоленск.
    После бегства большевиков из Минска исполком Рады Всебелорусского съезда, в условиях немецкой оккупации 21 февраля 1918 г. провозгласила себя временной властью, а 9 марта 1918 г о создании Белорусской Народной Республики. В ночь на 25 марта 1918 г. Рада БНР объявила об отделении Беларуси от России и о создании независимого государства.
    1 января 1919 г. в Смоленске была провозглашена марионеточная Белорусская Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошли Витебская, Городенская, Могилевская, Минская губернии и белорусские уезды Виленской (без г. Вильно), Ковенской и Смоленской (кроме Вяземского, Гжацкага, Сычевского и Юхновского уездов) губерний. В феврале 1919 г. в Вильно, вместо БССР, была провозглашена Литовско-Беларуская Советская Социалистическая республика, которая просуществовала очень незначительный отрезок времени. Витебская и Могилевская губернии, а также западные уезды Смоленской губернии, по «просьбе трудящихся» отошли к РСФСР. В апреле 1919 г. в РСФСР была упразднена Могилевская губерния и вместо ее создана Гомельская губерния. 31 июля 1920 г. была восстановлена БССР в составе Минской губернии и белорусских уездов Гродненской и Виленской губерний. От 18 марта 1921 г. БССР включала в себя 6 уездов бывшей Минской губернии. 30 декабря 1922 г. БССР вошла в состав СССР. В марте 1924 г. БССР были возвращенные некоторые уезды Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. 17 июля 1924 г. был принят новый административно-территориальный деление - округа, районы и сельсоветы. В декабре 1926 г. БССР были возвращены Речицкий и Гомельский уезды Гомельской губернии РСФСР. От 26 июля 1930 г. в БССР остался только районное деление. С 15 января 1938 г. в БССР было введено областное деление. В ноябре 1939 г. к БССР была присоединена так называемая Западная Беларусь.
    Сразу же после октябрьского переворота 1917 года советская власть начала свирепую борьбу со своим собственным народом. Руководство большинством мест заключения было возложенное на карательный отдел Народного комиссариата юстиции, который был основан в мае 1918 г. Частично этими же вопросами занималось Главное управление принудительных работ при Народном комиссариате внутренних дел.
    25 июля 1922 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о концентрации руководства основными местами заключения (кроме общих тюрем) в одном ведомстве. В октябре 1922 г. был создан единый орган в системе НКВД - Главное управление местами заключения (ГУМЗ). Также в 1922 г. К. П. Пешковой, бывшей женой М. Горького, был организован фонд «Помощь политическим заключенным».
    Криминальный кодекс в редакции 1922 и 1924 гг. акцентирует внимание не на наказание, а «на мерах социальной защиты» На заключенных распространяются такие же правила, как и на вольнонаемных: Кодекс законов о работе, восьмичасовой рабочий день, оплата за работу и т. д. В 1928 г непродолжительное лишение свободы было заменено на исправительные работы. Потом осуждение осужденных приняло более радикальные формы.
    Этот же Криминальный кодекс не препятствовал просветительской и преподавательской деятельности заключенных. Во многих тюрьмах и исправительных дамах не чинили преград для выпуска газет и журналов, постановке спектаклей, но с июля 1924 г. тексты всех газет, публичных выступлений, концертов и спектаклей начали проходить проверку цензурой.
    Наркомпрос неустанно разрабатывал планы морального самоутверждения и образования заключенных. Тюрьмы, какие были переполнены и находились на голодном пайке, во времена Нэпа начали открывать в своих помещениях многочисленные закусочные и кабаре с танцевальными номерами. Цензура только следила за тем, чтобы эти зрелища не были «эротические, порнографические или контрреволюционные по содержанию».
    В тех тюрьмах, где были свои издательские мощности, заключенные интеллигенты организовывали издание газет и журналов. Как правило, ответственный редактор назначался из числа работников культурно-воспитательного отдела, который был при каждой тюрьме, но всю эту прессу выпускали сами заключенные, что было для них средствам духовного абстрагирования от ужасной действительности. Они сами писали в газеты и журналы, сами их верстали, печатали и продавали на улицах городов и поселков, где отбывали наказание.
   Заявки на издание газеты или журнала поступали в культурно-воспитательный отдел ГУМЗа, где получали соответствующую визу. Далее заявка подписывалась в Главлите.
    В 1925 г. в СССР был образован Государственный институт по изучению преступников и преступлений во главе с профессором М. Гернетом, который был заинтересованный, чтобы все тюремные издания поступали в институт. Тюремные издания в то время рассылались по подписке по всей Советской стране и даже за границу. Отдел прессы этого института возглавил Юрий Юрьевич Бехтерев, который после окончания Казанского юридического факультета и Петроградского психоневрологического института, целиком посвятил себя педагогической деятельности. С 1922 г. он работает инспектором ГУМЗа, затем из Вятки его переводят в Москву, в аппарат ГУМЗа. Бехтерев был большим сторонникам тюремной прессы и содействовал ее развитию.
    В 1927-1928 гг. тюремные издания резка снизили свой интеллектуальный уровень и начали заполняться трескучей надоедливой советской пропагандой. Наиболее образованные заключенные отошли от прессы и более добровольно к ней не подходили. В августе 1927 г. ГУМЗ печатает постановление «О порядке издания печатных газет и журналов в исправительно-трудовых учреждениях РСФСР» подписанную наркомам внутренних дел А. Белобородовым. В феврале 1928 г. вышел циркуляр № 49 «О присылке в ГУМЗ всех печатных газет и журналов, издаваемых в исправительно-трудовых учреждениях РСФСР», подписанный зам. наркома внутренних дел Егоровым и начальником ГУМЗа Ширвиндом. В середине 1938 г. был разгромлен фонд Пешковой.
    В 30-я годы заключенный перестал быть человекам, ведь в стране Советов сформировалась империя рабов. Пресса окончательно утратила культурно воспитательную направленность, ибо допускались только радостно-праздничные хвалебные публикации, которые воспевали «достижения» социализма в общем, и в данном лагере или тюрьме, в частности.
    В 1931 г в Советской стране был проведен смотр-конкурс на лучшую газету для заключенных. Отдел прессы Государственного института по изучению преступников и преступлений накопил сотни тюремных изданий и в конце 20-х годов даже проводил их выставку, но после разгрома Институту в конце 30-х годов эта коллекция пропала.
    В сборнике «От тюрем к воспитательным учреждениям», который выпустил Институт криминальной и исправительно-рабочей политики при Прокуратуре СССР и НКЮ РСФСР в 1934 г. под редакцией А. Вышинского, был оглашен новый, социалистический взгляд на тюрьму. Методом исправления с этого времени являются не культурно-воспитательная и индивидуальная работа с заключенными, а работа и политическая грамота.
    Еще до 1937 г. некоторые издания на свободе вели полемику с тюремными изданиями. Все сходились в том, что всему народу хорошо было бы побыть в тюрьме и поработать на «великих стройках коммунизма». После 1937 г. тюремные газеты постепенно исчезли. Многие из них были уничтожены, сохранились только единицы.
    На территории Польши в так называемой Западной Беларуси с помощь Международной организации помощи революционером (МОПР) также выпускались тюремные издания.
     *
                                                                  БЕЛОСТОК
    Мопровец Белостокский. Орган окружного комитета МОПР.
    Литература:
    Лугачева Т. А.  Міжнародная арганізацыя дапамогі рэвалюцыянэрам Заходняй Беларусі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 5. Мінск. 1999. С. 131.
    Лугачева Т. А.  Международная организация помощи революционером (Мопр) в Западной Белоруссии (1923-1939 г.). Гродно. 2001. С. 26.
    *
                                                             БЕРЕЗА-КАРТУЗСКАЯ
    Bereza Kartuska. Pismo społeczno-polityczne Komitetu centralnego komunistycznej Partii Zachodniej Białorusi. /Издавалась в 1937 г. на польском языке в месте изоляции в Березе-Картузской /Miejsce Odosobnienia w Berezie Kartuskiej/ (1934-1939). На своих страницах показывала лицо “polskiego faszyzmu, jednego z najdzikszych i najbardziej niewolniczych systemów upokorzenia człowieka i godności ludzkiej” и „czasy pogardy”, „pogardy ludzkim życiem” i „ludzką godnością”. В публикацияхSłowo do człowieka uczciwego” и “Zza drutów kolczastych Berezy” были показаны нечеловеческие условия жизни в “obozie śmierci”, „okrucieństwo” в „torturowaniu najlepszych bojowników wolności”, „okupacyjny reżim” и невероятный “policyjny sadyzm”, в котором “policjant jest panem życia i śmierci, więzień zaś ma być bezwolnym niewolnikiem, który musi wykonać każdy najdzikszy i najbezmyślniejszy rozkaz; którego, wolno bezkarnie nawet zamordować”. Сообщала что „system wychowawczy polskiego faszyzmu”, сводится до “bicia, bicia, nieustannego bicia”, “pastwienia się katów kartuskich”, „gnicia w mokrym, smrodliwym i ciemnym lochukarcerze o chlebie i wodzie”, „broczenia krwią swych ofiar”. Informowało m. in. o zamordowaniu w „faszystowskiej Проинформировало о гибели в „faszystowskiej katowni kartuskiej" белорусского крестьянина “Mozyrko” и еврейского поэта из Вильно “Germaniskiego”.
    Литература:
    Traczuk Je. Prasa białoruska w II Rzeczypospolitej (1918-1939). Аdnotowana bibliografia czasopism białoruskich z lat 1918-1939 ukazujących się na Białorusi Zachodniej i emigracji. // Studia Polono-Slavica-Orientalia. T. 13. Warszawa. 1992. S. 313-314.
    *
                                                                      ВИЛЬНЯ
    Бюлютэнь ЦК МОПРа. Орган МОПР.
    Литература:
    Лугачева Т. А.  Міжнародная арганізацыя дапамогі рэвалюцыянэрам Заходняй Беларусі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 5. Мінск. 1999. С. 131.
    Лугачева Т. А.  Международная организация помощи революционером (Мопр) в Западной Белоруссии (1923-1939 г.). Гродно. 2001. С. 26.
    *
    Więńzień Polityczny. Орган МОПР. Издавался в 1924 г.
    Литература:
    Лугачева Т. А.  Международная организация помощи революционером (Мопр) в Западной Белоруссии (1923-1939 г.). Гродно. 2001. С. 26.
    *
    Краты. Издавалось в виленской тюрьме Лукишки в 1933 г. белорусским поэтом Максимом Танком (Е. Скурко), выходило в двух экземплярах ежемесячно.
    Литература:
    Воткович Г. Л.  КПЗБ в борьбе за интернациональное единство трудящихся. Минск. 1975. С. 39-40.
    Лугачева Т. А.  Международная организация помощи революционером (Мопр) в Западной Белоруссии (1923-1939 г.). Гродно. 2001. С. 26.
    *
    Лукішскі Сьцяг. Издавался в виленской тюрьме Лукишки. Одним из редакторов-издателей был Степан Бергман (Эпштейн).
    Литература:
    Зелинский П. И., Ракевич Н. А.  Печать КПЗБ в борьбе за свободу. Минск. 1977. С. 10, 87.
    Лугачева Т. А.  Міжнародная арганізацыя дапамогі рэвалюцыянэрам Заходняй Беларусі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 5. Мінск. 1999. С. 131.
    *
    Палітычны Вязень. Орган ЦК Чырвонай дапамогі (МОПР) Заходняй Беларусі. Вільня. Известен № 1. Студзень. 1926 год.
    Литература:
    Лугачева Т. А.  Міжнародная арганізацыя дапамогі рэвалюцыянэрам Заходняй Беларусі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 5. Мінск. 1999. С. 131.
    *
    Чырвоная Дапамога. Czerwona Pomoc. Ворган ЦК МОПРа. Издавалась в 1927-1937 гг. на белорусском и польском языках.
    Литература:
    Лугачева Т. А.  Міжнародная арганізацыя дапамогі рэвалюцыянэрам Заходняй Беларусі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 5. Мінск. 1999. С. 131.
    Лугачева Т. А.  “Чырвоная дапамога”. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 6. Кн. ІІ. Мінск. 2003. С. 176.
    *
    Турмы клічуць да барацьбы. Ворган МОПР.
    Литература:
    Лугачева Т. А.  Міжнародная арганізацыя дапамогі рэвалюцыянэрам Заходняй Беларусі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 5. Мінск. 1999. С. 131.
    *
                                                                           ВИТЕБСК
    Мысль заключенного. Газета УВЧ и КПК Витебского окружного ИТД и его отделений [Издание Учебно-воспитательной части Витебского Губдома предварительного заключения]. Витебск. /Редколлегия: заключенные Симаков, Булаш и Гордеев. Издается с 1924 г. Известны: 1924. № 4, № 7; 1925. № 1 (4); 1926. № 1 (7) – 3 (9)./ Издание литографическое, с № 4 типографское. Тираж 300-500 экз./
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 101.
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 110.
    *
    Мысль заключенного. Ежемесячный литературно-художественный журнал. Орган КВЧ Витебского губернского ДПЗ и ИТД. Витебск. /Ответственный редактор М. Смирнов. Издавался с 1924 г. по 1926 г. Известны: 1925. № 1; 14-32 п. Тираж 300-500 экз. В № 5 за март 1924 г. сообщалось, что «Гонорар в размере – одой копейки золотом за строку отпечатанной статьи и безвозмездную выдачу одного экземпляра журнала редакция гарантирует всем своим сотрудникам”./

    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 101.
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 110.
    *
    На новом пути. Газета. Орган парткома, управления и профкома воспитанников [детской] трудовой колонии НКВД БССР. Витебск. /Ответственный редактор И. К. Остер. Издавался с 1935 г. Известны: 1936 г. № 1-2; 1939 г. 7 ноября № 1, 4; 1940. № 3, 4. А-3. 2 п. Тираж 1000 экз./
    Литература:
     Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 133-134.
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 111.
    *
    Перековка. Газета /орган/ Витебской [детской] трудовой колонии НКВД. Витебск. /Ответственный редактор З. И. Кауфман. Издавался с 1935 г. Известны: 1935 г. № 1. (17 октября); 1936 г. № 1 /2/ (22 апреля) - № 2 /3/ (5 июня). А-3. 2 п. Наклад 1000 экз. В № 1 за 1935 г. газета сообщала что «Трудовая колония находится на пути роста в настоящую кузницу большевицких кадров». Были во множестве опубликованы стихи, посвященные Израилю Моисеевичу Леплевскому (нарком внутренних дел БССР и одновременно начальник управления НКВД, а также начальник пограничной и внутренней охраны в БССР, с ноября 1936 г. по июнь 1937 г. начальник Особого отдела, с января 1938 г. начальник 6-го Главного управления Госбезопасности НКВД СССР, арестован 26 апреля 1938 г. и расстрелян). С 1936 г. газета мела название «На новом пути»./
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 134.
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 126.
    *
                                                                        ГРОДНО
    Вастрожныя Думкі.  Выданьне гарадзенскай турмы.
    Литература:
    Лугачева Т. А.  Міжнародная арганізацыя дапамогі рэвалюцыянэрам Заходняй Беларусі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 5. Мінск. 1999. С. 131.
    Лугачева Т. А.  Международная организация помощи революционером (Мопр) в Западной Белоруссии (1923-1939 г.). Гродно. 2001. С. 26.
    *
                                                                            ГОМЕЛЬ
    Возрождение. Журнал Гомельского ИД. Гомель. /Ответственный редактор Степанов. Издавался в 1924 г. Известны: 1924 г. № 1–4 (март). Машинопись. 12-16 п. Тираж 300-500 экз./
    Литаратура:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 102.
    *
    Голос заключенного. Журнал /орган/ заключенных. Периодический орган Учебно-воспитательной части и Культпросветкома Гомельского исправтруддома. Гомель. /Ответственный редактор А. Дикштейн. Издавался с 1925 г. Известны: 1925. № 1-5 (22 января – ноябри); 1926. № 6-7 (1) (май - август). № 7 вышел у форме газеты. Имел подзаголовки: Журнал заключенных (в № 1-2 (1925) Периодический орган Учебно-воспитательной части) Гомельского исправтруддома; № 5-7 (1925-1926) Орган Учебно-воспитательной части (в № 7 (1926) ... и Культпросветкома) Гомельского исправтруддома./

                                                                   БЕРЕГИТЕ КНИГИ
    «Хорошая книга для заключенного имеет еще большее значение, чем для человека, находящегося на воле. Какое же значение имеет книга. Заключенные, в большинстве состоят из крестьян и рабочих, людей малограмотных, нуждающихся в повседневном упражнении в чтении, дабы научиться хорошо усваивать прочитанное и понимать. Каждый знает, как хорошо быть грамотным. Можно и письмо домой написать, не обращаясь к товарищу, песню записать, которая понравилась и доставляет развлечение, чтобы передать ее также и другим товарищам. Выйдя на свободу, и будучи грамотным, легче жить и легче устроиться на работу или на службу.
    Как же мы обращаемся с книгами? Во многих хороших книгах вырывают страницы «на курево» или делают из них игральные карты. Портить книги, которые могут приносить пользу заключенным, очень нехорошо. Если кто вырвал из книги несколько страниц, никому читать эту книгу уже не интересно.
    Книги надо беречь. Если не желаешь читать ее ты, то не мешай же другим».
    /Голос заключенного. № 6. Гомель. 1926./
 
                                     МЫСЛИ  ЗАКЛЮЧЕННОГО
                                       И вот я здесь, моя обитель.
                                       Сижу под стражей, здесь мой дом
                                       Годочков пять, мой обвинитель,
                                       Пробыть я должен под замком.
                                           За что сижу, скажите право.
                                           Зачем сужден мне рок такой.
                                           О, если б мыслить мог я здраво.
                                           Не выбрал бы путь роковой.
                                       Родной отец и мать старуха,
                                       Трудясь, не покладая рук,
                                       В хозяйстве бедном бьют разруху,
                                       А я несу им столько мук.
                                           За что сижу кафтаном старым
                                           С соседских плеч прельстился я,
                                           Лаптишек жалких две-три пары
                                           И вот добыча вся моя.
                                       И вот за это за целковый
                                       Отдал своих пять лучших лет;
                                       Свободу, совесть, ум здоровый
                                       Смешал я с грязью, свел на нет.
                                           Довольно слез, мои родные.
                                           Я скоро буду в помощь вам
                                           Отбуду срок... все мысли злые
                                           В стенах тюрьмы оставлю там.
                                       Опять за труд, спасти хозяйство,
                                       Тем смою тяжкий свой позор.
                                       Долой позор и разгильдяйство,
                                       Я новой жизни дам простор.
                                                                       Случайный.
                                   /Голос заключенного. № 6. Гомель. 1926./
 
                                                         Я – ВОР
                                           Я – вор, меня так называют,
                                       Призванье гадкое мое.
                                       Меня кругом все презирают,
                                       Проклятье шлют мне все свое.
                                           Теперь привык я к униженьям,
                                       Я сознаюсь, что виноват.
                                       Неужель не будет сожаленья?
                                       Я сам судьбе своей не рад.
                                           Рожден я матерью не вором.
                                       Отец был честный человек,
                                       Лишь я один покрыт позором
                                       И коротаю так свой век.
                                           Кому я нужен заклейменный,
                                      Хотя трудится я хочу,
                                       Всех прав судом давно лишенный...
                                       Не развит я и все молчу.
                                           Порой, свершая преступленья,
                                       Сожмется сердце болью вдруг,
                                       И сразу чувство сожаленья
                                       Проснется, – не подымешь рук.
                                           Но мысль сверлит мозг воспаленный:
                                       А чем, несчастный, будешь жить?
                                       Где ты найдешь приют, бездомный?
                                       Кради скорей, голодным чтоб не быть!
                                           С больной душой свершаешь преступленье
                                        И пьешь вино, чтоб совесть умерла;
                                        Но совесть бьет без сожаленья;
                                        Моя вся жизнь в тюрьме прошла.
                                           Так не бичуйте же сурово,
                                       А научите, как мне быть,
                                       Чтоб не творить мне впредь былого,
                                        Нечестный путь чтоб позабыть.
                                                                                   Зак. К.
                                        /Голос заключенного. № 4. Гомель. 1925./

    На первой странице журнала «Голос заключенного» (№ 4, 1925 г.) была помещенная статья «Месячник милиционера и работников домзака», который написал начальник административного отдела Матвей Хавкин, наверное тот самый, который в 1925 году, будучи на должности начальника Гомельской милиции, арестовал Тургуна Хасанава - прототипа героя романов И. Ильфа и Я. Петрова знаменитого Остапа Бендера /Куркоў І. Астап Бендар “нарадзіўся” у Гомелі. // Голас Радзімы. 22 лістапада 2001 г./, где Хавкин писал:
    «Помещая в места заключения граждан, вступивших в противоречие с законом. Советская власть озабочена перевоспитанием их. Советской республике нужно не наказание, а предупреждение преступности, как общественного зла, нарушающего революционный правопорядок...
    В лице надзирателя заключенный ни в коем случае не должен видеть тюремного надзирателя: в его лице он должен видеть только своего воспитателя. Раз это так, то надзиратель при обращении к нему заключенного за тем или иным разъяснением должен давать ответ в самой вежливой и тактичной форме. При наличии такого положения среди заключенных и надзирателей создается благоприятная обстановка для плодотворной работы перевоспитания изолированных от общества, дабы дать им возможность в дальнейшем, при выходе из мест заключения, быть полезными членами общества...
    Как должен смотреть надзиратель на заключенного? Прежде всего, не как на арестанта и неисправимый элемент, а как на гражданина сошедшего с правильного пути, которого здесь в М.–З, в изолированном исправительно-трудовом месте, воспитают и дадут ему понять политику Советской власти, что она не мстит ему за совершенное преступление, а хочет его предотвратить от дальнейших преступлений, путем воспитания через учебу и труд. Сталкиваясь постоянно с заключенными, надзиратель всегда должен чутко прислушиваться к их запросам и давать должные разъяснения...
    Милиционер – страж и проводник революционной законности; надзиратель – воспитанник нарушителей этой законности, и их почетные и ответственные обязанности тесно связаны между собою».
    Литература:
    Всесоюзная книжная палата 1950 г. (карточка І-1538).
    Баркоўскі А.  [Ліст.]. // На страже. № 103-104. 29 декабря. Минск. 1995. С. 4.
    Зайцев О.  Издательство за решеткой. // На страже. За законность, милосердие и справедливость. Газета Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь. № 103-104. 29 декабря. Минск. 1995. С. 4.
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 102.
    Баркоўскі А. А.  Выданні за кратамі. // Здабыткі. Дакументальныя помнікі на Беларусі. Нацыянальная Бібліятэка Беларусі. Вып. 11. Мінск. 2009. С. 267- 271.
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 30.
    *
    Думка зьняволенага. Орган навучальна-выхаваўчай часткі і культкамісіі Гомельскага спраўпрацдома. /Издавался с 1924 г. Известны: 1931 г. № 10 (31 студзеня); 1929 г. № 32 (17). А-2. 4-6 п. Тираж 300 экз./
    Литература:
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 38.
    *
    Мысль заключенного. Ежемесячная газета /орган/ учебно-воспитательной части Гомельского окружного ИТД. Гомель. /Ответственный редактор Тихонов; редколлегия: Пугач, Хитрик. Издавался с 1925 г. Известны: 1928 г. № 7; 1929 г. № 32 (17). А-2. 4-6 п. Тираж 300 экз./
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 102.
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 110.
    *
    На обломках минувшего. Журнал Гомельского ИД. Гомель. /Издавался в 1923 г. (май - июнь)./
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 103.
    *
                                                                              МОГИЛЕВ
    За новую жизнь. Газета ПК, ПО и Управления Могилевской [детской] трудовой колонии НКВД БССР. Могилев. /Ответственный редактор И. А. Дубровский. Издавалась с 1938 г. Известны: 1938 г. 7 ноября /спецвыпуск/. А-3. 4 п. Тираж 500 экз./
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 132.
    *
                                                                              МИНСК
     Газэта. Издавал «газэту ў камэры» Карусь Каганец (Казимир Карлович Костровицкий), сидевший в Минском остроге с 26 июля по 26 июля 1911 года вместе с Якубом Колосом.
    Литература:
    Касьпяровіч М.  Карусь Каганец (Да 10-й гадавіны сьмерці). // Маладняк № 10. Менск. 1928. С. 75.
    *
    За образцовую дорогу. Газета /орган/ политотдела Ушосдора НКВД БССР, Белдорстройтреста Гушосдора НКВД СССР и БРК союза шосгидротехстрой. Минск. /Ответственный редактор С. Семашко. Издавалась в 1940 г. Известны: 1940 г. № 1. (29 января) - № 48; 1941 г. № 1 - № 18 /66/ (23 апреля)./

    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 122;
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 47.
    *
    За перакоўку людзей. Орган палітвыхаваўчай часткі Менскай фабрычна-працоўнай калоніі. Менск. /Издавался с 1934 г. Известны: 1934 г. № 1 (1 мая)./
    Литаратура:
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 47.
    *
    За працоўнае выхаваньне. Аб’еднаная газэта работнікаў Папраўча-працоўных устаноў Беларусі і пазбаўленых волі з працоўных. Менск. Кіраўніцтва ППУ Беларусі. [Ответственный редактор Б. Перальман. Издавалась с 1931 г. по 1933 г. Известны: 1931 г. № 1-5; 1932 г. № 24 1933 г. № 1-5; 1934 г. № 1-7 (1 мая). Презентовала на республиканскую газету. А-2. 4 п. Тираж 500 экз./
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 109.
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 49.
    *
    На посту. Орган бюро коллектива ВКП(б) №-го Белорусского конвойного полка КВ Союза ССР. /Ответственный редактор Виноградов. Издавался в 1931-1932 гг., вероятно в Минской области. Известны: № 1 (11 июня) 1931; № 1 (16) 14 января 1932 – 12 (27) 20 июля 1932 г. Тираж 300 экз./ 

    Литература:
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 111.
    *
    На стройке. Газета рабочих, ИТР и служащих с №-й стройки. /Издавалась в 1935 г., вероятно в Минской области. Известны: № 1-6, 8. Язык издания белорусский и русский./
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 109.
    *
    Творчество заключенного /Творчасьць зьняволенага/. Газета /орган/ УВЧ МЦИДа. Ворган вучэбна выхаваўчае часткі Менскага /дзіцячага/ справіцельнага дому. Менск. /Ответственный редактор нач. МСД Харитонов. Издавался с 1926 г. Известны: 1927 г. № 2 (7) - 4; 1928 г. № 1 /11/ (9 лютага) [орган вучэбна-выхаваўчае часткі  Менскспраўдома] – 2, 3 – 5 (10); 1929 г. № 6 - 7; 1931 г. № 3 (6 ліпеня), 3, 4. В валовой нумерации имеются ошибки. /Газета сообщает, что в тюрьме удерживается 25 малолеток, детей крестьян. Утром они работают 4 часа, затем учатся в школе, вечером возвращаются в камеру. Также в № 4 (9) за 7 ноября имеется статья А. Трахімава «Жыцьцё барацьбіта Янкі Пуліхава». Некто Я. Гаротны в № 1 (11) за 9 лютага 1928 г. писал в статье “Цяга к сьвету»: «Іспраўдом – гэта ні мінулая турма, гэта новая кузьня працы і вучобы, дзе апрацоўваюцца новыя барацзьбіты на нашым супольным жыцьцёвым фронце. Зьняволеныя сазнаюць гэта і імкнуцца кароткі ці доўгі свой тэрмін скарыстаць сабе на карысьць для сваёй вучобы»./
 
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 134;
    Газеты Беларусі 1776–1975. Бібліяграфічны паказальнік. Мінск. 2003. С. 166.
    *
    Узник. Орган заключенных Центроисправдома С.С.Р.Б. Минск. /Издавался в 1924 г. в Минске. Извстны: № 8. Тираж 1000 экз./
 

    В нем в сообщалось, что раньше этот журнал выпускался как «рукописный журнал в 15-20 стр.», затем как «тетрадь в 30-40 стр., печатанный на пишущей машинке», а теперь «благодаря поддержке нового начальника Центрисправдома т. Щербинина и Зав. Учебно-воспитательной частью т. Сидоровича, настоящий номер нашего журнала выходит в увеличенном размере, отпечатан в типографии и в таком количестве, которое вполне может удовлетворить не только всех наших читателей, но даже и тех, которые, находясь за стенами Исправдома, привыкли смотреть на него как на дом мнимых ужасов и даже не подозревают о том, что в этих стенах кипит такая же живая сутолка жизни как и за стеной».
    Некто Е. Шац в заметке «Библиотека» писал:
    «Ввиду сильной изношенности книг библиотека приступила к генеральному ремонту таковых под непосредственным наблюдением Зав. Учебно-Воспитат. Частью.
    После тщательного осмотра отобраны более или менее целые книги, приведены в порядок и переплетаются специалистами переплетчиками из заключенных. Одновременно, следуя примеру городских библиотек, произведен просмотр книг в цензурном отношении и из’яты совершенно книги, которые своей идеологией не подходят для библиотеки. Однако, ввиду крайней бедности библиотеки и почти полного отсутствия литературы 20-23 года - означенное мероприятие проведено не полностью, а из’яты из обращения лишь те книги, которые резко не соответствуют духу сов. власти и явно искажают жизненные факты в пользу враждебного лагеря. Прочие книги хотя и устаревшие, но представляющие из себя литературную или историческую ценность - оставлены.
    Зав. Учебно Восп. Частью пополнил библиотеку 171 книгой, когда то взятыми из библиотеки для клуба служащих исправдома, и передал 36 новых книг, переданных Домом Красной Армии.
    Библиотека переживает острый недостаток новых изданий и Белорусской литературы. Всего после переплета можно будет насчитать не более 500 названий в 900 томах, из них около 500 политических и научных брошюр и 400 книг беллетристического содержания, пьес и т. п.
    Единственной связью заключенных с текущей жизнью за стенами исправдома является книга и для того, чтоб заключенный по выходе из исправдома не был оторванным от жизни, отсталым от общества, а вышел бы оттуда наоборот - развитым, перевоспитанным и сознательным членом социального строительства - необходимо, как одно из средств исправления заключенного, обратить внимание на библиотеку. А для выполнения этой великой и ответственной задачи необходимо:
    1. Пополнить библиотеку новейшими книгами главным образом политического характера - пропаганда Ленинизма. Материалистическое учение, белорусская литература - эта задача при благосклонном участии и содействии Администрации Исправдома очень легко выполнима, так как в городе найдутся общественные организации, которые пойдут навстречу нуждам нашей библиотеки. Кроме того, можно надеяться на помощь Главполитпросвета, Нарком’юста и Наркомпроса.
    2. Отвести специальное помещение для библиотеки, которая находится до сих пор у входа за кулисами сцены клуба. Хорошо было б, если бы для этой цели была отведена одна из пустующих башен верхнего коридора.
    Осуществление означенных задач является именно одним из важных краеугольных камней, положенных советским строительством в основу карательной политики: Не наказание заключением в кандалах, арестантском халате и во тьме, как это делалось при царизме, а исправление при помощи поднятия культурною уровня заключенных.
    По окончании ремонта книг библиотека открывает новые отделы: Военный и Пропаганды Ленинизма (Ленинский Уголок). На днях начнется выдача книг заключенным для чтения, при чем обращается внимание заключенных на бережное обращение с книгами. Надзор и ответственность за соблюдение этого возлагается на старост камер».
    Также сообщалось, что башня № 3 на верхнем коридоре, где раньше был карцер, отдана под библиотеку и редакцию журнала «Узник», что начинает выходить в дополнение к журналу и тюремная стенгазета.
    На сторонах издания приводились такие перлы мысли как: «Книга дает нам возможность уничтожить самое тяжелое неравенство – неравенство в умственном отношении» и «Чем больше книг на полках, тем меньше людей на скамьях подсудимых».
    Сообщается, что драмкружок при тюрьме поставил «20 пьес, в том числе 7 революционных и 6 белорусских. Кроме того по нескольку раз были поставлены ... инсценировки: «Святая тройца» – антирелигиозная, «От тьмы к свету» в ознаменование освобождения Белоруссии от белополяков...», что силами заключенных были очищенные башни тюрьмы и в итоге этого собрано 150 пудов экскрементов голубей на сумму около 500 рублей. “Это заставило одного из штатных служащих Исправдома с удивлением выразится:
    - Ну и большевики! С г[овна]... деньги делают...»
    Литература:
    Прасцак. № 8. 1999. С.8.
    *
    Трудовой путь. Газета Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. Издается с 24 апреля 1955 года. Минск, ул. К. Либкнехта 57; для писем: ул. Оранская 1. «Редакция не вступает в переписку с читателями, не рецензирует и не возвращает рукописи, просит не высылать документы». Выходит два раза в месяц по средам».
 

    На страницах этого издания также кипит литературная жизнь:

    Владимир Кучинский ИК-20:
    «Родился я 9 мая 1959 года в г. Жлобине Гомельской области, в семье рабочих. Родители были инвалиды по слуху - глухонемые, поэтому с раннего детства мне пришлось жить в сложной духовно-нравственной атмосфере. Общение «на жестах» облегчало состояние души, но когда я пошел в школу в первый класс, я почувствовал, как трудно учиться без реальной помощи родителей, т. к. практически они были неграмотны. Больше всего мне хотелось хорошо учиться, чтобы скептически настроенные соседи могли позавидовать моим родителям в том, что, несмотря на малообеспеченность, неграмотность и тяжелые социальные условия, они сумели дать хорошее воспитание и образование сыну. В этом заключалась моя детская мечта. И я стал постигать азы наук, был прилежен в учебе. Мое терпение и упорство вскоре дали свои положительные плоды. Из школьных предметов больше всего мне нравились математика, русский язык и литература. Задачи решал на много уроков вперед. Читать и писать научился достаточно быстро, но с почерком были проблемы, за что и снижали оценки. Однако я учился на «4», как в то время говорили - «был «хорошистом». Моя первая учительница - Роза Давыдовна... Как я ей благодарен за то, что она привила мне хорошее, доброе, вечное... Чего только не было в моей жизни, а это семя упорно возрастало и проросло, пусть через много лет. Но всё же это было Зерно Истины, о чем многие даже не подозревают. Спасибо Вам за заботу обо мне и любовь ко всем, кого Вы учили в СШ № 7 г. Жлобина с 1966-го по 1970 год! Начальные классы стали для меня основой дальнейшего образования. В суворовское училище я хотел поступить сразу же, после 4-го класса, но в военкомате сказали: приходи после окончания восьми классов. Закончив 8 классов, поступил в Рижскую мореходку. Через несколько месяцев сказалось уличное воспитание - был отчислен за хулиганство. Затем снова продолжил учебу, но уже в ШРМ (школе рабочей молодежи) и устроился столяром на фабрику художественной инкрустации. Закончилось мое детство быстро, но школьные годы оставили неизгладимое впечатление. На протяжении всей своей жизни я занимался самообразованием. Но на внутренних проблемах сконцентрировался позже, когда в моей жизни произошла настоящая трагедия. В 1997 году от моих преступных деяний, в результате побоев, погиб человек - сосед, друг детства... Всё, чем я жил, о чем думал, каким был, - пришлось перечеркнуть годами раскаяния, заглянуть к себе вовнутрь. Тогда я не увидел там грязи и пошлости, но Богу, видно, было угодно, чтобы я всё-таки прочувствовал свои пороки, и в 2006-м - начале 2007 года я стал резко терять зрение и потом ослеп. Катаракта обеих глаз. Тяжело вспоминать это время, так как я увидел себя изнутри, всю нечистоту, что и тянуло меня в омут, к погибели... Сдаваться я не хотел. Мои мысли рвались наружу, и я начал писать стихи. Мои каракули еле разбирали, переписывали, отправляли в «ТП». Затем мне парни сделали трафарет, и я быстро научился писать по линейкам. До операции, которую сделал 30 января 2008 года в Минске, в 10-й клинике, замечательный специалист своего дела Владимир Васильевич Рубис, я написал около 200 стихотворений на самые различные темы. В настоящее время уже 500. Всё-таки, во многом благодаря школе и первой учительнице, зерно в моей душе не погибло!
 
                                                             ВЕЛИЧИЕ  НАРОДА
                                                      Величие народа - жизни дух,
                                                      Истории раскрытая страница,
                                                      Когда огонь
                                                                            надежды не потух
                                                      В борьбе за нашу
                                                                                   матушку-землицу.
                                                      Когда боролись
                                                                                  из последних сил,
                                                      Шли в стан врага
                                                                                    с последнею гранатой,
                                                      И каждый с верой Господа
                                                                                                    молил:
                                                     «Избавь, Господь,
                                                                                    от смерти и от ада».
                                                      И в битвах этих
                                                                                 укреплялась мощь
                                                      Бесстрашного славянского
                                                                                                    народа,
                                                      Когда вокруг свинцовый
                                                                                                лился дождь,
                                                      Когда блокада длилась год
                                                                                                  за годом.
                                                      Когда порою не хватало слез
                                                      Оплакивать родных,
                                                                                         друзей - погибших,
                                                      Когда сжигали собственный
                                                                                                     свой мост –
                                                      Для фронта, для Победы,
                                                                                                 для Отчизны.
                                                      Величие народа - дух борьбы
                                                      За будущность детей,
                                                                                          за идеалы...
                                                      О, если б в жизни
                                                                                   не было войны,
                                                      История народа краше б стала!
 
                                                          КУРАНТЫ  БЬЮТ
                                                      Куранты бьют в двенадцать
                                                                                                     ровно.
                                                      Вот-вот войду я в Новый год –
                                                      С душою, с радостью,
                                                                                             с любовью,
                                                      С надеждой в то, что повезет!
                                                      Куранты бьют...
                                                                                 А сердце стонет –
                                                      Как мало сделано добра!
                                                      Зато ошибок было много,
                                                      Рутины будничного дня.
                                                      Куранты бьют... Уходят годы
                                                      Грехами нажитых сроков.
                                                      Проблем одних -
                                                                                   сплошные горы.
                                                      И - груз тяжелый из оков.
                                                      Куранты бьют...
                                                                                Звонок свободы
                                                      Влечет на добрые дела.
                                                      Пусть с этим боем будет повод
                                                      С тюрьмой проститься

                                                                                             навсегда!

                                             /Трудовой путь. Минск. 27 января 2010. С. 5./
 
     Людмила Кухто. ИК-24:
    Родилась я 7 марта 1956 года на Любанщине в семье сельской учительницы. С раннего детства привыкла к самостоятельности, постоянно искала занятия по душе: в 4 года хорошо читала, рисовала, а в младших классах стала сочинять стихи, вдохновляли на которые окружающая природа, река Оресса. Закончив Любанскую музыкальную и среднюю школу № 1, поступила в БГУ им. В. И. Ленина на филологический факультет (русский, белорусский языки и литература). В студенческие годы посещала кружок поэтического мастерства, руководил которым белорусский поэт Олег Лойка. Три увлечения: музыка, живопись, поэзия - сопровождают меня всю жизнь. Работая в школе учительницей, постоянно сочиняла стихи, которые читала на концертах, вечерах. С юности играю на гитаре, пишу песни. По взглядам на жизнь - идеалистка, не признаю середины, всё должно быть по максимуму - и чувства, и отношение к труду. Люблю путешествовать. Мои самые родные и близкие люди: сын Алан (19 лет), дочь Лолита (23 года) и две очаровательные внучки. Мечта - издать сборник стихотворений, написанных мной.
 
                                                                 ПРИТЯЖЕНИЕ
                                                      Не могу о любви умолчать,
                                                      Разрывается сердце от боли.
                                                      Я готова Вселенной кричать,
                                                      Что смертельно тоскую по воле.
                                                      По живому родному теплу,
                                                      Взволновавшему сердце и душу.
                                                      Я любые невзгоды стерплю,
                                                      Но я клятвы свои не нарушу.
                                                      С другом преданным наедине:
                                                      Чай вдвоем, тихий танец и свечи;
                                                      Его теплые речи ко мне,
                                                      Ставший жизнью таинственный вечер.
 
                                                                            ***
                                                      Я видела любовь везде -
                                                      В кино, в подъездах, на проспектах;
                                                      Я верила своей звезде,
                                                      Узнав любовь - во всех аспектах.
                                                      Невольным зрителем была...
                                                      Но думала с такой тоскою.
                                                      Чтобы никто не лез в дела,
                                                      Когда обнимемся с тобою.
                                                      Никто б не видел и не знал,
                                                       (В игре любовной третий лишний.)
                                                      Как ты красиво целовал
                                                      Уста, созревшие, как вишни...
                                                      Любовь не будет у меня
                                                      Бездарным уличным спектаклем,
                                                      Безвкусных зрителей маня.
                                                      Любовь - как тайна тайн, не так ли?
 
                                                               НЕИЗБЕЖНОСТЬ
                                                      У любви не бывает закатов.
                                                      Анатомия тела - не в счет,
                                                      Даже то, что едва ли знакомы,
                                                      Если к чувству душа призовет.
                                                      Для нее неуместен анализ
                                                      Тайных способов связи и тел:
                                                      В эйфории поля усилялись,
                                                      И иного никто не хотел...
                                                      О любви рассуждать безрассудно,
                                                      Незапретно любовью болеть;
                                                      Ежечасно и ежеминутно
                                                      Над рутиной на крыльях лететь.
                                                      Что касается собственных правил,
                                                      Вариантов любви не дано,
                                                      Если самое сильное чувство
                                                      На моих небесах рождено!
 
                                               ВЛАДИМИРУ КУЧИНСКОМУ
                                                      Я искренне буду тебе благодарна
                                                      За то, что писать не пыталась бездарно.
                                                      Ведь были стихи выражением чувства,
                                                      Когда было славно или было грустно.
                                                      Я буду всегда благодарна за стимул,
                                                      Который мне жизни границы раздвинул.
                                                      За то что, казалось мне,
                                                                                               умерло в прошлом.
                                                      Что не замечаю, что мерзко и пошло.
                                                      За то, что средь брани сумела сберечь
                                                      Бесценную, чистую русскую речь.
                                                      Я буду любить тебя не как поэта,
                                                      А просто - мужчину любимого лета,
                                                      Весеннего принца апрельских проталин,
                                                      Январского блеска морозных хрусталин:
                                                      Владельца богатства осенних сокровищ,
                                                      Любимого мачо знакомых околиц.
                                           /Трудовой путь. Минск. 24 февраля 2010. С. 7./

 

    18. 05. 2011. гродненский журналист Анджей Почобут прислал из тюрьмы четвертое письмо. Жена арестованного журналиста польской «Газеты выборчай» опубликовала письмо в его блоге в LiveJournal:

    «Только в тюрьме узнал, что у заключённых есть своя газета. Называется она «Трудовой путь» и издаёт её Департамент Исполнения Наказаний МВД. В тутэйшем народе её величают не иначе как «Козлиный путь». И надо признать, что такое гордое название она носит вполне заслуженно. Традиционно весь номер забит благодарственными письмами зэков, в которых они безудержно хвалят тюремных начальников и подначальников за то, что наставили их на истинный путь, открыли глаза и т.д. и т.п. Одним словом, обычная большевистская перековка. И цена этой перековки тоже известна - условно-досрочное освобождение (УДО). Любителей УДО тут хоть отбавляй, поэтому с авторским коллективом у издателей никаких проблем нет. На воле тоже, кстати, что-то похожее имеется. И в смысле лизоблюдства и подхалимства и в смысле перековки. Так, «Советская Б» охотно предоставляет свои страницы для перековки бывшим журналистам независимых СМИ. А ларчик то просто открывается! Павел Якубович в молодости повертухайствовал, вот и набрался соответственных квалификаций. Инженеры человеческих душ, блин. «Трудовой путь» получаем 2 раза в месяц, вместе с «Советской Б». И уже непонятно где заканчивается «Трудовой путь», а начинается «Советская Б».

    *
                                                                      ОРША

    Стенгазета отряда № 3 ИК-8 в городе Орша Витебской области РБ.

 

    Литература:
    Прасцак. № 3. 2014. С.8.
    *
                                                                        ПИНСК
    Знамя политарестованных. Издание Пинской тюрмы.
    Литература:
    Лугачева Т. А.  Міжнародная арганізацыя дапамогі рэвалюцыянэрам Заходняй Беларусі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 5. Мінск. 1999. С. 131.
    Лугачева Т. А.  Международная организация помощи революционером (Мопр) в Западной Белоруссии (1923-1939 г.). Гродно. 2001. С. 26.
    *
                                                                      СМОЛЕНСК
    Наша жизнь. Двухнедельная газета УВЧ и КПК заключенных Смоленского изолятора. Смоленск. /Ответственный редактор М. Павлов; с № 12 М. Пилечевский, затем Шышацкий, Антониковский, Томко; редколлегия: Пугач, Хитрык. Издавалась с 1925 г. Известны: 1925 г. № 1; 1926 г. № 2-22; 1927. № 23-31; 1928. № 32-35, 37; 1929. № 38-43. Формат разнообразный. Тираж 300 - 400 экз., после 1928 г. 100 экз./
    Литература:
    Горчева А. Ю.  Пресса ГУЛАГа (1918-1955). Москва. 1996. С. 113.

 

 

 



 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz