niedziela, 17 stycznia 2021

ЎЎЎ 3. Люксіньня Жмудзін. Ян Зубрыцкі ды якуцкі шрубалёт. Ч. 3. Вертолет - изобретение белорусское. Койданава. "Кальвіна". 2021.





 
                                       ВЕРТОЛЕТ ИЗОБРЕТЕНИЕ БЕЛОРУССКОЕ
    «Его превосходительству господину Якутскому губернатору. Прошение. Имею честь еще раз напомнить вашему превосходительству, что летательная машина, над изобретением коей трудился более десяти лет, представляет собой шлюпку, герметически крытую щитком; то и другое сделано из алюминиевой жести, окрашенной масляной краской небесного цвета...».
    Десять страниц убористого текста с уже забытыми сейчас ятями, фитами. Подпись под прошением: «Иван Фаддеевич Зубржицкий». Датировано 1905 годом. Это - пожелтевшие от времени хрупкие листы «Дела ссыльнопоселенца, государственного преступника», недавно обнаруженные в дебрях Центрального государственного архива Якутии. Доносы, рапорты, пересыльно-этапные листы, полицейский журнал с ежедневными отметками. Казенные бумаги с двухглавыми растопыренными орлами и грифом «секретно».
    Архивные документы как бы переносят в затхлую атмосферу далекой северной окраины Российской империи. Здесь томился отданный под гласный надзор полиции человек, «посягнувший на существующий в империи строй». Человек, щедро одаренный природой и с высокими идеалами.
    Родился Иван Фаддеевич Зубржицкий (1861-1925) в семье белорусского крестьянина на Гродненщине. Его детство и юность пришлись на годы, когда в России ширилось движение народников. С головой окунулся Иван в революционную работу, и в неполные 18 лет был арестован и приговорен к ссылке в каторжные работы на 20 лет, а по окончании срока работ к поселению в Сибири.
    8 марта 1880 года Зубржицкий прибыл по этапу к месту назначения - в Карийскую тюрьму, одно из самых страшных мест Нерчинской каторги в Забайкалье. В первый же год группа заключенных стала готовиться к побегу. В последний момент Ивана исключили из числа беглецов: появились сомнения, что у изможденного юноши хватит на это сил. Побег оказался удачным. Всех, кто соприкасался с беглецами, допрашивали с пристрастием, но никто не выдал товарищей. Из приговора Иркутского губернского суда: «Зубржицкого за сокрытие следов побега и за недонесение начальству о задуманном арестантами преступлении оставить в сильном подозрении».
    Тяжелый труд в рудниках, постоянное унижение, скверная пища - день за днем, год за годом... Одна отрада: арестантам не возбранялось читать. Иван читал запоем, каждую свободную минуту. Несколько технических предложений для рудника привлекли внимание тюремщиков. Ему была предоставлена возможность организовать при тюрьме «лабораторию для сухой перегонки леса», а вскоре Зубржицкого перевели на поселение в Амгинскую слободу. Здесь, лишенный всяческого приюта, голодный и оборванный, среди трескучих морозов бродил он из юрты в юрту, вымаливая приют и пищу. Унылая и однообразная жизнь мало чем отличалась от небытия. Приходя ежедневно в мирскую избу, отмечаться в журнале, он вдруг подумал: через сколько времени его хватятся, если завтра не прийти?
    ... Исчез Зубржицкий 1 октября 1894 года. Были организованы поиски, и через пять дней беглеца задержали на одной из почтовых станций Аянского тракта. Якутский губернатор был настолько удивлен побегом, что дал указание обследовать психику ссыльнопоселенца. Тюремный врач, однако, был крайне удивлен широтой интересов пациента, глубиной познаний. В отчете врача записано, в частности, «память отличается удивительной точностью».
    Из тюрьмы Иван Фаддеевич подал прошение. Он просил оставить его в Якутске и позволить заниматься полезным трудом, применить свои знания. Он потребовал бумаги, стеариновых свечей, чернил. Полицмейстер распорядился выдать просимое и следить за каждым шагом арестанта. Изъятые бумаги принесли к губернатору, и тот прочел...
    «Мое внимание обратил на себя коршун, паривший, почти не двигая крыльями, очень высоко. Плавно он описывал большие круги в пространстве, не делая, как мне казалось, никакого движения крыльями.
    Каким должен быть летательный аппарат? Длина крыла 34 фута. Ширина его 6 Уг фута. Площадь 221 квадратных фута. Получаем работу 121 пуд-фут...».
    Губернатор поднял глаза на полицмейстера. Летательный аппарат? Непостижимо! Бред!
    «Чтобы поднять 20 пудов на высоту 5 футов - какое требуется давление на крыло, стоящее под углом 45 градусов? Так как работа, принимаемая крыльями ветряной мельницы, пропорциональна площади крыльев и почти пропорциональна кубу скорости ветра, то требуемая работа может выполняться двояко...».
    «Где только он этого набрался, - подумал губернатор. - Ведь его со школьной скамьи взяли. Дьявол их разберет, этих политических! Летательные машины, голодовки... Жили бы, как все люди».
    Зубржицкому было разрешено остаться в Якутске «при одобрительном поведении». И стал Иван Фаддеевич числиться крестьянином Павловской волости Якутского округа.
    ... Долгожданный Якутск. Какой ни есть, а город. Население почти 7 тысяч человек, 2 библиотеки, реальное училище, женская гимназия, духовная семинария, казённая типография, пристань на Лене, почтовое сообщение с Иркутском. Все-таки какое-то подобие общественной жизни. И работа! Умельца приглашали наперебой, даже сам губернатор пользовался услугами Ивана. Любая техника становилась послушной в руках этого молчаливого ловкого человека.
    Подрядная работа принесла Ивану Фаддеевичу не только известность, но и определенную материальную независимость. Он приобрел дом, устроил там небольшую лабораторию, выписал множество книг, учебников, справочников. И, как явствует из доносов соседей, занялся опытами по созданию летательной машины: соорудил подобие ветряка, запускал - ровно дитя - воздушных змеев. Разве это «одобрительное поведение?»
    Из бумаг Зубржицкого: «Изобретение воздухоплавательного аппарата должно заключить в себе два совершенно отдельных изобретения: аппарата и двигателя. За исходную точку при изобретении воздухоплавательного аппарата надо принять ветряные мельницы. За исходную точку при изобретении двигателя надо принять турбины и колеса водяных мельниц.
    Что получится, если в ветряной мельнице не крылья будут вращать вал, а наоборот, вал будет вращать крылья?».
    Работа И. Ф. Зубржицкого была завершена в феврале 1903 года.
    Собрав чертежи летательного аппарата, захватив обстоятельную записку, он отправился официально предлагать правительству свое изобретение.
    Всемогущий губернатор, действительный статский советник, говорить со ссыльнопоселенцем, осужденным за государственное преступление, не пожелал. Он велел «изобретателю» оставить бумаги: решение-де будет сообщено позже. Решение же было таким: «Проект оставить без внимания».
    Отчаяние овладело Зубржицким. Один, совсем один, кругом равнодушие, насмешки...
    Как-то, просматривая петербургские газеты, он наткнулся на сообщение, которого ждал и боялся: «17 декабря 1903 года американцы братья Райт на аппарате собственной конструкции совершили полет» (они работали над изобретением самолета, но тоже, как и Зубржицкий, исходили из необходимости отдельно строить самолет и двигатель).
    Белорус-изобретатель был подавлен. Его опередили американцы! Несколько успокоила увиденная некоторое время спустя фотография в «Ниве»: аэроплан-этажерка, скрепленная крест-накрест расчалками. Нет, его изобретение - совершенно иной конструкции. Более совершенной. Американский аппарат не может взлетать вертикально, не может зависнуть в воздухе.
     С удвоенной энергией Иван Фаддеевич берется за работу. Теперь нужна действующая модель. С удивлением взирали якутские обыватели на седого ссыльнопоселенца, мастерившего свою «машинку», над которой было что-то наподобие ветряной мельницы. И машинка эта вдруг взмывала в воздух. Из описания конструкции: «Скорость поднятия, опускания или сохранения покоя машины в воздухе зависит не только от увеличения или уменьшения быстроты вращения валов, но и от утла, под коим установлены крылья в оси валов» (под «крыльями», несомненно, подразумевались «лопасти воздушного винта»).
    Началась русско-японская война. Зубржицкий вновь обращается к начальству, надеясь заинтересовать военных. Но все его прошения дальше канцелярии губернатора не шли - не верил губернатор, что необразованный ссыльный может изобрести нечто стоящее!
    Когда Иван Фаддеевич в очередной раз пришел в канцелярию губернатора, полицмейстер завопил: «Революция в Питере клокочет, а вы с прожектами дурацкими носитесь! Создания всеобщего благосостояния захотели, да?» Революция! Значит, не напрасны были жертвы народовольцев. Потом стали приходить газеты, в которых звучало ликование тех, кто так боялся сокрушительного вала революции. Зубржицкий слег. Тяжелая депрессия согнула человека, которого не сломили многие годы каторжной работы, унижений и страданий.
    Потянулись годы, прошло еще с десяток лет. Революция 1917-го в одночасье смела и полицейскую управу, и губернатора. В бурное время становления Советской власти большевикам было не до изобретений. К тому же Иван Фаддеевич последние годы часто и подолгу болел. Лишь жена и сын Владимир поддерживали в нем веру, что настанет время, воздадут должное его изобретению.
    В 1925 году в Якутск прилетел первый аэроплан. Но увидеть его Зубржицкому уже не довелось. Некролог, опубликованный в местной газете, заканчивался словами: «Вечная память тому, кто отдал здоровье и силы на борьбу с царским произволом, с ненавистным буржуазно-полицейским режимом».
    По своей конструкции летательный аппарат Зубржицкого напоминает автожир, который по ряду причин не получил распространения. Распространение получили вертолёты - винтокрылые летательные аппараты - неотъемлемая часть современной авиации. Основы их создания в начале XX века заложили белорусы: И. О. Ярковский, С. А. Гроховский, И. И. Липковский и Ф. Ф. Евстафьев. В отличие от гродненца Ф. Зубржицкого это были «законопослушные» и высокообразованные специалисты.
    /Ермоленко В. А., Черепица В. Н.  400 имен: жизнеописания видных деятелей истории и культуры Гродненщины (с древнейших времен до начала ХХ века). Гродно. 2014. С. 162-166./
 
 
 

    Валерий Александрович Ермоленко /Ярмоленка/ - род. 31 октября 1940 г. в с. Семиозерное Кустанайской области Казахской ССР (СССР). Окончил маркшейдерский (1962) и инженерно-экономический (1965) факультеты Ленинградского горного института. С 1969 г. в Институте геологических наук МГ СССР (Минск), кандидат технических наук (1973), с 1974 г. в Белорусском филиале Всесоюзного НИИ галургии, с 1976 г. в БНТУ, с 1990 г. в БГУ, доктор географических наук (1994), академик Петровской Академии наук и искусств (1996), представитель Беларуси в INHIGEO (Лиссабон, Португалия) - всемирной комиссии по истории науки. Награжден орденом «Дружбы народов». Автор более 250 научных работ и ряда научно-популярных очерков, где навыдумывал всяких известий про нахождение белорусов в Якутии.

    Сабира Юнэска,

    Койданава

 

     Валерий Николаевич Черепица /Чарапiца/ - род. 1 января 1945 г. на ст. Жудилово Унечского р-на Брянской области РСФСР (СССР). Окончил русскую среднюю школу № 3 в г. Лида Гродненской области БССР (1963), исторический факультет Гродненского педагогического института (1970). В 1979 году защитил кандидатскую диссертацию «Революционные связи Белоруссии и Польши в 70-80-х годах XIX века», стажировался в Варшавском университете. С 1970 г. преподаватель кафедры истории СССР и БССР, в 1978-1995 гг. декан исторического факультета, в 1989-1990 гг. заведующий кафедрой истории Беларуси, с 1996 г. заведующий кафедрой истории славянских государств Гродненского государственного университета. Кандидат исторических наук (1979), профессор (1991), академик Петровской Академии наук и искусств (2014). Член Союза писателей Беларуси (Минск) и Международного писательского фонда (Москва). Входит в состав Президиума Белорусского отделения Петровской Академии наук и искусств. Является членом правления нескольких общественно-политических организаций: Белорусского славянского комитета, Республиканского центра просвещения имени Евфросинии Полоцкой, Гродненской областной организации «Союзная общественная палата». Был в числе учредителей общественного объединения «Белая Русь». Выступает за максимальное сближение славянских народов перед угрозами современной действительности, поддерживает интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Опубликовано свыше пятисот научных и учебно-методических работ.

    Жерарда Даховка,

    Койданава


 

    В. Виленский-Сибиряков

                                           ЯКУТСКАЯ ССЫЛКА 1906-1917 ГОДОВ

    ...К началу 1906-г. в Якутске остались лишь осколки старой ссылки. Это были: М. Сабунаев, Н. Ожигов — оба они занимались медицинской практикой и успели акклиматизироваться в Якутске; Приютов, обосновавшийся в Якутске в качестве фотографа; Ян Зубржицкий — психически-больной, носившийся с идеей постройки вечного двигателя, и еще несколько человек из бывших административных ссыльных, служивших у торговых фирм, главным образом в пароходстве «Наследников Громова»: В. Панкратов, Михалевич, Ионов, Попов, Бартенев, Очкин, Цицерин и др.

    /100 лет якутской ссылки. Сборник Якутского землячества. Под ред. М. А. Брагинского. Москва. 1934. С. 252./

 


 

                                             ЗУБРЖИЦКИЙ ИВАН ФАДЕЕВИЧ (1861-1925)

                                                 Ф.И-484, 43 ед.хр., 1892—1923 гг., оп. 1.

                                                   Ссыльнопоселенец Якутской области.

 

    Родился 16 сентября 1861 г. в семье крестьян Владиславского уезда Сувалкской губернии Литвы. В конце 1870-х гг. работал слесарем в железнодорожных мастерских в г. Киеве, вел пропаганду среди рабочих.

    Принадлежал к киевскому революционному кружку, организованному в 1878 г. Иваном Басовым для добывания средств на революционные цели; участвовал в попытке ограбления почты в декабре 1878 г. Арестован 11 декабря 1878 г. в г. Житомире, при аресте оказал вооруженное сопротивление. Киевским военно-окружным судом 7 июля 1879 г. приговорен к 20-ти годам каторжных работ. Отправлен на Кару, куда прибыл 8 марта 1880 г. 29 ноября 1888 г. переведен в вольную команду. По манифесту от 17 апреля 1891 г. срок каторжных работ был сокращен на треть, 24 апреля 1892 г. отправлен в Якутскую область, поселен в Хамагаттинский наслег Намского улуса Якутского округа. В 1900-х гг. жил в г. Якутске, где занимался торговлей и строительными подрядами, разработал проект летательной машины «Янолет». 11 августа 1909 г. получил право повсеместного жительства, кроме столиц и столичных губерний. Остался в Якутске, где и умер 5 марта 1925 г.

    Документы творческой деятельности.

    Рукопись автобиографии. Чертежи проектов торговой бани и проект караульного дома при пороховом погребе в г. Якутске. Расчеты для строительства воздухоплавательного аппарата. Записи размышлений к мемуарам о событиях 3 марта 1904 г. «Романовка», отрывки из дневника «Булун» о вечном двигателе, о некоторых философских мыслях (о материи и силе).

    Письма И. Ф. Зубржицкого. Письмо дочери бывшего вилюйского исправника Антонович Александре (1903).

    Письма И. Ф. Зубржицкому. Личные письма присяжного поверенной Меликова Дмитрия Ивановича, Антонович Александры (1901).

    Переписка с анархистом, доктором медицины, изобретателем-строителем, жителем г. Иркутска Тодоровым Павлом Ивановичем о возможности использования «Янолета» для перевозки грузов из Урги в Бодайбо (1917-1918).

    Документы к биографии.

    Личные документы (протоколы, выписка из журнала, определения, паспорт, статейный и распределительный списки, справки, прошения, акт) о распределении после каторги в Якутскую область, применении к нему льгот по манифестам, рассмотрении прошений, о взыскании долгов по искам кредиторов, выдаче копий документов, о заключении под стражу за самовольные выезды с места причисления и угрозы должностным лицам, результатах медицинского освидетельствования (1894-1917).

    Документы (предписание, смета, контракты, ведомость, списки, прошения и др.) и переписка о заключении и ходе выполнения контрактов на ремонт зданий Якутского областного правления, Якутской гражданской больницы, Булунской больницы, строительстве дома для якутского губернатора, о представлении министру внутренних дел прошения о содействии в реализации проекта его летательной машины «Янолет» (с описанием) (1896-1905), об отказе во включении в списки кандидатов в члены Учредительного собрания от Якутской области (1917).

    Документы имущественно-бытового характера. Документы (копии постановления, обязательства, протоколов, удостоверения, прошения, повестка) о рассмотрении имущественного спора с присяжным поверенным Д. И. Меликовым на право владения земельным участком на ул. Соборной в 3-ем квартале, об описании и охране имущества по приговору мирового судьи (1894-1915).

    Документы, собранные для своих работ и по интересующим темам. Тетрадь с записями формул, выписок из книг по электродинамике, органической химии, об изготовлении бенгальских огней, книги № 45 словаря Брокгауза и Эфрона и др.

    Документы о М. Ф. Зубржицком. Стихотворение Меликова Дмитрия Ивановича, посвященное Зубржицкому (1904).

    /Путеводитель по фондам архива. В 2-х частях. Ч. II. Якутск. 2014. С. 473-474./








Brak komentarzy:

Prześlij komentarz