sobota, 11 lipca 2020

ЎЎЎ Гарына Папіхач. Якуцкі матрос Сямён Таўкач. Койданава. "Кальвіна". 2020.


    Сямён Аляксандравіч Таўкач – нар. у 1883 г. ды паходзіў з сялянаў Ігуменскай воласьці Дзісенскага павету Віленскай губэрні Расійскай імпэрыі.
    У траўні 1907 г., калі адбываў вайсковую службу ў Верхневудзінску Забайкальскай вобласьці, то быў арыштаваны і прысудам ваеннага суда ад 21 лютага 1908 г. асуджаны за прыналежнасьць да ваеннай сацыял-дэмакратычнай арганізацыі да 4 гадоў катаржных працаў.
    Па заканчэньні тэрміну зьняволеньня ў Зерэнтуйскай турме (Нерчынская катарга) быў адпраўлены на паселішча ў Якуцкую вобласьць.
    14 верасьня 1911 г. быў дастаўлены ў Якуцк ды прызначаны на жыхарства ў паселішча Нова-Пакроўскае Якуцкай акругі, але, неўзабаве “часова, дзеля заробкаў”, атрымаў дазвол на пражываньне ў Якуцку, дзе пачаў здабываць сродкі для існаваньня фізычнай працай у “кулака-домаўладальніка”. У Якуцку пазнаёміўся з мясцовым хлопцам Багданам Чыжыкам (сынам паўстанцкага камандзіра 1863 г. у Мінскай губэрні) ды падаўся з ім матросам на параплаў “Лена”, а ў навігацыю 1917 г. пачаў працаваць грузчыкам на Якуцкай прыстані. Ад Саюзу грузчыкаў, як кіраўнік, ён вылучаецца дэлегатам у Савет рабочых дэпутатаў. Падвяргаўся з боку эсэраў “гнюснаму паклёпніцкаму ганеньню”. Контррэвалюцыйная Абласная рада кінула яго 29 сакавіка 1918 г. у турму разам з іншымі “актыўнымі барацьбітамі за ўладу Саветаў” у Якуцку.
    З турмы ён быў вызвалены Чырвоным польскім атрадам, які прыбыў з Іркуцка 30 чэрвеня 1918 г. Выканкам Савета рабочых дэпутатаў прызначыў яго чальцом гарадзкога камісарыяту.
    З падзеньнем ў жніўні 1918 г. Савецкай улады ў Якуцку ён быў арыштаваны і неўзабаве высланы ў Іркуцк. У іркуцкай турме Таўкач праседзеў больш за год. У лістападзе 1919 г. калчакоўцы адправілі яго ў Забайкальле, дзе ён быў забіты.
    Літаратура:
*    Рабочий Ч.  Памяти Семена Толкача. // Красный Север. Орган Якутск. Район. Орган Бюро Р.К.П. (больш.) и Якутск. Район. Рев. К-та. Якутск. № 20. 7 июля 1920. С. 1.
*    Б. Ч. (Б. Чижик).  Мой первый арест. (Из воспоминаний.) // Октябрьская революция в Якутии. Вып. 1-й. Сборник воспоминаний. Якутск. 1928. С. 19-20.
*    В-р.  Памяти тов. Толкача. // Октябрьская революция в Якутии. Вып. 1-й. Сборник воспоминаний. Якутск. 1928. С. 64.
*    Петров П., Старостин Г.  Предисловие. // За власть Советов в Якутии. Биографический сборник о борцах, погибших в 1918-1925 годах. Изд. 2-е. Якутск. 1958. С. 35.
*    Толкач Семен Александрович. // За власть Советов в Якутии. Биографический сборник о борцах, погибших в 1918-1925 годах. Изд. 2-е. Якутск. 1958. С. 205.
*    Васильев Г. А.  Из революционного прошлого. Воспоминания. Улан-Удэ. 1958. С. 38.
*    Васильев Г. А.  Из революционного прошлого. Изд. 2-е, доп. Улан-Удэ. 1968. С. 38.
    Гарына Папіхач,
    Койданава





                          АРЕСТЫ ЧЛЕНОВ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЛДАТ
    В апреле 1907 года произошел большой разгром организации; намеченная массовка в лесу была выслежена жандармерией, и часть членов организации и солдат была арестована...
    К временно-военному суду была привлечена часть членов Верхнеудинской социал-демократической группы в количестве 19 человек, в числе которых было 8 солдат. Суд состоялся 27 февраля 1908 г. в Нижней Березовке.
    Из 19 человек тринадцать были осуждены на каторжные работы сроком от четырех до восьми лет, двое — к ссылке на поселение в Якутскую область, а остальные четверо оправданы и освобождены. Это были: Платонов Павел Николаевич, 28 лет, служащий из города Перекопа; Полянский Никифор Васильевич, 24 лет, корректор типографии из города Вильно; Симонов Илья Израильевич, 21 года, приказчик из Кричевского общества; Голиков Никифор Федорович, 28 лет, столяр из Курской губернии; Тютюгин Владимир Алексеевич, 25 лет, железнодорожный рабочий из Казани; Черных Александр Алексеевич, 29 лет, почтовый служащий из гор. Троицкосавска; каждый был осужден на 8 лет на каторгу с лишением всех прав. Васильев Григорий Артемьевич, 22 лет, железнодорожный техник из Смоленской губернии — на 4 года каторги; солдаты из воинских частей: Толкач Семен Александрович, 24 лет, из крестьян Виленской губернии, Шаловка Иосиф Михайлович, 24 лет, из крестьян Ковенской губернии, Галкин Михаил Иванович, 24 лет, гравер по металлу, из крестьян Костромской губернии, Коваш Александр Антонович, 21 года, рабочий из г. Казани, Темкин Шмуль Мардухович, 26 лет, учитель хедера, из ур. Слуцка Минской губернии, Гомбинер Израиль Гершкович, 23 лет, артист эстрады, из г. Ломжи — на 4 года каторги каждый и после отбытия каторги на вечное поселение в Сибири; Спивак Моисей Вениаминович, 19 лет, приказчик из г. Верхнеудинска, Мальцев Константин Александрович, 19 лет, типографский рабочий из Пермской губернии — ссылке на поселение с последствиями и праволишениями.
    /Г. А. Васильев.  Из революционного прошлого. Воспоминания. Улан-Удэ. 1958. С. 36-38./
    /Г. А. Васильев.  Из революционного прошлого. 2-е изд. Улан-Удэ. 1968. С. 36-38./






                                                            МОЙ ПЕРВЫЙ АРЕСТ
                                                                 (Из воспоминаний)
    29 (16) марта 1918 года. Утро. Иду на работу. По дороге захожу к Семену Толкачу (в 1919 году расстрелян в Забайкалье семеновцами). Иместе с Семеном выходим из ворот его квартиры. На улице у соседних ворот слышен крик. Видна группа вооруженных людей в шинелях, в центре которой член исполкома Якутского Совета рабочих депутатов т. Толстобров и старший милиционер городской милиции Константин Плаксин, которые о чем-то возбужденно спорят. Подходим ближе, чтобы узнать в чем дело. Не успели сделать десятка шагов, как от группы вооруженных людей отделилось несколько человек, которые окружали нас. Плаксин объявляет нам, что нас-то ему и нужно, что мы арестованы, также, как и тов. Толстобров, выражавший, как оказалось, протест против своего ареста.
    Арест для меня с Семеном был неожидан. Спрашиваем Плаксина: в чем дело, на основании чего арестованы. Получаем ответ: «потом узнаете». Нас повели. Из разговоров с конвоирами выяснялось, что арестованы мы «за большевизм». По дороге к нам присоединился еще отряд вооруженных людей с двумя арестованными товарищами — членами Совета рабочих депутатов. Всех нас приводят в милицию. Полный коридор вооруженных людей: милиционеры, солдаты, дружинники эсеровской боевой дружины. Нас проводит в отдельную комнату, все меблировка которой состоит из стала и двух стульев, на столе — канцелярские принадлежности. По-видимому, канцелярия участкового начальника милиции. Внутри комнаты у дверей становятся часовые с ружьями. Требуем начальн. милиции. Его нет, отвечают, скоро будет. Сидим в ожидании, что будет дальше. Настроение приподнятое. Чувствуется, что эти аресты даром им не пройдут. Двери в комнату из коридора часто приоткрываются и оттуда показываются любопытствующие физиономии, которые, обозрев нас, быстро скрываются. Кто-то входит и сообщает, что приехал начальник милиции. Нас проводят к нему. Начальник милиции эсер Клингоф, увидя нас, видимо, волнуется. Требуем от него сообщить о причинах нашего ареста, по чьему распоряжению произведен самый арест. Клингоф читает постановление о нашем аресте. Оказывается, что мы арестованы по постановлению Областного Совета, как активные авантюристы, претендующие на захват власти в области, причем, кроме нас подлежат аресту еще до 25 человек, поимущественно члены Совета рабочих депутатов и члены большевистской и меньшевистской организаций.
    Несмотря на наши протесты и заявления о непризнания нами власти Областного Совета, нас повели в общую тюрьму. В тюремной конторе обыскали, измерили, записали отличительные приметы и повели в тюремный двор. Здесь нас встретили товарищи, арестованные тем же утром, но несколько ранее.
    Представители рабочих организации. члены Совета рабочих депутатов, были брошены в тюрьму. Но рабочее население города было за нас. что доказало революционной манифестацией перед тюрьмой в первые же дни нашего заключения. а в дальнейшем — активным содействием с оружием п руках пришедшему из Иркутска отряду Красной армии под командой тов. Рыдзинского.
                                                                            *
    В-р
                                                        ПАМЯТИ Тов. ТОЛКАЧА
    Уроженец Западной России, из крестьян, Семен, будучи взят на военную службу, попадает в гор. Верхнеудинск Забайкальской обл. Здесь он сталкивается с работниками военной организации при с. д. комитете и под их влиянием проникается революционно-социалистическими идеями. Провал военной организации влечет за собой военный суд (в 1908 г.), затем каторгу, а по окончании ее — ссылку в Якутскую обл., куда Семен прибыл в 1911 году. Ему удается остаться на жительство в Якутске, где он нанимается в работники к одному кулаку-домовладельцу. Года за 2 до февральской революции Семен поступает матросом на пароход «Лену», а в навигацию 1917 года берется за профессию грузчика. В союзе грузчиков Семен сразу же завоевывает авторитет среди товарищей и становится его руководителем. От союза же он избирается делегатом в Совет раб. депутатов. Его выступление в Совете летом 1917 года с резким протестом против применения эсеровской милицией методов кулачной расправы с горожанами, а также на обл. продов, съезде, где он назвал группу кулацких делегатов-федералистов «мироедами» и «темными силами», вызывает к нему слепую ярость в рядах эсеровщины. С этих пор против Семена начинается бесстыднейшая травля, причем эсеры пускают в ход свои излюбленные средства: заведомую ложь и клеветнические измышления.
    В борьбе якутских рабочих с пресловутой «объединенной демократией» и ее ставленником Областным Советом Семен принимает активнейшее участие, являясь делегатом от грузчиков на городской конференции рабочих союзов, а также в Совете раб. депутатов последнего (мартовского) созыва. С установлением в Якутске сов. власти Семен назначается Исполн. Комитетом совдепа членом гор. комиссариата.
    С падением в августе 1918 г. сов власти в Якутии Семен подвергается аресту, а затем высылке в иркутскую тюрьму. В ноябре 1919 года его эвакуируют в Забайкалье, в вотчину кровавого атамана Семенова, и здесь в одном из семеновских застенков Семен находит себе смерть.


    /Октябрьская революция в Якутии. Вып. 1-й. Сборник воспоминаний. Якутск. 1928. С. 19-20, 64./


                                                                ПРЕДИСЛОВИЕ
    ...В новое здание сборника дополнительно включены: Е. В. Андреев, Д. Т. Афанасьев, Н. Егоров, П. Денисов, П. Иванчук, К. С. и Н. С. Семеновы, Н. Соловьев, С. А. Толкач, Г. К. Федоров, М. Шибанов, центросибирцы П. Журавлев и Осипов, один из первых революционеров и социал-демократов Якутии В. Н. Чепалов, один из командиров сводного отряда Центросибири по борьбе с контрреволюцией в Якутии Е. Лесневский и командир бодайбинского красногвардейского отряда А. Б. Стоянович.
    Партийный архив Якутского обкома КПСС просит читателей присылать свои отзывы и замечания о настоящем сборнике, а также новые материалы о погибших борцах за Советскую власть, которые будут использованы в дальнейшей работе по этой теме.
    П. Петров. Г. Старостин.


    ТОЛКАЧ, Семен Александрович. Уроженец Игуменской вол. (Дисненск. у., Виленск. губ.). В мае 1907 г., отбывая в Верхнеудинске (Забайкальск. обл.) военную службу, был арестован и приговором военного суда от 21 февраля 1908 г. осужден за принадлежность к военной соц.-дем. организации к 4 г. каторжных работ. По окончании срока заключения в Зерентуйской тюрьме (Нерчинской каторги) отправлен на поселение в Якутскую область. Прибыл в Якутск 14 сентября 1911 г., и назначен на жительство в дер. Новопокровскую, Амгинской вол. Вскоре получил разрешение па проживание в Якутске «временно, для заработков», здесь добывал средства к существованию физическим трудом (грузчик, матрос). Активный деятель революционного движения в Якутске в 1917-1918 гг. Подвергался со стороны эсеров гнусной клеветнической травле. Контрреволюционный «Областной совет» бросил его 29 марта 1918 г. в тюрьму вместе с другими активными борцами за власть Советов в Якутске. Освобожден из тюрьмы прибывшим из Иркутска сводным отрядом Красной Армии 30 июня 1918 г. Исполком Совета рабочих депутатов назначил его членом городского комиссариата. В августе 1918 г. был арестован и вскоре выслан в Иркутск. В иркутской тюрьме просидел свыше года. В ноябре 1919 г. колчаковцы отправили его в Забайкалье, где он был убит.
    /За власть Советов в Якутии. Биографический сборник о борцах, погибших в 1918-1925 годах. Изд. 2-е. Якутск. 1958. С. 35, 205./




Brak komentarzy:

Prześlij komentarz