piątek, 10 lipca 2020

ЎЎЎ Румза Кадафіч. Алёкмінскі сасланец Лейба Бэркан. Койданава. "Кальвіна". 2020.


    Лейба Кафіевіч Бэркан (Беркон) – нар. у 1873 г. у сям’і мешчаніна Ковенскай губэрні Расійскай імпэрыі.
    У траўні 1900 г. быў арыштаваны за арганізацыю дэманстрацыі ў м. Вільня і вызваленьне ад паліцыі трох палітычных арыштантаў.
    Загадам ад 21 лютага 1901 г. быў высланы ва Ўсходнюю Сыбір тэрмінам на 6 гадоў і іркуцкім ваенным генэрал-губэрнатарам разьмеркаваны ў Алёкмінскую акругу Якуцкай вобласьці. За ім добраахвотна ў выгнаньне адправілася ягоная жонка Хава Айзікаўна з дачкой Рахай.
    22 жніўня 1901 г. быў дастаўлены ў абласное места Якуцк, адкуль адпраўлены па прызначэньню. 28 жніўня 1901 г. быў дастаўлены ў Алёкмінск ды ўселены на жыхарства ў Амгінскай вёсцы. Жыў на казённую дапамогу. Жонка з дачкой улетку 1904 г. выехала ў Вільню.
    Па маніфэсту 11 жніўня 1904 г. тэрмін ссылкі ў яго скончыўся 21 лютага 1905 г. і, атрымаўшы прахадное пасьведчаньне, ён выехаў з Алёкмінскай акругі Якуцкай вобласьці на жыхарства ў Вільню.
    Літаратура:
*    Тепловъ П.  Исторія якутскаго протеста. (Дѣло «Романовцевъ»). Изданіе Н. Глаголева. С.-Петербургъ. 1906. С. 474.
*    Беркон Л. К. 129, 174, 175, 193, 297. // Казарян П. Л.  Олекминская политическая ссылка 1826-1917 гг. Якутск. 1995. С. 467.
*    Беркон Л. К. 129, 174, 175, 193, 297. // Казарян П. Л.  Олекминская политическая ссылка 1826-1917 гг. Изд. 2-е дополненное. Якутск. 1996. С. 467.
    Румза Кадафіч,
    Койданава




    /П. Тепловъ.  Исторія якутскаго протеста. (Дѣло «Романовцевъ»). Изданіе Н. Глаголева. С.-Петербургъ. 1906. С. 474./



                                                                    Глава Четвертая
                                                    ЖИЗНЬ КОЛОНИИ ССЫЛЬНЫХ
                                                  3. Общественно-политическая жизнь
    ...В истории политической ссылки Якутской области известны многочисленные вооруженные, коллективные и индивидуальные письменные протесты в адрес властей.
    «Романовский» вооруженный протест 18 февраля - 7 марта 1904 г. нашел широкий отклик во всей России. Отовсюду в адрес центральных и местных властей поступали протесты и выражалась солидарность с «Романовцами» [* Из истории революционной деятельности ссыльных большевиков в Якутии. – С. 61-63; Кротов М. А. Два вооруженных протеста якутских политических ссыльных. – С. 61-65.].
    Не осталась в стороне и олекминская колония политических ссыльных. Из 30 водворенных в Олекминском округе политических ссыльных 17 чел. (Родионов Н. Н., Урицкий М. С., Бротман Х. Г., Теодоровичи И. А. и Г. И., Беркон Л.К., Геншафт Ш. Я., Левин Г.И., Розенштейн З. И., Рабинович Г. А., Цвиллинг Г. М., Шипулинские Ф. П. и Р. Я., Рабинович С. З., Зильберман Ш. О., Бруккер С. Ш., Бродский М. Ю.) выражали в направленных в адрес министра внутренних дел и якутского губернатора телеграммах солидарность с требованиями «романовцев».
    Якутский губернатор 2 марта 1904 г. получил из Департамента полиции телеграмму о том, что «распоряжением министра приказано подчинить просмотру в порядке 29 (статьи — П. К.) Положения (о полицейском — П. К.) надзоре почтовую телеграфную корреспонденцию» поименованных выше 17 олекминских политссыльных. Доведя 3 марта до сведения олекминского исправника распоряжение министра внутренних дел, якутский губернатор Чаплин подчеркивал: «...телеграммы поднадзорных, выражающие протесты сочувствия, должны задерживаться...» [* ЦГАЯ, ф. 12, оп. 12, д. 676, л. 4.].
                                                                       Глава Пятая
                                                    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ССЫЛЬНЫХ
                             4. Научно-исследовательская и публицистическая деятельность
    Публицистическая деятельность олекминских политических ссыльных носила как легальный, так и нелегальный характер. В легальных изданиях публиковались сведения об Олекминском округе, его хозяйстве, занятиях жителей, происшествиях. В нелегальных изданиях, как правило, без подписи, находили место сведения о жизни колонии политссыльных, стычках с властями, побегах и т.д. Без подписи порой трудно установить автора, но, анализируя, можно определить примерный источник сообщений.
    В июле 1904 г. БУНД в Женеве в двух выпусках издал материалы о «романовском» протесте и о драме, развернувшейся под Нохтуйском, с партией политссыльных, когда погиб начальник партии и политссыльный Шац.
    В изданиях приводятся многие данные, в т.ч. и тексты протестов по поводу «романовки». Для более полного и обстоятельного обозрения приводим сведения о протестах олекминских политссыльных в адрес местных и центральных властей целиком, тем более это первое издание, где приводились эти данные: «II. Телеграмма олекминских ссыльных якутскому губернатору и министру внутренних дел.
    «Мы вполне присоединяемся ко всем требованиям забаррикадировавшихся якутских товарищей и заявляем, что не будем подчиняться ни циркулярам, отмены которых они требуют, ни административным наказаниям за нарушение этих циркуляров.
    Политические ссыльные города Олекминска:
    Урицкий, Родионов, Зальберман, Теодорович Иван, Теодорович Глафира, Шипулинский Феофан, Шипулинская Раиса, Рабинович Соломон, Рабинович Григорий, Сара Брукер, Левин, Геншафт, Бронтман Костя, Бронтман Чарна, Беркон, Беркон Хава, Цвиллинг, Розенштейн».
    На другой день к этой телеграмме присоединился Бродский. Палушкин и Гургенадзе отправили телеграмму того же содержания, но в несколько более мягкой форме.
    Проживающие в Нохтуйске Олекминского округа ссыльные Каплан и супруги Красиковы отправили телеграмму следующего содержания:
    «Присоединяемся к заявлению, поданному Вам якутскими товарищами. На неудовлетворение выставленных в этом заявлении требований мы будем реагировать всеми подходящими средствами, не останавливаясь перед самыми крайними».
    Супруги Аргуновы, Павлов и Кислицын отправили следующего содержания телеграмму:
    «Присоединяемся к заявлению, поданному Вам якутскими товарищами об отмене циркуляров, направленных к стеснению условий нашей ссылки. Исполнять же циркуляры отказываемся» [* Якутская история. Материалы. Вып. 1. – С. 28.].
    Нам кажется, что источник данной информации о протесте олекминских политссыльных исходил именно из олекминской колонии. Даже отбросив ту нелегальную связь колонии, которую она имела с внешним миром, мы отметим ряд других веских фактов для наших выводов.
    Ряд фамилий в документе дается в искаженном виде, например, вместо Гургенадзе — Гуринодзе, Кислицына-Кислицин, Бруккер-Брукер. Бронтман назван не по настоящему своему имени Хаскель, а Костя. Это означает, что ряд искажений допустил источник или тот, кто подвергал первичной обработке для печати материал, не знал настоящего имени, указав принятые в общениях имена, например, вместо Хаскель Костя.
    Из указанных в документе лиц двое не являлись политическими ссыльными, это добровольно следовавшие в ссылку за мужьями Беркон Хава и Бронтман Чарке (Чарне). Следовательно, источник механически этих двух женщин причислил к ссыльным, не зная истинные мотивы их пребывания в олекминской ссылке.
    Сопоставление данных женевского издания с другим документом, сведением о ссыльных Якутской области, в связи с телеграммой директора Департамента полиции Лопухина от 9 марта 1904 г. о непринятии коллективных телеграмм от поднадзорных с выражением протестов показывало, что в Олекминском округе насчитывалось 30 ссыльных, корреспонденция которых подлежала контролю.
    Из списка 30 ссыльных, составленного 15 марта 1904 г., в числе подавших протесты было 23 чел. (Урицкий, Бродский, Зильберман, Гоншафт, Палушкин, Бронтман, Гургенадзе, Теодорович И., Теодорович Г., Бруккер, Беркон, Левин Г., Родионов Н., Рабинович Г., Шипулинский Ф., Шипулинская Р., Кислицын, Каплан Я., Рабинович С., Аргунов А., Аргунова М., Красикова А., Красиков М.). В этом списке нет фамилии участвовавшего в протесте В. Е. Павлова. Как мы уже подчеркивали, Беркон X. и Бронтман Ч. были просто женами политссыльных, Цвиллинг Г. М. и Розенштейн З. И. были оставлены в Олекминске по болезни временно.
    Примечательно, что подлежала контролю корреспонденция и тех олекминских политссыльных, которые не участвовали в протесте — П. С. Суханова, К. И. Дуткевича, П. В. Кузьмина, П. М. Ананьева, М. Б. Альфеса, Н. Г. Певзнера, А. А. Чепика [* ЦГАЯ, ф. 12, оп. 12, д. 676, л. 6-7, 15-16.].
    Анализируя всю вышеприведенную информацию, можно заключить, что сведения об участии олекминских политссыльных в протесте поддержки «романовцев» исходили из олекминской колонии политссыльных...
                                                                     Приложение 4
                                                             КРАТКИЕ БИОГРАФИИ
                              ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ ОЛЕКМИНСКОГО ОКРУГА
                                                                       (1826-1917 гг.)
    БЕРКОН ЛЕЙБА КАФИЕВИЧ род. в 1873 г. в семье мещанина Ковенской губ. Арестован за организацию в мае 1900 г. демонстрации в г. Вильно и освобождение от полиции трех политических арестантов. Повелением от 21 февраля 1901 г. выслан в Восточную Сибирь сроком на 6 лет и иркутским военным генерал-губернатором распределен в Олекминский округ, в местность по усмотрению якутского губернатора. Добровольно за ним в ссылку следовала жена Хава Айзиковна с дочерью Рахой.
    Доставлен в г.Якутск 22 августа 1901 г. и отправлен по назначению. Прибыл в Олекминск 28 августа и водворен на жительство в Амгинской деревне. Жил на семейное казенное пособие. Жена с дочерью летом 1904 г. выехала в Вильно.
    По применении манифеста 11 августа 1904 г. срок ссылки окончил 21 февраля 1905 г. и, получив проходное свидетельство, выехал на жительство из Олекминского округа в г. Вильно.
                                                                 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
    Беркон Л. К. 129, 174, 175, 193, 297.
    Беркон Х. А. 174, 175, 193, 297.
    /П. Л. Казарян.  Олекминская политическая ссылка 1826-1917 гг. Изд. 2-е доп. Якутск. 1996. С. 129-130, 173-175, 297, 467./




Brak komentarzy:

Prześlij komentarz