niedziela, 12 lipca 2020

ЎЎЎ Валянціна Нікалаева. З гісторыі ўкраінска-якуцкіх сувязей. Койданава. "Кальвіна". 2020.



    Валянціна Віктараўна Мікалаева - нар. 10 верасьня 1927 г. у месьце Якуцк, сталіцы ЯАССР, якая ўваходзіла у РСФСР - СССР.
    У 1949 г. скончыла гістарычны факультэт Якуцкага пэдінстытута, у 1953 г. асьпірантуру Інстытута гісторыі АН СССР. Кандыдацкая дысэртацыя “Калектывізацыя паўднёвых раёнаў Якутыі” (1954). У 1953-1969 гг. працавала ў Інстытуце мовы, літаратуры і гісторыі Якуцкага філіялу Сыбірскага аддзяленьня АН СССР, у 1959- 1965 гг. загадчык сэктару гісторыі, у 1969-1973 гг. м.н.с., у 1973-1986 гг. с.н.с. аддзелу гісторыі сацыялістычнага будаўніцтва Інстытуту гісторыі АН УССР. Удзельнічала ў напісаньні калектыўных працаў:
    Очерки по истории Якутии советского периода. Якутск. 1957.
    История Якутии. Якутск. 1966.
    Історія Української РСР. Т. 6. Київ. 1977.
    История Украинской ССР. Т. 7. Киев. 1984.
    История Киева. Т. 3. Кн. 1. Киев. 1985.
   Літаратура:
*    Вчені Інституту історії України. Біобібліографічний довідник. Випуск 1. Київ. 1998. С. 223.
*    Ученые-исследователи Института гуманитарных исследований Академии наук РС(Я). Биобиблиографический справочник. Якутск. 2005. С. 185.
    Салёха Гарбуз,
    Койданава













    Валентина  Николаева (Киев)
                                  ИЗ ИСТОРИИ УКРАИНСКО-ЯКУТСКИХ СВЯЗЕЙ
    Зарождение связей между украинским и якутским народами следует отнести к середине XVII в. Еще в 1646-1647 гг на р. Лене наряду с русскими было поселено 37 семей «черкас» - украинских казаков и беглых крестьян. Они привезли с собой семена ржи, ячменя, овса сельскохозяйственный инвентарь (лемеха, косы, серпы) и стали засевать по 10 десятин «государевых» земель да по 5 десятин для личных нужд.1 В якутской тайге началось приобщение к земледелию населения, которое раньше занималось преимущественно скотоводством и охотой.
    Большое влияние на дальнейшее развитие интернациональных связей между народами России, оказала их совместная борьба против социального и национального гнета. Царизм превратил Якутию в «ледяную тюрьму без решеток и замков». Здесь отбывали ссылку и декабристы, и народники и революционные социал-демократы, большевики.
    Политические ссыльные проводили среди коренных жителей края культурно-просветительную работу. Им приходилось быть и юрисконсультантами, и докторами, и учителями, и советчиками во всех делах.2 Глубокий след в истории якутского народа оставило в частности пребывание в крае ссыльных декабристов. Член «Южного общества декабристов», участник восстания солдат Черниговского полка М. И. Муравьев-Апостол, отбывая ссылку в Вилюйске, принимал участие в исследований месторождений слюды в экспедиции под. руководством, норвежского лейтенанта Дуе, а также учительствовал. В его. воспоминаниях и письмах содержаться ценные этнографические сведения про якутов. Отъезжая на родину, Муравьев-Апостол пожертвовал приобретенную им юрту для размещения местного лепрозория.3 3а участие в деятельности «Общества объединенных славян» в Якутию сослали крестьянина Подольской губернии П. В. Выгодовского (Дунцова), который занимался и в ссылке пропагандой идей декабризма.4
    В 80-х – 90 годах. XIХ в. в ссылке в Якутии перебывали революционеры народники и члены первых рабочих организаций, которые действовали в центральных районах России и в Украине, а также прогрессивные писатели. Среди них были видный писатель В. Г. Короленко, украинский поэт, революционный демократ П. А. Грабовский, уроженец Полтавской губернии ученый С. Ф. Ковалик,5 рабочие Н. В. Левченко, Ф. Я. Давыденко, А. Бойченко, организатор Чигиринского бунта крестьян Я. Стефанович, а также его участники: крестьяне Е. А. Олейник, И. И. Песков и др.
    В условиях ссылки народники, проявляя свое отношение к царизму, отказывались от принятия присяг на верноподданность царю, писали жалобы и протесты против своеволия местной администрации и т.д. Так, в 1889 г. широкую огласку получила Монастыревская трагедия. Из-за тяжелых условий пути и жестокости конвоиров, группа политических ссыльных после прибытия в Якутск отказались двигаться дальше и учинила вооруженный отпор. Среди ссыльных были и участники движения народников в Украине. Решением военно-полевого суда трех ссыльных покарали смертью, остальных отправили на каторгу. Известие о кровавой расправе быстро облетела всю Россию. Большую роль в этом сыграл, в частности, «Протест русскому правительству», написанный П. А. Грабовским и его товарищами по ссылке в Балаганском округе Иркутской губернии. «...Кровь наших товарищей и протестующий голос ссылки - писали они - вызовет в нем новый запас революционной энергии, большую степень напряженности в борьбе с деспотизмом, за лучшее будущее нашей Родины»6 Авторы «Протеста» были высланы в Якутию.7
    Ссыльнопоселенцы внесли значительный вклад в хозяйственную и культурную жизнь края. Так, огородничеством в  Якутском округе занимались О. Бойченко и Ф. Давыденко,8 в Верхоянске П. И. Войнаральский. Последний опубликовал ряд статей про возможность земледелия на Крайнем Севере.
    Рискуя жизнью, боролся с эпидемией кори и оспы, которые вспыхнули в 1880 г. в Верхоянске, «земский' доктор из Херсонщины Я. М. Белый.9 Метеорологические наблюдения в Вилюйском округе проводил М. А. Ромась - уроженец Черниговской губернии (его встреча с М. Горьким описана в «Моих университетах»), а на «полюсе холода» в Верхоянске - Р. Протас. Изучением социально-экономических отношений в Якутском улусе, в частности влиянию золотых приисков на хозяйство якутов, занимался С. Ф. Ковалик. В экспедиция под руководством П. А. Сикорского, которая изучала Аяно-Нельканский тракт (1890 г.), принимал участие Я. Ф. Стефанович.10
    Быт якутского населения, его дружеские отношения с политическими ссыльными были отражены в литературном творчестве В. Г. Короленко, в частности в его «Истории моего современника» и «Сибирских очерках и рассказах». Писатель занимался огородничеством, ремеслом, репетиторством, открыл в своем доме библиотеку для детей якутов и русских крестьян.
    Глубоким сочувствием к угнетенному якутскому народу была проникнута литературно-публицистическое творчество П. А. Грабовского. В очерке «Червоний каптан» он подчеркнул общность тяжелой доля украинского и якутского народов в условиях царской России.11 Под влиянием публицистических произведений политических ссыльных якутская тема заинтересовала известную украинскую поэтессу Л. Украинку («Якутська поема». «Одне слово»).
    В начале 90-х годов в ссылку в Якутию начали прибывать революционные социал-демократы, участники «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Петербурга и Киева, а также искровцы. Революционные социал-демократы и в условиях ссылки не останавливали политической пропаганды среди народа. Так, распространением марксисткой литературы, ленинской «Искры», а также отдельных произведений Владимира Ильича занимался в Вилюйске, член, киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» В. Перазич-Солодухо.12 Революционную агитацию среди крестьян Олекминского округа проводил член Киевского комитета РСДРП М. С. Урицкий, который исполнял обязанности писаря в Чекурской волости.13
    В начале XX века в связи с нарастанием революционного движения царское правительство усилило репрессии и полицейский террор. В ответ на это якутские ссыльные решили учинить вооруженное сопротивление.14 18 февраля 1904 г. 57 чел. забаррикадировались в доме якута Романова. Они послали губернатору края заявление, в котором сообщали, что не разойдутся, пока не будут упразднены репрессивные циркуляры. Для руководства обороной был избран исполнительный комитет, в состав которого вошли бывший член Екатеринославского комитета РСДРП искровец А. А. Костюшко-Валюжанич, ученик и соратник В. И. Ленина В. К. Курнатовский и украинский рабочий, член социал-демократической организации Ю. Матлахов. Комитет распространил среди населения и солдат листовки, в которых разъяснял содержание борьбы против самодержавия и призывал «нога в ногу идти на общего врага, на российское правительство, на его прислужников, на всех кровопийц и тиранов».15
    18 дней развевалось над домом Романова красное знамя - символ революции. Во время осады участников протеста обстреливали полицейские, солдаты и казаки. Ю. Матлахов погиб, 3 чел., было ранено. Оставшиеся ссыльнопоселенцы решили прекратить вооруженную борьбу и использовать будущий судебный процесс для разоблачения царизма.
    Под влиянием революционной пропаганды политических ссыльных трудящиеся далекого северного края во время революции 1905-1907 гг. впервые приняли участие в политических демонстрациях. В г. Якутске была создана молодежная организация социал-демократического направления. После поражения революции в якутскую ссылку прибыли большевики. С 1909 г. по 1913 г., в частности, там находился М. О. Скрыпник. Занимаясь пропагандистской работой среди молодежи, он одновременно с увлечением изучал природу и историю края, подарил местному краеведческому музею собранную коллекцию останков ископаемых животных.16
    Особенно активизировалось общественно-политическая жизнь в крае с прибытием видных деятелей большевистской партии, учеников и соратников В. И. Ленина - С. Орджоникидзе, Е. Ярославского и Г. Петровского.
    В острой полемике с меньшевиками и эсерами большевики сплотили ссыльнопоселенцев на марксистско-ленинской платформе. Они создали Якутскую организацию РСДРП, нелегальные марксистские молодежные кружки, развернули пропагандистскую работу среди рабочих и бараков. Под руководством большевиков в марте 1917 г. в Якутске была свергнута царская власть. Обязанности председателя городского Комитета общественной безопасности, а заодно и временного управляющего Якутской областью по решению большевиков взял на себя Г. И. Петровский. Был создан Совет рабочих и солдатских депутатов и первые профессиональные союзы. Начал выходить печатный орган местной организации РСДРП газета «Социал-демократ». В её первом номере была опубликована статья Г. И. Петровского «С днями свободы – писал он – якутское население будет впитывать в себя социалистическую мысль, ту мысль, которая должна создать равенство и обеспечить массы беднейшего населения от эксплуатации капиталистами и кулаками».17 Газета впервые познакомила трудящихся Якутии с биографией В. И. Ленина.
    После их отъезда в Центральную Россию политическая обстановка в Якутии изменилась. В организации РСДРП взяли верх меньшевики. Усилилось эсеровское влияние и буржуазно-националистическое федералистическое движение. Контрреволюционный «Областной совет» не признал  Советской власти.
    Советское правительство направило на помощь трудящимся Якутии отряд Красной Армии. 1 июля 1918 г. при его поддержке рабочие Якутска, руководимые большевиками, совершили революционный переворот. В крае была провозглашена Советская власть. В ее утверждении определяющую роль сыграла бескорыстная помощь русского, украинского, всех других народов страны. За социальное и национальное освобождение якутского народа отдали жизни И. М. Струченко, О. Царственый, Г. А. Корж, П. И. Стокоз, М. А. Ефименко и много других сыновей Украины.18 Только в 1922 г. в борьбе с бело бандитами погибло 726 чел., в том числе 30 украинцев.19
    Навсегда останется в памяти людей имя отважного коммуниста В. Д. Котенко. Он прибыл в Якутию с отрядом Красной Армии 30 июня 1918 г. Затем исполнял обязанности уполномоченного губисполкома по северным округам. Под его руководством чукчи и юкагиры впервые приняли участие в выборах в местные Советы. В 1922 г., когда на Север вторглись банды белогвардейцев, поддерживаемые японскими интервентами, В. Д. Котенко руководил формированием партийно-комсомольских добровольных отрядов, организовывал эвакуацию запасов меха. Во время одной из поездок по краю он попал в руки белогвардейцев которые его расстреляли.20
    Геройской смертью погиб также столяр Харьковского завода Гельферих-Саде, участник гражданской войны на Украине С. Р. Рахманов.21 Откликнувшись на призыв партии, он в марте 1922 г. выехал на работу в Якутию, был председателем Якутского губпрофсовета, руководителем промышленного отдела Наркомторга республики. Его корреспонденции в газетах «Коммунист» и «Пролетарий» (Харьков), а также «Автономная Якутия» информировали о события в братских республиках. По распоряжению Партийного комитета Рохманов выехал на Колыму для организации обороны от банды Пепеляева. Возвращаясь, он попал в бандитскую засаду и был по-зверски замучен.
    В. И. Ленин, как известно, теоретически обосновал возможность непосредственного перехода к социализму народов, которые в своем развитии не прошли капиталистической стадии. В приветственной телеграмме трудящимся Якутии в апреле: 1912 г. он указывал на определяющее условие решения этой проблемы - помощь русских рабочих и крестьян.22
    На призыв вождя помочь, отсталым народам уничтожить фактическое неравенство откликнулись и трудящиеся Украины. Не только энтузиасты, а весь рабочий класс, трудовое крестьянство и интеллигенция приняли участие в социалистических преобразованиях в национальных окраинах. В годы социалистической реконструкции народного хозяйства Украинская ССР оснащала первенец социалистической индустрии на Севере - Алдан - горнодобывающей техникой. На трассе Северного морского пути и в Ленском речном, пароходстве появились суда, построенные на верфях Украины. А на машинно-тракторные станции, в совхозы Якутии начали прибывать трактора и комбайны из Украинской ССР.
    Рабочие и колхозники Украины щедро передавали якутам свой трудовой опыт, помогали овладевать передовыми формами труда, организовывать соревнования. Тесные связи установились, в частности, между горняками Алдана и Донбасса. В 1931 г. в Донецком крае побывала делегация алданских рабочих, С этого времени между ними завязалась деловая переписка. В 1933 г. горняки Донбасса через республиканскую газету «Социалистическая Якутия» искренне поздравили трудящихся Якутии с 10-й годовщиной Алданского золотопромышленного района23. Алданские рабочие выстудили инициаторами расширения в крае изотовского и стахановского движения. Они первыми переняли метод работы отбойным молотком, график цикличности в организации добычи угля и другие передовые формы труда.
    Установились контакты между крестьянами. Общество хамначчитов (батраков), образованное еще в дни Февральской революций при непосредственном участии Г. И. Петровского,  поддерживала связь с Центральным Комитетом бедных крестьян Украины. Якутский комитет крестьянской взаимопомощи побратался с КВД Украины.24
    Неоднократно посещали Украину делегации якутских колхозников. Так, в 1935 г. группа бывших красных партизан побывала на Харьковском тракторном заводе, в совхозах и колхозах Харьковщины. После чего рабочие взяли шефство над одним из колхозов Якутии.25 В 1940 г. делегация якутских колхозников гостила на Полтавщине.26 По их приглашению летом 1940 г. 172 семьи колхозников Полтавской области переехали в Якутию.27
    Глубокий советский патриотизм и чувство единой родины показали трудящиеся Якутии в годы Великой Отечественной войны. Много воинов-якутов приняли участие в освобождении Украины от фашистских захватчиков. Около 1 тыс. чел., в частности, воевали в составе 226-й стрелковой дивизии, переименованной в 1943 г. в Полтавскую гвардейскую. Более 500 чел. приняли участие в боях под Харьковом. Среди 13 якутян, удостоенных звания Героя Советского Союза, 8 были награждены за форсирование Днепра.28 Это - В. А. Колбунов, М. С. Жадейкин, В. М. Стрельцов, Ф. К. Попов, В. Д. Логвинов, М. П. Тепляков, К. К. Краснояров, Е. П. Шавкунов, Широко известны также подвиги снайпера эвенка И. М. Кульбертинова, кавалера трех орденов Славы якута Д. М. Петрова, начальника штаба 61-й гвардейской дивизия генерал-майора А. И. Притузова и много других якутян, которые воевали в Украину.29
    Трудящиеся Якутии внесли .значительный вклад в укрепление боеспособности Красной Армии. На их личные сбережения была выпущена и передана 1-му Украинскому фронту колонна танков. В условия:, неурожайного 1943 г. рабочие и крестьяне края собрали в фонд восстановления освобожденных районов страны 3,5 млн руб., сдали 23 тыс. лошадей, десятки тысяч пудов зерна, мяса, рыбы.30
    Еще больше крепли экономическими культурные связи между двумя братскими республиками в послевоенные годы. Живой интерес якутов к украинской культуре, мелодичным песням и: танцам заметил еще П. Грабовский. Но только в советское время, после ликвидации сплошной неграмотности, с формированием советской литературы и искусства северных народов стало возможным глубокое знакомство трудящихся Якутии с культурою украинского народа. В 30-х годах появились первые переводы на якутский язык произведения Т. Шевченко. В послевоенные годы украинская тематика начала занимать заметное мест в произведениях якутских писателей и поэтов: С. Кулачикова-Элляя (поэмы «Украина», «Друг народа»), М. 3олотарева-Якутского (роман «Золотой ручей»), Л. Попова, С. Данилова и многих других поэтов и писателей. На якутский язык переведены также произведения П. Грабовского, Л. Украинки и многих других советских писателей Украины. Произведения классиков украинской литературы изучаются в школах республики. На сценах якутских театров ставятся пьесы О. Корнейчука «Фронт», «Платон Кречет», «Богдан Хмельницкий». В репертуаре коллектива художественной самодеятельности всегда есть украинские песни и танцы.
    Из года в год расширяется сотрудничество, углубляется процесс взаимообогащения культур братских народов. Якутская тематика, в частности, получила отображение в произведениях киевского поэта П. Дорошенко, донецкого композитора Ю. Николаева. («Якутська поема»), в репертуаре профессиональных исполнительных коллективов.31
    Как свой национальный праздник отметили трудящиеся Якутия памятные даты в жизни Украинской ССР - воссоединения Украины с Россией, юбилеи Т. Шевченко, Л. Украинки, И. Франко и др. К 300-летию воссоединения Украины с Россией, например, вышли в свет материалы научной сессии Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР, посвященные этой дате, а также избранные произведения Т. Шевченко, сборник «Писатели Украины».
    Еще более крепкими стали дружественные связи советских народов на этапе развитого социализма. Одним из первоочередных народнохозяйственных заданий, которые встали перед советским народом, есть включение в экономический потенциал страны минеральных и энергетических ресурсов Сибири и Дальнего Востока, в том числе и Якутии. И снова на призыв партии откликнулись братские республики. Представителей всех национальностей страны, среди которых 12 тыс. украинцев, зафиксировала Всесоюзная перепись населения 1959 г. на территории Якутии32. Они принимали участие в освоении месторождений алмазов, в строительстве в условиях вечной мерзлоты мощных электростанций - Вилюйской ГРЭС и Якутской ТЭЦ. Промышленные предприятия Украины поставляли оборудование для этих строек.
    Ученые Украинской ССР принимали участие в исследовании Лено-Вилюйской газоносной провинции, в разработке методов использования природного газа. Инженеры и техники проектных институтов «Югднепрогаз» (Донецк) и «Югднепротрубопровод» (Киев) помогали в разработке и строительстве 200-километрового газопровода Тас-Тумус - Якутск, который обеспечил столицу Якутской АССР природным топливом Усть-Вилюйского месторождения.33
    Символом дружбы и сотрудничества советских народов является строительство Байкало-Амурской магистрали. Ее северная ветка (от Тынды до Беркакита), которую проложили по территории Якутии, дала возможность начать комплексное освоение и транспортирование коксующегося угля и других полезных ископаемых из южных районов республики, способствуя ускорению формирования народнохозяйственных комплексов Сибири и Дальнего Востока.
    На важные исторические события в жизни советских республик богат 1982 год. Советский народ отметил 1500-летие Киева. В Якутской АССР по поводу этой даты прозвучали специальные радио- и телепередачи, в прессе были напечатаны материалы, которые рассказывали про древний и социалистический Киев.
    Общественность Украины в свою очередь приняла участие в праздновании 350-летия добровольного вхождения Якутии в состав Российского государства и 60-летия образования Якутской АССР, поздравила жителей Якутска по случаю награждения города орденом «Трудового Красного Знамени».
    Празднование исторических дат в жизни обеих республик проходило под знаком подготовки к самому важному событию года 60-летия образования Союза ССР. С большими политическими и трудовыми успехами встречают братские народы страны этот важный праздник.
    История формирования дружбы и братства между украинскими и якутскими народами убедительно свидетельствует о том, что главной предпосылкой их побратимства была классовая солидарность в борьбе с царизмом и буржуазно-помещичьим строем. Под руководством коммунистической партии на основе принципов пролетарского интернационализма сложился братский союз народов Советского Союза, в том числе рабочих и крестьян Украины и Якутии. Гармоничное единение сокровенных интересов всего советского народа с национальными интересами наций и народностей, достигнутое на этапе развитого социализма, еще больше укрепило узы дружбы и братства между ними.
                                                                 ПРИМЕЧАНИЯ
    1. Колониальная политика Московского государства в Якутии ХVII в.: Сб. документов. Л., 1936, с.49-50.
    2. См.: Нагорна Л.  Фелікс Кон. К., 1963, с. 27.
    3. Декабрист М. И. Муравьев-Апостол: Воспоминания и письма. Пг., 1922.
    4. БЭС, т. 9, с. 429.
    5. Сергей Филиппович Ковалик родился 13 октября (25 октября по старому стилю) 1846 года в имения Свадковичи (Сватковичи) Чериковского уезда Могилевской губернии [сейчас Республика Беларусь], принадлежавшим его отцу Филиппу Ивановичу Ковалику, полковнику царской армии, уроженцу Зеньковского уезда Полтавской губернии - А.Б.,В.П.
    6. Павло Грабовський у документах, спогадах і дослідженнях. К., 1965, с. 121-122
    7. Каторга и ссылка, 1929, № 3, с. 118.
    8. Материал юбилейной сессии Института усовершенствования учителей. Якутск, 1957, с. 54 История Якутской АССР, М.-Л., 1958. Т. 2, с. 305.
    9. История Якутской АССР, т. 2, с. 353.
    10. Там же, с. 358, 361. [Рувим Абрамович Протас – уроженец г. Минска (Беларусь) - А.Б.,В.П.]
    11. Павло Грабовський у документах, спогадах і дослідженнях, с. 121.
    12. История Якутской АССР, т. 2, с. 151. [Перазич Владимир Давидович, серб, род. 5 сентября 1868 г. в губернском городе Витебск (современная Республика Беларусь) - А.Б.,В.П.]
    13. Там же, с. 377.
    14. Документы о революционных событиях 1905-1907 гг. в Якутии: Сб. статей. Якутск, 1957, с. 21.
    15. Там же, с. 26-29. [Корни у Антона Костюшко-Валюжанича из Могилевской губернии (современная Республика Беларусь) - А.Б., В.П.]
    16. Бойцы ленинской гвардий в Якутии. Якутск, 1970, с. 93-98.
    17. Социал-демократ, (Якутск), 1917, 18 марта.
    18. Памятник борцам революции в Якутии. Сб. документов. Якутск, 1923, с. 94, 178.
    19. История Якутской АССР, М., 1963. Т. 3, с. 57.
    20. Памятник борцам революции Якутии, с. 74-88.
    21. За власть Советов в Якутии. Биограф. сборник. Якутск, 1958, с. 157-158.
    22. Ленинский сборник, XX. М., 1932, с. 327.
    23. Социалистическая Якутия, 1933, 24 окт.
    24 . Партархив Якутского обкома КПСС, ф. 3, оп. 1, д. 71, л. 259.
    25. ЦГА ЯАССР. ф. 52г., оп. 4, д. 731, л. 16.
    26. Комуніст, 1940, 4 берез.
    27. ЦГА ЯАССР. ф. 52г., оп. 4, д. 38, л. 7.
    28. Исследовательницей ошибочно включены в перечень и воины-якутяне, которые форсировали Днепр на территории Белорусской ССР. (Напр. Фёдор Попов 1 октября 1943 г. переправился через реку Днепр у деревни Глушец Лоевского района Гомельской области БССР и пал смертью храбрых в бою 10 октября 1943 года. Похоронен в деревне Деражичи Лоевского района Гомельской области БССР). - А.Б.,В.П.
    29. Вклад народов Якутии в дело победы (1941-1945 гг.): Сб. документов. Якутск, 1968. Т. 1, с. 112.
    30. История Якутской АССР, т. 3, с. 248.
    31. Правда Украины, 1971, 13 дек.
    32. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. РСФСР. М., 1963, с. З34.
    33. Вечірній Київ, 1971, 9 жовт.
    /Український історичний журнал. Київ. № 10. 1982. С. 67-73./










 





Brak komentarzy:

Prześlij komentarz